Воронежские традиции. Традиционные обрядовые праздники и забавы воронежской области

Конспект занятия

«Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита»

Данное занятие является одним из занятий по теме: «Воронежский край в древности», рассчитано на 2 учебных часа по 30 минут для детей с ОВЗ или на 1 учебный час в 45 минут.

Тема занятия : «Воронежский край в древности».

Цель: Сформировать у обучающихся представление потеме «Воронеж и Воронежский край в эпоху палеолита».

Задачи:

Образовательные:

    Рассказать о появлении древнейшего человека на территории Воронежской области в эпоху позднего палеолита;

    Познакомить с образом жизни людей в эпоху палеолита.

Развивающие:

    Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

    Развивать речь, мышление, а так же коммуникативные навыки учащихся;

Воспитательные:

    Воспитывать интерес к изучению истории Воронежского края;

    Воспитывать нравственность и чувство патриотизма в процессе изучения краеведения.

Коррекционные:

Способствовать:

    сохранению и поддержанию психофизического здоровья воспитанников, их социального и эмоционального благополучия;

    преодолению трудностей в развитии внимания, всех его видов и свойств и определение компенсаторных возможностей внимания (какой вид внимания для них приемлем);

    коррекции трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов (анализа, синтеза, классификации, обобщения);

    развитию и коррекции трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря.

    создавать положительную мотивацию на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуации успеха и конструктивной критики.

Тип занятия : изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид занятия: комбинированный

Форма занятия: интегрированное занятие, основанное на межпредметных связях

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: история, краеведение, экскурсоведение, география.

Методы и приемы организации учебного занятия: объяснительно-иллюстративный; частично - поисковый; прием опережающего задания.

Частно - предметные методические приемы и методы: метод образного видения, метод конструирования понятий, прием постановки проблемных вопросов, прием работы с текстом, с видеофрагментом.

Используемые технологии (элементы): образовательные – объяснительно-иллюстративная, информационные ИКТ-технологии, здоровьесберегающие технологии.; воспитательные – технология воспитания духовной культуры молодого поколения (по Н.Б.Крыловой), технология воспитания в обучении.

Планируемые результаты занятия с позиции ФГОС основного общего образования: формирование универсальных учебных действий (УУД): предметных, метапредметных, личностных.

Предметные результаты включают:

Знания об эпохе палеолита и жизни первобытных людей на территории Воронежского края, о зарождении искусства в каменном веке;

Умения искать, изучать, анализировать, сопоставлять, оценивать, систематизировать информацию по историческому развитию Воронежа и Воронежского края древнейших времен из различных источников;

Личностные результаты предполагают,что у воспитанников будет продолжено формирование таких чувств и качеств как:

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свой край; уважение к истории, археологическим и историческим памятникам родного края;

Опыт совместной деятельности с другими обучающимися при проведении занятия.

Метапредметные результаты предполагают, что обучающиеся научатся:

Самостоятельно работать с различными источниками информации, в том числе и историческими документами; использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Применять знания по истории России и своего края при ответах на вопросы педагога;

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);

Координировать и согласовывать свою деятельность.

Дидактические средства: презентация, видеофрагмент: «Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем», историческая карта Воронежской области xx в.

Учебно- методическое пособие авт. А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. «Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века)» - 6 штук.

Оборудование: компьютер, флэш-карта, доска, мультимедиапректор, ручки, тетради.

Предварительная подготовка к занятию: двум обучающимся даётся предварительное задание подготовить сообщение и презентации» на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита», «Музей под открытым небом в с. Костёнки».

План занятия.

    Организационный момент (2 мин.)

    Основная часть (35 мин.\50):

1. Изучение нового материала (20\35 мин.)

2. Закрепление нового материала (5\15мин.)

III Подведение итогов. Рефлексия. (8 мин.)

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Педагог: - Здравствуйте ребята! Сегодня мы начинаем новую тему «Воронежский край в древности», запишите её в рабочие тетради. На нашем первом занятии этой большой темы мы будем говорить о Воронеже и Воронежском крае в эпоху палеолита.

Эпоха палеолита это период каменного века, самый продолжительный период в древнейшей истории человечества, который начался более 2,5 миллионов лет назад и закончился 10-12 тыс. лет назад.

На сегодняшнем занятии мы совершим путешествие в эту древнюю эпоху. Вы познакомитесь с Воронежским краем в древности, узнаете о появлении древнейшего человека на территории нашего края, основных занятиях жителей нашего края. В ходе занятия мы послушаем сообщения наших обучающихся, посмотрим видеофильм об археологических раскопках и ответим на мои вопросы. Готовы?

II . Основная часть

    Изучение нового материала

Педагог : Село Костенки, раскинулось на высоком берегу Дона (показывает на карте). Древняя история Костёнок долгое время была загадкой. Люди не знали, почему во время земледельческих работ попадаются огромные кости. Это порождало разные легенды. Одна из них описана во многих книгах по краеведению. Давайте прочитаем её по книге « Историческое краеведение Воронежской области», стр. 7

(обучающиеся работают с учебником, затем отвечают на вопросы.)


Педагог: Какие же версии появления огромных костей на территории Костёнок высказываются в легендах? (слонов войск Македонского, древнего зверя Индера)

Так чьи же кости, по вашему мнению, в течение многих десятилетий находят жители Костёнок? (Кости мамонтов ).

Древнейший человек в Воронежском крае появился в эпоху позднего палеолита. К этому времени в природе произошли значительные изменения. Ледник, доходивший в пределах края до города Богучара, отступил далеко на север. Воронежские земли освободились от ледяного покрова и стали пригодными для поселения людей.

Учёным известны сотни памятников культуры позднего палеолита на территории России (в Сибири, на Урале). Но наиболее интересными и изученными среди них являются стоянки и погребения в сёлах Костёнки и Борщёво Хохольского района современной Воронежской области. (Показывает на карте). Здесь сейчас известно более 26 стоянок, из них 10 являются многослойными, то есть люди поселялись на этих местах несколько раз. В специальной литературе Костёнки называют «жемчужиной палеолита». Любознательный Петр Первый, в 1696 году прибыв в Воронеж по корабельным делам, повелел солдатам Преображенского полка провести раскопки «больших костей». Так началось исследование исторического памятника в Костенках. Но тогда жители села были еще не такими сознательными, как сейчас. Солдат разворотил плотину, они нажаловались царю, и раскоп был прекращен.

