Эффект вертера примеры. Эффект Вертера: описание, особенности и примеры проявления

Или другими СМИ , либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа . Выявлен в -1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего , который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную популярным для своего времени романом Гёте «Страдания юного Вертера » (отсюда и произошло название феномена).

Также Дэвид Филлипс и Линди Карстенсен () изучали существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет ( -), взяв данные о 12 585 самоубийствах подростков и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии 0-7 дней после такой истории в новостях. Это увеличение коррелировало (r = 0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Такая корреляция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрослых людей, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков.

Наконец, изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с по 1968 год , Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.

Филлипс отметил сходство между ситуацией первого ставшего знаменитым самоубийцы и ситуациями тех, кто покончил с собой вслед за ним (если самоубийца был в возрасте - возрастали самоубийства среди пожилых людей; если принадлежал к определённому социальному кругу или профессии - то учащались самоубийства в этих сферах), а также сходство между первым и последующими способами сведения счётов с жизнью. Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людей, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьём-то самоубийстве как своеобразную подсказку и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них похож.

В первой половине 1980-х годов в Германии, во время и после показа телесериала «Смерть студента», где в начале каждой серии демонстрировался акт суицида студента под колесами поезда, было отмечено увеличение случаев самоубийств на 175 % среди молодежи 15-19 лет именно тем образом, который и был показан в сериале - под колесами поезда. Этот эффект резкого увеличения количества суицидов повторился год спустя, когда сериал вновь демонстрировали по ТВ .

В Австрии , где в 80-е годы XX века чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.

Волну самоубийств, прокатившуюся после смерти Мэрилин Монро , Дэвид Филлипс также приписал действию эффекта Вертера.

В борьбе против эффекта Вертера хорошие результаты дают ирония, сарказм. В России после выхода в 1792 г. в свет книги Н. М. Карамзина «Бедная Лиза » тоже наблюдалась волна самоутоплений среди молодых девушек. Она прекратилась после того, как возле прудов и озёр стали ставить столбы со следующей надписью: (см. также

В каждом существе, включая человека, присутствует инстинкт самосохранения. Однако бывают случаи, когда этот инстинкт не срабатывает, и живое существо стремится к смерти...

После выхода в свет сентиментального романа Гете «Страдания юного Вертера» в конце XVIII века многие молодые люди, потерпевшие фиаско на любовном фронте, в подражание главному герою совершали акт самоубийства, стреляя себе в голову. Бестселлер имел небывалый успех - молодые люди одевались как Вертер, вели себя как Вертер и говорили как Вертер. Четверть века спустя Наполеон Бонапарт, обеспокоенный нескончаемой чередой самоубийств у себя в армии, даже запретил чтение этого романа.

Большинство современников Гете искренне полагали, что писатель совершил непростительную ошибку, внушив молодежи гибельную мысль. Пик самоубийств в подражание Вертеру закончился только с началом XIX века. Но и в последующие годы мода на суицид неоднократно возобновлялась. Поводом к этому служила добровольная смерть кого-либо из знаменитостей, причем их поклонники, пожелавшие отправиться вслед за ними на тот свет, использовали именно тот способ сведения счетов с жизнью, что и кумир.

Волна подражаний в России того времени была вызвана выходом в свет повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Главная героиня сводит счеты с жизнью, страдая от несчастной любви. Она бросается в пруд. Поскольку место этого печального события было указано писателем точно - Лисин пруд вблизи Симонова монастыря в Подмосковье, - вся история воспринималась как подлинная. Именно Лисин пруд и стал традиционным местом, куда приходили топиться все девицы, разочаровавшиеся в любви. Пруд вскоре переименовали в Лизин пруд, а кора окружающих его деревьев была изрезана надписями несчастных любовников, которые не нашли в себе силы для самоубийства, но реализовали эту потребность эпистолярным способом.

Негативная информация

Известно, что феномен Вертера в последующие годы повторялся, но уже в новых вариациях. Многие молодые американки, последовав примеру Мэрилин Монро, пытались покончить жизнь самоубийством, приняв лошадиную дозу снотворного. Копировали самоубийства не только кумиров, но и вполне обыкновенных людей. Примером является настоящая эпидемия очень мучительных способов самоубиения посредством питья уксусной кислоты, распространившаяся в начале XX века по всей Европе. Ученые считают, что подражательные самоубийства чаще всего встречаются среди молодых людей и девиц, подверженных групповому конформизму, с неустойчивой психикой.

