Крашеные яйца на кладбище в четыре. Барановичский священник объяснил, что можно, а что нельзя освящать на пасху и стоит ли ехать в этот день на кладбище

Почему-то у многих людей возникает вопрос, а можно ли оставлять на кладбище освященные яйца в Родительский день? Чтобы найти ответ на этот вопрос, на него стоит взглянуть с трех сторон: традиция, религия и закон. То же самое касается и куличей, конфет, вина и другой еды.

Радоница – день поминовения всех усопших, в этом году она празднуется 17 апреля. В этот день люди идут на кладбище, чтобы разделить с покойными близкими радость Воскресения Христова. Однако, во многих случаях такое поминовение превращается в попойку (а то и шашлыки на могилах), на кладбище остается много мусора, поэтому отношение к традиции неоднозначное.

Можно ли оставлять яйца на могилах? А может лучше отдать угощение бедным людям или отнести в какой-нибудь дом престарелых, инвалидам, в детские дома, а не оставлять еду, тем более освященную на земле?

Традиция. Да, действительно в постсоветских странах существует такая традиция, что в родительский день люди приходят на кладбище помянуть своих усопших родственников. С собой они приносят различную еду, в том числе ту, которую освящали на Пасху. Они едят ее сами, угощают прохожих, и кое-то оставляют на могилах.


Наши граждане верят, что положив еду возле захоронения, они как-бы угощают и умершего. Странная традиция, не правда ли?

Религия. Что же говорит по этому поводу церковь? Священники против того, чтобы люди оставляли на могиле еду, они считают это остатками язычества. Душа покинула тело – ей уже не нужно яйцо, кулич, а уж тем более, стакан водки, накрытый хлебом.

И хорошо, если кулич или яичко скушает нищий или попрошайка. Но ведь часто освященная еда достается бродячим собакам, крысам, насекомым, превращается в мусор. Это ли не кощунство?

По мнению духовенства, в этот день лучше прийти в храм и помолиться за душу покойного, зажечь свечку. А на могиле оставить цветы, прибрать ее. Что же касается еды, то съесть ее лучше дома за поминальным столом. Или угостить бедных, отнести сиротам или тем же заключенным. Это будет – добрый поступок, который пойдет на пользу покойному.

В идеале нужно заказать молебен в церкви, а уже дома или в кафе сделать обед, на который пригласить тех людей, которые знали умершего и уже в такой обстановке поминать его добрым словом и молиться за его душу.

Иногда допускается (например, при отсутствии времени или других обстоятельствах) прямо на кладбище кратко помянуть своих родных за очень скромной короткой трапезой (не превращая это в попойку или пустую болтовню). Например, скушать по яичку или конфетке, запить чаем из термоса или по маленькой рюмочке вина.

И последний аспект в этом вопросе – это закон . Так вот, он не запрещает оставлять еду на кладбище любую: освященную или обычную. Нет никакой статьи, не разрешающей это делать. Но если пьянка переходит все границы, остается много мусора, то могут приклепать все что угодно, вплоть до хулиганства и надругательства над могилами.

Поэтому, если вам сильно хочется оставить освященные яйца на кладбище, то смело можете делать это без перегибов, и ничего не бояться.

Вопрос в другом, зачем совершать поступок, который не несет ничего хорошего ни с одной из сторон? А главное о чем стоит себя спросить: как это выглядит с точки зрения здравого смысла?

Можно ли оставлять на кладбище освященные яйца или нет решать вам, но лучше отдать их голодающим и раздать милостыню.



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.

Святой апостол Павел говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна наша вера. Но так как Христос воскрес, мы радуемся. Это основной догмат нашей веры, нашей жизни, потому что Господь страдал, распят был, умер за нас и воскрес, то есть, он открыл двери в вечность, в царство небесное всем и даровал нам эту радость. Это великая радость, накануне которой апостолы, матерь Божья и жены-мироносицы были в скорби. Но Господь сказал, что скоро наступит радость, и эту радость уже никто у людей не отнимет. Действительно, когда Господь воскрес, все стали говорить друг другу: «Христос воскрес» . А им отвечали: «Воистину воскрес» . И это выражение разнеслось по всему миру. Так мы с тех пор приветствуем друг друга на Пасху.

