Пояснения по ндс в году. Структура пояснений к декларации по ндс

С 24 января 2018 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате. Что изменилось и как подготовить ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС2018 — в этой статье.

  • что изменилось в формате пояснений по НДС с 2018 года;
  • кто должен отвечать на требования;
  • что теперь надо пояснять через интернет;
  • на какие ошибки внутри декларации обратить внимание;
  • как ответить на требование налоговой о предоставлении пояснений по НДС в программе оператора электронного документооборота.

Пояснения по НДС в электронном виде с 2018 года: что изменилось

С 24 января 2018 года все компании должны сдавать в ИФНС пояснения по НДС только в новом электронном формате (приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/).

Если ответить на бумаге, инспекторы не примут документ и оштрафуют компанию на 5 или 20 тыс. рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Кто сдает пояснения по НДС в электронном формате

Электронные пояснения по утвержденному формату отправляют налогоплательщики, которые обязаны сдавать декларацию через интернет (п. 3 ст. 88 НК РФ). Если компания не налогоплательщик или отчитывается на бумаге, она вправе дать электронные либо бумажные пояснения.

Если компания на УСН выставила счет-фактуру, то она обязана перечислить НДС, но налогоплательщиком она не становится. И хотя компания сдает декларацию электронно, пояснения она вправе представить на бумаге.

Формат действует с 24 января 2018 года. Поэтому, если налогоплательщик отвечает на требование в этот день или позже, безопаснее направить пояснения по утвержденному формату. Для этого обновите программу оператора.

Что надо пояснять и что изменилось в формате пояснений по НДС

Компании обязаны давать электронные пояснения на требования, которые налоговики выставляют по основаниям, названным в пункте 3 статьи 88 НК РФ. А именно, если:

  • компания подала уточненку, в которой уменьшила НДС к уплате;
  • инспекторы обнаружили в декларации ошибки и противоречия.

На камеральной проверке по НДС инспекторы также вправе требовать пояснения о льготах (п. 6 ст. 88 НК РФ). На такое требование можно ответить на бумаге.

  1. Компания может уточнить КПП контрагента: продавца, покупателя или посредника.
  2. Формат позволяет пояснить ошибки внутри отчетности самой компании. Например, если не сходятся вычеты в разделах 3 и 8 декларации.
  3. Нужно заполнять отдельную форму, чтобы пояснить операции, которые программа не нашла в декларации поставщика.

Из-за чего инспекторы направят требования и как пояснить эти ошибки, мы показали в таблицах.

Ответы на требования ИФНС при расхождениях в декларации

Ошибки внутри декларации компании

Расхождения связаны с разными правилами заполнения разделов. Стоимостные показатели в разделах 1–7 округляют до полных рублей, а вычеты в разделе 8 показывают в рублях и копейках. Разница возникла из-за округления

Расхождения возникли из-за разных ставок НДС. Компания исчислила налог с аванса по ставке 18/118, так как не знала, в счет какого товара получила предоплату.

Отгруженные товары облагаются по ставке 10 %. Налог с аванса компания заявила к вычету в сумме, которую заплатила в бюджет (постановление Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 № 10120/10)

В строках 010 разделов 8 компания по ошибке записала код операции 20 по отгрузке товаров в страны ЕАЭС (Белоруссию), верный код — 19

Компания освобождена от НДС по статье 145 НК РФ, но выставила счет-фактуру. По ошибке вместо раздела 12 организация заполнила налог в разделе 9. Налог к уплате не занижен

Если в декларации нет ошибок, продублируйте сведения из счета-фактуры. Если компания ошиблась, то ответ на требование зависит от того, повлияла ли ошибка на налог.

Ошибка не влияет на НДС. Например, покупатель заявил вычет частично, но написал стоимость товара не полную, а соответствующую вычету. Налог посчитан верно. В пояснениях продублируйте данные из декларации, а ниже запишите полную стоимость товара из счета-фактуры.

Ошибка влияет на НДС. Если покупатель завысил стоимость и от нее посчитал вычет, то подайте уточненную декларацию. Тогда пояснять расхождения не обязательно

Покупатель . Если в декларации все верно, продублируйте реквизиты в ответ на требование. Если есть ошибки, запишите верные значения в строке «Пояснения». Если покупатель ошибочно заявил вычет (например, поставщик аннулировал счет-фактуру), то подайте уточненку.

Поставщик . Если поставщик не оформлял документ, в ответ на требование он выбирает, что не подтверждает счет-фактуру, и заполняет его номер, дату, ИНН/КПП покупателя.

Если поставщик сам неверно заполнил данные в декларации, то дайте пояснения. Запишите реквизиты счета-фактуры из требования, а ниже приведите верные значения. Уточнить можно номер, дату, стоимость продаж, код операции, ИНН/КПП, а также раздел, в котором отражена операция, — 9, 9.1, 10.

Если поставщик забыл включить счет-фактуру в декларацию, подайте уточненку. Тогда пояснения давать не обязательно

Ответ на требование ИФНС о предоставлении пояснений по НДС через программу

Чтобы ответить на требования в программах операторов документооборота «Сверься!» компании «Такском» и «Контур. Экстерн» компании СКБ Контур, используйте следующие алгоритмы.

Как составить ответ на требование по НДС через программу «Сверься!»

Чтобы ответить на требование в онлайн-сервисе Сверься! компании Такском, алгоритм действий следующий.

1. Загрузите требование из учетной программы .