Тем не менее - наука все же дремала. К восемнадцатому веку был реабилитирован Александр Македонский, насчет которого заблуждалась археология, еще раньше выяснилось, что слоны - всего лишь двоюродные братья мамонтов, а их кости - просто игрушки по сравнению с найденными в Костенках. И только в 1879 году известный российский естествоиспытатель Иван Поляков додумался, что в месте, где много находок костей мамонта, могут быть останки жизнедеятельности первобытного человека. Его гипотеза оправдалась: в шурфе, заложенном на территории одной из усадеб, были найдены кусочки золы, угольки, охра, каменные орудия - свидетельства древней жизни. Сейчас мы посмотрим видеофрагмент фильма "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем"А затем ответим на вопросы по его содержанию. Внимание на экран:

(Просмотр видеофрагмента: "Костёнки. Древняя Цивилизация под Воронежем»)

Педагог: Вопросы обучающимся:

1)Как называют Костёнки в специальной литературе?

("Жемчужиной палеолита")

1) дал такое название?

(Русский археолог Александр Спицын).

3) Какое количество стоянок каменного века находится на территории Костёнок?

(Здесь находится 26 стоянок каменного века в возрасте от 20 до 40 тысяч лет)

4) Когда и кем были произведены первые серьезные археологические исследования стоянок древнего человека в Костёнках?

(Первые серьёзные археологические исследования стоянок в Костёнках были проведены выдающимся учёным, антропологом – Иваном Поляковым во второй половине 19 века)

Раскопки, произведенные на территории Костёнок археологами, позволили узнать о жизни людей в период позднего палеолита. Человек в это время многому научился. Орудия труда он изготавливал из камня, кости и дерева. Лучшим камнем считался кремень. Твердый, широко распространённый в природе, он легко обрабатывался, раскалываясь на тонкие пластинки и образуя острые, режущие края.

Вспомните из курса истории, – каковы главные занятия людей позднего палеолита?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Главным занятием людей позднего палеолита была охота. Используя метод облавы, большие группы людей охотились на крупных животных, в том числе и на мамонтов, в изобилии обитавших тогда в Воронежском крае. Удачная охота на мамонта много значила для древнейших людей. Она давала большое количество мяса (до 5 тонн), жира, шерсти для изготовления одежды и костей, которые использовались не только для изготовления орудий труда, но и для строительства жилья.

Кроме охоты древнейшие люди (в основном женщины) занимались собирательством. Что они собирали?

(Ответы обучающихся)

Педагог: Жили они небольшими группами - родовыми общинами, во главе которых стояли женщины. Роль женщины в то далёкое время была чрезвычайно велика. Она хранила огонь и имущество рода, растила детей и шила одежду. В случае неудачной охоты женщина-собирательница всех кормила. Это был период матриархата, и счёт родства вёлся по женской линии. А теперь послушаем сообщение, которое нам подготовил заранее… .

(Сообщение обучающихся и демонстрация презентации на тему "Зарождение искусства в эпоху позднего палеолита")

Обучающийся . К эпохе позднего палеолита относится зарождение искусства. Особое внимание учёных привлёк тот факт, что в одном культурном пласте были найдены: останки человека современного типа и мамонта, многочисленные произведения искусства, и 10 знаменитых на весь мир женских фигурок, прозванных «палеолитическими Венерами», возраст которых 20-30-тысяч лет. Например, на стоянке Костёнки-1 археологи нашли более 40 женских статуэток, сделанных из бивня мамонта, что превышает количество подобных находок во Франции, Бельгии, Италии, Германии, вместе взятых. Мужских - всего три. Женских статуэток больше мужских, так как женщина занимала главное место в племени. Кроме женских статуэток на стоянках найдены скульптурные изображения пещерного льва и пещерного медведя. Судя по найденным в Костёнках артефактам, известным во всём мире, наши предки имели развитую культуру и искусство 45 000 лет назад.

Педагог: Давайте сделаем небольшой перерыв и разомнёмся .

(педагог проводит физкультминутку в форме игры)

Игра « Можем ли мы назвать объект историческим?».

Поиграем мы в игру.

Я ответы назову.

На ответ мой верный нужно

Хлопнуть вам в ладоши дружно.

На ответ неверный мой

Топнуть вы должны ногой.

Раскопки - хлопок

Река - топнуть.

Остров - топнуть.

Стоянка древних людей - хлопок.

Место битвы - хлопок.

Лес - топнуть.

Старинная дорога - хлопок.

Озеро - топнуть.

Древний канал - хлопок.

Крепость - хлопок.

Педагог: Костёнки – это важнейший археологический памятник, доказывающий, что на нашей земле, на Русской равнине с древнейших времён существовала высокоразвитая цивилизации. Костёнки вызывают больший интерес и сегодня. На сегодняшний день, археологические раскопки в районе Костёнок проходят на территории около 10 км². За это время было открыто свыше 60 стоянок, возраст которых, по словам учёных, колеблется от 45 до 15 тысяч лет! В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный прямо над одной из костёнковских стоянок, возрастом около 20 000 лет. Под крышей музея было законсервировано древнее жилище, выстроенное из костей мамонта и окруженное пятью ямами-кладовыми для хранения запасов пищи.(Рассказ педагога о музее в Костёнках сопровождается показом слайдов)

    Закрепление нового материала:

Педагог: В целях закрепления пройденного материала ответим на вопросы:

Вопросы обучающимся:

1. Когда появился древнейший человек в Воронежском крае?

2. Назовите основные признаки эпохи палеолита?

3. Что такое матриархат?

4. Каковы были занятия людей в эпоху палеолита на территории Воронежского края? Чем это подтверждается?

5 Что свидетельствует о зарождении искусства в эпоху позднего палеолита?

    Подведение итогов. Рефлексия.

Педагог : Итак, сегодня на занятии выпознакомились с историей Воронежского края в эпоху палеолита, узнали о появлении древнейшего человека, об основных его занятиях на территории нашего края. Также узнали новые понятия: «эпоха палеолита», « матриархат». Чем вам запомнилось занятие? Что было особенно интересно? Как вы оцените наше занятие?

