Сбили вертолет в сирии. Кого потеряла российская авиация на ближнем востоке

1. Что на самом деле произошло?

1 августа после полудня российский военно-транспортный вертолет Ми-8 (бортовой номер RF-95585) возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки жителям города Алеппо гуманитарного груза (вода, мука, консервы, медикаменты). Он уже был на полпути к аэродрому посадки, когда его над провинцией Идлиб обстреляли с земли. Сейчас члены комиссии, отправленной с базы Хмеймим командованием группировки ВКС РФ в Сирии , расследуют характер повреждений.

Территория, над которой сбили «вертушку», которую контролирует Фронт-ан-Нусра (запрещенное в РФ).

2. Кто был на борту?

По данным Минобороны РФ, на борту вертолета были 3 члена экипажа (командир, штурман, техник) и 2 офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии.

3. Откуда взялись российские документы?

Боевики похвалились перед телекамерами российскими документами (в частности, водительские удостоверения), якобы людей, погибших в вертолете. Откуда они могли их взять?

Тут пока рассматривается две версии. Либо это потерянные на территории России документы, которые доставили в Сирию наши граждане, перешедшие на сторону бандитов. Террористы охотно пользуются такими документами для своих пропагандистских акций, демонстрации «достоверности своих побед». Вторая версия - это могут быть реальные документы российских граждан, участвующих в операции в Сирии (одно водительское удостоверение, на котором помещено фото женщины, может принадлежать медсестре или переводчице, а другое, скажем, прапорщику запаса (технику вертолета), который служил по контракту).

4. Как боевикам достались тела россиян?

Террористы показали кадры, на которых они тащат тела членов экипажа и пассажиров Ми-8. Но могло ли быть такое при падении вертолета с большой высоты? Тем более что обычно при крушении вертолета с полными баками раздается мощный взрыв, и среди обломков разорванной машины находят лишь останки обгоревших тел.

Судя по тому, в каком виде достались террористам тела людей, находившихся на борту МИ-8, горючего в нем было уже немного - машина ведь уже была на подлете к базе Хмеймим. Потому взрыв отчасти мог «пощадить» экипаж и пассажиров.

5. Как и чем могли сбить МИ-8?

Пока нет точных данных, из какого именно оружия была поражена военно-транспортная машина. Есть 2 основных версии: переносной зенитный ракетный комплекс и крупнокалиберный пулемет.

Специалистам еще предстоит разобраться, почему не сработал бортовой комплекс обороны (БКО), который и предназначен для обеспечения защиты вертолетов. Он и создавался для того, чтобы спасать «вертушки» от всех типов ракет.

И, несмотря на все это, «вертушка» была сбита...

Эксперты высказывают предположение, что машина была все же сбита из крупнокалиберного пулемета, на огонь которого БКО не реагирует. Похоже, что высота полета «вертушки» во время поражения его огнем с земли была невысокой - до 1,5 км.

6. Почему говорят, что экипаж погиб геройски?

Объятая пламенем подбитая «вертушка» могла свалиться на населенный пункт, но экипаж до последней секунды пытался отвести ее от городка и дороги, по которой двигались густые колонны жителей Алеппо.

На трагическую новость, поступившую из Сирии, уже откликнулся Кремль.

Там разбился наш вертолёт, который осуществлял гуманитарную миссию и был сбит с земли. Те, кто был в вертолёте, погибли героически, пытались отвести машину, чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих, - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

7. Почему вертолет шел без прикрытия?

Обычно вертолеты даже на гуманитарные операции ходят парой . Пока нет информации из штаба группировки - почему это правило не было соблюдено. Очень возможно, что командиров сбил с толку доклад сирийцев, что полоса пролета «вертушки» уже зачищена их наземными войсками. В любом случае - это еще один горький урок для авиагруппировки в Хмеймим (не зря же говорят, что каждая строчка боевых уставов написана кровью солдат и офицеров).

Ми-8 стал третьим российским вертолетом, потерянным в Сирии. Кроме того, как сообщало Минобороны, 8 июля был сбит сирийский вертолет Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), на борту которого находились 2 российских офицера. Россия также потеряла в Сирии сбитый турками бомбардировщик Су-24. Людские потери после ЧП 1 августа - 19 солдат и офицеров.

