Продвинутая классика. Экспресс-курс по литературе

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

Концепция содержания современного литературного образования определяется гуманистической педагогической парадигмой, главной отличительной особенностью которой является вовлеченность ученика в процесс познания, а в основе взаимодействия учителя и учащегося – такие характерные черты, как сотрудничество, сотворчество, толерантность, множественность импровизаций, стремление к поиску и открытию истины.

КЛЮЧЕВАЯ ЦИТАТА

«Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики ».

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения

Из книги Рецензии автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым. М. А. Антоновича. II. Post-scripium. - Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год. Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 * После довольно продолжительного молчания гг.

Из книги Том 2. Литературно–критические статьи и художественные произведения автора Киреевский Иван Васильевич

Материалы для характеристики современной русской литературы I. Литературное объяснение с Н. А. Некрасовым М. А. Антоновича II. Post-scriptum. Содержание и программа «Отечественных записок» за прошлый год Ю. Г. Жуковского. СПб. 1869 ОЗ, 1869, № 4, отд. «Новые книги», стр. 273–283 (вып. в свет

Из книги Зарубежная литература XX века. Учебно-методическое пособие автора Гиль Ольга Львовна

Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда Витальевна

Цель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о неразрывной связи модернизма с кризисом общеевропейского сознания и культуры в начале прошлого столетия, о стремлении художников ХХ в.

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

Из книги Конец институций культуры двадцатых годов в Ленинграде автора Маликова Мария Эммануиловна

Из книги автора

Цель и задачи курса Цель курса – формирование у студентов представления о литературе ХХ в. как культурно-историческом феномене, о глубинной связи постмодернизма с модернизмом, о специфике неореализма, об особенностях массовой литературы, о своеобразии литературного

Из книги автора

Из книги автора

Основные понятия курса ПостмодернизмСтруктурализмПостструктурализмДеконструктивизмИнтертекстГипертекстВеризмНеореализмМагический реализмХудожественное направлениеХудожественный методНеофрейдизмФеноменологияЭкзистенциализмАбсурдТеатр абсурдаНеподвижный

Из книги автора

Глава I Обращение к зарубежной классике в процессе школьного изучения

Из книги автора

1.1. Специфика литературы как учебного предмета в системе школьного филологического образования Ключевые слова: образовательная область «Филология», научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Школьный курс литературы

Из книги автора

1.3.2. Программы школьного литературного образования Ключевые слова: принцип концентров, хронологический (линейный) принцип. На основе Государственного образовательного стандарта по литературе и Примерных программ основного и полного общего образования по литературе

Из книги автора

1.3.3. Компоненты содержания школьного литературного образования Ключевые слова: научный компонент, эстетический компонент, бытийный компонент, коммуникативный компонент. Цели и задачи литературного образования, специфика литературы как учебного предмета определяют

Из книги автора

1.4. Этапы школьного литературного образования В соответствии с Государственным образовательным стандартом по литературе в современной общеобразовательной школе определены следующие ступени литературного образования: 1–4 классы – ступень начального общего

Из книги автора

ГЛАВА 3 Процесс школьного литературного образования 3.1. Сущность и компоненты процесса школьного литературного образования Новые понятия: образовательный процесс, процесс литературного образования, компоненты процесса литературного образования, эстетический

Из книги автора

Смена курса и первая «реорганизация» Политическая обстановка в стране резко меняется в 1928 году. Смена эта маркируется XV съездом ВКП(б), проходившим со 2 по 19 декабря 1927 года. Здесь был провозглашен курс на коллективизацию, утверждены директивы по первому пятилетнему плану

Программа учебного курса по литературе

для 8 класса « Тайный мир текста »

Раздел I . Пояснительная записка

Одной из актуальных задач современной школы является формирование развитой личности, обладающей высоким уровнем языковой культуры, необходимым компонентом которой является речевая и читательская культура, что предполагает сформировать у учащихся умения и навыки литературоведческого анализа художественного текста, развитие эстетического, интеллектуального, творческого потенциала, повышение читательской культуры. Постижение художественного произведения – каждый раз открытие. При всей своей сложности процесс этот довольно увлекательный, поскольку позволяет погрузиться в мир текста – прекрасный и таинственный, наполненный особым смыслом, напряжёнными поисками, приобщением к творчеству. Поэтому необходимо учить школьников максимально полному анализу художественного текста и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в старшей школе. Курс « Тайный мир текста» направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения. Учебный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области. Курс « Тайный мир текста» углубляет и расширяет знания учащихся по литературе и строится на базе знаний по теории литературы с учетом навыков, полученных на уроках литературы с 5 по 7 классы. Данный курс предназначен для учащихся 8 класса основной школы. Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и отведённым временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса. Актуальность программы курса заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