Из учетной программы выгрузите на компьютер файл с требованием инспекции в формате xml. Затем в программе Доклайнер:

  1. зайдите в сервис «Сверка»;
  2. выберите раздел «Требования ФНС»;
  3. нажмите «Загрузить файлы»;
  4. выберите xml-файл требования.

Дождитесь пока файл загрузится в программу. Это может занять до 15 минут в зависимости от размера файла. В нижней части окна отобразятся данные из требования.

Программа распределяет требования по видам:

  • расхождения между декларациями;
  • данные, которые не найдены у контрагента.

Также программа распределяет расхождения по разделам декларации.

Нажмите на название документа, чтобы просмотреть подробности и предоставить пояснения

Чтобы найти конкретного контрагента, нажмите на кнопку с изображением лупы. Все расхождения с контрагентом можно посмотреть, если нажать на его название.

  • Если информация о счете-фактуре не найдена в документах контрагента, отобразится предупреждение: «Счет-фактура не найден у контрагента».
  • Ознакомьтесь с расхождениями. Если все ваши данные верны, нажмите «Подтвердите данные».

Если вы нажали эту кнопку по ошибке, действие можно отменить.

Если есть ошибки, нажмите «Дать пояснение».

В столбце «Ваши пояснения» введите корректные данные. Чтобы перейти на следующую строку, нажмите Tab или кликните по ней.

Пояснения также можно отменить.

Если в требовании много разногласий, а пояснения нужны только на несколько из них, введите необходимые пояснения и поставьте галку в пункте «требования, для которых не указывались пояснения, пометить как соответствующие первичным документам» (вверху страницы).

Действие можно отменить, если повторно нажать на этот пункт.

3. Выгрузить файл для отправки

Как только вы поясните все расхождения, вернитесь на страницу «Требования ФНС» по ссылке вверху страницы. Проверьте, что на все расхождения в сведениях предоставлены пояснения, и нажмите «Экспорт ответа».

Сохраните файл на компьютер. Теперь его можно приложить к ответу на требование ИФНС, код документа — 8888.

Как составить ответ на требование по НДС через программу «Контур. Экстерн!»

1. Выберите требование, на которое хотите направить ответ

В Контур. Экстерн перейдите в меню «Новое» gt; «Требования» gt; «Все требования»:

В списке выберете требование, на которое хотите направить ответ:

Нажмите на нужное требование. Откроется страница с документооборотом. Кнопка «Загрузить и отправить документы» может потребоваться, если компания захочет отправить в инспекцию копии документов. Сделать это можно после отправки пояснений. Чтобы подготовить пояснения нажмите на кнопку «Заполнить ответ на требование»:

После этого откроется форма ответа на требование.

2. Выберите тип пояснений

В форме ответа представлены 10 разделов — столько, сколько в формате ФНС. Нужно выбрать разделы, которые подходят под требование налоговиков.

Первые семь разделов — поясняют расхождения и возможные ошибки между декларацией поставщика и покупателя в разных разделах декларации. Программа Контур. Экстерн сама перенесет сведения в нужные разделы из требования.

Последние три раздела новые. Их не было в рекомендованном формате:

  • невыполненные контрольные соотношения;
  • невключенные счета-фактуры;
  • пояснительное письмо.

Выберите раздел в зависимости от требования.

Расхождения между декларацией поставщика и покупателя

Если налоговики предполагают ошибки в счетах-фактурах, их нужно пояснить. Выберите разделы с ошибками из первых семи:

После того как вы кликните раздел, программа сама заполнит сведения из требования:

Проверьте счета-фактуры, которые налоговики внесли в требование. Дальнейшие действия зависят от того, есть ли ошибки в документах и декларации.

Ошибок нет. Не изменяйте сведения в форме и не отмечайте строку с верным счетом-фактурой галочкой. Так компания отправит в налоговую данные, что в счете-фактуре и декларации все в порядке.

В реквизитах ошибка. Если в счете-фактуре все верно, но компания ошиблась, когда заполняла декларацию, уточните неверные реквизиты. Для этого просто измените графы с ошибками

Счета-фактуры не должно быть в декларации. Отметьте строку с документом галкой на удаление. Инспекторы получат информацию, что счет-фактура лишний. Одновременно в этом случае подайте уточненку, если занизили сумму налога к уплате.

Поставщик поясняет отсутствие счета-фактуры. По новому формату поставщик должен заполнить отдельные таблицы, если налоговая не нашла в его декларации счет-фактуру. Ответ зависит от того, подтверждает поставщик счет-фактуру или нет.

Поставщик ошибся в реквизитах. В первой таблице введите сведения из счетов-фактур, в которых инспекция нашла ошибки, в ячейки из требования. Верные значения заполните в ячейках «у меня». Уточнить можно номер, дату счета-фактуры, стоимость продаж, код операции, сведения о покупателе и посреднике, а также раздел, в котором отражена операция – 9, 9.1, 10.

Поставщик не выставлял такой документ. В таблице 2 заполните реквизиты счета-фактуры, если вы не выставляли документ, но контрагент заявил вычеты. Когда инспекторы получат пояснения, это будет означать, что компания не подтверждает счет-фактуру.

Компания не включила документ в декларацию. Подайте вместо пояснений уточненку.

В декларации нарушены контрольные соотношения. Компания должна пояснить расхождения между разделами внутри декларации. Для этого заполняйте отдельную форму.

  • В первой графе проставьте номер контрольного соотношения.
  • Во второй – краткое текстовое пояснение — не больше 1000 знаков.