Военное.РФ попыталось разобраться, почему потери ВС РФ в Сирии значительно увеличились, как боевики смогли сбить уже вторую воздушную единицу за 3 недели и что можно предпринять, чтобы сохранить жизни российских вертолетчиков.

Число наших солдат, погибших в Сирии, уже давно превысило ту цифру, в которой измеряют свои потери армии остальных стран, проводящих в арабской республике воздушную операцию. Военная кампания российских Вооруженных сил началась 10 месяцев назад, за это время армия потеряла 19 человек, 4 вертолета и один самолет. Наибольший единовременный урон российским вооруженным силам был нанесен в понедельник, 1 августа, когда сирийскими боевиками был сбит вертолет Ми-8, на борту которого находилось пять человек. Вряд ли 10 месяцев назад кто-то мог ожидать подобные потери ВС РФ за такой срок проведения операции.



Сбитый в Сирии Ми-8

Тогда, в начале октября 2015 года, военные эксперты, журналисты и официальные лица высказывались в основном оптимистично, указывая, что наносящим удары по ИГ* летчикам мало что угрожает. И действительно, из 19 погибших российских военных пилотом самолета являлся лишь один Олег Пешков, чей бомбардировщик Су-24 был сбит не боевиками с земли, а современным истребителем F-16. Все остальные погибшие военные были пехотинцами, инструкторами или находились на борту сбитых вертолетов.

Тем не менее, такие значительные потери ВС РФ явно указываются на существующую проблему, ведь за эту кампанию Россия потеряла уже почти столько же военных, сколько Великобритания лишались в ходе полномасштабной войны в Персидском заливе 25 лет назад (24 человека), а ведь тогда технологический разрыв между сторонами был гораздо меньше, чем сейчас.

Важно отметить, что по данным из открытых источников, в первые месяцы военной кампании в Сирии вертолеты как таковые не применялись, особенно используемые для перевозки личного состава и грузов Ми-8. Таким образом, три вертолета с экипажами наша армия потеряла только за 3,5 месяца. По вертолету в месяц. Сложившаяся ситуация явно не может считаться приемлемой и требует от командования пересмотреть организацию полетов. Особенно важным это становится именно сейчас, когда Россия с большей интенсивностью начала выполнять в Сирии гуманитарные функции (а, значит, и чаще использовать более уязвимые для атаки вертолеты Ми-8).


Боевик с ПЗРК

Пока доподлинно неизвестно, каким образом боевики смогли сбить российский Ми-8, но террористы обладают достаточным количеством вооружения, которое может быть успешно применено для этих целей. Как ранее писало Военное.РФ, у радикалов на вооружении замечена как старая советская зенитная артиллерия, так и относительно современные китайские ПЗРК. В сложившейся ситуации можно с уверенностью говорить только об одном: два сбитых вертолета за три недели - это явно не случайность и не удача боевиков, а значит, как ни прискорбно, потери российских вертолетчиков в Сирии в ближайшем времени могут увеличиться.

Из чего сбили Ми-8 в Сирии

На современные вертолеты Ми-8 устанавливается бортовой комплекс обороны "Витебск", который должен минимизировать угрозу, исходящую от примитивных ПЗРК. У боевиков же за все время были замечены лишь советские "Стрелы" самых первых, "афганских" версий и китайские FN-6, которые являются далеко не лидером в линейке данного вооружения. До этого в Сирии из ПЗРК сбивалась в основном устаревшая техника (к примеру, самолеты МиГ-21 ВВС Сирии).

О наличии у террористов новейших версий ПЗРК говорить тоже не приходится. Боевики, как правило, всегда хвастаются своими успехами, зачастую преувеличивая их. Это им нужно для поднятия своего имиджа перед сторонниками, повышения боевого духа соратников и для отчета перед спонсорами. Так что если бы им удалось завладеть новейшим вооружением, то они обязательно бы сняли об этом несколько видео. Не говоря уже о том, сколько мегабайт видео ими было бы создано, если бы они сбили вертолет с помощью своего нового трофея. Кроме того, с их стороны было бы довольно странно тратить эффект неожиданности от владения современным ПЗРК на вертолет Ми-8, когда можно попытать счастья с куда более привлекательными целями - бомбардировщиками.