Содержание программы предполагает чтение и изучение художественного произведения как произведение искусства слова, как явление культуры. Это некий алгоритм анализа, последовательность аналитических действий, который способствует продвижению к постижению глубины смысла произведения и богатства формы.

Целью курса является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;

способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;

воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.

Рабочая программа учебного курса включает пять разделов: раздел «Пояснительная записка»; раздел II «Содержание курса»; раздел III «Тематическое планирование», Раздел IV «Урочно - тематический план»; раздел V «Учебное и учебно- методическое обеспечение».

Содержательный материал, положенный в основу программы, - это небольшие по объёму эпические и лирические произведения литературы XVIII-XX вв. в ее лучших, классических образцах, предназначенные для обязательного изучения и самостоятельного чтения учащимися. Система занятий, основанная на работе с подлинными произведениями искусства, призвана научить осознавать неотделимость формы и содержания, тонко чувствовать нюансы литературного произведения, сформировать умения интерпретировать его и строить речевое высказывание в устной и письменной форме. В ходе литературоведческого исследования учащиеся должны научиться выделять средства выразительности художественной речи и определять их роль в воплощении авторского замысла, в решении идейной и эстетической задачи автора. Через слово как знаковую единицу восьмиклассники учатся постигать глубинный смысл произведения, воспринимать духовный опыт человечества. В процессе реализации данной программы учащиеся овладеют умениями воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, определять выразительную функцию слова, осмысливать образы и картины мира, созданные художниками слова.

Для реализации программы и задач курса важно использовать многообразие коммуникативно-творческих форм и приёмов обучения, обозначенных как творческий практикум, поэтический семинар творческая лаборатория, творческая мастерская, эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся. Характер и объём работы определяется в зависимости от особенностей текста, этапа обучения и уровня подготовленности учащихся. Разнообразные формы организации обучения позволяют обеспечить наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей школьников.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать разные виды анализа текста;

знать методику сбора материалов для анализа;

знать историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

знать индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.

Учащиеся должны уметь:

вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

выполнять задания творческого характера;

работать индивидуально и в группе;

осуществлять лингвистический анализ текста;

создавать тесты по заданной спецификации;

создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему

Формы, способы контроля уровня достижений учащихся:

подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;

проведение семинаров, исследований, экспериментов;

проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;

самостоятельный анализ произведений и эпизодов;

конференции;

заочные экскурсии;

лекции, эвристические беседы;

презентации учащихся;

тестирование;

конкурс чтецов.

Конечная цель занятий курса - привить любовь и чуткость к художественному слову, научить мыслить самостоятельно, творчески. Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов на свободную тему со своим собственным комментарием. Лучшие учащиеся будут отмечены дипломами и благодарностями. Традиционная школьная отметка в данном курсе не предполагается. Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.

Работа по теме курса «Тайный мир текста» предполагает следующийожидаемый результат: изучение теоретического материала приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Предлагаемый курс « Тайный мир текста» рассчитан на 34 часа в год (один час в неделю в течение учебного года). В программе указано примерное распределение учебного времени по темам курса, на занятиях по объективным причинам возможно варьирование материала: углубление в отдельные вопросы, сокращение некоторых тем.

Раздел II. Содержание программы учебного курса

8 класс

Введение в курс (2 ч.)

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

Теория литературного анализа (3ч.)

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

Язык художественного произведения (14ч.)

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет.Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

Тексты. К.Бальмонт « Вечер. Взморье. Вздохи ветра», В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче», « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён», Е.А. Баратынский « Водопад», «Чудный град порой сольётся…», Г.Р. Державин «Снегирь», М.Ю.Лермонтов «Нищий», А.С. Пушкин « Я помню чудное мгновенье…», А. А. Фет « На железной дороге», А. Блок « На железной дороге».

Персонаж в литературном произведении (5 ч.)