Иные пояснения. Формат теперь позволяет отправлять любые текстовые пояснения. Не нужно направлять их через неформализованный документооборот. Таким способом компания сможет по электронке отвечать на любые требования инспекции по декларации НДС. Например, о льготах, расхождениях с другими декларациями и пр.

Когда компания даст пояснения по каждому вопросу из требования, нажмите на кнопку «Контроль и отправка».

Программа проверит формы. После этого нажмите на кнопку «Отправить отчет», затем «Подписать и отправить».

действительный государственный советник РФ 3 класса

Получение налоговым органом объяснений налогоплательщиков является одной из форм налогового контроля. С 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, изменившие порядок исполнения налогоплательщиками требований налогового органа о представлении пояснений. Процедуре получения пояснений, способам представления пояснений и ответственности, применяемой к налогоплательщику за неисполнение требований, посвящено интервью с экспертом.

- В рамках каких процедур налоговый орган может истребовать пояснения?

Налоговый кодекс предусматривает несколько форм истребования пояснений.
Требование о представлении пояснений, повестка о вызове на допрос свидетеля, уведомление о вызове в налоговый орган, требование о представлении документов (информации) - это разные документы, имеющие самостоятельное основание для направления и, соответственно, последствия неисполнения их налогоплательщиком.

- Когда применяется процедура истребования пояснений в рамках камеральной проверки?

Налоговый орган в некоторых случаях обязан истребовать пояснения, а в некоторых случаях вправе это сделать.

Налоговый орган обязан требовать у налогоплательщика необходимые пояснения или внесения в декларацию исправлений, если им выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученных им в ходе налогового контроля. К этой ситуации относится, например, представление уточненной декларации после проведения камеральной проверки первоначальной декларации.

Форма требования о представлении пояснений приведена в приложении № 1 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. В требовании должно быть указано, в чем состоят ошибки и противоречия.

Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика пояснения, обосновывающие:

  • размер полученного в отчетном (налоговом) периоде убытка;
  • изменение соответствующих показателей налоговой декларации в случае представления уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией.

Указанные основания для истребования пояснений приведены в пункте 3 статьи 88 НК РФ.

- Есть еще основания у налогового органа истребовать пояснения?

Со 2 июня 2016 года в рамках камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ).

Можно истребовать пояснения о применении не любых налоговых льгот, а только льгот по налогам, объектом налогообложения по которым являются операции или имущество. Пункт 1 статьи 56 НК РФ признает льготами по налогам предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками.

Не являются налоговой льготой исключения из объекта налогообложения, пониженная налоговая ставка - это самостоятельные элементы налогообложения (статья 17 НК РФ).

Строго говоря, для целей камерального контроля только главы 28, 30, 31 НК РФ содержат статьи, посвященные налоговым льготам.

Таким образом, пояснения об имуществе могут быть истребованы в рамках камеральной проверки заявленных в декларации (расчете) налоговых льгот по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу. На практике большинство требований касаются пояснений о льготе в отношении движимого имущества по пункту 25 статьи 381 НК РФ.

- Какие операции могут быть признаны льготируемыми для целей истребования пояснений?

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений статьи 38 НК РФ.

Операции по реализации являются объектом обложения НДС, акцизами, и соответственно, в главах 21 и 22 НК РФ имеется перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 относит к налоговым льготам некоторые из оснований освобождения от налогообложения, перечисленные в статье 149 НК РФ, когда такое освобождение предоставляет определенной категории лиц преимущества по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции. Пунктом 14 указанного Постановления названы примеры льгот: в отношении столовых образовательных и медицинских организаций (подпункт 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ), в отношении религиозных организаций (подпункт 1 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении общественных организаций инвалидов (подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ), в отношении коллегий адвокатов, адвокатских бюро и адвокатских палат (подпункт 14 пункта 3 статьи 149 НК РФ).

Следовательно, при проверке декларации по НДС, в которой отражены указанные «налоговые льготы», пояснения могут быть истребованы.

Единообразный подход относительно применения освобождения по статье 149 НК РФ отсутствует. Суды признают освобождение операций займа не налоговой льготой, а специальным правилом налогообложения операций. Это означает запрет на истребование пояснений и документов об этих операциях по пункту 6 статьи 88 НК РФ.

Вопрос признания налоговыми льготами освобождений, установленных для операций, которыми изначально занимаются только определенные категории лиц, является неурегулированным.

- Какие последствия наступают, если налоговый орган не запросил у налогоплательщика пояснения, хотя основания для этого у налогового органа были?

Истребование пояснений - по общему правилу, обязательная стадия камеральной проверки. Минуя ее, иные мероприятия налогового контроля проводиться не должны (раздел 2 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 12.07.2006 № 267-О в случае обнаружения при проведении камеральной налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений.

Когда налоговый орган при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08).

Получение пояснений от проверяемого лица имеет целью выяснение причин имеющихся в его отчетности ошибок и противоречий и в случае отсутствия таковых в налоговой декларации и представленных документах при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика дополнительных пояснений и документов, равно как и для его вызова с целью дачи соответствующих пояснений.

В правоприменительной практике есть примеры признания недействительными решений налогового органа, вынесенных по результатам камеральной проверки, в ходе которой до составления акта инспекция не сообщила налогоплательщику о выявленных ошибках и не потребовала пояснений.

Коллизию между обязанностью и правом налогового органа на истребование пояснений возможно разрешать следующим образом: если налоговый орган не истребовал пояснения по декларации по НДС или по уточненной декларации, то возможность истребования документов по основаниям, указанным в пункте 8.1 и пункте 8.3 статьи 88 НК РФ, у него отсутствует.

