Легендарная эскадра колумба. Корабли Христофора Колумба: Санта-Мария, Пинта и Нинья Корабль на котором плыл колумб

Разобрала понемногу фотографии из нашего короткого, но необыкновенно насыщенного отпуска-путешествия по штату Нью-Йорк.
Увидели столько, что неделю займет только рассказывать, а уехали всего на 5 дней и не отъезжали от Нью-Йорка больше, чем на 5 часов езды на машине.

В Ньюбург/Newburgh, NY мы приехали не в первый день, но хронологию я соблюдать не стану, потому, что она не важна для рассказа.
Все места, которые мы увидели, можно посещать почти в произвольном порядке, в зависимости от выбранного маршрута, который у всех может быть разным.
Отсюда отходил катер, который увез нас на остров Bannermаn или Pollepel Island (оч. не люблю переводить имена собственные), но об этом следующий пост. Пока расскажу о двух парусниках, которые стояли на причале в этом городке.

Реплики двух из трех кораблей Колумба , на которых он совершил экспедицию в Америку. Был еще один корабль "Санта-Мария", но его восстанавливать (для 500-летия) не стали, потому что Колумб не любил этот тяжелый, медленный и неповоротливый корабль, а любил больше всего легкую и маневренную каравеллу "Нинья" . В реальности копий Санта-Марии построено было целых три, в разных местах и в разное время, но их история останется вне моего рассказа.
У "Ниньи" - уникальная судьба-ее начали строить в 1988 году к 500-летию (1992г.) путешествия Колумба в Америку, в Бразилии с помощью группы кораблестроителей с побережья Баие, в рыбацкой деревушке Валенка, в которой удивительным образом сохранились мастера, знающие технологии строительства старинных испанских кораблей XV века. Они прибыли из Португалии и поселились на побережье в давние времена.
Руководить строительством поручили американскому инженеру и морскому исследователю Джону Патрику Сарсфилду вместе с британским морским историком Джонатаном Мортоном Нансом. Сарсфилд живя в Бразилии обнаружил, что на побережье Баие при строительстве кораблей все еще используют старинные технологии, и стал экспертом со временем. Он буквально "собирал" "Нину" из описаний аналогичных кораблей в старинных документах и археологических находок затонувших кораблей, потому что никаких оригинальных чертежей или рисунков, трех кораблей, принявших участие в экспедиции, не сохранилось, только словесные упоминания и описания.

Чтобы разведать старинные технологии, Сарсфильд поселился в Валенке, где жили мастера, владеющие старинными секретами кораблестроения, и провел там столько времени, сколько понадобилось, чтобы местные привыкли к нему и прониклись доверием.
Только тогда, они доверили ему старинные секреты. Корабль строился вручную топорами, пилами, долотами и др. столярными инструментами из очень прочной бразильской древесины.

Сарсфилд трагически погиб в дорожном происшествии в Бразилии в 1990г., когда ездил выбирать древесину на главную мачту для "Ниньи". Завершил строительство каравеллы Джонатан Нанс, который спроектировал паруса к ней.

После завершения строительства, "Нинья" стала уникальным плавающим морским музеем и объехала все побережье США, останавливаясь в портах, где ее могли осмотреть все желающие. Повезло и нам.

Во время путешествия команда "Ниньи" состояла из 27 человек, все моряки спали на палубе и не каждому доставался моток веревки, чтобы подстелить под голову. С собой везли лошадей, коров, свиней и кур, которых держали в трюме. Романтичным такое путешествие можно было назвать с очень большой натяжкой, если можно было вообще.

Предвижу вопрос, как была создана Пинта. Оба корабля строились в Бразилии на средства специально созданного "Фонда Колумба".
"Нинья"-наиболее исторически "аккуратная" версия старинной каравеллы, строилась полностью вручную.
"Пинта"-самое большое восстановленное судно подобного типа, при ее строительстве применялся не только ручной труд. Она была построена позднее, после "успеха" "Ниньи". На ней можно совершать туры и праздновать вечеринки.

"Нинья"


"Пинта"



"Пинта" и "Нинья"


"Нинья" первоначально была оснащена косыми парусами, когда Колумб сделал остановку
на Канарских островах, паруса поменяли на прямоугольные, которые лучше были приспособлены к плаванию в океане.