Когда исламистам удавалось захватить у так называемой умеренной сирийской оппозиции новейшие американские противотанковые управляемые ракеты (ПТРК) TOW, то они обязательно снимали ролик об этом. Во всяком случае, пока захваты TOW не стали для них обыденностью. Поэтому будь у них последние версии тех же "Стингеров", мы бы обязательно увидели размахивающих ими бородатых людей на Youtube.


Боевики ИГ* на техничках

Вертолет также мог быть сбит из зенитной артиллерии, которой боевики обладают в большом количестве и используют даже как противопехотное . Из имеющихся в распоряжении радикалов ЗУ-23, "Шилок" и других орудий вполне можно сбить Ми-8 - и никакие современные защитные комплексы на борту не спасут от пуль. Эта версия кажется более убедительной, поскольку ранее исламисты неоднократно успешно использовали данное вооружение для атак по воздушным целям.

Как можно защитить вертолеты

Из той информации, которая присутствует в открытом доступе, можно судить, что сбитый вертолет перемещался в одиночку. Так что первый вопрос, который напрашивается на ум: спасло бы борт наличие у него конвоя из пары Ми-24? Не факт. Если вертолет все-таки был сбит из ПЗРК, то наличие прикрытия не сильно увеличило бы его шансы на выживание, а только дало бы боевикам три потенциальные цели для атаки, а не одну.

Против огня из зенитных орудий прикрытие действительно могло хорошо сработать. Пара Ми-24 могла бы быстро погасить точки ведения огня. Зенитная артиллерия у боевиков устанавливается в основном в кузове пикапов, а эти крупные автомобили гораздо заметнее человека с ПЗРК и выделяют больше тепла, так что и обнаружить угрозу было бы легче. Кроме того, подлетное время ракеты Ми-24 куда меньше того, которое требуется для успешной атаки по вертолету из старой артиллерии. Но не стоит забывать, что даже в данном случае прикрытие увеличивает для боевиков количество возможных целей.


Ил-76МД-90А

Еще одним вариантом будет перейти на способ доставки гуманитарной помощи, который применяет международная коалиция во главе с США. Страны НАТО сбрасывают "гуманитарку" с бортов транспортных самолетов, находящихся на недосягаемой для боевиков высоте. Конечно, эффективность от такого способа доставки гуманитарных грузов значительно ниже, они могут не попасть в нужные руки, повредиться и тому подобное. Но здесь на первый план выступает вопрос стоящих приоритетов: оказание гуманитарной помощи местному населению или жизни собственных солдат.


Пустой блок неуправляемых ракет

Также стоит отметить, что на сбитом вертолете присутствуют два блока неуправляемых ракет, оба - пустые. Ми-8 в Сирии не используются в качестве ударных вертолетов, поэтому блоки, судя по всему, не заряжают. Об этом можно судить исходя из того, что этот же самый Ми-8 с пустыми блоками НУР ранее вывозил раненную сирийскую девочку. Причины, по которым командование предпочитает не оснащать снарядами блоки неуправляемых ракет, остаются загадкой, но возможно, что это будет пересмотрено в связи со сложившейся ситуацией.

Подводя итог следует сказать, что если командованием ВС РФ не будет пересмотрено использование вертолетов в сирийском конфликте, то потери данного вида техники будут только расти. Вертолеты более уязвимая цель, чем бомбардировщики, поэтому широкое их применение только увеличит вероятность их потери. Статистика, в этом случае, не врет.

В истории со сбитым в Сирии на прошлой недели вертолетом даже спустя несколько дней остается больше вопросов, чем ответов. Почему Минобороны называет четко идентифицируемый Ми-35 экспортным Ми-25? Из какого вооружения была сбита крылатая машина и при чем здесь США? сайт попыталось разобраться в ситуации.

Ми-25 или Ми-35?