Этот феномен был детально изучен во второй половине XX века американским социологом Д. Филипсом. Им было установлено, что широкое освещение случаев самоубийств по телевидению и в печати действует как реклама, после которого частота суицидов значительно возрастает. Более того, увеличивается и количество несчастных случаев со смертельным исходом, что поначалу было совсем уж непонятно. Казалось бы, что может быть общего между суицидом и гибелью, например, в автокатастрофе?

Д. Филипс установил, что не столько сам факт самоубийства влияет на сознание людей, сколько масштабные сообщения о нем. Аварии и несчастные случаи со стабильным постоянством происходили именно в тех регионах, где эпизоды завершенных суицидов становились известными населению. Ученый сделал вывод: навязчивые сообщения в прессе о случаях наложения на себя рук вызывают подсознательное желание подражания у всех тех, кто имел хотя бы незначительные недовольства жизнью. Д. Филипс пришел к заключению, что несчастные случаи - это тоже специфический вид самоуничтожения, когда человек стремится к смерти подсознательно.

Им установлено, что наибольший риск попасть в аварию или погибнуть во время авиакатастрофы возникает после трех-четырех суток со времени сообщения. Примерно через семь дней вновь возникает опасность подобных несчастных случаев. И только через десять дней синдром Вертера теряет силу.

Поскольку запретить прессе сообщать о самоубийствах в условиях демократического государства не представляется возможным, психологи рекомендуют после каждой такой новости быть особо внимательным в своем поведении. В дни риска, пока это не забудется, нужно быть осторожным за рулем автомобиля, не совершать воздушных путешествий, избегать рискованных поездок и экстремальных видов спорта. Идеальным было бы вообще не читать газет, не смотреть телевизор и сидеть дома, не выходя на улицу, но в современных условиях это почти невозможно.

Программа самоуничтожения

Психологи считают, что такая программа заложена в каждой живой твари. Впервые об этом заявил отец психоанализа Зигмунд Фрейд, назвав эту исподволь действующую тенденцию «инстинктом смерти». У животных она включается, когда резкий рост численности особей одного вида угрожает гибелью всему сообществу вследствие нехватки корма. Считается, что именно «зов смерти» и объясняет массовые самоубийства дельфинов, выбрасывающихся на берег, и леммингов, тысячами бросающихся в воду. Такой «зов смерти» имеется и у особей с физическими дефектами, которые уходят из стаи, чтобы сохранить выживаемость вида. В немалой степени это относится и к людям.

В этом случае программу самоуничтожения могут запустить климатические аномалии, нарушения экологии, социальные и личные потрясения, а также различного рода девиантные учения и секты, романтизирующие и приветствующие смерть. Примером последнего является массовое самоубийство членов секты «Храм народов» 18 ноября 1978 года, когда в джунглях Гайаны добровольно покончили с собой почти 1000 человек, среди которых были и 270 детей, которые вряд ли сделали это добровольно. Причиной явился религиозный фанатизм членов этой «коммуны» с беспрекословной верой своему лидеру Джиму Джонсу, инициировавшему этот беспрецедентный массовый суицид.

Романтизация ухода

В прошлые годы тема смерти у нас была под запретом, поскольку коммунистическая мораль, не принимающая идей загробного существования, считала смерть проигрышем в борьбе за существование - даже если погибал очень старый и измученный болезнью человек. В последующие годы, со снятием табу на тему смерти и рассуждений о ней, маятник качнулся в обратную сторону. Люди стали не только интересоваться предметом смерти и тем, что лежит за ней, но и активно использовать заупокойную символику как средство украшения и развлечения. Она и сегодня повсюду: на многочисленных кулонах, перстнях, шляпках, маечках и банданах, на татуировках с изображением костяков и «веселого Роджера»

и в праздновании совсем не нашего, кельтского Хеллоуина с карнавальными костюмами «забавных» скелетов. Не обошла сия мода и младшее поколение - детишек развлекают страшилки типа мультика «Воины-скелеты» или детского йогурта «Скелетоны». Своеобразным итогом всего этого является появление неформальных молодежных группировок, возводящих смерть в культ. Готы и готический стиль - субкультура, романтизирующая смерть. Несмотря на название, она не имеет ничего общего ни со средневековым германским племенем, ни с архитектурой европейских соборов. Некрофильные тенденции и подчеркнуто мрачное, депрессивное понимание действительности у готов распространяется не только на окружение, одежду и макияж, но и на самих себя -сколько молодых людей уже покончили с собой, отравленные этой идеологией...