- Ограничены ли количество и срок направления требований о представлении пояснений?

Срок направления требований о представлении пояснений ограничен сроком камеральной проверки.

Количество направляемых требований о представлении пояснений Налоговым кодексом не ограничено. Налогоплательщик может получить несколько требований о даче пояснений в рамках камеральной проверки одной декларации, в том числе по одному и тому же основанию. Например, требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги покупок» и требование о представлении пояснений в связи с выявлением несоответствия в разделе «Сведения из книги продаж» налоговой декларации по НДС.

- Как налогоплательщик представляет пояснения?

Необходимые пояснения должны быть представлены в налоговый орган, который такие пояснения запрашивает.

Пояснения представляются в течение 5 рабочих дней со дня, когда соответствующее требование налогового органа считается полученным.

До 2017 года обязанности представлять пояснения, а тем более представлять их каким-то определенным способом не было.

С 1 января 2017 года за непредставление пояснений в случаях, указанных в пункте 3 статьи 88 НК РФ, введена ответственность.

- Предположим, налогоплательщик не успевает представить пояснения в пятидневный срок. Можно ли ходатайствовать о продлении этого срока?

Налоговый кодекс не предусматривает основания для продления срока представления пояснений. Но налогоплательщик может представить пояснения и после установленного срока. Последствия непредставления пояснений зависят от оснований, в связи с которыми они были истребованы.

- Когда нужна уточненная декларация, а когда можно ограничиться пояснениями?

Это решает сам налогоплательщик исходя из фактических обстоятельств.

Налогоплательщик вправе дополнительно к пояснениям представить выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию. Обязанность прикладывать к пояснениям какие-либо документы не установлена.

- Может ли налогоплательщик освобождаться от ответственности, если уточненная декларация представлена им после получения от налогового органа требования о представлении пояснений?

Данный вопрос является неоднозначным.

Согласно пункту 5 статьи 88 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.

Акт налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе ее проведения (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

Таким образом, по смыслу указанных положений установление факта совершения нарушения происходит после процедуры истребования пояснений и отражается в акте налоговой проверки.

В ином случае представление уточненной декларации в ответ на требование о даче пояснений теряет смысл, поскольку налогоплательщик фактически признается в совершении правонарушения без возможности освобождения от штрафа по статье 122 НК РФ.

Но существует судебная практика, согласно которой если налогоплательщиком подана уточненная налоговая декларация после того как налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога в результате его неправильного исчисления, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику, основания для применения положений статьи 81 НК РФ об освобождении от ответственности отсутствуют.

- Значит, избежать ответственности нельзя?

Представляется, что выводы судов не носят универсального характера.

В частности, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2013 № А27-3428/2013 было установлено, что налоговым органом в ходе камеральной проверки первоначальной налоговой декларации было выявлено занижение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, в результате неприменения коэффициента-дефлятора, о чем налоговым органом было сообщено налогоплательщику.

В Постановлениях АС Московского округа от 17.06.2016 № Ф05-7756/2016, от 21.06.2016 № Ф05-7777/2016, от 06.05.2016 № Ф05-4971/2016 содержатся положения об отсутствии оснований для освобождения организации от ответственности при представлении уточненной декларации после получения от налогового органа сообщения об ошибках. Но основанием к принятию решений о привлечении к ответственности послужили выводы о преднамеренном и систематическом занижении в декларациях по акцизам данных об объемах отгруженной алкогольной продукции собственного производства на внутренний рынок по сравнению с данными о ее отгрузках, отраженными в ЕГАИС. В адрес налогоплательщика были направлены соответствующие сообщения о выявленных расхождениях. Передавая в ЕГАИС одни данные об объемах отгруженной алкогольной продукции, и, отражая в налоговых декларациях по акцизам иные данные, существенно ниже содержащихся в ЕГАИС, общество не могло не осознавать, что совершает налоговое правонарушение, занижает налоговую базу с целью уменьшения своих налоговых обязанностей.

Из рассмотренных судами дел можно сделать вывод, что направление требования о представлении пояснений носило формальный характер, поскольку очевидность нарушения сомнений не вызывала.

Иные случаи, когда налоговый орган указывает в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер, то есть без описания в требовании фактов нарушения законодательства, не должны служить препятствием для применения статьи 81 НК РФ. На это указывает и пункт 2.7 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705.

- А если налогоплательщик не выявил никаких ошибок?

Об этом следует сообщить налоговому органу.

Как правило, пояснения составляются на бумаге в произвольной форме и направляются по почте. При этом специальные правила установлены для лиц, представляющих налоговую декларацию по НДС в электронной форме.

- Что изменилось в процедуре истребования пояснений в рамках камеральных проверок по НДС с 1 января 2017 года?

Лица, представляющие налоговую декларацию по НДС в электронной форме:

  • представляют пояснения по декларации по НДС;
  • представляют пояснения только по ТКС через оператора электронного документооборота;
  • представляют такие пояснения по формату, утвержденному ФНС.

Пояснения по декларации по НДС на бумажном носителе не считаются представленными.

До введения формата ответа на требование о представлении пояснений налогоплательщик, желающий представлять пояснения по ТКС, мог использовать рекомендуемую ФНС форму ответа (приложение № 2.11 к письму ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.01.2017). Возможно толкование, что указанный формат применяется с 24 января 2017 года.

Вместе с тем, положения статьи 5 НК РФ распространяются на издаваемые в пределах компетенции в соответствии с законодательством о налогах и сборах нормативные правовые акты ФНС. Это означает, что приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ не может вступить в силу ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования, то есть 14 февраля 2017 года.