Рулевого колеса на испанских кораблях XV века еще не было, а выглядел руль так, как вверху на фотографии


Для Колумба внизу в трюме была маленькая клетушка с двумя полками и доской для навигации, вентиляция происходила только через верхний люк, но несмотря на малый комфорт, "Нинья" была любимым судном адмирала. Колумб перешел на этот корабль, когда его флагманский корабль Санта-Мария потерпел крушение у берегов Гаити.




Круизный кораблик




Современные Колумбы

Картинка с вебсайта фонда Колумба

Путешественники Дорожкин Николай

«Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья»

Флотилия Колумба состояла из трёх кораблей. Их имена – «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» – вошли в историю морских путешествий. Первый снарядили за счёт муниципальной казны жители города Палоса, второй – агенты королевы Изабеллы, благоволившей Колумбу, третий – известные корабельщики братья Пинсоны. Тоннаж «Санта-Марии», «Пинты» и «Ниньи» составлял около 100, 60 и 50 т соответственно. Экипаж флотилии состоял из 90 человек. Адмирал поднял свой флаг на самой крупной каравелле – «Санта-Марии» – и принял на себя обязанности капитана судна. «Пинтой» командовал Мартин Алонсо Пинсон, а «Ниньей» – Винсент Венес Пинсон.

Какую же цель преследовала первая экспедиция Колумба? В документах, подписанных королевской четой, вообще нет никаких географических названий – там просто говорится об островах и материках «в морях и океанах». Перечислялись только материальные ценности, которые короли и сам Колумб надеялись найти за океаном: «Жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности…». Но цели плавания этим не ограничивались. Любая дальняя экспедиция так или иначе выполняет функции разведки – научной, торговой или военной. Поэтому главные задачи могли быть обговорены устно.

И.П. Магидович и В.И. Магидович пишут, что вряд ли основной задачей было открытие легендарных островов, имея в виду легенду о «Семи Городах», основанных бежавшими туда епископами. Если эти острова действительно существовали, то они управлялись христианскими государями и, значит, не могли быть пожалованы ни K°лумбу, ни кому либо другому. По католической традиции такие пожалования могли относиться только к нехристианским странам. Да и состав экипажа был подобран с явной целью завязать торговые сношения с нехристианской (возможно, мусульманской) страной, а не для завоевания больших территорий. Для крупных завоевательных операций флотилия, очевидно, не предназначалась – для этого у неё было слишком слабое вооружение, малочисленный экипаж, да и отсутствовали профессиональные военные. Правда, возможность «приобретения» отдельных островов не исключалась.

Ранее часто писали о миссионерских задачах экспедиции, ссылаясь на позднейшие утверждения Колумба. Документы опровергают эту версию. На борту не было ни одного священника или монаха, но находился крещёный еврей – переводчик, знавший немного арабский язык, т. е. язык мусульман, который мог пригодиться в «Индиях» (как тогда называли малоизвестные азиатские страны), ведших торговлю с мусульманским Востоком. Король и королева стремились наладить торговую связь с «Индиями» – именно это и было основной целью первой экспедиции.

Но есть и другие версии. В Испании издавна проживало много евреев. После изгнания мавров (арабов) католическая церковь поставила целью сделать всё население страны католиками. Но не все евреи соглашались переходить в христианство, их преследовали за это. Гонения на евреев, исповедовавших традиционный иудаизм, особенно усилились к началу 1490-х годов. Началось массовое переселение в другие страны. Поэтому не исключено, что неожиданная поддержка проекта Колумба была инициирована еврейской общиной, искавшей места для переселения. Возможно, сыграло свою роль и происхождение самого Колумба.

Так или иначе, но экспедиция началась – 3 августа 1492 г. Колумб вывел корабли из гавани Палоса. Из-за ремонта «Пинты», начавшей протекать, флотилия задержалась на Канарах. Попутный ветер гнал каравеллы на запад – да так быстро (до 360 км в сутки), что это стало вызывать тревогу у моряков, никогда не отплывавших так далеко от родных берегов. В середине сентября корабли вошли в воды, заполненные зелёной травой, хотя лот в этих местах не доставал дна. Так было открыто Саргассово море.