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Тексты . Н.М. Карамзин « Наталья, боярская дочь», Д.И.Фонвизин « Недоросль». А.де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

Функция детали в художественном произведении (3ч.)

Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа. « Читая, мы должны замечать и лелеять детали. Лунный свет обобщений - вещь хорошая, но лишь после того, как любовно собраны все солнечные мелочи книги» (В. Набоков).

Текст. А.С. Пушкин « Пиковая дама»

Символика в художественном произведении (3 ч.)

Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Тексты. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», « Сосед». М.Горький « Песня о Соколе».

Роль эпизода в художественном произведении (3ч.)

Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

Тексты. М.Горький « Старуха Изергиль», А. С.Пушкин « Капитанская дочка».

Обобщение изученного (1ч.)

Раздел III. Тематическое планирование курса

Всего часов

Введение в курс

Теория литературного анализа

Язык художественного произведения

Персонаж в литературном произведении

Функция детали в художественном произведении

Символика в художественном произведении

Роль эпизода в художественном произведении

Обобщение изученного

Раздел IV . Урочно - тематический план курса

Номер урока

Название разделов и тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Формы контроля

Тема № 1.Введение в курс -2 ч.

Текст как знаковая система.

Слово учителя о целях, задачах курса. Лекция- беседа

Конспект. Групповая рефлексия

Лекция - беседа

Тема № 2. Теория литературного анализа - 3 ч.

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

Лекция учителя, конспектирование

Доклад на тему «Виды анализа»

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ.

Лекция - беседа

Формулировка вопросов по теме

Интерпретация. Отличие интерпретации от анализа.

Беседа. Практическое занятие

Творческое задание. Интерпретация любимо стихотворения

Тема № 3 . Язык художественного произведения- 14 ч.

Виды языка. Понятие поэтического языка. Звукопись. Звукоподражание.

Лекция- беседа

Самостоятельная работа. Подборка стихотворных текстов

«Необычайное приключение, бывшее с В.Маяковским летом на даче». Звуковая сторона стиха. Усиление смысловой функции слов.

Творческая лаборатория

Письменный анализ звукового строя стихотворения В.Маяковского

Звуковые средства выразительности. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Беседа. Сообщения учащихся. Работа со словарём

Выразительное чтение поэтических текстов. Конкурс чтецов.

Звукопись в стихотворении К. Бальмонта « Вечер. Взморье. Вздохи ветра».

Поэтический практикум

Письменный анализ стихотворения

Тропы. Виды тропов и связи между ними.

Групповые презентации Составление литературоведческого словарика

Эпитет как средство живой выразительной речи.

Урок- исследование

Работа с поэтическим тестом

Эпитеты в исторических песнях. « Степан Разин на Волге», « Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён».

Урок- практикум

Сообщения учащихся

Излюбленные эпитеты в стихотворениях М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина.

Творческая мастерская

Творческие работы учащихся

Анализ стихотворений Е.А. Баратынского «Водопад», «Чудный град порой сольётся…» Г.Р. Державина « Снегирь».

Поэтический практикум

Анализ стихотворения на выбор

Поэтический синтаксис.Интонация. Особенности поэтической интонации.

Фигуры речи как стилистический приём.

Лекция - беседа

Тестовый контроль

Анафора и эпифора в поэтическом тексте.

Урок- эксперимент

Наблюдение над поэтическим текстом

Роль выразительных средств языка в стихотворениях А. Фета, А. Блока « На железной дороге».

Урок- практикум

Анализ стихотворений

Диагностика усвоения изученного по теме «Тропы и стилистические фигуры».

Тестирование

Зачёт по теме

Тема № 4. Персонаж в литературном произведении- 5 ч.

Человек как главный объект всякого искусства. Определение персонажа. Способы создания характера персонажа.

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

Характеры героев повести Н.М. Карамзина «Наталья, боярская дочь».

Эвристическая беседа

Работа с текстом. Характеристика героини повести

Герои комедии Фонвизина. Говорящие фамилии и имена.

Урок- исследование

Проект - презентация «Говорящие фамилии и имена героев пьесы»

Герой сказки А. де Сент - Экзюпери « Маленький принц».

Урок-исследование, творческая лаборатория

Презентация- характеристика Маленького Принца

Тема № 5. Функция детали в художественном произведении- 3 ч.

Деталь - малая и неделимая единица предметного мира произведения.