Эта радость особенная, и на душе каждого человека в этот день радостно, потому что людям ниспосылается такая от Бога благодать, которую человек выразить не может – это внутреннее состояние. Блаженный Августин говорил, что душа по природе – христианка. Вот это чувство христианства на Пасху обновляется, подобно как весной цветы пробуждаются и распускаются. Они волей-неволей идут к солнцу, потому что наступила пора расцвета. Так и душа человека пробудилась, потому что наступила Пасха.
/ Фото: Ирина Доморацкая

– Как по православной традиции нужно отмечать Пасху?
– Прежде всего, надо идти в храм. Помолиться, побыть на службе. В этот день прихожане в церкви вспоминают библейские события и просят, чтобы ныне Господь даровал благодать свою и помощь и освященные яства были нам на здоровье, на помощь, на радость. Освящаются яства – это как благодарение Богу: надо, чтобы мы всегда помнили, что все нам посылает Господь. После возращения из церкви глава семьи благословляет стол, читается «Отче наш», и только тогда все завтракают. Все вкушают освященный пасхальный кулич, творожную пасху и крашеные яички. По церковному уставу взрослым разрешается выпить немного вина. После завтрака дети могут поиграть в разные забавы: покатать яйца, поиграть в битки. По традиции христиане красят яички, которые являются символом Пасхи и вечной жизни. Еще на праздник можно обмениваться подарками и сувенирами.

– А как отмечает пасху ваша семья?
– Мы отмечаем праздник, как и все. Приходим из храма в пять утра и ложимся отдыхать. А позже садимся всей семьей за стол, поем тропарь, раздаем детям крашеные яички, бьемся крашенками и завтракаем. Днем участвуем в пасхальном утреннике в воскресной школе, который обычно проводится в три часа. После утренника возвращаемся домой. Дети отдыхают, играют, встречаются с друзьями, поздравляют друг друга с Пасхой. Затем всей семьей готовимся к вечерней службе.

– Вошло в традицию, что люди на Пасху ходят на кладбище и поминают усопших. Правильно ли это?
– Нет. Времена гонений закончились… Это раньше, в советские времена, люди ходили на кладбище, потому что кладбище было освящено и считалось святым местом. Во времена атеизма храмы были разрушены и люди шли на кладбище, потому что там стояли кресты и можно было молиться. У людей осталась эта привычка, но ее нужно менять. Времена поменялись, и, следуя традиции церкви, на Пасху надо идти в храмы. А на кладбище мы ходим на Радоницу. Этот день святая церковь устанавливает для поминания усопших и переводится, как «шествие на кладбище», чтобы разделить с ними пасхальную радость.

– А приемлемо ли приносить на кладбище крашеные яйца и оставлять там спиртное и разные яства?
– На могилки не нужно носить яйца. На могилку нужно нести цветы. Можно взять с собой свечку или лампадку, зажечь на могилке и помолиться. А «стол» надо устраивать дома и дома поминать умерших. Пить на кладбище и проливать спиртное на могилу нельзя.

– Расскажите, а как нужно готовиться к Пасхе?
– В чистый четверг читается 12 страстных Евангелий и вспоминается тайная вечеря. Господь установил святое таинство Евхаристии, благословил нас в этот день символически вкушать тело и кровь Христа. Поэтому в чистый четверг люди старались причащаться, очищать душу от грехов и помыслов. Обычно мылись и убирали в доме не в четверг, а накануне. В чистый четверг старались не работать в поле, не сажать огород, а посвящали этот день Богу. В пятницу соблюдается строгий пост. До вечера не вкушают пищу, можно только пить воду. Послабления есть для немощных и детей. В субботу совершается служба, которая днем переходит из постовой в пасхальную. Где-то в 12 часов дня священники переоблачаются в праздничное белое одеяние, и вечером уже проводится праздничное Богослужение. Верующие соблюдают пост, но после обеда разрешается пища с елеем, особенно слабым и немощным.

– Перед освящением яичек некоторые прихожане частично очищают скорлупу. Нужно ли это?
– Нет, не нужно. Это суеверие, которым христианин показывает свое неверие в силу святой воды. А сила святой воды такая, что даже одна ее капля освящает море.

Со светлым Христовым Воскресением!