Колумб неуклонно стремился прямо на запад. Но матросы и офицеры требовали переменить курс. Опасаясь мятежа, адмирал уступил и повернул на запад-юго-запад. Терпение людей было на пределе, и Kолумб успокаивал их, как мог. Когда 11 октября появились некоторые признаки близости земли, моряки пришли в сильное возбуждение. И вот, наконец, в 2 часа ночи 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана увидел далёкий берег. С «Пинты» послышался крик: «Земля! Земля!» Это произошло спустя 33 дня после отплытия с острова канарского Гомеры.

Плавание Христофора Колумба (1492–1498 гг.)

Колумб высадился на этот остров как вице-король и вступил во владение им. Встречали испанцев островитяне. Вот как описал встречу сам адмирал: «Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев, и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей, и обменивали все это… Но мне показалось, что эти люди бедны… Все они ходят в чем мать родила. И все люди, которых я видел, были еще молоды… и сложены они… хорошо, и тела и лица у них очень красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие… (а кожа у них такого цвета, как у жителей Канарских островов, которые не черны и не белы…). Одни из них разрисовывают лицо, другие же – всё тело, а есть и такие, у которых разрисованы только глаза и нос. Они не носят и не знают железного оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведению обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет».

Именно здесь европейцы впервые узнали табак. Здесь же Колумб увидел у некоторых островитян украшения из золота. Чтобы найти места, где его добывают, он приказал захватить шестерых туземцев и по их указаниям продвигался на юг. Путешествие на лодках привело экспедицию к новому открытию: остров оказался частью архипелага. Адмирал дал первому из открытых островов название Сан-Сальвадор (Святой спаситель). Название не спасло диких обитателей острова от европейской цивилизации: через 2–3 десятилетия они были полностью истреблены испанскими колонизаторами. Сейчас это – остров Уотлинг Багамского архипелага.

Юго-западнее Сан-Сальвадора, на островах, носящих ныне названия Рамки и Лонг-Айленд, испанцы обнаружили индейцев, которые показались им более цивилизованными: «Я даже видел у них одежды, сотканные из хлопковой пряжи, наподобие плаща, и они любят наряжаться, – писал Колумб. – Ложа и подстилки, на которых индейцы спят, похожи на сети и сплетены из хлопковой пряжи». Гамаки испанцы охотно заимствовали у индейцев. Но золота так и не нашли.

В ходе этой же экспедиции были открыты большие острова Куба и Гаити. Уверенный, что достиг восточных берегов Азии, от берегов Кубы Колумб двигался на северо-запад в надежде увидеть китайские парусные лодки (джонки). Но ни китайцев, ни золота путешественники не обнаружили. Зато пополнили свой багаж кукурузой, картофелем и табаком, причём все эти экзотические растения пришлись им по вкусу.

На острове Эспаньола (Гаити) моряки, наконец, увидели у туземцев тонкие золотые пластинки и небольшие слитки. И тут началось то, о чём генуэзец писал: «…индейцы были так простодушны, а испанцы так жадны и ненасытны, что не удовлетворялись, когда индейцы за… осколок стекла, черепок разбитой чашки или иные никчёмные вещи давали им всё, что только они желали. Но, даже и не давая ничего, испанцы стремились взять… все». Жизнь на острове казалась испанцам такой лёгкой и привольной, а жажда золота настолько захватила их умы и души, что 39 испанцев добровольно остались на Эспаньоле. Здесь из обломков севшей на мель «Санта-Марии» они построили крепость Навидад (Рождество), вооружив её корабельными пушками. Это было первое поселение европейцев на Гаити.

4 января 1493 года адмирал вышел в море, чтобы двинуться в обратный путь. Первый месяц плавания прошёл достаточно благополучно, но затем погода испортилась, поднялся ураганный ветер, волны захлёстывали палубу. Несмотря на шторм к 15 февраля моряки увидели Азорские острова. 15 марта 1493 г. адмирал привел «Нинью» в Палос, в тот же день туда прибыла «Пинта». Колумб привез в Испанию сведения об открытых им землях, немного золота, несколько индейцев, странные растения, плоды и перья диковинных птиц. Чтобы сохранить за собой монополию открытия, он и на обратном пути вносил в корабельный журнал неверные данные.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Из книги Милан. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Из книги 100 великих храмов автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги Лиссабон. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Вокруг Санта-Мария-Маджоре Колокольня базилики Санта-Мария-Маджоре (Santa Maria Maggiore) – едва ли не первое, на что падает взгляд въезжающего в Рим железнодорожного пассажира. 75-метровая (самая высокая в городе) кампанила поставлена в XIV веке, но сама базилика гораздо старше: если

Из книги Страны и народы. Вопросы и ответы автора Куканова Ю. В.