(ответы обучающихся)

И мне было с вами интересно. Спасибо за работу на занятии. А к следующему занятию

прошу вас составить кроссворд со словами, которые мы использовали на сегодняшнем занятии.

Список литературы и источников

    Корнева Е.А. Физкультминутки для учащихся с НОДА. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: infourok . ru ›fizkultminutki-dlya-uchaschihsya…noda…

    Немыкин А. Я. Историческое краеведение Воронежской области (с древнейших времён до середины XIX века). Учебно-методическое пособие / А. Я. Немыкин, И. В. Немыкина. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2015. – 192 с.

    Панова В.И. История Воронежского края. Учебн.-методич. пособие. 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2005. - 324с.



У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм.


Матрешка – деревянная игрушка, ставшая символом нашей страны и одним из самых любимых сувениров. Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо.






Воронежский заповедник площадью 31,1 тыс. га расположен на границе Воронежской и Липецкой областей. Создан в 1927 году для сохранения лесных экосистем Центральной лесостепи и для изучения биологии и экологии бобров и поиска лучшего способа их разведения.



Орловский рысак – это знаменитая русская порода лошадей с наследственной способностью к резвой рыси* (рысь – походка лошади, при которой она поочерёдно переставляет пары ног, расположенных по диагонали).


Воронежские конфеты. « Воронежские», «Песни Кольцова», «Никитинские» - фирменные конфеты Воронежской кондитерской фабрики, которые делают только в нашем городе. Фабрика уже много лет снабжает город и область своей сладкой продукцией.



Долго сохранится в памяти нашего народа грозное оружие Великой Отечественной войны – реактивные установки, известные под ласковым именем «Катюша». Первые реактивные установки, в официальных документах называемые БМ-13, были изготовлены на Воронежском экскаваторном заводе имени Коминтерна.


  • http://www.okrae.odbvrn.ru/
  • Край наш Воронежский. Коллектив авторов. – Воонеж: Центр. – Чернозем. кн. изд-во, 1985. – 511 с.
  • Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. – 48 с.
  • Государственный академический Воронежский русский народный хор // Режим доступа: http: // xopvrn.narod.ru / history.html
  • Губанова Е.Н. Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе / Е.Н. Губанова. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2003. – 120 с.
Коренева А.В. 2007

УДК 394.262 1470.324) «19»

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ КРЕСТЬЯН ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье дается обзор календарных обычаев и обрядов крестьян Воронежской губернии в начале XX века, начиная с зимнего и заканчивая осенним периодами земледельческого календаря. Он позволил выявить элементы повторяемости разных периодов и раскрыть их непрерывность. Объясняя степень сохранности ритуалов, обнаруживаются архаичные элементы традиционной культуры во взаимосвязи с мировоззрением крестьян.

Ключевые слова: народный земледельческий календарь, обрядовые действия, обычаи и традиции, мировоззрение крестьян.

Крестьянская жизнь начала XX в. по-прежнему регламентировалась созданным еще в древности земледельческим календарем. Он был четко привязан к религиозным датам и праздникам, учитывал цикл сельскохозяйственных работ и их сезонность. Хозяйственные и климатические изменения находили отражение в разнообразных обычаях и обрядах. В них содержались зашифрованные элементы рациональных знаний и навыков, приобретенных в процессе привыкания сотен поколений к окружающей среде.

В отечественной историографии усилиями, прежде всего, В.Я. Проппа, В.И. Чиче-рова, Д.К. Зеленина и другими исследователями удалось раскрыть содержание аграрных праздников восточных славян1, самобытность их культурных традиций2, рассмотреть календарь в аспекте его семантики и функционирования в системе традиционной культу-ры3. В тоже время, не все регионы страны в равной мере подверглись изучению. Так, календарь Воронежского края, описанный в статьях краеведов и этнографов, начиная с XIX в., не дает возможность в полном объеме рассмотреть весь годовой цикл4.

Для уточнения и систематизации материала необходимо привлечение ранее не публиковавшихся архивных материалов. В качестве основного источника использованы полевые записи кабинета народной музыки Воронежской государственной Академии искусств, что позволит глубже рассмотреть календарный год как единый цикл и выявить не только элементы повторяемости в обрядах разных периодов, но и обнаружить его непрерывность.

В Воронежской губернии, как и повсеместно в русской традиции, начало нового земледельческого цикла у крестьян связывалось с зимними святками, знаменующими наступление нового солнечного года (25 декабря - 6 января по старому стилю)5. Под влиянием православной христианской церкви Святки стали связывать с рождественскими обрядами и отмечать по церковному календарю - от Рождества до Крещения. Их сов-

1 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000; Чичеров В. И. Зимний период русского земледельческого календаря ХУІ-ХІХ веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957; Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М., 1999; Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX - нач. XX в. М.: Наука, 1979; Виноградова Л. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: Генезис и типология колядования. М., 1982; Агапкина Т.А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: «Индрик», 2002.

2 Чижикова Л. Н. Русско-украинское пограничье. История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX - XX в.) / Отв. ред. К. В. Чистов. М.: Наука, 1988. .

3 Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX- XX в. Л.: Наука, 1998; Пашина О. А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М, 1998.

4 Памятная книжка Воронежской губернии на 1905 г. Воронеж, 1905. 492 с.; Памятная книжка Воронежской губернии на 1910 г. Воронеж, 1910. 320 с.; Памятная книжка Воронежской губернии на 1914 Воронеж, 1914.

5 Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М.: Вост. Лит., 1996. С. 203.

А.В. КОРЕНЕВА

Воронежский музыкальный колледж им. Ростроповичей

падение по времени (начало года) способствовало смысловому сближению языческой святочной обрядности с христианской.

Зимние обряды, совершавшиеся в Воронежской губернии, содержали традиционные компоненты, характерные для восточных славян: поздравительные обходы дворов, колядование, магические действа с хлебом и зерном, поминальные обряды, обрядовую еду, гадания, ряжение. Ритуальными действиями крестьяне стремились воздействовать на природу, с целью получения хорошего урожая. Так, обход дворов на Святки совершался несколько раз: накануне Рождества, утром в день Рождества, вечером под Новый год и утром Нового года, сопровождалясь пением специальных песен - колядок или авсеней. После их следовало обязательное угощение колядующих. В случае недостаточного одаривания или отказа в Нижнедевицком уезде Воронежской губернии колядующие произносили угрозы и даже выполняли их, например, могли сломать ворота. В с. Коротояк Острогожского уезда говорили так: «Кто давал пирага, таму желали счастья и здаровья»6.