Вся беда заключается в том, что в последние годы люди стали более чувствительными, и программа самоуничтожения активируется не только от моды или пропаганды, но и от малейших ударов судьбы. Однако были времена, когда такая программа отсутствовала полностью. Вспомним время Великой Отечественной войны, когда случаи суицида были редкостью. Более того, несмотря на голод и недостаток лекарств, люди во время войны болели мало. Военные врачи отмечали поразительные случаи живучести, когда у солдат, сутками находившихся в окопах, происходило самоизлечение от язвы желудка и других хронических болезней, которыми они страдали с довоенных пор.

Сегодня твердо установлено, что постоянная стрессовая готовность и физические нагрузки, несмотря на всю их опасность, вызывают выделение в организме эндорфинов - веществ, усиливающих жизненный тонус и смягчающих негативные переживания. Отсюда понятно, почему у молодежи, лишенной трудной романтики битв и великих строек, как у их отцов и особенно дедов, возникают угнетающие психику идеи, окрашенные кладбищенской тематикой.

По причине невостребованности и ничегонеделания многие пожилые люди тоже не живут долго, выйдя на пенсию. Вынужденная праздность с отсутствием физической и психической активности приводит их к скорой смерти от различных, чаще всего внутренних, причин. Следовательно, любой труд -это единственная защита от унылого «зова смерти».

Аркадий ВЯТКИН, врач-психиатр
"Тайны ХХ века" сентябрь 2012

Немецкий ученый Михаэль Йеттер (Michael Jetter) убежден: от журналистов могут зависеть жизни и смерти людей. Если говорить прямо, то статьи могут способствовать убийствам, особенно если это - сюжеты о террористических актах, сопровождаемые фотографиями или видео преступников и их жертв, например, на первых страницах газет или, если речь о телевидении, в прайм-тайм.

Йеттер, работающий в университете Западной Австралии в Перте, много лет изучал взаимосвязи между проблемой терроризма и ролью масс-медиа.Для своего последнего доклада он проанализировал свыше 61 тысячи терактов, совершенных с 1970 по 2012 годы в более чем 200 странах мира, и сравнил их освещение в американской газете New York Times.

Ученый выдвинул гипотезу, согласно которой число террористических атак коррелирует, то есть, напрямую связано с их интенсивным освещением в СМИ. Любой дополнительный текст о террористическом акте увеличивает число терактов на следующей неделе, по его данным, в 1,4 раза. Для проверки своей гипотезы Йеттер провел тест, который, по данным ученого, показал: "Как только в определенный день не было сюжета об "Аль-Каиде", а был рассказ о природной катастрофе, то на следующей неделе терактов было меньше". Возможная причина - простая психологическая закономерность.

При чем тут Гёте и его Вертер

Дело в так называемом синдроме или эффекте Вертера, когда одно самоубийство провоцирует следующее. Термин "синдром Вертера" ввел в 1970-х годах социолог Дэвид Филипс, опираясь на известное произведение немецкого классика Йоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера". Кто не помнит: измученный безответной любовью главный герой кончает жизнь самоубийством.

Роман пользовался большой популярностью после выхода и вызвал неожиданный эффект: волну суицидов среди молодых людей. "Эффект Вертера описывает феномен, когда число суицидов резко растет, если масс-медиа уделяют большое внимание какому-то самоубийству и с жаждой сенсации освещают его", - объясняет Бенедикт Тилль (Benedikt Till), психолог из Медицинского университета Вены.

Эффект бывает особенно сильным, если суицид описывается детально, или если предметом для публичного обсуждения становятся мотивы самоубийцы, которые нередко изображаются в упрощенном виде - неудачный брак, долги и т.п. "Все это имеет довольно значительный потенциал для идентификации с самоубийцей", - говорит Тилль, специализирующийся на изучении этого феномена.