Лекция- беседа

Сообщения учащихся

Роль детали в художественном произведении.

Творческая лаборатория

Самостоятельная работа. Работа с текстами

Роль трёх карт в повести А.С. Пушкина « Пиковая дама».

Урок- исследование

Индивидуальные задания

Тема № 6. Символика в художественном произведении- 3 ч.

Понятие о символе. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Доклады учащихся

Символический образ тюрьмы в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ Стихотворений ««Пленный рыцарь», «Сосед».

Поэтический практикум

Сообщения учащихся. Анализ стихотворений

М. Горький « Песня о Соколе». Символико- аллегорический смысл ««Песни…».

Эвристическая беседа

Анализ текста, выразительное чтение отрывка наизусть

Тема № 7. Роль эпизода в художественном произведении - 3ч.

Эпизод - основной структурный элемент произведения.

Лекция - беседа

Групповая рефлексия

Анализ эпизодов из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Практикум

Индивидуальная работа учащихся над любым эпизодом повести

М.Горький « Старуха Изергиль». Сравнительно – сопоставительный анализ двух легенд.

Урок- исследование

Анализ эпизода «Рассказ Изергиль о своей жизни»

Тема № 8 .Обобщение знаний -1 ч.

Зачетная работа.

Творческая лаборатория.

Зачётная работа. Проекты, презентации учащихся

Итоговая читательская конференция.

Урок- конференция

Индивидуальные и групповые выступления учащихся

Раздел V . Учебно- методическое обеспечение

Учебные и методические пособия:

Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.

Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.

Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.

Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.

Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.

Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.

Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966

Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.

Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.

Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.

Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.

Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал «Литература в школе», № 8, 1998.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.

Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.-М., 1986.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.

Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы», № 1, 1984.

Интернет- ресурсы

http://www.gramota.ru/

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html.

http://slovnik.hgsa.ru/

http://www.slovari.ru

http://www.edu.ru

http://www.profile-edu.ru

Можно ли за два дня пройти школьную программу? В Москве стартует новый образовательный проект по литературе

Текст: Наталья Лебедева
Фото:

Продвинутая классика

3 декабря в Москве стартует новый образовательный проект по литературе «YES TO READING» . За 14 часов (два дня по 7 часов) первые слушатели нового экспресс-курса смогут вспомнить или открыть для себя впервые основные произведения из школьной программы.

— У нас не будет сложных литературоведческих теорий и глубокого анализа произведений, основанного на знании всех деталей текста, — рассказывает автор проекта Евгения Вовченко . — Наоборот,

мы очень быстро и тезисно пройдем по всем основным произведениям. Наша задача — дать максимум информации в сжатые сроки.

А чтобы было не только познавательно, но весело и интересно, у нас предусмотрено большое количество интерактива — всевозможных обсуждений, игр и соревнований. Слушатели будут делиться своим личным опытом, представлять себя на месте героев, переносить события в современность. Разные форматы и способы подачи не дадут заскучать.

Свою аудиторию авторы проекта описывают так: взрослые люди, закончившие школу и институт, читающие время от времени книги, но не имеющие глубоких познаний в литературе.

Не всем повезло в школе с учителем литературы, а восполнить самостоятельно литературные пробелы не получается, да и времени не хватает.

— Сегодня очень популярны всевозможные лектории, но там обычно дают много глубокой информации, которая не всегда понятна человеку неподготовленному и требует серьезного литературного бэкграунда, — объясняет Евгения. — Приходишь туда и чувствуешь себя не очень образованным человеком, а это не всегда приятно, особенно взрослому человеку. А так хочется поговорить с кем-то о книге, обсудить, провести параллели с реальной жизнью. Вот этим мы и будем заниматься на наших экспресс-курсах, тем более, что формат «развлечение + образование» сегодня очень востребован.

Преподавателями курса станут известные литературоведы: (председатель Гильдии словесников), Артем Новиченков (писатель, литературовед, учитель литературы в школе № 2009), Егор Cартаков (старший преподаватель факультета журналистики МГУ), (учитель литературы в ГОУ Гимназия № 1514), Янина Солдаткина (профессор кафедры русской литературы Института филологии Московского педагогического государственного университета).

По словам Евгении, никто из них не сомневается в успехе нового проекта, а свое участие в нем рассматривают, как некий вызов. Одно дело выступать перед подготовленной аудиторией, и совсем другое — заинтересовать своим предметом тех, кто мало что помнит или вообще даже не читал.