Колядующие разграничивались по возрастному признаку: дети, молодежь и пожилые люди ходили отдельно. Под Новый год дети ходили и посыпали избы и хозяев зерном со словами: «Сею-вею, насеваю, с Новым годам паздравляю...». В северных районах губернии был распространен обычай обхода дворов пастухом7.

Поминальные обряды происходили в форме разжигания ритуальных костров из соломы. В с. Истобное Нижнедевицкого уезда под Новый год и Рождество жгли снопы: «обогревали своих родителей»8. По мнению В.Я. Проппа «поминовение усопших в разных формах есть одни из постоянных элементов аграрных обрядов, празднеств»9.

Рождественский ужин представлял собой поминальный стол. Одним из непременных блюд являлась кутья. В с. Шубное Острогожского уезда «варили перловую кутью10. Для земледельцев очень важно было употребление такой еды в наступающем новом году, так как зерна и ягоды имели символику возрождения жизни.

Во время святочных гаданий крестьяне хотели узнать свое будущее11. В с. Ростошь Валуйского уезда был распространен обычай «выстраивания» колодца, чтобы во сне пришел суженый. В с. Ситное Воронежского уезда сыпали овес к дверям и приговаривали: «Суженый-ряженый приходи ко мне косить, а я буду вязать»12. В сл. Осетровка Бо-гучарского уезда разновидностью гаданий было подслушивание имени жениха, в с. Пузе-во Бобровского уезда - гадание с зеркалом13.

В основе ряжения лежит идея перевоплощения человека в какое-то другое существо, его связь с потусторонним миром14. В Воронежской губернии рядились дикими и домашними животными, стариками, цыганами.

Завершение Святок отмечали обряды и обычаи Крещения (6/19 января): в сопровождении священника совершались крестные ходы к «Ердани» - проруби, имевшей форму круга или креста. В ней купались с целью очищения и обливали священной водой скотину. В с. Шубное Острогожского уезда для защиты от злых духов на дверях домов рисовали мелом кресты («закрещивали» злых духов). В этот день выпускали голубей и стреляли вверх из ружья15.

После Крещения наступало время крестьянских свадеб - Мясоед (так называли несколько недель до Масленицы - единственного праздника крестьянского земледельческого цикла, не получившего христианского толкования). В это время ели очень много масленой пищи. Праздник носит переходный характер: сочетает элементы весенней и

6 Воронежская Государственная Академия искусств. Архив кабинета народной музыки (ВГАИ АКНМ). №23/10.

7 Там же. № 453/18; № 456/36.

8 Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л., 1975. С. 178.

9 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 25.

10 ВГАИ АКНМ. № 55/20, 22, 23; № 64/3-5.

11 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957. С. 85.

12 ВГАИ АКНМ. № 656/3, 9, 28, 29; № 817/17, 18-22.

13 Там же. № 661/4, 8, 10; № 576/1, 8.

14 Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI-XIX веков. (Очерки по истории народных верований). М., 1957. С. 3.

15 ВГАИ АКНМ. № 55/20, 22, 23.

зимней обрядности. С приближением весны у земледельцев начинался весенний цикл обрядов, когда было необходимо готовиться к предстоящим полевым работам16. В это время исполнялись обряды, изгонявшие зиму, и встречающие весну, которая несла свет, тепло и пробуждение природы17. Следующий за Масленицей понедельник в сл. Березовка Новохоперского уезда назывался «тожики» или «тужики», «нету ничего - ни блинов, ни масла уже, квасок, да картошечка»18.

Поминальным кушаньем на этой неделе были блины. В с. Пекшево Воронежского уезда в пищу еще употребляли и рыбу19. Первый блин, испеченный на Масленицу, предназначался умершим предкам. Его клали к иконам «в угол - к родителям», где он должен был пролежать три дня, после чего его отдавали скотине. В сл. Березовка Новохоперского уезда на Масленицу было принято раздавать блины20.

Обряды семейно-брачной тематики, присутствующие в зимних святках, несли продуцирующую функцию, способствовали пробуждению земли и росту культурных растений, обеспечивали будущий урожай21. Так, в первый день Масленицы в с. Гремячье Воронежского уезда молодые ходили в гости к теще на блины. В с. Копанище Острогожского уезда молодые в прощенный день шли к родителям невесты, по дороге молодая угощала детей орешками, сделанными из хлебного теста, и семечками22.

На масленичной неделе были широко распространены кулачные бои, в которых принимали участие одни мужчины, а женщины присутствовали в роли зрительниц.

Большой комплекс обрядовых действий на Масленицу был связан с аграрной и скотоводческой деятельностью человека. В Воронежском уезде в это время катались с гор на плетенках23, в Россошанском - на лошадях и качелях, высота взлета которых служила символом мощного роста растений24.

Другими ритуальными действиями были зажигание костров и проводы или похороны чучела Масленицы, изготавливаемого из соломы. В с. Краснолипье Острогожского уезда чучело делали в виде снопа25. «Масленичные костры... это и проводы Масленицы как календарного периода, и один из способов уничтожения мифологических персонажей, старых, ненужных вещей и выпроваживание духов предков, всю масленичную неделю незримо присутствовавших в мире людей»26.

Обычай ряженья на Масленицу бытовал в с. Ростошь Валуйского уезда: девушки одевали на себя несколько юбок27.

В последний день Масленицы, Прощеное воскресенье, просили прощенья не только у своих самых близких родственников, но и у всех членов сельской общины. В с. Сенное Воронежского уезда в этот день ходили на кладбище «к родителям» и там просили прощенье28.

Необходимо отметить, что в традиционном праздновании Масленицы к концу 30-х гг. сохранились архаичные, наиболее существенные элементы этого обряда: поминальные обряды, ритуальная еда и кулачные бои.

Весенний период крестьянского календарного цикла определялся началом Великого поста и начинался с празднования Встречи весны. В народе этот праздник, соответствующий христианскому Дню памяти сорока мучеников (22 марта), называют Сороки.

16 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 221.

17 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 11.