Естественно, человек, не переживающий глубокий кризис, даже после прочтения сенсационного материала о суициде едва ли станет примерять на себя подобный сценарий. Другое дело - кто-то, кому приходят мысли о том, чтобы уйти из жизни, и кто проживает "процесс суицидального развития", как говорит Бенедикт Тилль. Для таких людей сообщения СМИ могут стать последней каплей.

В Германии приняты определенные меры, касающиеся освещения суицида в средствах массовой информации: в своде правил для журналистов есть посвященная этому глава, которую помогали разработать специалисты. Аналогичных правил на случай терактов до сих пор нет.

Как освещать теракты?

"Первые исследования, проведенные по этой теме, показывают, что и теракты вызывают подражательный эффект. Если в СМИ интенсивно освещается какое-то нападение или амок, то это ведет к новым терактам", - говорит Тилль. Аналогично рассказам о суициде, сообщения масс-медиа могут становиться последним толчком для радикализовавшихся, но еще не решившихся на преступление людей.

Контекст

Американские ученые уже предприняли попытку составить свод правил поведения для журналистов, освещающих массовые убийства. Однако пока такие правила не являются общепризнанными.

Определяющую роль играет не только как, но и сколько журналисты сообщают о терактах. Иными словами, количество переходит в качество: "Мы должны количественно меньше освещать (эти события - Ред .), тогда мы увидим меньше терактов", - полагает Михаэль Йеттер. Не просто меньше фото, меньше комментариев и меньше эмоциональных выражений, а в целом - меньше места в эфире и на газетных полосах, советует он.

Расчет играет свою роль

Впрочем, новая волна терактов может объясняться и другой причиной. "Мы сталкиваемся, возможно, с рациональным планированием террористических организаций - использовать момент значительного внимания со стороны СМИ и совершить новые нападения уже только поэтому", - говорит Йеттер.

Будь то эффект Вертера или рациональный ход террористов - каждая статья о теракте предоставляет преступникам место в СМИ, которое они хотят получить, утверждают эксперты. Террористы знают, что мы не можем иначе и используют эту лазейку, заметил журналист Die Zeit Бастиан Бербнер (Bastian Berbner). По его мнению, способствовать снижению числа терактов может только уменьшение внимания к ним со стороны СМИ.

Смотрите также:

  • Десять лет назад на этом месте была пустыня, сегодня - поднимаются небоскребы, часть которых принадлежит к самым высоким в мире. Снимок Дубая, сделанный ливанцем Баширом Мукарзелем, получил первый приз в категории "Город" международного конкурса Drone Photography Contest.

  • Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Этот снимок, сделанный с беспилотника московским физиком Алексеем Гончаровым, выглядит так, как будто мойщики окон моют не одно из зданий международного делового центра "Москва-Сити", а сам город, отражающийся в стеклах небоскреба. Второй приз в категории "Город".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Мадрид с высоты птичьего полета. Автор снимка, студент Луис Сагвар-Доминго, признается, что любит фотографировать с беспилотника экзотические места, например, тропические ландшафты. Но здесь удостоился третьего приза межународного конкурса Drone Photography Contest в категории "Город".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Жером Куртьяль поднял свой беспилотник над лавандовым полем в Провансе, когда в поле выехал трактор для сбора урожая. Ждать ему и его подруге, которой и принадлежит эта идея, пришлось долго - несколько часов. Но ожидание себя оправдало: Куртьяль и его подруга получили первый приз в категории "Природа".

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Второй приз в категории "Природа" жюри 4-го международного конкурса фотографий, сделанных с беспилотника, присудило румынскому фотографу-профессионалу Калину Стану. Он снял эту фантастически петляющую автомобильную дорогу в Трансильвании. Согласно легенде, над ней любил летать по ночам граф Дракула.

    Лучшие фотографии, сделанные с помощью дрона

    Третий приз в категории "Природа" получил Флориан Леду. 27-летний француз так любит зиму и холод, что переехал жить в Исландию. Его мотив - ледяное поле. Спустя два месяца после того, как был сделан этот снимок, беспилотник потерпел крушение в небе над Норвегией - после того, как его атаковали два сокола, принявшие летательный аппарат за вторгшегося на их территорию конкурента.

Лилия Илюшина

Своим названием данный синдром обязан Иоганну Вольфгангу Гете и его роману «Страдания молодого Вертера», вышедшему в свет в 1774 году. Герой произведения, влюбленный юноша, отчаявшись обрести счастье с боготворимой им девушкой Лоттой, пускает себе в голову пулю. Сразу после публикации книга вызвала целую войну самоубийств среди молодых людей. Подобное подражательное поведение социологи и психологи именуют эффектом (синдромом) юного Вертера.