Первый курс будет посвящен шести основным произведениям из школьной программы по литературе,

как говорят организаторы, от до .

А в планах — отдельные курсы по зарубежной литературе, современной русской литературе, литературе разных стран мира.

— Готовиться к занятиям не нужно, — сразу предупреждает Евгения Вовченко. — Приходите с теми знаниями и впечатлениями, которые у вас есть. Наша задача сделать «высокую» литературу доступной для понимания каждого. Любой сможет осилить , главное — правильная мотивация и нужные люди рядом.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс "Теория литературы" ("Тайны литературы") предназначен для профильного обучения учащихся 10-11 классов. Курс направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.

Данная программа рассчитана на 70 часов, т.е. на два года обучения - 10-11 классы. В ней указано примерное распределение учебного времени по темам, однако на занятиях возможно и варьирование материала.

Программу курса составляют основные теоретико-литературные понятия, входящие в стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

Программа не только продолжает, но и углубляет изучение теории литературы. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений). В качестве объекта анализа предлагаются литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения, и дополнительная литература по предмету, имеющая методическую значимость (по выбору учителя и учащихся). Итак, курс "Теория литературы" ("Тайны литературы") основывается на принципе научности, последовательности, системности изложения материала, связи теории с практикой.

Данная программа помогает учащимся приобрести дополнительные филологические знания по курсу литературы, позволяет практически получить начальное филологическое образование. Знания, умения и навыки, которыми овладеет будущий выпускник, будут востребованы в социуме.

Тема курса актуальна. Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса.

Целью курса "Теория литературы" ("Тайны литературы") является создание условий для:

Углубленного изучения теоретических понятий;

Формирования внутренней потребности личности к совершенствованию читательского опыта через овладение приемами литературоведческого анализа;

Развития и совершенствования психологических качеств личности учащегося: любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:

Формировать научное мировоззрение;

Систематизировать ранее изученные и полученные знания, умения и навыки и формировать умения применять теоретические знания на практике;

Развивать творческие способности учащихся;

Развивать умения и навыки самоконтроля и самоорганизации.

Для реализации поставленных задач важно использовать оптимальные методы и приемы обучения для курса профильного обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, метод самостоятельной работы. Отсюда вытекают самые разнообразные формы работы: эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-консультация, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся.

Предлагаемый курс предусматривает следующие виды самостоятельной работы: анализы лирического, прозаического и драматического произведений, анализ эпизода, работа со справочной литературой, составление литературоведческого словаря, написание реферата, создание веб-странички о любимом писателе или литературном произведении и т.д.

Работа по теме курса "Теория литературы" ("Тайны литературы") предполагает следующий ожидаемый результат: изучение курса приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике, а именно: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.

Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов или произведений со своим собственным комментарием.

Успехи в изучении курса будут оценены критериями зачет/незачет.

Содержание программы определяется стремлением учащихся расширить кругозор в области литературы, расширить и углубить теоретические знания по предмету, без которых невозможен практический процесс размышления над художественным произведением, а также стремлением эффективно подготовиться и успешно сдать экзамен по окончании средней (полной) общеобразовательной школы.

В первом разделе программы "Художественная литература как вид искусства" рассматриваются вопросы общего характера: что является спецификой литературы как вида искусства, что есть литература вообще и каково её отличие от других видов искусства, чем занимается литературная критика, в чем своеобразие русских критиков.

(Критические статьи : А.В.Дружинин "Обломов", роман И.А.Гончарова" и Н.А.Добролюбов "Что такое обломовщина?"; Н.А.Добролюбов "Луч света в "темном царстве" и Д.И.Писарев "Мотивы русской драмы"; М.Антонович "Асмодей нашего времени" и Д.И.Писарев "Базаров").

В следующем разделе дается развитие понятия образа вообще (отражение в сознании картины реальной действительности) и понятия художественного образа (результат познания действительности, мысли и чувства, возникших в процессе творческой деятельности писателя). Так как образ предполагает, прежде всего, создание определенного человеческого характера, то далее следует знакомство с последним. Следует вывод, что характер - это совокупность основных черт, определяющих индивидуальные особенности героя, а также высшая форма характера, большое художественное обобщение - тип.