**Собор Санта Мария Нашенте Величественный Миланский собор (il Duomo), **Санта Мария Нашенте (Santa Maria Nascente, Пресвятой Богородицы) (1), – это символ города и главный объект внимания его гостей. Этот гигантский храм из белого мрамора гордо возвышается в самом центре города. В

Из книги Природные катастрофы. Том 1 автора Дэвис Ли

**САНТА МАРИЯ МАДЖОРЕ Строительство первой и самой большой в Риме церкви Девы Марии, **Санта Мария Маджоре (S. Maria Maggiore) (154), началось в 432 году. Это одна из четырех патриархальных и одна из семи паломнических церквей в Риме. Закладка этой церкви, как и многих других, связана с

Из книги автора

*САНТА ПУДЕНЦИАНА И *САНТА ПРАССЕДЕ Еще одна жемчужина раннехристианского искусства – это *Санта Пуденциана (S. Pudenziana) (155), одна из старейших римских церквей, названная в честь благородного сенатора Пудента (ecclesia pudentiana). На *мозаике апсиды, сохранившейся со времен

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Церковь Санта Энграсиа и площадь Кампу ди Санта Клара На вершине ближайшего холма высится внушительный купол церкви Санта Энграсиа (Igreja deSanta Engr?cia) (15). Если португальцы говорят, что дело движется, «как постройка Санта Энграсии», то значит, можно ждать «до морковкина

Из книги автора

Когда началось строительство Санта-Мария-дель-Фьоре? Самый известный собор во Флоренции, Санта-Мария-дель-Фьоре, начали строить в 1296 году. Именно тогда специально приехавший в город представитель папы римского заложил первый камень в основание здания.Около шести

Из книги автора

ГВАТЕМАЛА Санта-Мария, 24 октября 1902 г. 6000 человек погибли во время извержения вулкана Сайта Мария 24 октября 1902 года. Влк. Санта-Мария расположен в западной части Гватемалы, его высота 3762 метра, при извержении вулканическим пеплом и обломками была покрыта площадь 323750 кв.

Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) - один из самых известных кораблей мира, о котором, тем не менее, неизвестно практически ничего, один из трех кораблей Христофора Колумба , на которых была открыта Америка в 1492 году.


Вокруг этого парусника больше догадок и легенд, чем достоверных фактов. Не сохранилось ни одного изображения «Санта-Марии» , нет ни чертежей, ни схем. Поэтому даже относительно типа этого судна мнения разнятся. Чаще всего «Санта-Марию» , как и два других колумбовских корабля и «Пинту» , называют каравеллой. Другие считают ее караккой. Сам Колумб в своих дневниках называл свой флагманский корабль «нао» . Колумб сокрушался о плохой маневренности флагманского судна, которое, правда, хорошо противостояло штормам. «Санта-Мария» была построена в Галисии (исторический регион на северо-западе Испании), поэтому Колумб в своих записях часто называет корабль «La Gallega» («Галисийка»). Команда парусника именовала корабль «Marigalante» («Галантная Мария»). Барлотоме де Лас Касас, испанский священник-доминиканец, историк, редактор судового журнала Колумба и автор книги «Три Индии», называл «Санта-Марию» «La Capitana» («флагман», исп.) или «La Nao» («nave» – корабль, судно, парусник, исп.; тип парусного судна). Командовал кораблем сам Колумб, хозяином «Санта-Марии» был испанец Хуан де ла Коса, он же исполнял обязанности штурмана.

«Санта-Мария» была трехмачтовым однопалубным кораблем, длиной по разным источникам от 23 до 25 метров, шириной – 6,7 метров и водоизмещением 237 тонн. Данные об экипаже судна так же разнятся, по одной версии команда состояла из 40 человек, по другой была аж 90.