Отказ инспекции в приеме пояснений на бумаге до истечения указанного срока может быть обжалован.

- Если просуммировать нормы пункта 3 статьи 88 НК РФ, какие есть основания для запроса пояснений в рамках камеральной проверки декларации по НДС…

Поводом для направления требования о представлении пояснений при проверке декларации по НДС признаются:

  • ошибки в налоговой декларации и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных в налоговый орган документах;
  • несоответствие сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;
  • изменение показателей налоговой декларации при представлении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией.

При этом, по мнению ФНС России, ответ должен быть подготовлен на каждое требование, даже если они получены одновременно (письмо от 07.11.2016 № ЕД-4-15/20890@).

- Как происходит рассмотрение представленных пояснений?

Налоговый орган обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения (пункт 5 статьи 88 НК РФ).

Если налоговый орган не получил пояснения или посчитал их недостаточными для принятия обоснованного решения, он проводит иные мероприятия налогового контроля.

- Какая ответственность установлена за непредставление пояснений?

С 1 января 2017 года за непредставление в пятидневный срок пояснений, истребованных в порядке пункта 3 статьи 88 НК РФ в рамках камеральной проверки декларации (расчета), предусмотрен штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 129.1 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, повлекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

Штраф взыскивается за непредставление пояснений по требованиям, направленным согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ налоговым органом после 31 декабря 2016 года. Новые правила касаются деклараций (расчетов), проверки которых продолжаются в 2017 году (осуществляются с 2017 года), то есть, в том числе деклараций, представляемых за налоговые периоды, предшествующие 2017 году. В частности, по НДС за 3 и 4 кварталы 2016 года, а также уточненных деклараций.

- Как избежать ответственности за просрочку представления пояснений?

Обстоятельства, исключающие ответственность, перечислены в статье 109 НК РФ. Помимо этого, избежать штрафа по статье 129.1 НК РФ можно, представив не пояснения, а уточненную декларацию. По смыслу пункта 3 статьи 88 НК РФ, уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган в течение 5 дней с даты получения требования о представлении пояснений.

Вместе с тем, права и обязанности налогоплательщика определяются статьями 21 и 23 НК РФ соответственно. При этом ни статьей 23 НК РФ, ни какой-либо иной статьей Налогового кодекса представление пояснений, включая пояснения относительно декларации по НДС, не закреплено в качестве обязанности налогоплательщика. Для пояснений по декларации по НДС установлена обязательная форма представления - это положение можно толковать таким образом, что законодатель в рассматриваемом случае разрешил налоговым органам «не учитывать» пояснения, представленные на бумаге.

Подпункт 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок определяет в качестве права налогоплательщика, в отличие, например, от представления документов, которое подпунктом 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплено как обязанность налогоплательщика.

Направление налоговым органом требования о представлении пояснений не влечет превращения «права налогоплательщика представить пояснения» в «обязанность налогоплательщика представить пояснения».

При буквальном толковании изменений, внесенных в Налоговый кодекс, получается, что пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ введена ответственность за деяние, обязанность совершения которого не установлена.

Привлечение к ответственности за то, что налогоплательщик не воспользовался своим правом, с учетом пункта 7 статьи 3 НК РФ и статьи 106 НК РФ может быть признано неправомерным.

- Установлена ли Налоговым кодексом ответственность за непредставление пояснений в иных случаях?

Налоговым кодексом не установлена ответственность:

  • за непредставление пояснений об имуществе (операциях), по которым применены налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);
  • за непредставление пояснений в рамках выездной налоговой проверки или пояснений, истребованных налоговым органом при вызове налогоплательщика в налоговый орган.

- Существует административная ответственность в процедуре получения пояснений?

Часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Закрепление законодателем административной ответственности за указанное противоправное действие направлено на обеспечение осуществления прав и исполнения обязанностей, предусмотренных, в частности, Налоговым кодексом (Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2014 № 2630-О).

В качестве санкции за неявку возможно предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц - от 2000 до 4000 рублей.

Аналогичная ответственность может применяться и при непредставлении пояснений, истребованных в случаях, установленных пунктом 3 статьи 88 НК РФ.

Налогоплательщики, представляющие налоговую декларацию в электронной форме, с 24 января 2017 г. также должны представлять и пояснения к декларации по НДС только в электронном виде по утвержденному налоговиками формату. Кроме того, налоговиками разработан алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. (п.3 ст.88 НК РФ).

Новый формат пояснений к декларации по НДС

Одним из случаев истребования документов в рамках проводимой камеральной проверки (п.8.1 ст.88 НК РФ) является выявление в представленной декларации по НДС несоответствия сведений об операциях, сведениям, которые содержатся в декларации другого налогоплательщика. В том случае, если компания обязана сдавать декларацию по НДС в электронной форме, то и пояснения к декларации также должны представляться в электронной форме по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 г. №ММВ-7-15/682@ (вступил в силу 24 января 2017 г.).

Это означает, что начиная с 24 января 2017 г., «бумажные» пояснения для налогоплательщиков, отчитывающихся электронным способом, считаются непредставленными со всеми вытекающими последствиями (штраф в размере 5 тыс. рублей - п.1 ст.129.1 НК РФ, а при повторном нарушении будет взыскан штраф в размере 20 тыс. рублей - п.2 ст.129.1 НК РФ).

Что представляет собой электронный формат? По сути – это набор технических требований к отправляемому файлу, который должен обеспечить соответствующий оператор электронного документооборота.