В процессе практической деятельности в данном разделе учащиеся, следуя примерному плану характеристики героя литературного произведения, вырабатывают умение давать полную, целостную характеристику тому или иному персонажу (См. приложение 1).

(Тексты : Н.В.Гоголь "Мертвые души"; И.А.Гончаров "Обломов").

Третий раздел программы посвящен разъяснению, что есть художественное произведение, что есть форма и содержание, а отсюда, их единство. Дается истолкование различными школами данным понятиям.

В разделе "Тема. Идея" разграничиваются эти два термина, также говорится об их множественности. Здесь же дается понятие конфликта и проблематики (Тексты : Л.Толстой "Война и мир"; Е.Замятин "Мы"; А.Ахматова. Поэзия); сходство и различие между фабулой и сюжетом, о реализации фабулы в сюжете (Тексты: А.И.Герцен "Сорока-воровка"; А.И.Островский "Бесприданница"). Значительная роль отводится построению произведения, композиции, её влиянии на идею произведения. Рассматриваются стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) и основные способы изображения (Тексты: М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"; Л.Н.Толстой "После бала"; И.С. Тургенев "Рудин"; И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"; М Г. "Старуха Изергиль"; М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита").

Большое место отводится понятию личности автора, особенности авторской позиции, тому, как проявляется отношение автора к герою, что такое авторское отступление (Тексты: А.С.Пушкин "Евгений Онегин"; И.С.Тургенев "Отцы и дети"; А.П.Чехов. Рассказы; В.Распутин. Рассказы).

В разделе "Анализ прозаического произведения" речь пойдет о мноплановости произведения, которая дает нам большие возможности выбора аспекта при анализе. Художественное произведение можно анализировать с разных точек зрения: изучить творческую историю, рассматривать соотношение жизненного материала и художественного сюжета, выяснить значение заглавия и эпиграфа в связи с общим замыслом, рассмотреть систему образов, своеобразие композиции в целом или особенности некоторых композиционных принципов, своеобразие сюжета и др. Внимание уделяется и роли эпизода в художественном произведении: строение эпизода как части целого в контексте всего произведения, связь с другими эпизодами, содержательная функция эпизода. Виды связей эпизодов: причинно-следственные, причинно-временные, собственно временные.

На примере существующих в школьной программе традиционных планов анализа прозаического произведения и анализа эпизода отводится значительное место практической работе (См. приложение 2, 3).

(Тексты : Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"; М.Горький. Рассказы; М.А. Шолохов "Тихий Дон"; Б.Пастернак "Доктор Живаго"; А.И.Солженицын. Рассказы.)

В разделе "Литературные роды" изучаются отличительные признаки родов: предмет изображения, объем изображения, способ повествования, способ композиционных связей, способ изображения времени, способ организации сюжета.

Раздел "Жанры литературы" знакомит учащихся с особенностями каждого жанра:

1. эпос: принцип повествования, особенности поэтики, разновидности жанра (Текст: А.И. Куприн "Гранатовый браслет");

2. лирика: содержание, объект и субъект изображения и т.д., разновидности жанра (Тексты : А.А.Фет "Шепот, робкое дыханье:"; К.Бальмонт "Вечер. Взморье. Вздохи ветра").

3. драма: происхождение жанра, его свойства, содержание, отличие драмы от эпоса и лирики, разновидности жанра, классическая схема драмы (М.Горький "На дне").

В восьмом разделе программы "Особенности языка художественного произведения" рассматриваются свойства языка художественной литературы, языка как

основного средства, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни и основная задача языка: создание образа. Последнее влечет за собой использование и отбор художником изобразительно-выразительных средств. Используя тексты художественных произведений, учащиеся работают над ролью в тексте следующих троп: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и т.д. Также выясняют роль интонации синтаксиса в произведении.

(Тексты: И.А.Бунин "Антоновские яблоки"; А.Платонов "Маркун").

В разделе "Особенности стихотворного языка" внимание учащихся акцентируется на общих чертах стихотворной речи, на существующих системах стихосложения (музыкально-речевое, силлабическое, силлабо-тоническое, тоническое), на размерах стиха (двусложные - хорей, ямб; трехсложные - дактиль, амфибрахий, анапест). В этом же разделе происходит знакомство с такими видами стиха, как белый стих, верлибр. Показывается роль рифмы, её интонационное и смысловое значение, способы рифмовки, работа с такими терминами, как строфа, стопа, цезура, анакруза, спондей, пиррихий.