"8 июля 2016 года российские военные летчики-инструкторы Ряфагать Хабибулин и Евгений Долгин совершали облет сирийского вертолета Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24) с боекомплектом в провинции Хомс (Сирия)", - такими словами начинается распространенное российским военным ведомством сообщение о гибели летчиков.

Никаких сомнений в корректности данных Минобороны в первые дни после трагедии не было. Согласно сведениям военного бюллетеня The Military Balance, на 2016 год сирийская правительственная армия владеет 24 вертолетами Ми-25Д (индекс Д означает тандемное расположение кабин). После официального вывода российских войск из государства в марте 2015 года там остались инструкторы, помогающие армии Башара Асада бороться с террористами и оппозиционными силами Сирии.

Первые вопросы появились в воскресенье, 10 июля, когда было опубликовано видео гибели российского вертолета. На нем видно, что сбит был отнюдь не Ми-25, а гораздо более современная его модификация - Ми-35. Визуально он отличается неубирающимся шасси и более короткими крыльями. Этот ролик на сегодняшний день является основным источником информации о произошедшем и все аналитические материалы СМИ в основном базируются именно на нем.

Почему же пытались скрыть факт гибели именно современной боевой машины? Возможно из-за высокого экспортного потенциала Ми-35, интерес заказчиков к которому может несколько снизиться после этой аварии. Не секрет, что участие авиации РФ в борьбе с террористами в Сирии привело к серии контрактов на поставку за рубеж военной техники и вооружений. Сейчас, когда Минобороны хочет потратить на вооружения в два раза больше, чем готовы выделить финансисты, даже минимальная потеря имиджа поставщика "непобедимого" оружия окажется России крайне невыгодна.

Аргументы за: Само агентство аргументируют версию следующим образом:

"На видео можно заметить, что непосредственно перед крушением вертолет стреляет НУРСами (неуправляемыми реактивными снарядами), при этом после каждого выстрела в воздухе остаётся шлейф дыма, уходящий ниже фюзеляжа вертолета. Однако в момент поражения рулевого винта вертолета мы видим, что от снаряда тянется такой же шлейф дыма, идущий от объекта несколько выше фюзеляжа пораженного вертолета. На видео запечатлен и ведомый (идущий следом) вертолет, который движется несколько выше ведущего (идущего первым), сбитого вертолёта. Совокупность данных факторов позволяет как минимум всерьез расследовать версию, что вертолет Ми-35М был случайно сбит в результате пуска ведомым вертолетом неуправляемой авиационной ракеты (НАР, она же НУРС). В ходе ведения боя ведущий вертолет мог случайно попасть на линию огня ведомого вертолёта, который шел следом чуть выше ведущего. Это объясняет и тот факт, почему ИГИЛ (запрещенная на территории РФ террористическая организация - ред.) не опубликовало видеозапись непосредственно пуска ракеты ПТРК/ПЗРК".
Аргументы против: На видео не видно ни одной ракеты, запущенной ведомым вертолетом, хотя он двигался на небольшом расстоянии от сбитого Ми-35. "Дружественный огонь в авиации - это очень большая редкость. Были случаи, когда ведомые истребители-бомбардировщики сражали своего ведущего, но это маловероятно. Ведомые оттягиваются назад и уходят вправо или влево, набирая боковой интервал. Другое дело, что можно попасть под дружественный огонь артиллерии, ведь снаряд артиллерийский не прямо летит, а по изогнутой кривой, набирает высоту, а потом падает. Вот он мог попасть. Стреляли в кого-то, а вертолет полз на небольшой высоте и спокойно мог попасть в зону полета реактивных снарядов или даже ствольной артиллерии", - прокомментировал версию военный эксперт Александр Ахлюстин. Аналогичного мнения придерживается другой собеседник сайт, полковник запаса Виктор Мураховский. "Я думаю, это исключено. Пара вертолетов действовала уступом, со значительным смещением относительно друг друга. На видео также не заметен подлет какого-либо предмета, похожего на неуправляемую ракету или ПТУР. Надо понимать, что и неуправляемая ракета, и ПТУР, и зенитная ракета имеют относительно низкие скорости, до 700-800 метров в секунду, то есть при съемке с частотой хотя бы 24 кадра в секунду такой предмет был бы несколько раз запечатлен на видео, но его нет", - пояснил эксперт.