Алгоритм определения объема документов, истребуемых при камеральной проверке

В ходе камеральной проверки налоговый орган вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если заявлена сумма НДС к возмещению либо заявлены налоговые льготы.

Зачастую налоговые органы в ходе проведения проверки запрашивают у налогоплательщика большой объем документов.

В случае если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение десяти дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы (п. 3 ст. 93 НК РФ).

А как быть, если налоговыми органами запрашиваются копии документов, исчисляемые тысячами либо миллионами листов?

Отметим, что налоговое законодательство исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении мероприятий налогового контроля (ст. 35 НК РФ и ст. 103 НК РФ).

И если, осуществляя налоговый контроль, налоговые органы руководствуются неразумными или нецелесообразными целями и мотивами, налоговый контроль в таких случаях может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ст.34, 35 и 55 Конституции РФ недопустимо. Действия налоговых органов не должны нарушать права и свободы других лиц. Такой подход сформулирован в постановлении КС РФ от 16.07.2004 г. №14-П. И ярким свидетельством тому - спор, рассмотренный в постановлении АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014, когда в рамках проведения выездной налоговой проверки у банка были истребованы копии документов (договоры уступки права требования (цессии) с приложениями, дополнительными соглашениями и пр.; кредитные досье по заемщикам; договоры залога, поручительства, об открытии аккредитива и иные; анализы финансового состояния заемщиков; информация об оценке залогового имущества; регистры бухгалтерского и налогового учета (выписки по счетам), подтверждающие выдачу кредита и уплату кредита, процентов, неустойки по выданным кредитам и пр.).


Налогоплательщик подсчитал, что истребованные документы представляют собой более 6 260 000 листов; такое количество копий может быть изготовлено на 100 печатающих устройствах в течение более двух месяцев; для изготовления такого количества копий потребуются 12 520 пачек бумаги общей стоимостью 1 800 000 руб., а также 1 400 000 руб. для приобретения расходных материалов (картриджи, ролики, фотобарабаны) и соответствующие затраты, связанные с полной или частичной заменой копирующих устройств в связи с их ускоренным износом, оплатой расходов на доставку копий документов из обособленных подразделений банка и с двойной оплатой труда сотрудников, привлекаемых к работе сверхурочно и в выходные дни; вес истребованных копий составит около 30 тонн, для их перевозки потребуется 20 автомобилей марки «Газель».

Тем не менее, налоговая инспекция отказала банку в возможности не представлять документы, подтверждающие правомерность включения в состав расходов сумм резерва на возможные потери по ссудам по кредитным договорам на предоставление заемщикам денежных средств. Досудебное обжалование решения налоговой инспекции не привело к положительным результатам.

Для успешного обжалования решения об отказе в непредставлении документов в судебном порядке банк произвел следующие расчеты: у лиц, проводящих налоговую проверку (четыре человека), отсутствует физическая возможность изучения такого объема документов в сроки, установленные для проведения проверки: четырем сотрудникам налоговой инспекции потребуется около 90 месяцев для изучения истребованного объема документов (при чтении одним сотрудником 100 страниц в час документы могут быть прочитаны в течение 15 650 часов (6 260 000: 4: 100), что соответствует более чем 1 950 дням (по 8 часов)).

Судьи приняли сторону налогоплательщика, обратив внимание на то, что налоговая проверка проводилась на территории банка (п.1 ст. 89 НК РФ). Проводящие проверку лица, ознакомившись с оригиналами, представленных для проверки документов, не могли не знать об объеме документооборота банка.

Также указанные лица не могли не знать о количестве истребованных у банка документов.

Учитывая возможные материальные и временные затраты банка на изготовление копий документов, что не могли не понимать проверяющие, суд считает требования не соответствующим целям и задачам налоговых органов и нарушающим права заявителя (Постановление АС Северо-Западного округа от 02.06.2015 г. №А13-5629/2014).

Одним из самых частых запросов налоговых органов, осуществляемых в ходе камеральной налоговой проверки, являются истребование документов по льготным операциям, которые отражаются в налоговой декларации по НДС в разделе 7 «Операции, не подлежащие налогообложению».

Напомним, что право на запрос документов в рамках камеральной налоговой проверки в части льготных операций, может быть реализовано налоговыми органами в ситуации, когда применяемая льгота предназначена только для определенной категории лиц (п.14 Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 г. №33, Постановления АС Уральского округа от 24.02.2015 г. №А71-6132/2014, от 17.02.2015 г. №А60-21098/2014, от 23.05.2014 г. №А60-32962/2011, решение АС Приморского края от 27.01.2015 г. №А51-30238/2014).

Налоговиками предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

При проведении камеральных налоговых проверок налоговики должны учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного Системой управления рисками АСК «НДС-2»;
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот (Письмо ФНС РФ от 26.01.2017 г. №ЕД-4-15/1281@).

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту - Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность

применения __________________________________

(наименование налогоплательщика)

налоговых льгот в разрезе кодов операций,

к Декларации по налогу на добавленную стоимость

за ___ квартал ____ года

Код операции

в том числе:

Сумма необлагаемых операций в разрезе видов (групп, направлений) необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации, руб.

Наименование контрагента (покупателя)

Документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот

вид (группа, направление) необлагаемой операции

Тип документа (договор и т.д.)

Сумма операции, руб.

На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).

Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2».

Например, при высоком налоговом риске объем документов, подлежащих истребованию у налогоплательщика, в разрезе кодов операций составляет 40% в обязательном порядке по каждому коду операции.