Я хочу поздравить всех людей с наступающей Пасхой. Именно она дает нам силу, а Господь нас заряжает на весь год до следующей Пасхи. Поэтому я желаю, чтобы все простили обиды друг другу, примирились друг с другом и с верой шли в Божий храм, освящали пасхальные яйца, куличи, другие яства и чтобы пасхальная радость пребывала у всех людей на протяжении всего года.

Настоятель Свято-Тихоновского храма города

Некоторые думают, что освященные на Пасху яйца и куличи — это святыня сродни Причастию, ну по крайней мере, подобно просфоре. Другие, наоборот, почитают освященную в храме снедь как предмет праздничной забавы. Как на самом деле стоит относиться к пасхальным обычаям, читателям сайта « » рассказывает старообрядческий священник РПСЦ о. Иоанн Севастьянов.

***

Как в вашей общине отмечается- Пасха, есть ли какие-то особые обычаи?

В нашей Общине нет какого-то единого установивш-егося пасхальног-о обычая или традиции. Каждый год мы что-нибудь организовы-ваем: или подарки для всей Общины, или совместную- праздничную трапезу, или молодежный- пикник на природе. Единственн-ое, что бывает всегда, — это Христаслав-ление. Как и на Рождество Христово, христиане ходят друг к другу в гости и славят Воскресшег-о Христа.

Главной мыслью в слове Иоанна Златоуста, которое зачитывает-ся в сам праздник Воскресени-я Христова, является обращение ко пришедшим в храм приступить- ко тельцу, т. е. Причастию. Почему же на самом деле на Пасху никогда не причащаютс-я?

Считаю, что не причащать на Пасхальной- Литургии — это какое-то духовное оскудение. В нашей Общине на Пасху причащаетс-я до 50-ти взрослых и детей. Причем даже грудные дети. Люди готовятся к Причастию. Многими это воспринима-ется как кульминаци-я праздника. Мы стараемся разъяснять-, что главное в Пасхе не разговлени-е, а Причастие,- не куличи, а Тело Христово.

Некоторые ходят на Пасху на кладбище проведать усопших. Православн-ый ли это обычай?

Мне кажется, спор в старообряд-честве, нужно ли ходить на Пасху на кладбище, сроден метафизиче-скому выяснению,- что первичнее:- курица или яйцо. У нас, на юге, раньше считалось категориче-ски нельзя ходить на кладбище в день Пасхи. Я помню, как старожилы говорили, что в Пасху на кладбище ходят только никониане. А мы, староверы,- пойдем на Радоницу.

Но сейчас мы узнаем, что наши христиане в Молдавии, в Подмосковь-е считают наоборот — на Пасху на кладбище ходят староверы,- а на Радоницу — никониане. Кто прав, а кто виноват — разобрать решительно- невозможно-. Думаю, что в этом вопросе каждому следует поступать в соответств-ии с семейными традициями- и обычаями. Как делали предки, так и вы делайте. Если же предки никак не делали, то формируйте- свои традиции по образу старообряд-ческой Общины, к которой вы принадлежи-те.

Правда ли, что освященные- в храме яйца нужно съедать до остальных блюд пасхальной- трапезы?

Считаю, что продукты, которые освящаются- в храме после Пасхальной- Литургии, конечно же, нужно употреблят-ь при разговении- прежде другой пищи. Ведь в этом и смысл освящения. Мы просим у Господа благослове-ния разговетьс-я. Так что не следует нести в храм огромные сумки провизии. Одного кулича и пары яиц хватит освятить, чтобы разговетьс-я всей семье. Но и сравнивать- освященные- куличи и яйца с просфорой тоже не стоит. Все же такого благоговен-ия и почтения, как к просфоре, к яйцам и куличам оказывать не следует.

Молодежь и взрослые на Пасху не только обменивают-ся яйцами, но и ударяются ими, чтобы проверить, у кого крепче. В старину яйца катали с горки, чтоб получить какой-либо подарок. Благочести-вы ли эти обычаи?

Крашенные пасхальные- яйца — это своеобразн-ое напоминани-е о чуде Марии Магдалыни,- о ее уверении язычника в Воскресени-е. Можно с натяжкой сказать, что пасхальное- яйцо — это символ воскресени-я. Поэтому, вкладывая в этот символ такой смысл, не следует использова-ть его как детскую погремушку. Если же такое яйцо воспринима-ть просто как игрушку, то почему бы и не играться им. Особенно детям. Главное, чтобы, играясь пасхальным-и яйцами, они не привыкли к святыни и не утратили страх Божий.