18 ВГАИ АКНМ. № 246/2, 31; № 715/15, 60.

19 ВГАИ АКНМ. № 815/13, 15.

20 Там же. № 813/11-15, 20; № 818/36.

21 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 230.

22 ВГАИ АКНМ. № 200/20.

23 Там же. № 261/12; № 354/18; № 355/6.

24 Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре. 1901 - 1913. М.: Индрик, 1994. С.380.

25 ВГАИ АКНМ. № 565/14.

26 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 228.

27 ВГАИ АКНМ. № 656/3, 9, 28, 29.

28 Там же. № 818/36.

В Воронежской губернии, как и в целом в русской традиции, наступление весны крестьяне связывали с прилетом птиц: дети исполняли специальные песенки - заклички весны, в которых призывали быстрее прилететь жаворонков. Так же выпекали «жаворонков» - обрядовое печенье в форме птичек из пресного или кислого теста, с которым дети залезали на заборы, крыши домов, скирды соломы, подбрасывали птичек вверх29. Существовал обычай в жаворонков запекать денежку и гадать - кому она достанется, тот будет счастливым30.

Следующий весенний праздник, почитаемый крестьянами - Благовещенье. Отмечался он по старому стилю 25 марта (по новому - 7 апреля) и до настоящего времени остается одним из главнейших христианских праздников. Так, «черты древнеязыческих богинь Живы, Лады, слились с христианскими понятиями о Богоматери, покровительнице труждающихся и обремененных»31.

В середине четвертой недели Поста отмечался праздник - Середокрестие, когда в ночь со среды на четверг Пост, как говорили в народе, «переламывался пополам». В этот день приготавливали обрядовое печенье в форме крестов и ходили в церковь.

Воскресенье, предшествующее Светлому Христову Воскресенью, называется вербным. Крестьяне шли домой из церкви с освященными ветками вербы, слегка «хлестали» ими всех членов семьи и скотину. Считалось, что это придаст всем здоровья, очистит духовно и предохранит от болезней32. Принесенная в дом верба означала «присутствие душ предков на земле» и хранили ее до первого выгона скота33.

В дни последней недели Поста выделялся Великий четверг - день духовного очищения, принятия таинства покаяния. Распространенным обычаем было очищение водой

Умывание, обливание, иногда купание, уборка дома. В народе четверг называется «чистым».

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда: пасха, кулич и крашеные яйца. В этот день играли, катались на качелях, водили хороводы, ходили на кладбище и там катали яйца по могилам, а потом отдавали их детям34.

Одним их обрядов, совершавшихся в этот день, был пасхальный обход дворов, который перекликается с обходом дворов на Святки. Отличием является то, что в это время по дворам ходили дети и собирали яйца.

Пасха является самым большим христианским праздником, вследствие чего наблюдается малочисленность народных обычаев, приуроченных к ней. Несмотря на запреты духовенства, крестьяне оставались верными своим традициям: продолжали водить хороводы и кататься на качелях. Они верили, что все эти действия помогут получить и сохранить хороший урожай, обеспечат растительности быстрый рост. В последний день пасхальной недели (в первое воскресенье после Пасхи) отмечали праздник Красная горка35. В этот день поминали родителей, ходили на кладбище36.

Следующим праздником весеннего цикла отмечалось Преполовение (на 25-й день после Пасхи). В с. Ростошь Валуйского уезда Воронежской губернии «сохой делают круг в земле, а в нем крест»37. По мнению крестьян, обряд способствовал избавлению от какого-либо бедствия - эпидемии или засухи.

Значительное место занимал Егорьев день - первый выгон скота. В народном сознании Егорий был покровителем диких зверей и хранителем домашнего скота. Совершавшиеся обряды, были направлены на оберег скота и усиление плодородия. Крестьяне считали, что первый раз выгонять скотину в поле надо обязательно на Егория и ударять освященной веточкой вербы, сохранившейся от праздника Вербного воскресенья. В с. Козловка Валуйского уезда на

29 ВГАИ АКНМ. № 550/10, 11, 13.

30 Там же. № 853/39, 43.

31 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 180.

32 ВГАИ АКНМ. № 431/24.

33 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 30.

34 ВГАИ АКНМ. № 428/51; № 863/16, 21.

35 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 227.

36 ВГАИ АКНМ. № 815/13, 15; № 446/2.

37 Там же. № 657/1.

Егория с вербой выгоняли скот, со словами: «Верба хлест бей да слез, Да краснае яичка, да бела малачко»38. Хозяева одаривали пастухов обрядовой пищей: хлебом, пирогами, яйцами, салом, молоком, маслом.

На сороковой день после Пасхи отмечался праздник Вознесения, к которому крестьяне приурочили действия, способствовавшие росту посевов и увеличению урожая. В этот день выпекали специальное обрядовое печенье - «лесенки»39.

Главное место в цикле весенне-летних праздников принадлежит Троице (празднуется на пятидесятый день после Пасхи). Он «осознается как пограничный между весной и летом, так как приходится на пик расцвета природы»40, «связан с культом растительности»41. В Воронежской губернии этот обрядовый комплекс включал в себя следующие ритуальные действия: украшение домов травою и цветами, ветвями березы и клена, кумле-ние, гадания, кулачные бои, завивание венков, поминовение предков, обрядовые игрища.

Основной зеленью на Троицу были ветви березы42. Крестьяне украшали ими дома для придания силы своей семье и хозяйству. Принесенная из леса зелень должна была обеспечить плодородие, урожай, принести здоровье живущим в доме, предохранить от всего нечистого и вредоносного43. Бытовал обычай оставлять троицкую траву после праздника, потому что она считалась целебной и ее «хранили как лекарство». В с. Солдатское Нижнедевицкого уезда с Троицы засушивали травы и потом прикладывали к больному месту, лечили скотину44.

Распространенным обрядом было завивание венков из травы или веток клена. В с. Болдыревка Острогожского уезда говорили: «вянки завивали, значит гулять по сялу»45. На венках гадали: бросали в воду и смотрели, если утонет - значит, несчастье будет, а если поплывет - благополучная жизнь.