При этом не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

Отметим, что налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.

Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке).

Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.

Налогоплательщики НДС представляют декларацию по этому налогу в электронном виде (п. 5 ст. 174 НК РФ). Если от налоговой получено требование о представлении документов (информации), исполнить его необходимо в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования или в этот же срок сообщить налоговой инспекции об отсутствии запрошенных документов или информации (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Причем с 01.01.2017 пояснения налогоплательщик должен представлять только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ , Приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). При этом электронный ответ на требование по НДС, содержащий пояснения к НДС-декларации, должен быть только формализованным. В неформализованном виде можно отправить лишь дополнительную информацию к уже сданным формализованным пояснениям, если налоговый орган или налогоплательщик сочтут их представление необходимым.

Какой ответ на требование ФНС считается формализованным

Формализованным ответом на требование ФНС считается ответ, содержащий документы в формате XML. В этом формате документы можно сформировать, например, при использовании бухгалтерской программы.

Перечень документов, которые могут быть предоставлены в налоговую инспекцию в формате xml-файла, следующий (Табл.4.8 к Приказу ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@):

  • счет-фактура;
  • книга покупок;
  • книга продаж;
  • журнал полученных и выставленных счетов-фактур;
  • дополнительный лист Книги покупок;
  • дополнительный лист Книги продаж;
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • документ о передаче товара при торговых операциях;
  • документ о передаче результатов работ (об оказании услуг);
  • счет-фактура и документ об отгрузке товаров (выполнении работ), передачи имущественных прав (документ об оказании услуг), включающий в себя счет-фактуру;
  • корректировочный счет-фактура и документ об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающий в себя корректировочный счет-фактуру;
  • ответ на требование о представлении пояснений.

Неформализованные документы в дополнение к ответу на требование ФНС

Налоговое ведомство разрешает отправлять в электронном виде документы и в ином формате. Неформализованные документы, прикладываемые к ответу налоговой по НДС, включают в себя документы в виде скан-образов в формате tif, jpg, pdf или pgn.

В виде скана по ТКС можно отправить такие документы (Табл.4.9 к Приказу ФНС от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@):

  • счет-фактура;
  • товарно-транспортная накладная;
  • акт приемки-сдачи работ (услуг);
  • грузовая таможенная декларация/транзитная декларация;
  • добавочный лист к грузовой таможенной декларации/транзитной декларации;
  • спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
  • товарная накладная (ТОРГ-12);
  • дополнение к договору;
  • договор (соглашение, контракт);
  • корректировочный счет-фактура;
  • отчет НИОКР.

Отправлять в налоговую инспекцию иные документы в виде сканированных копий налогоплательщик не вправе (

Уточненная декларация по НДС в обязательном порядке подается при выявлении ошибок, приведших к занижению налога или завышению его суммы, начисленной к возмещению. Подача уточненной декларации по НДС в иных случаях является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Расскажем, как сделать и подать уточненку.

Подача в ИФНС уточненной или корректирующей декларации по НДС позволяет налогоплательщику исправить ошибки, допущенные в ранее сданном варианте этого документа. При выявлении занижения начисленной суммы налога сдача уточненной декларации по НДС обязательна (п. 1 ст. 81 НК РФ). Корректировку декларации по НДС, в которой сумма налога была завышена, законодательство делать не обязывает, но налогоплательщик в ней заинтересован сам.

У налоговой инспекции при проведении камеральной проверки, инициированной по причине подачи уточненной декларации по НДС, уменьшающей сумму налога к уплате, есть право затребовать от налогоплательщика пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Пояснения (или расчет) должны содержать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС, при этом налогоплательщик должен их предоставить в течение 5 дней после получения такого запроса.

Если корректировочная декларация по НДС подается спустя 2 года после завершения отчетного периода с целью внесений исправлений, то в соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговая может затребовать у налогоплательщика не только пояснения по уточненной декларации НДС, но и первичные документы и аналитические регистры.

Подача уточненной декларации по НДС, как правило, влечет за собой истребование пояснений (или наоборот сама уточненка служит ответом на требование налоговиков). С 2017 года такие пояснения ИФНС принимает только в электронном виде (п. 3 ст. 88 НК РФ). Поэтому установленный электронный формат такого представления может служить также и образцом для пояснения к уточненной декларации по НДС, составленного в добровольном порядке и поданного по инициативе налогоплательщика одновременно с уточненной декларацией.

О том, к каким последствиям может привести подача пояснений не в электронном виде, читайте в материале «Пояснения по НДС принимают только в электронном виде» .

Как исправить декларацию по НДС? Как сделать корректировочную декларацию по НДС? Если возникает вопрос, как сделать декларацию по НДС, уточняющую значения уже ранее поданной, то ответ прост: надо составить новую декларацию с правильными суммами. Как заполнить уточненную декларацию по НДС? Нужно внести в нее все значения полностью, а не отобразить лишь разницу между ошибочно поданными и правильными. Таким образом, образец уточненной декларации по НДС — это обычная декларация, только содержащая правильные (уточненные в сравнении с ранее сданным документом) цифры.

Что касается налоговых агентов, то в уточненке они отображают сведения лишь по тем налогоплательщикам, по которым были обнаружены ошибки.

Признаком уточненного документа является специальный код (номер корректировки), который в декларации по НДС необходимо указать на титульном листе в отдельном поле. Номер корректировки соответствует порядковому номеру подаваемой уточненки за налоговый период, в котором были обнаружены ошибки.