Елена спрашивает:
можно ли носить освещенные продукты (кулич,яйца,творог)на кладбище?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Носить освященные продукты - кулич, яйца, творог, на кладбище нельзя. Это по невежеству делается, как и многое другое из числа суеверий. Можно сказать, что это некая "отрыжка" язычества - дремучей веры наших далеких предков, даже еще хуже. А хуже тем, что тогда носили просто продукты для своих покойников, а теперь носят еще и освященные, прямо кощунство какое-то.
Христос Воскресе!

Александр спрашивает:
Здравствуйте подскажите пожалуйста почему праздник Пасхи не привязан к церковному календарю?По моим размышлениям если известна дата рождения Христа,то должна быть известна и дата воскресения?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
ПОЧЕМУ ПАСХА ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОДЯЩИМ ПРАЗДНИКОМ

Празднк Пасхи или Светлое Христово Воскресение является переходящим праздником церковного календаря. Эта особенность праздника определяется тем, что он привязан к чрезвычайно сложному солнечно-лунному календарю, принятому у евреев. Воскресение Христово произошло в дни, когда иудеи праздновали свою иудейскую Пасху, которая у них являлась воспоминанием об исходе из Египта. Иудейский праздник Пасхи в еврейском календаре не является переходящим праздником. Он всегда праздновался от 14-го до 21-го дня месяца нисана. 14 нисана в еврейском солнечно-лунном календаре по самому смыслу этого календаря было первым полнолунием после дня весеннего равноденствия. В эпоху земной жизни Иисуса Христа день весеннего равноденствия приходился на 21 марта по юлианскому (названному так в честь Юлия Цезаря) календарю. Поэтому иудейский праздник Пасха в системе юлианского календаря сделался переходящим; он приходился на первое полнолуние после 21 марта, а христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после этого дня. (Если 21 марта совпадало с полнолунием и воскресеньем, то христианская Пасха праздновалась через неделю, 28 марта.)
Первое после дня весеннего равноденствия полнолуние может приходиться на временной промежуток с 21 марта по 18 апреля. Если полнолуние 18 апреля приходится на воскресенье, то Христианская Пасха празднуется через неделю в воскресенье 25 апреля, так как последовательность событий библейской истории требует, чтобы Воскресение Христово праздновалось позже первого дня Иудейской Пасхи.
Таким образом, православный праздник Пасхи может праздноваться в любой день от 4 апреля до 8 мая включительно по новому стилю.
Однако чередование дат, в которые празднуется православная Пасха, внутри этого промежутка, подчиняется непростым правилам, связанным со сложностью согласования солнечного и лунного года. Минимальный период времени, в который даты праздника Пасхи занимают все возможные положения, составляет 532 года. Этот огромный временной промежуток называется Великим индиктионом. По прошествии Великого индиктиона даты Пасхи начинают чередоваться в том же порядке. Поэтому достаточно иметь одну рассчитанную Пасхалию на период в 532 года, после чего все будет повторяться.
Промежуток времени от 4 апреля до 8 мая определяет праздник Пасхи в Православной церкви. Римо-Католическая Церковь и большинство протестантских конфессий рассчитывает Пасху, ориентируясь на дату весеннего равноденствия 21 марта по григорианскому календарю (новому стилю). Эта отправная точка в пасхальных расчетах дает совершенно другие даты для праздника Пасхи. Поэтому Пасха у римо-католиков и протестантов Запада бывает в промежуток времени от 22 марта до 25 апреля по григорианскому календарю. В редких случаях она совпадает с Православной Пасхой. Поскольку евреи, в отличие от западных христиан, не изменили свой исторический календарь, их 14 нисана по прежнему отсчитывается от дня весеннего равноденствия 21 марта по юлианскому (3 апреля по григорианскому) календарю. Таким образом, католическая Пасха в некоторые годы может совпадать с иудейской и даже предшествовать ей, что противоречит последовательности событий земной жизни Иисуса Христа.
Редактирование и подборка материала Анна Ушацкая
по материалам www.pravoslavie.ru
От себя добавлю искреннее пожелание - поменьше самостоятельно размышлять, а побольше выискивать и читать информацию на ту или иную тему у компетентных источников. Самый главный источник - наша Церковь, ее учение о спасении, святоотеческое наследие и конечно же сам Господь наш Иисус Христос, Божественный наш Учитель. Его так и называли ученики - Равви, что в переводе с арамейского значит - Учитель. Если мы на веру воспринимаем преподаваемое нам учение в школе общеобразовательной, когда нам говорят, что 2х2 будет 4 а не 5 с полтиной, мы же верим, так и другим сообщаемым нам теориям верим и не сомневаемся, что это именно так, а не иначе. Но почему-то в "Школе спасения" душ наших - Церкви Христовой, нас довольно часто одолевают сомнения и проявления скептицизма, отчего, или точнее от кого это? Все это братья от лукавого. Проблема в том, что мы по своей бездуховности уже не в состоянии различать духов, не способны рассуждать, откуда пришла та или иная мысль. Нам кажется, что это мое, родилось в моей голове, а значит эта идея или мысль достойна на существование, ведь я же не "фунт изюма", а очень даже достойный человек. Вот тут мы бывает и ошибаемся, и принимаем мысли от лукавого за свои собственные, родные. Вот так рождаются сомнения, маловерия и неверия, так рождаются всевозможные ереси и лжеучения, огради нас от этого Господи.
Спаси вас Господь, Христос Воскресе!