Одним их характерных ритуальных действ в Воронежской губернии был обряд кумления46, во время которого в с. Копанище Острогожского уезда говорили «давай по-жалеемся». Покумившиеся девушки считались родственницами и дружили всю жизнь. Разновидностью этого обряда было кумление во время общей трапезы. В с. Копанище Острогожского уезда на второй день Троицы «ссыпались» складывались продуктами молодежь, на третий «ссыпались» старики и старухи47.

Большое значение имели обряды поминовения умерших предков, которых называли обобщенно «родители» и людей, умерших неестественной смертью - самоубийц и утопленников. Повсеместно в Воронежской губернии был распространен обычай носить еду на кладбище и трапезничать там.

В эти дни на улицах плясали под гармонь и балалайку, играли песни, «ходили ку-рагодами», одевались в праздничную одежду, в лесу собирались на «коньки» (карусели), устраивали балаганы и ярмарки48.

Во время Троицы повторяются многие обряды годового цикла: зажигание костров, обливание водой, кулачные бои. Семицко-троицкий цикл во многом повторял Святки и включал множество обрядов, характерных для начала новых календарных периодов (ряжение, гадание, поминовение умерших).

Через неделю после Троицы отмечали Русальную неделю, «русальное заговенье» 49. По народным представлениям русалки - утонувшие девушки или души детей,

38 Там же. № 159/20.

39 Там же. № 853/39, 43; 438/3.

40 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 56.

41 Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. М.: Моск. Рабочий, 1995. С. 258.

42 Пропп В.Я. Русские аграрные праздники (опыт историко-этнографического исследования). М.: Лабиринт, 2000. С. 69.

43 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 190.

44 ВГАИ АКНМ. № 996/16-19.

45 Там же. № 1002/18.

46 Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 116.

47 ВГАИ АКНМ. № 200/20.

48 Там же. № 446/2.

49 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 221.

умерших некрещеными. Под воздействием духовенства, русалки стали превращаться в существа, вредящие человеку: нередко их сравнивали с ведьмами50. В конце русальной недели в Воронежской губернии совершался обряд «проводов русалки»51. В с. Ступино Воронежского уезда девушки делали чучело из соломы или травы, несли в рожь и там раскидывали52. По народным представлениям русалки способствовали лучшему урожаю 53.

Праздник летнего солнцеворота (Иван Купала) отмечался 24 июня (по старому стилю), наступление самого важного момента трудовой деятельности крестьянина-земледельца - жатвы. В Воронежской губернии, как и вообще в русской традиции, в этот день разжигали костры и прыгали через них; плели и гадали на венках; обязательно купались в реке - «чтобы не болеть»54. В с. Никольское Воробьевского уезда обливали водой молодоженов, когда они приходили в гости к родителям. В Иванов день вода считалась целебной, ею обливались и умывались от разных болезней. Чаще всего такие обливания совершались парнями55. Крестьяне считали, что все растения в ивановскую ночь наделены чудесными свойствами, поэтому повсюду собирали лекарственные травы56.

Из жатвенного комплекса интересен обряд, связанный с последним снопом: несжатый пучок соломы оставляли на поле - «Илье на бороду, штоб дал урожай хороший на следующий год»57. Несмотря на немногочисленность сведений по жатвенной обрядности, следует отметить, что этот период, наряду с другими обрядовыми комплексами календаря, составляет единую систему годового цикла, обрядовые действия которого направлены на обеспечение урожая.

Из осенних обрядов в Воронежской губернии отметим обряд «похорон» мух, относящийся к проводным обрядам58. По окончании всех сельскохозяйственных работ крестьяне отдыхали, устраивали посиделки, вышивали рушники, вязали, шили, пряли шерсть. Посиделки начинались с Семенова дня (14 сентября), с Покрова (14 октября) или под Дмитриев день (9 ноября). Молодые девушки собирались отдельно от пожилых59.

Народный календарь Воронежской губернии относиться к традиции позднего формирования, в связи с этим слабо выражены обряды жатвенного периода. Сроки и продолжительность данного цикла зависели от конкретных погодных условий местности, из-за которых жатвенный период сдвигался во времени.

Календарные обычаи и обряды Воронежской губернии начала XX в. показывают, что наиболее полными сведениями представлены зимний «святочный» период и троицкие обряды. Формирование такого типа традиции объясняется причинами исторического характера, условиями заселения данной территории, а также характером хозяйственной деятельности проживающих здесь людей. Так, например, в западных уездах губернии (Воронежском, Нижнедевицком, Острогожском) обнаруживается более развитая обрядность и сохранившийся календарный фольклор, так как эта территория заселилась на два века раньше, чем остальные части Воронежской губернии (с XVI в.). Центральные районы осваивались, в основном, в петровскую эпоху ремесленным и рабочим населением, переводимым сюда для строительства русского флота. Календарная система этих районов сильно разрушена, представлена единичными сведениями. Большое влияние на южные районы Воронежской губернии оказала украинская традиция, это ярко проявилось в календарных обрядах.

В заключении необходимо отметить, что календарный земледельческий цикл Воронежской губернии представляет собой комплекс различных обрядовых действий,

50 Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, XIX

Нач. XX в. М.: Наука, 1979. С. 216.

51 Крюкова Т.А. Вождение русалки в селе Оськино Воронежской области // Советская этнография №1, 1947. С.107.

52 ВГАИ АКНМ. № 692/16, 439/2.

53 Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. С. 222.

54 ВГАИ АКНМ. № 934/39.

55 Власов В.Г. Формирование календаря славян. Ранний период // Календарь в культуре народов мира. М.: Наука, 1993. С. 128.

56 ВГАИ АКНМ. № 940/1.

57 Там же. № 949/16.

58 Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. С. 115.

59 ВГАИ АКНМ. № 39/2.

сформировавшихся в результате длительного исторического развития. В нем сочетались черты как языческой, так и христианской обрядности, базирующиеся на так называемом народном двоеверии. В связи с изменением жизни менялось и мировоззрение людей, традиционные обряды постепенно утрачивали свой ритуальный смысл, обрядовое значение действий постепенно забывалось и чаще всего воспринималось как развлечение.

CALENDAR CUSTOMS AND RITES OF VORONEZH PROVINCE PEASANTS AT THE BEGINNING OF XX CENTERY

Voronezh music-college named after Rastropovi-ches

The article gives a survey of Voronezh province peasants calendar customs and rites at the beginning of XX century, starting with winter period and ending in autumn period of the agricultural calendar. It made possible to reveal elements of recurrence of different periods and their continuity. While explaining the degree of rites" safety, archaic elements of traditional culture are displayed in correlation with peasants" outlook.