Еще один момент, отличающий уточненную декларацию по НДС, — указание в ней признака актуальности в разделах 8 и 9. Код актуальности в уточненной декларации по НДС имеет 2 значения (пп. 46.2, 48.2 Порядка заполнения, утвержденного приказом ФНС России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@):

  • 0 — если в исходном варианте декларации разделы 8, 9 не заполнялись или в них вносятся изменения;
  • 1 — если эти разделы не требуют корректировки данных.

Внесение изменений требует заполнения приложений к разделам 8, 9. Особенности оформления этих разделов и приложений к ним описаны в письме ФНС России от 21.03.2016 № СД-4-3/4581@.

О часто встречающихся ошибках в заполнении декларации читайте в статье «Налоговики обобщают ошибки: проверьте свою декларацию по НДС» .

ВАЖНО! Уточненная декларация заполняется на бланке той формы, которая действовала в периоде, за который вносятся изменения (п. 5 ст. 81 НК РФ). Также следует учесть при подаче уточненки, по которой можно будет судить о переплате налога, что налоговая возмещает излишне уплаченную сумму налога (или делает зачет) только в том случае, если еще не прошло три года с даты уплаты «лишнего» налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Подать уточненку для получения вычета по НДС можно в пределах 3 лет после того, как товары (работы, услуги, имущественные права) приняты на учет или ввезены на территорию России (п. 1.1 ст.172 НК РФ).

В случае подачи уточнений за тот период, в котором подавалась единая (упрощенная) форма декларации, следует подать обычную (полную) форму декларации, но указать на ней, что это уточненка. Это делается, если указываются подлежащие налогообложению операции, по которым раннее (в отчетном периоде) подавалась информация об их отсутствии. Эту норму разъяснил Минфин России в своем письме от 08.10.2012 № 03-02-07-1-243.

Если налогоплательщик изменил адрес регистрации и перешел на обслуживание в другую ИФНС, то уточненка подается в новую налоговую, но в самом бланке указывается код ОКТМО (ОКАТО) прежней территориальной налоговой службы (письмо УФНС РФ по г. Москве от 30.10.2008 № 20-12/101962).

Порядок подачи уточненки в 2019 году

Как подать уточненную декларацию по НДС? Существуют ли сроки подачи уточненной декларации по НДС? В настоящее время у налогоплательщиков имеется обязанность сдавать налоговые декларации в электронной форме. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ декларации, поданные на бумажных носителях вместо обязательного электронного формата, считаются неподанными.

Эти нормы касаются и уточненных деклараций (письмо ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4440@). Поэтому в 2019 году их тоже подают в электронном формате.

А вот конкретных сроков для подачи уточненки нет. При этом лучше сдать ее сразу после самостоятельного выявления ошибки, поскольку обнаружение этой ошибки налоговым органом может привести к штрафу.

Последствия подачи уточненки

Если уточненка подается в период, когда еще не истек срок подачи отчетной декларации, тогда она считается не уточненной, а поданной вовремя (п. 2 ст. 81 НК РФ). Если уточняющая декларация подается после завершения периода, отведенного для подачи отчета, но до окончания момента уплаты налога, тогда налогоплательщик может избежать ответственности, если эту ошибку не обнаружил раньше налоговый орган.

Избежать привлечения к ответственности при подаче уточненки после завершения срока для уплаты налога можно, если:

  • до подачи такой уточняющей декларации были уплачены недоимка по налогу и пени по уточненной декларации по НДС;
  • налоговый орган не обнаружил этой ошибки, если проводилась проверка до подачи уточненки.

Платежное поручение на доплату НДС по уточненной декларации составляют по обычной форме, указывая в нем тот период, за который делается доплата, и вид платежа, соответствующий погашению задолженности (ЗД вместо ТП).

Если подается уточненная декларация в момент проведения камеральной проверки по предыдущей декларации, тогда налоговая должна прекратить начатую проверку (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). Теперь камеральная проверка может быть начата уже по факту подачи уточненки.

О том, может ли иметь последствия нарушение инспекцией срока камеральной проверки, читайте в публикациях:

  • «Как наказать налогового инспектора за нарушение сроков проверки» ;
  • «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?» .

В случае подачи уточненки и уплате недоимки, но неоплате пени, на налогоплательщика налагается штраф (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).

Налоговая инспекция может назначить повторную выездную проверку при подаче налогоплательщиком уточненной декларации, уменьшающей сумму НДС, после завершения предыдущей выездной проверки и составления акта по ее результатам (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, письмо Минфина России от 21.12.2009 № 03-02-07/2-209 и постановление Президиума ВАС от 16.03.2010 № 8163/09).

По отношению к налогоплательщикам, контроль за которыми осуществляется в форме налогового мониторинга, при подаче ими уточненной декларации с уменьшением суммы налога к уплате также может быть назначена выездная проверка (подп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

О том, как проводится выездная проверка, читайте в материале «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)» .

Итоги

Налогоплательщик подает уточненную декларацию в случае обнаружения ошибок после окончания налогового периода, которые привели к уменьшению/увеличению суммы налога. Уточненка составляется на бланке той формы, которая действовала в корректируемом периоде, и подается в ИФНС в электронном формате. Если в результате исправления ошибки образовалась недоимка по налогу, то следует ее погасить вместе с уплатой пени до момента подачи уточненной декларации. А если при подаче уточненки образуется переплата по налогу, не исключена вероятность проведения выездной проверки по нему. С 2017 года письмо к уточненной декларации по НДС (пояснения) может подаваться только в электронном виде по установленному формату.