(Тексты: Поэзия Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Маяковского.).

Раздел "Анализ лирического произведения" предполагает работу учащихся по традиционному плану анализа лирического произведения (См. приложение 4) . Значительное место в данном разделе отводится повторению видов троп, звуковых средств выразительности, синтаксических средств выразительности, поэтической лексики.

Особое внимание уделяется образу лирического героя как обобщающему понятию, при этом акцент делается на то, что лирического героя никоим образом не должно заслонять от нас живое, индивидуальное содержание поэта как личности.

(Тексты: Поэзия Н.Гумилева, С.Есенина, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Ахматовой, Б.Пастернака).

В следующем разделе "Анализ драматического произведения" рассматриваются различные пути анализа, точнее, аспекты анализа. Это, к примеру, анализ группировки персонажей, так как группировка персонажей часто яснее всего выявляет сущность драматического конфликта; это анализ развития действия, так как в драме действие - основа сюжета и композиции, действие в пьесе выражает пафос драматурга.

Практическая работа учащихся строится вокруг примерного традиционного анализа драматического произведения (См. приложение 5).

(Тексты: А.П.Чехов "Вишневый сад"; А.В.Вампилов "Свидание"; В.С. Розов "В добрый час").

Раздел "Историко-литературный процесс. Литературные направления" посвящен, в основном, характеристике направлений и их представителям. Литературное направление представляет собой единство основных идейно-художественных особенностей, обнаруживается в определенный исторический период в творчестве ряда писателей, близких друг другу по своей идеологии и жизненному опыту, по своему художественному методу.

Заключительный раздел представляет собой обобщение полученных теоретико-литературных понятий в виде презентации учащимися творческих работ, проектов.

Учебно-тематический план

Наименование раздела и тема Всего часов Форма занятия Форма контроля результата
1. Художественная литература как вид искусства

Художественная литература как учебный предмет

Значение художественной литературы в развитии общества и жизни человека

Теория литературы

Литературная критика

4 Урок-лекция, эвристическая беседа Групповая рефлексия
2. Художественный образ

Система образов, средства создания образа

Тип. Литературный характер. Герой литературного произведения. Персонаж. Понятие прототипа.

Художественное время и художественное пространство

6 Урок-лекция, урок-консультация, урок-практикум Конспектирование, работа с текстом, письменный анализ
3. Художественное произведение 3 Лекция-беседа Конспектирование
4. Тема. Идея.

Множественность идей и тем произведения

Фабула и сюжет

7 Лекция-диалог, урок-семинар, урок-практикум Работа с текстом, индивидуальное занятие
5. Анализ прозаического произведения

План анализа прозаического произведения

Анализ эпизода художественного произведения

7 Творческий практикум Письменный анализ
6. Литературные роды 4 Урок-семинар Контрольная работа
7. Жанры литературы

Жанры эпоса

Жанры лирики

Жанры драмы

5 Урок-семинар Доклад
8. Художественная речь.

Особенности языка художественного произведения

Типы организации художественного произведения

Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

5 Урок-исследование, творческая лаборатория Составление словаря, выполнение теста, индивидуальное задание
9. Особенности стихотворного языка

Интонация. Ритм.

Системы стихосложения

Размеры стиха

Стопа. Рифма. Строфа.

5 Творческая лаборатория, урок-практикум Составление словаря, групповое задание,
10. Анализ лирического произведения

План анализа лирического произведения

Поэтическая лексика

Синтаксические фигуры

Лирический герой

7 Литературная гостиная, урок практикум Составление словаря, анализ стихотворения
11. Анализ драматического произведения

План анализа драматического произведения

3 Урок-практикум Устный анализ
12. Историко-литературный процесс. Литературные направления

Античная литература

Литература средних веков и эпохи Возрождения

Классицизм

Сентиментализм

Романтизм

Символизм

Футуризм

Модернизм. Постмодернизм.

11 Урок-лекция, урок-конференция Реферат
13. Литература и её роль в духовной жизни человека.

Мастерство писателя и читателя

3 Творческая мастерская, читательская конференция Презентация собственных проектов, написание собственного произведения, создание веб-страницы о литературном произведении