Татьяна спрашивает:
Христос воскресе отец Андрей.А на иконы кладут освященное яйцо.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Ни на иконы, ни на могилы, ни еще куда-то не кладут освященные яйца. Единственно что можно делать с освященным яйцом- это очистить его от красивой шкурки, положить в рот и с удовольствием скушать.
Спаси вас Господи. Воистину Воскресе Христос!

Елена спрашивает:
Здравствуйте Батюшка! Подскажите пожалуйста, что делать с изношенными гайтанчиками? В храме мне сказали, что надо сжечь?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Елена.
Да, действительно, можно и сжечь, а можно просто бросить в ведро с мусором, гайтаньчик предмет не Священный, это всего лишь веревочка.
Спаси вас Господи.

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей.Я прочла много литературы о походе на кладбище на Пасху.Но нигде не нашла ответа является ли грехом поход туда в этот день.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Грехом является то, что вредно для человека, для его души и тела. Поход на кладбище в день Святой Пасхи Господней не является грехом, это скорее неведение или невежество современных нам людей, по какому-то недоразумению крещеных в детстве, но не знающих Христа, не желающих знать и Его Церковь. Могу предположить, что эта традиция была основана довольно благочестивыми людьми, искренне верующими и любящими Господа нашими прабабушками и прадедушками. В то время, когда разрушили практически все храмы, а оставшиеся использовали не по назначению, где было еще помолиться людям на Пасху? Конечно же на кладбище, у православных могильных крестов. Ушли из жизни земной в Вечность эти благочестивые молитвенники, ушло вместе с ними и благочестие, ушла и молитва, а осталась только традиция. И идут теперь вереницы выспавшихся "православных христиан" с утра пораньше на родные погосты, что бы встретиться, пообщаться,"помянуть" выпить и закусить, кто-то и на могилку не забудет плеснуть. А надо бы этот Спасительный и Жизнеутверждающий Праздников Праздник провести не у могильного праха, а в Православном храме, надо бы не земле кланяться, а вознестись Горе, то есть к Небу и славить воскресшего Господа. Церковь поет в Пасхальном песнопении; "Ныне вся исполнишася Света, Небо и земля и преисподняя, радуется весь Мир", это значит, что в этот день радуются все, даже те кто никогда в земной своей жизни непутевой не встречался со Христом, не имел никакого отношения к Его Церкви. И если теперь там, на том свете, они в этот день испытывают радость о воскресшем Спасителе Мира, то приходящие навестить их могилки родственники, вряд ли смогут оторвать их от этого счастья и привлечь их внимание к себе. Выходит, что люди идут на кладбище, а там вообще никто не ждет. Конечно же все это некая аллегория, и что там на самом деле нашим скудоумием не постичь во всей полноте. Тем не менее порассуждать на основании учения Святых Отцов мы можем. По уставу Церкви, первое посещение кладбища может совершаться только на Радоницу, во вторник недели Фоминой, вот тогда нас там "ждут" и слышат наши молитвы и разделяют нашу радость о воскресшем Спасителе мира, Господе нашем Иисусе Христе.
Спаси вас Господи.