1. Что на самом деле произошло?

1 августа после полудня российский военно-транспортный вертолет Ми-8 (бортовой номер RF-95585) возвращался на авиабазу Хмеймим после доставки жителям города Алеппо гуманитарного груза (вода, мука, консервы, медикаменты). Он уже был на полпути к аэродрому посадки, когда его над провинцией Идлиб обстреляли с земли . Сейчас члены комиссии, отправленной с базы Хмеймим командованием группировки ВКС РФ в Сирии , расследуют характер повреждений.

Территория, над которой сбили нашу «вертушку», которую контролирует банформирвание Фронт-ан-Нусра (запрещенное в РФ) и примкнувшие к нему отряды так называемой «умеренной» сирийской оппозиции (которые, по сути, отличаются от террористов лишь тем, что им помогают оружием США ).

2. Кто был на борту?

По данным Минобороны РФ, на борту вертолета были 3 члена экипажа (командир, штурман, техник) и 2 офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии.

3. Откуда взялись российские документы?

Боевики похвалились перед телекамерами российскими документами (в частности, водительские удостоверения), якобы людей, погибших в вертолете. Откуда они могли их взять?

Тут пока рассматривается две версии. Либо это потерянные на территории России документы, которые доставили в Сирию наши граждане, перешедшие на сторону бандитов. Террористы охотно пользуются такими документами для своих пропагандистских акций, демонстрации «достоверности своих побед». Вторая версия - это могут быть реальные документы российских граждан, участвующих в операции в Сирии (одно водительское удостоверение, на котором помещено фото женщины, может принадлежать медсестре или переводчице, а другое, скажем, прапорщику запаса (технику вертолета), который служил по контракту).

4. Как боевикам достались тела россиян?

Террористы показали кадры, на которых они тащат тела членов экипажа и пассажиров Ми-8. Но могло ли быть такое при падении вертолета с большой высоты? Тем более что обычно при крушении вертолета с полными баками раздается мощный взрыв, и среди обломков разорванной машины находят лишь останки обгоревших тел.

Судя по тому, в каком виде достались террористам тела людей, находившихся на борту МИ-8 (если это не хитрый пропагандистский подлог), горючего в нем было уже немного - машина ведь уже была на подлете к базе Хмеймим. Потому взрыв отчасти мог «пощадить» экипаж и пассажиров.

5. Как и чем терроористы могли сбить МИ-8?

Пока нет точных данных, из какого именно оружия была поражена военно-транспортная машина. Есть 2 основных версии: переносной зенитный ракетный комплекс и крупнокалиберный пулемет.

Специалистам еще предстоит разобраться, почему не сработал бортовой комплекс обороны (БКО), который и предназначен для обеспечения защиты вертолетов. Он и создавался для того, чтобы спасать «вертушки» от всех типов ракет.

И, несмотря на все это, «вертушка» была сбита...

Эксперты высказывают предположение, что машина была все же сбита из крупнокалиберного пулемета, на огонь которого БКО не реагирует. Похоже, что высота полета «вертушки» во время поражения его огнем с земли была невысокой - до 1,5 км, а террористы выбрали для этого возвышенность.

6. Почему говорят, что экипаж погиб геройски?

Объятая пламенем подбитая «вертушка» могла свалиться на населенный пункт, но экипаж до последней секунды пытался отвести ее от городка и дороги , по которой двигались густые колонны жителей Алеппо.

На трагическую новость, поступившую из Сирии, уже откликнулся Кремль.

Там разбился наш вертолёт, который осуществлял гуманитарную миссию и был сбит с земли. Те, кто был в вертолёте, погибли героически, пытались отвести машину, чтобы минимизировать жертвы на земле. В Кремле глубоко соболезнуют всем близким наших погибших военнослужащих, - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

7. Почему наш вертолет шел без прикрытия?