На носу и корме «Санта-Марии» располагались высокие надстройки. Надстройка в корме имела два яруса: «тольда» – нижний ярус для хранения различного имущества, в верхнем ярусе («тодилье») находилась каюта капитана. В средней части палубы располагался камбуз, колодец для помпы, с помощью которой откачивали воду из трюма, там же была установлена площадка для компаса. Камбуз при свежей погоде заливало волной, поэтому отведать горячей пищи команда могла только во время относительного затишья. Матросы размещались в носовой надстройке и трюмах. Ни о каких кроватях тогда не было и речи, даже подвесные койки появились в морской жизни гораздо позже, а первооткрыватели Америки спали тогда просто, где придется, прямо на досках, и зачастую не раздеваясь.

Три мачты «Санта-Марии» несли на себе 4 основных паруса: прямые паруса на грот и фок-мачтах, косая бизань на бизань-мачте и прямой блинд на блинда-рее под бушпритом. Грот обычно на подобных суднах украшали эмблемами или рисунками. По другим данным парусов было шесть: на фок и грот-мачтах над основными парусами располагались еще трапециевидные марселя.

«Санта-Мария» была вооружена четырьмя 20-фунтовыми, шестью 12-фунтовыми и восемью 6-фунтовыми пушками. Помимо этого на корабле были дальнобойные деревянные пушки (пасволанты), шпрингалы – пушки малых калибров и более сотни мушкетов.

В декабре 1492 года экспедиция Колумба подошла к берегам Гаити, который Колумб окрестил Эспаньолой. Именно там и погиб корабль «Санта-Мария», сев на мель. Детали и обломки корабля были использованы для строительства форта на Эспаньоле, где поселились 39 испанцев, создав колонию. Форту дали название Ла-Навидад (исп. La Navidad – Рождество), так «Санта-Мария» потерпела крушение именно в празник Рождества. Сейчас на месте этого поселения находится город Моль-Сен-Никола (фр. Môle Saint-Nicolas).

В 1968 году археологом Адольфом Кеффером у острова Гаити были обнаружены обломки судна, предположительно датированные XIV-XV вв. Но достоверной информации о том, что это именно «Санта-Мария» , нет.

В 1892 году в Испании к празднованию четырехсотлетия открытия Америки была построена первая реплика парусника «Санта-Мария» . Для строительства парусника была создана специальная комиссия, тщательно изучившая все материалы об экспедициях Колумба и его кораблях. В состав комиссия входили такие люди, как Цезарио Дуро (судостроитель, председатель комиссии) и Рафаэль Монлеон (художник-маринист, археолог, кораблестроитель). В 1893 году новая «Санта-Мария» с командой из 40 человек пересекла Атлантический Океан и экспонировалась на Всемирной Чикагской выставке вместе с репликами двух других кораблей Колумба: и «Пинты» .

“Санта-Мария” в музее Колумба в Вальядолиде

В XX веке также было построено несколько реплик «Санта-Марии» . Первая была спущена на воду в 1929 году с верфи Кадиса по проекту Хулио Гильена. Это реплика просуществовала до 1945 года и демонстрировалась в г. Севилье.

В 1951 и в 1965 были построены еще 2 реплики «Санта-Марии» для съемок в фильмах. Реплика 1951 года сохранилась до наших дней и стоит сейчас в Барселоне. Эти копии знаменитого судна не имеют исторической достоверности.

К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы. Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — и — ходили в море по старинке. Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился "отлепиться" от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости у него уже были. Другое дело . Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?

Описание кораблей Колумба

До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными. Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре. Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.

В эскадре Колумба было три каравеллы :

  • Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
  • Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
  • Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.

Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.

История происхождения названий кораблей Колумба

Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно "на плаву". Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры "Санта-Мария" по сути было дано каравелле незадолго до путешествия. До этого несколько лет она ходила в море под именем "Гальега" (в переводе "Галисийка", женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: "Пинта" (Родинка) и "Нинья" (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых "востребованных" проституток портового борделя. Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то "облагородить" экспедицию, он уговорил капитана "Гальеги" изменить имя корабля на "Санта-Марию". Менять кораблю имя — навлечь на него беду. Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно "Санта-Мария" села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот "Пинту" и "Нинью" стихия пощадила. "Нинья" трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище "жрицы любви" из портового борделя.