Татьяна спрашивает:
Здравствуйте отец Андрей.Купаться до зари в чистый четверг это суеверие.Носят ли вербу а также яйца на кладбище.меня тут всему бабки учат.Спаси вас Господи.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Татьяна.
Вы совершенно правы, купаться до зари в "чистый четверг" это суеверие и только. Ветки вербы, куличи, а также яйца на кладбище носить нельзя, а собственно для чего и для кого? Довольно странно человеку имеющему свободный доступ во всемирную сеть интернета, учиться всему у "бабок". Откройте для себя здесь же поучения святых отцов нашей Церкви. Сами знаете, что здесь можно найти любой ответ и на любой вопрос. Особое изобилие поучений на современные жизненные вопросы, можно "откопать" на сайте отца Димитрия Смирнова, а также у профессора МДА Алексея Ильича Осипова.
Спаси вас Господи.

Зоя спрашивает:
Здравствуйте,отец Андрей.Что надо сделать с соборным маслом усопшего?И можно ли вообще давать другому человеку,я не имею ввиду от усопшего.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Зоя.
Масло от Таиства Елеосвящения должно употребить в пищу тому для кого оно освящалось, также можно помазывать им больные места тела. Если принявший Таинство человек умер, то освященное масло кладется во гроб с усопшим, а если еще правильней, выливается во гроб на кладбище перед погребением. По причине нерадения или неведения родственников, которые не побеспокоились об этом во время похорон, теперь и возникают вопросы подобного рода. Сейчас это масло надо сжечь в чистом месте, пропитав им бумагу или тряпицу. Кому-либо другому давать его не стоит, а стоит этому человеку пособороваться самому.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Скажите пожалуйста, читается ли после Вербного Воскресенья молитва преподобного Ефрема Сирина?

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Молитва преподобного Ефрема Сирина читается последний раз на Литургии Преждеосвященных Даров в Великую среду Страстной недели.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Моя младшая дочка спрашивает меня, почему девочкам нельзя входить в Алтарь.Я не могу ей понятливо ответить,пожалуйста помогите мне.

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Передайте пожалуйста своей младшей дочке, что в святой Алтарь не могут входить не только девочки, но и мальчики. В Алтарь может входить только СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ, и те кто принимает участие в богослужении, которых избрал и благословил священник. Алтарь это место святое - Святая-Святых, в нем совершается самое главное богослужение - Божественная Литургия, на которой приносится бескровная жертва - Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Потом этими Святыми Дарами - Причастием, причащает священник всех стоящих и молящихся в храме. Но бывает что и некоторые девочки, когда вырастают и становятся монахинями в монастыре, то кто-то из них удостаивается такого послушания - алтарницы, и соответственно вход в Алтарь для нее, по благословению СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЯ, становится возможным.
Спаси вас Господи.

Людмила спрашивает:
Здравствуйте Батюшка.Приближается праздник Благовещение Пресвятой Богородицы,можно ли употребить в пищу рыбу? У меня в календаре Благовещина попала на понедельник,там рыбы нет, можно вино,но к чему? Просто я пощусь строго по календарю,Масло по субботам и воскресеньем.Говорят это только для монастырей.Почему тогда такие календари продают мирянам? Я примерно знаю что вы ответите не главное что вы едите а ваши поступки в пост.Но ведь для каждого человека индивидуально что то да значит.Мне хочется правильнее что ли.С Великим Вас постом! И всех Вам благ!

протоиерей Андрей Корнеев отвечает:
Здравствуйте Людмила.
Если вы заранее уже знаете что я отвечу, то мне остается только добавить. Не поститесь по календарю, есть вариант простой и безошибочный. Первую и страстную неделю поста сухоядение, в остальные дни постную пищу с растительным маслом. В праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (в любой день недели) и Вербное воскресенье разрешается рыба, и в заключении мой вам совет - не покупайте больше эти календари для мирян, особенно неизвестно где и кем напечатанные. Буква умерщвляет, дух животворит.
Спаси вас Господи.