Обычно вертолеты даже на гуманитарные операции ходят парой . Пока нет информации из штаба нашей группировки - почему это правило не было соблюдено. Очень возможно, что наших командиров сбил с толку доклад сирийцев, что полоса пролета «вертушки» уже зачищена их наземными войсками. В любом случае - это еще один горький урок для нашей авиагруппировки в Хмеймим (не зря же говорят, что каждая строчка боевых уставов написана кровью солдат и офицеров).

Ми-8 стал третьим российским вертолетом, потерянным в Сирии. Кроме того, как сообщало Минобороны, 8 июля был сбит сирийский вертолет Ми-25 (экспортный вариант Ми-24), на борту которого находились 2 российских офицера. Россия также потеряла в Сирии сбитый турками бомбардировщик Су-24. Людские потери после ЧП 1 августа - 19 солдат и офицеров.

Место крушения российского вертолёта МИ-8 в Сирии. Никто из экипажа не выжил

А В ЭТО ВРЕМЯ

Стали известны имена двух членов экипажа сбитого в Сирии вертолета Ми-8

Среди погибших оказались два выпускника Сызранского высшего военного авиационного училища

МЕЖДУ ТЕМ

ИГИЛ* психует: «улитку» в Алеппо начали разгибать

В крупнейшем сирийском городе Алеппо захлопнулся капкан, который войска Башара Асада неспеша расставляли на террористов ИГИЛ (запрещенной в РФ) с начала этого года. Еще в январе линия фронта в Алеппо напоминала раковину чудовищной «улитки», которая закручивалась вокруг городской крепости-цитадели

В Сирии сбили российский военный вертолет Ми-8, заявили в Минобороны. Судьба пилотов не известна. Вертолет возвращался после доставки гуманитарной помощи в Алеппо, где Россия на прошлой неделе начала гуманитарную операцию

Вертолет Ми-8 в Сирии, октябрь 2015 года (Фото: Дмитрий Виноградов/РИА Новости)

Как говорится в заявлении пресс-службы Минобороны России, российский военный вертолет Ми-8 был сбит в понедельник, 1 августа, в сирийской провинции Идлиб. На борту находились трое членов экипажа и двое офицеров российского центра по примирению. Об их судьбе пока ничего неизвестно.

В сообщении уточняется, что вертолет потерпел крушение «в результате обстрела с земли», когда возвращался на авиабазу Хмеймим «после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо» (цитаты по «РИА Новости»). На прошлой неделе Россия объявила о начале гуманитарной операции в Алеппо, открыв три коридора для мирного населения и еще один для тех, кто будет покидать город с оружием.

Судьба российских военнослужащих выясняется по всем доступным каналам, подчеркивается в сообщении Минобороны.

На изображениях, которые выкладывают пользователи соцсетей, показаны тело мертвого человека и российские документы, якобы взятые в вертолете, пишет Reuters .

​Ранее в понедельник Reuters со ссылкой на базирующийся в Великобритании Сирийский центр мониторинга соблюдения прав человека сообщил, что . Принадлежность воздушного судна правозащитники уточнить не смогли. При этом издание Orient News, которое Reuters называет оппозиционным, сообщало, что повстанцы сбили сирийский вертолет и что его пилот был захвачен.

В ходе сирийской операции российская группировка Воздушно-космических сил потеряла самолет Су-24, сбитый турецким истребителем, вертолет Ми-8, подбитый туркоманской группировкой в ходе спасательной операции, и вертолет Ми-28, разбившийся в результате ошибки экипажа. Американская разведывательно-аналитическая компания Stratfor также публиковала в мае снимки четырех сгоревших вертолетов Ми-24, предположительно принадлежавших российской армии. Минобороны России опровергало эту информацию.

За время военной операции России в Сирии, которая началась 30 сентября 2015 года, погибли 14 российских военнослужащих. О последней жертве военное ведомство сообщало 22 июля. Тогда в провинции Алеппо , сопровождавший колонну автомобилей с продуктами для местных жителей. Рядом с автомобилем, где он находился, взорвалось самодельное взрывное устройство.

Российский координационный центр по примирению конфликтующих сторон в Сирии начал работу на авиабазе Хмеймим в феврале этого года. В его задачи входит содействие переговорному процессу о примирении между сирийскими властями и оппозицией, за исключением организаций, признанных Совбезом ООН террористическими.