Key words: folk agricultural calendar, ritual actions, customs and rites, peas-

Алла Козлова
«Знакомство с русской национальной культурой Воронежского края» (фольклорный праздник)

Цель :Развитие музыкально - творческих способностей детей посредством фольклора .

Задачи :

Образовательные : знакомить с традициями национальной культуры Воронежского края , расширять знания об истории родного города, активизировать словарный запас, закреплять литературно – музыкальный материал.

Развивающие : развивать чувство ритма, умение петь протяжно, звонко, выразительно – в характере песни, пробуждать интерес к народным обычаям и традициям.

Воспитательные : воспитывать патриотические чувства, бережное отношение к произведениям русской культуры , прививать любовь к народному творчеству.

Материал и оборудование : мультимедийное оборудование, куклы в национальных костюмах , русский народный костюм XVIII в., декорации деревенской избы, шумовые инструменты, раскраски по количеству детей.

Ход деятельности

Звучит русская народная музыка , дети входят в музыкальный зал хороводным шагом.

Музыкальное приветствие с детьми.

Муз. рук. предлагает совершить путешествие в прошлое, приглашает в круг и беседует с детьми про устное народное творчество.

Хоровод «На горе-то калина» /под запись – показ движений/

А сейчас я вам покажу игру, в которую играли раньше деревенские ребятишки.

/Считалкой выбираем Ваню, объясняю правило игры/

Ритмическая игра «Барашенки – крутороженьки»

/ муз. рук. приглашает детей сесть на стулья/

Беседа о Воронеже .

На виду у всей большой державы

В стороне разбуженной, степной.

Ты стоишь наш город величавый

Наш Воронеж светлый и родной .

Песня «Что зовем мы Родиной?»

В этом году славному древнему нашему городу – 427 лет.

А истоки его истории уходят еще в более древние былинные времена.

При слове Воронеж слышится древнее , вечно волнующее «О русская земля

/Звучит «Указ Петра I» /

Петра I много сделал для развития нашего края .

Народ помнит умельца царя – сам шил сапоги, искусно владел плотницким инструментом, сам спроектировал корабль на 58 пушек и командовал Российским флотом.

История Российского флота начинается с города Воронежа .

А мы помним царя Петра 1 и в Воронеже есть памятники , сквер с его именем. /Рассматривание слайдов/

А мы продолжаем наше путешествие в старину. (Змейкой, цепочкой муз. рук. ведет детей по залу, дробным шагом, поскоком, прямым галопом).

/Подходят к деревенской избе. /

Рассматривание утвари и беседа о деревенском быте.

(Прялка, утюг, кочерга, кувшин, плетень.)

В долгие осенние вечера крестьяне собирались на посиделки в избе, где пряли, ткали, мастерили, а чтобы дело спорилось, пели песни, играли да и вели беседы.

Ребята, а кто мне скажет, какой сейчас месяц? (Ноябрь)

/Листогной, полузимник, грудень/

/Муз. рук. показывает самодельные музыкальные инструменты/

Частушка – Девочки беляночки

Где вы набелилися?

Мы вчера коров доили

Молоком умылися!

Рассказ о частушках.

А чтоб было веселей, подыгрывали на музыкальных шумовых инструментах (рассматриваем)

Я вам предлагаю самим смастерить, но сначала разомнем свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем

/ Изготовление инструментов/

Муз. рук. приглашает детей выйти в центр зала с музыкальными инструментами и прослушать частушки в исполнении Марии Мордасовой

Перепляс.

А наше путешествие продолжается и попали мы в Воронеж поэтический .

/Рассказ об Алексее Кольцове и Иване Никитине/

Под большим шатром голубых небес

Вижу, даль степи зеленеется

И на гранях их выше темных туч

Цепи гор стоят великанами

И в продолжение поэтической темы я предлагаю вам вспомнить песню об осени.

Песня «Осень, милая, шурши!»

Продолжая наше путешествие, посетим музей «Русской национальной одежды »

/Муз. рук. ведет детей в музей кукол/

Рассматривание кукол и рассказ о русской народной одежде .

На мне костюм нарядной крестьянки конца XVIII века Воронежской губернии .

Сорочка белоснежная узорами расшитая

Это доброта рук материнских.

Сарафан черный

Это чернозем Воронежский .

Дорожка пестра

Степь в весеннем лесу

Кокошник высокий, платок цветной

Красота девичья.

Бусы разноцветные

Это цвет росы на утренней заре.

Полоски по подолу

Река Дон батюшка.

Музыкальный руководитель дарит детям раскраски с национальной одеждой .

Педагог подводит итог занятия.

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению детей с национальной культурой «Цветные, расписные, деревянные, резные» Цель: знакомство с предметами быта русской культуры. Задачи: познакомить детей с русскими деревянными ложками, рассмотреть узоры, формы,.

Свой летний сезон мы начали с увлекательного путешествия в природный архитектурно-археологический музей-заповедник"Дивногорье". Это музей.

Конспект занятия «Герб Воронежского края» (старшая группа) Конспект занятия «Герб Воронежского края» (Старшая группа) ЦЕЛь: формировать элементарные представления о происхождении и функциональном.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Задачи: Образовательные задачи: Продолжать приобщать детей к культурным наследиям русского.

Образовательные задачи: Познакомить детей с народными традициями Дать знания о русском народном празднике Масленица Знакомить детей.

Д. С. Лихачёв: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему.

Чтобы узнать историю традиционного воронежского костюма, а главное увидеть и даже потрогать старинные облачения, мы отправились на филологический факультет ВГУ. Там лабораторией народной культуры им. С.Г. Лазутина заведует Татьяна Пухова. Это человек, который знает о самобытности воронежцев всё и с радостью делится этими ценными знаниями со студентами.

Наша встреча с Татьяной Фёдоровной состояла из нескольких частей. Сначала прошла своеобразная лекция о том, как и кем заселялась воронежская земля. А вторая часть - экскурсионная. Самое настоящее путешествие в прошлое, где мы познакомились с традициями местного народного костюма и бытом сельских семей в прошлых столетиях.