Книга, начиненная взрывчаткой

Известно, что поводом для написания «Страданий молодого Вертера» послужила несчастная любовь самого Гете к некой Шарлоте Буфф, которая предпочла писателю другого человека. Лишенный надежды на взаимность Гете впал в черную меланхолию, и вскоре решил, что лишь самоубийство сможет избавить его от страданий. От преждевременной гибели писателя уберегло лишь то, что он начал изливать свои переживания на бумагу – взялся за роман о юном Вертере, наделив того собственными чувствами и мыслями. «Я написал Вертера, чтобы не стать Вертером» — говорил он.

Описав свои душевные муки, Гете успокоился и оставил идею о суициде. Но, так уж получилось, что, выбравшись из «трясины» сам, он втянул в нее множество других людей – своих читателей. Ведь под воздействиемпроизведения Гете, по всей Европе романтически настроенные юноши в едином порыве принялись лишать себя жизни… Дело дошло до того, что в ряде стран опасный роман был запрещен.

Надо сказать, что многие современники писателя неодобрительно отнеслись к «Вертеру», рассудив, что его автор пропагандирует самоубийство, как достойный выход из жизненного кризиса, что недопустимо. К примеру, видный немецкий просветитель того времени Лессинг, отдавая должное художественным достоинствам произведения Гете, яростно критиковал того за пропаганду пессимизма и слабоволия. В своих письмах он призывал писателя изменить концовку на более оптимистическую.

Другой просветитель, Кристоф Фридрих Николаи, пошел еще дальше – написал таки свой вариант романа, дав книге жизнеутверждающее название «Радости юного Вертера», и поженив в финале главного героя и обожаемую им Лотту.

Наполеон Бонапарт признавался, что перечитывал книгу Гете 7 раз. Между тем, узнав, что «Страдания молодого Вертера» пользуются популярностью у его офицеров, вообще запретил в армии чтение каких бы то ни было романов – на всякий случай, чтобы чего не вышло…

Да что там… – сам Гете, говоря о своем произведении, признавался, что прочитал его лишь единожды, сразу после того, как книга увидела свет: «Я поостерегся это делать вторично, ведь она начинена взрывчаткой! Мне от нее становится жутко, и я боюсь снова впасть в то патологическое состояние, из которого она возникла»…

Исследование Филипса, или 200 лет спустя

Спустя 200 лет после выхода скандального произведения Гете, американский социолог Дэвид Филлипс серьезно заинтересовался Феноменом Вертера. И, проведя ряд исследований, пришел к следующему выводу: сразу после публикации на первых полосах газет сообщения о самоубийстве, число совершаемых суицидов резко увеличивается. Причем именно в тех регионах, где трагический случай получил особенно широкую огласку. Это, по убеждению Филлипса, говорит о том, что некоторые восприимчивые и не вполне уравновешенные люди, узнав о том, что кто-то свел счеты с жизнью, зачастую совершают подражательный суицид.

Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людям, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьем-то самоубийстве как своеобразную подсказку, и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них так похож.

Причем, чем подробнее в прессе освещаются: мотивы, обстоятельства и способ ухода какого-то человека из жизни, тем выше число подражательных суицидов.

К примеру, если в газете детально описывалось, как некто свел счеты с жизнью, на всей скорости въехав в придорожный столб – очень скоро количестволюдей, решивших избрать именно такой способ ухода в мир иной – резко возрастает.

Внимательно изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно.

Но и это еще не все. Тот же Филлипс провел еще одно исследование, которое выявило, что после публикаций и телевизионных сюжетов, рассказывающих о том, как кто-то где-то покончил с собой,число людей, погибших в авиакатастрофах, увеличивается на 1000%! Значительно возрастает и количество жертв дорожно-транспортных происшествий. И опять же: аварии и катастрофы происходят именно в тех районах, где освещению в прессе факта самоубийства уделялось особенно много внимания! Филлипс объясняет это просто: транспортом тоже управляют люди, которые смотрят по телевизору новости.

Опыт Австрии

«Средства массовой информации способствуют росту числа самоубийств, но они могут и предотвратить суициды — считают в Институте судебной психиатрии имени Сербского. Ведь если информация о самоубийстве подана в достоверной и потенциально поддерживающей форме, есть возможность избежать трагедии».

Интересен в этом плане пример Австрии, где в 80-е годы чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро. В итоге, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро резко пошло на спад – снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий.

Последняя серия пожаров заставила меня вспомнить о "Синдроме Вертера", написанном по следам серии нелепых авиационных происшествий. Самым странным образом эта серия пожаров породила отклик на моём врачебном участке - 7 ожогов 1-2 степени с площадью от 1 до 10% кожного покрова, - такого никогда не было, и, думаю, не повторится.

Феномен Вертера Многие, не склонные к мистицизму, но имеющие склонность к наблюдению и анализу, люди заметили, что аварии на авиационном транспорте происходят сериями. В последней серии (начиная с аварии в Мадриде) вновь 7 самолётов, и всегда на первое место выходит «человеческий фактор». Последняя катастрофа в Перми так похожа на самоубийство, что так и просится в учебники по промышленной психологии. А авария над Боденским озером вполне вписывается в теорию «исполнения вытесненного желания» - просоночное состояние и временной стресс ослабили Я-контроль, и выскочивший Джокер исполнил свой танец. В чём причины данного феномена и каковы пути ведущие к уменьшению связанных с ним жертв? Американский психолог Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» приводит данные исследования социолога Калифорнийского университета в Сан-Диего Дэвида Филипса, который на анализе данных о автомобильных и авиационных катастрофах на территории США за 1947 – 1967 г.г. пришел к выводу о существовании зависимости о сообщении в прессе о самоубийстве и росте количества авиапроисшествий. На основании этих данных он сформулировал «Феномен Вертера» - по аналогии с покончившим с собой героем романа Иоганна фон Гёте «Страдания юного Вертера», публикация которого вызвала волну самоубийств среди молодёжи стран Европы, что власти многих стран запретили роман к печати. Филипс считает, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, подражают ему, убивая себя. Каждое опубликованное сообщение о самоубийстве в США вызывает в среднем увеличение по сравнению с обычным на 58 случаев, что может быть объяснено стремлением к подражанию. Вторым важным выводом является понимание необходимости проведения профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию психики лётного состава сразу после публикации сообщений. Последние авиакатастрофы с крупными воздушными судами в 2006 и 2008 г.г. своей серийностью (в обоих случаях серии из 7 судов) скорее подтверждают, чем отрицают, действие «феномена Вертера», но в этом случае инициирующим моментом были не сообщения о самоубийстве, а сообщение о катастрофе. Для разработки эффективных мер для нейтрализации вышеописанного феномена необходимо понять механизм его действия. Отсутствие предсмертных записок и не выполнение ритуалов, свойственных типичным самоубийцам, подавляющим большинством участников происшествий, позволяет предположить наличие в их действиях неосознанности, т.е. эти действия были выполнены по законам психического автоматизма – бессознательно, но это сразу обесценивает информативность исследований, направленных на выявление «я – проблем». Для понимания процесса можно применить парадигму классического психоанализа, психический аппарат, состоящий из Сверх-Я, Я и Оно, при этом в области Сверх-Я выделяется подсистема «Я-Идеал». Сознательным, отвечающим на вопрос: «Какой Ты?», является лишь область Я, доступ к Сверх-Я и Оно в обычной вербальной технике закрыт. Драйвы (тенденции) бессознательного могут быть выявлены косвенно по проективным тестам или в ходе длительного, вскрывающего глубины, анализа. В этой парадигме механизмом запускающим «феномен Вертера» будет идентификация Я-Идеала с неким объектом и автоматическое следование его поведенческим паттернам. Вторым механизм способным запустить феномен может быть наличие садистического Супер-Эго, которое в моменты фрустрации атакует слабое Я, отключает его инстинкт самосохранения и вынуждает идти на саморазрушение. Последним, в рамках психоаналитической теории, вне сомнения, должен быть рассмотрен «инстинкт смерти» введённый З. Фрейдом в его последних работах (в частности «По ту сторону принципа удовольствия») и представляющий из себя диалектическую противоположность «инстинкту жизни». Противопоставляя либидо и мортидо, Фрейд остался последовательным сторонником диалектической модели развития мира, что само по себе не вызывало бы больших возражений, если бы не укладывающееся в голове представление о том, что «мать – природа» столь немилостлива к своим детям. Наличие «инстинкта смерти» было выведено из навязчивого повторения травмирующих психику эпизодов «травматического невроза», что вполне укладывается в положение рефлексологии, гласящем, что условные рефлексы могут формироваться как под воздействием положительных, так и отрицательных стимулов. Вызванные отрицательным стимулом условные реакции несут с собой кроме самого рефлекторного действия ещё и отрицательную эмоциональную нагрузку, как фон, на котором они были сформированы. Сформированная по принципу «неудовольствия» личность (или субличность) будет действовать вопреки «инстинкту самосохранения» , действующему на основе «принципа удовольствия». К вышеперечисленным механизмам возникновения эпизодов саморазрушительного поведения тесно примыкает разрабатываемая юнгианским аналитиком Д. Калшедом теория амбивалентной (охраняющей карающей) первичной Самости, возникающей в результате перенесённого младенцем травматического абъюза (сверхсильного, для неокрепшей психики, перживания). В результате абъюза, по Калшеду, происходит разрыв ранее единой психики на либидозно-соматическую и разумную, но лишенную возможности испытать полноценное удовольствие, части. Отринутая в бессознательное часть психики, прорывается в сознание через архетипические образы сновидений – фигуры обладающие сверхсилой по отношению к Я. Накопление, не имеющей легитимных способов разрядки, энергии в бессознательном приводит к соматизации процесса и периодически возникающим в моменты ослабления Я-контроля (просоночное или стрессовое состояние) разрядкам - деструктивным для Я поступкам. К этому же тесно примыкает НЛП концепция о субличностях, возникающих в отринутых модальностях. Ребёнок при рождении ориентирован (воспринимает мир) во вкусовой и тактильной модальностях, и, при наличии адекватного ухода, постепенно развивает новые (двигательные, визуальные и аудиальные) модальности, при сохранении связи с утратившими главенствующую роль, но дающими актуальную информацию, модальностями. В случае сверхсильного раздражителя, поступившего по актуальному в этот момент каналу, с целью сохранения психики от перегрузки, канал отключается, но, восстановившись через некоторое время, продолжает обрабатывать информацию уже вне Я-контроля. Таким образом, на настоящий момент существует существенный теоретический задел, позволяющий проводить исследования по выявлению «факторов, способствующих активации латентно протекающего Синдрома Вертера», но доминирующее в офицальной психологии представление о «едином и ответственном Я» блокирует данное направление. Для решения задачи требуется разработка нового поколения проективных тестов учитывающих все более часто встречающийся феномен шизоидного раскола, его удручающая частота позволила американскому психологу Д.Калшеду воскликнуть: «Все мы немного шизоидны». Шизоидный континиум простирается от гениев до глубоко нарушенных пациентов психиатрических клиник, современное воспитание и требования технического прогресса всё больше и больше отлучают человека от его естественной среды обитания и данных природой инстинктивных реакций, разумность часто достигается ценой физиологической дезадаптации, но выходит за рамки данного обсуждения. Принимая истину, что шизоидная (разорванная на разум и соматику) организация психического аппарата часто даёт большие преимущества в обучаемости и функционировании, и не ставя перед собой задачи удалить всех лиц обладающих данной организацией психического аппарата из лётного состава, понимая также возможность наличия самодеструктивных тенденций и у лиц с иной психической организацией, предлагается разработать методику позволяющую отличить нормальное функционирование психики конкретного специалиста от её функционирования в условиях активации негативных тенденций, при своевременном выявлении этих тенденций можно провести профилактические мероприятия по их нейтрализации. Для этого требуется изменение алгоритма проведения предполётного медицинского осмотра и включение в него кроме соматического и психологического тестирования. Одновременно, учитывая возможность наличия разновидностей (не включающих самодеструкцию) данного синдрома у технического персонала, при возникновении аварийной опасности, проводить тестирование всего персонала, связанного с обеспечением безопасности полётов. Древние знали то, что "беда одна не приходит" и объясняли данную феноменологию приходом Духа Смерти. Мы можем выдвинуть иную гипотезу. но вне сомнения опыт древних по изгнанию этого Духа, может нам оказать неоценимую пользу. Как показывает опыт. не все камлания шаманов лишены психологического смысла.