Заселение территории края началось ещё в VIII в. Принято считать, что предками воронежцев являются племена вятичей. Жители этих земель занимались изготовлением посуды, упряжи, лодок. Уже тогда можно было говорить о своеобразном речном флоте - задолго до появления здесь Петра I.

В ХVII в. Черноземье заселяли возле рек Воронеж, Битюг, Дон. Сюда при первом российском императоре ссылали дворцовых крестьян. Здесь на территории нынешнего Павловского района живут потомки переселенцев из Казани, Арзамаса и Нижнего Новгорода. В южных районах области - потомки казаков из Запорожской Сечи, попросившихся охранять южные рубежи России. Так, чувствуя влияние самых разных народов, и возникла многогранная культура земли воронежской.

В результате практически в каждом селе сложилась своя традиция костюма, пусть и иногда перекликающаяся.

Каждому селу - по костюму

Если видите красную панёву (так было принято называть длинную шерстяную юбку), трапециевидный фартук, рубашку с необычно длинным рукавом и узором из крестов, ромбов и мережки (вырывание нити по узору) - перед вами костюм из Каширского района. Это традиция родом из рязанских мест, откуда и пришли на эти территории переселенцы.

В западных районах области чувствуется польско-литовское влияние. Их народные костюмы отличают чёрные панёвы и белые домотканые рубахи. Главный же признак - высокие воротнички, каких не было в традиционных нарядах жительниц других районов.

Следом рассматриваем классический костюм воронежско-белгородского пограничья. Девичий сарафан отличает плиссировка. Панёвы были яркие и весёлые, «с подтыком», чтобы удобнее было ходить. На рубахах чаще всего вышивали узоры, символизирующие Макошь - богиню, покровительницу матерей.

Бутурлиновский стиль отличается использованием плиссировки из лент, монисто из бисера - весового и кругового. Женщины постарше носили рубашки цвета бордо, использовали уже покупной сатин.

В Павловске любили пришивать на одежду пуговки, наряды отличал оранжевый цвет с салатовыми вставками.

Весь юг Воронежской области - казачий край, где было сильно украинское влияние, в том числе и в костюмной традиции. И если русский орнамент - это геометрические узоры, то украинский - цветочные (маки, мальвы и др.).

Среди экспонатов музея мы видим статуэтку - молодая украинская пара. На парубке шаровары - чувствуется турецкое влияние. У дивчины длинная рубашка, юбка плахта, два фартука - здесь уже прослеживается собственно украинская культура.

В классическом воронежском костюме обязательно был пояс, кушак цвета радуги. Крестьяне очень любили и ценили это природное явление за его красоту.

Наряд по правилам

Не все знают, что в древней русской традиции белый - траурный цвет. Женщины пожилого возраста готовили себе «на смерть» чисто белые рубашки. В музейных коллекциях они встречаются довольно редко, так как в них обычно старушек и хоронили. Если вы нашли такой редкий экземпляр, значит запасливая бабушка готовила сразу несколько рубах.

Интересен и тот факт, что для обозначения особенно активных, «неконтролируемых» детей и взрослых в предмете гардероба использовали яркие шерстяные шлёнки. У детей они висели на чепчике, у парней - на поясе. Что сказать, удобный способ заранее узреть «драчуна» и почём зря не лезть на рожон.

В традиционном воронежском костюме преобладают три основных цвета: красный (цвет солнца, кровь, жизнь), белый (свет) и чёрный (чернозём).

Традиционным женским головным убором была «сорока». Состояла она из нескольких частей. Первая - мочки: шапочка, какая закрывает полностью волосы. Вторая часть - челышко: надевалась на роги. Третья часть - сами роги или косы, которые заплетали невесте подруги после расплетения одной (девичьей) косы. Переодевание в этот головной убор происходило на свадьбе. До венчания невеста носила один наряд, после венчания - уже другой. В процессе переодевания пели специальные обрядовые песни. Сорока была далеко не у каждой семьи. Те, кто жил победнее, просили у более богатых родственников или соседей «дать сороку, чтоб повить невесту».

Обязательной деталью одежды была «ластовица» - вставка подмышками. Чтобы не стирать каждый раз всю кофту, крестьянки просто заменяли ластовицы. Все рубашки имели свободный крой, крестьянки часто рожали, а иметь много одежды разных размеров не было возможности. И в панёвах с такой же целью имелись полукруглые вставки.

Вокруг печи

На этом мы покидаем первый зал и отправляемся в импровизированную хату-мазанку. Деревьев в степном Воронежском крае было немного, так что жилища делали из глины.

Одно из центральных мест в хате занимала печь. Топили её хворостом или кизяками. Кизяки - это смесь из навоза, соломы и воды. Из нее-то и делали кирпичи. Хранили их в специальном сарае. Запах, вопреки стереотипам, не был специфическим.

Возле печи стоит стол, за ним вся семья собиралась на трапезу. Ели в основном хлеб, кашу, молоко, щи, всё из одной общей миски. Кухонная утварь в большинстве своём представлена предметами для хранения молочных продуктов: кувшин, горшок, крышка, глечик. Скота в воронежских сёлах держали много, поэтому молока хватало в избытке. По этой же причине почти не носили в воронежских деревнях лаптей - предпочитали сапоги. Кожи хватало, чтобы пошить надёжную обувку.

Недалеко от стола - маслобойка, или пахта, как её ещё называли. Пахтовали (взбивали масло) обычно дети. Каждому в крестьянском доме находилась работа.

Отдельных слов достоин святой красный угол. Сельские иконы традиционно украшены фольгой и цветами. Узор на рушниках - «бесконечник». Наши предки мыслили позитивно. Они верили, что жизнь вечна, и потому вышивали такой узор.

У другой стороны стены, напротив печи, - кровать. Рядом висит люлька. Недалеко стоят прялки. После окончания полевых работ обычно наступали прядины. Сырьём для ткачества служили даже конопля и крапива.

В другой стороне зала представлена уже «советская» экспозиция - фарфоровые статуэтки, посуда. Так, попадая в одно помещение, умудряешься пройти сквозь столетия. Всего за пару часов знакомишься с укладом, который создавался веками. И понимаешь, что главное - это помнить свои истоки, ценить свою культуру, приучать к этому подрастающее поколение.

Анна Березовская, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики