Как хоронят и поминают мусульман. Традиции мусульманских похорон

С точки зрения Ислама, сколь бы ни был великим человек при жизни, он покинул ее, и могила его должна быть скромной, не выделяющейся из общего ряда могил.

Можно ли хоронить мусульман рядом с людьми Писания на одном кладбище?

Мусульманин должен быть похоронен на мусульманском кладбище. В любом регионе Российской Федерации, где мусульмане составляют даже незначительную часть местного населения, есть мусульманские кладбища. Если такого кладбища нет, то мусульманская община обязана добиваться у местной администрации выделения земельного участка под кладбище.

Мусульманские ученые едины во мнении, что покойные мусульманка или мусульманин должны (фард) быть похоронены на мусульманском кладбище. Если же в той или иной области нет мусульманского кладбища, то на христианском или иудейском кладбище может быть отведена часть для мусульман. Если и эти условия отсутствуют, тогда родственники обязаны отвезти тело покойного в ближайшую местность, где имеется мусульманское кладбище. Если и такой возможности нет, то придется хоронить в тех условиях, которые доступны, так как Всевышний не возлагает на душу больше того, что она в состоянии сделать (см. ).

Я живу с матерью в российской глубинке, в городе Печоры Псковской области. Здесь почти нет мусульман. В Псковской области нет ни одной мечети. Моя мать в годах, и я очень боюсь, если, не дай Аллах, с ней что-нибудь случится. Я даже не знаю, как совершить обряд, мне некого пригласить, чтобы прочли молитву. Здесь нет мусульманского кладбища, а как я могу похоронить ее среди православных?! Меня очень беспокоит этот вопрос. Почему Псковская область единственная во всей России, где нет мечети, мусульманских общин. Мусульмане только из-за этого и уезжают отсюда, а что делать, если нет денег, чтобы отсюда уехать? Помогите! Ответа на мой вопрос нет. Гульфия, 39 лет.

У нас в стране есть и более кризисные ситуации. Не усложняйте и не драматизируйте происходящее. Сделайте от вас зависящее, а в большем - положитесь на Бога.

Если нет мусульманского кладбища, то выйдите с инициативой по данному вопросу в местные органы власти. Если все ваши усилия окажутся тщетными, а письма останутся без должного ответа, тогда похороните там, где это возможно. Главное - предать тело покойного земле. Душа в любом случае до Конца Света, до всеобщего Воскрешения будет пребывать в мире душ, на небесах.

Один мусульманин не совсем добровольным способом взял в жены девушку христианской религии. Она приняла Ислам, и они жили долго и на первый взгляд счастливо. Когда она умерла, выяснилось по ряду серьезных обстоятельств, что она в душе и в поступках продолжала придерживаться своей религии, причем твердо и неотступно. Ее супруг принял решение отправить тело покойной на родину, чтобы ее похоронили в соответствии с христианскими обычаями. Прав ли он? И как быть в такой ситуации? Имеет ли право мусульманин дать развод жене после ее кончины? Али.

1. Хоронят человека в соответствии с тем, о чем попросил он перед смертью. Если смерть наступила внезапно, тогда его хоронят в соответствии с традициями той религии, к которой он относил себя при жизни. В упомянутой вами ситуации однозначно дать оценку я затрудняюсь.

2. Что касается развода после смерти одного из супругов, то я не слышал об этом и не читал. В основе своей со смертью одного из супругов автоматически прекращаются их семейные отношения, человек становится вдовым. Овдовевшие супруг или супруга, жизнь которых продолжается, могут вновь обзавестись семьей. Для мужчин временных ограничений нет, а для женщин период ограничения составляет четыре месяца и десять дней . То есть по истечении этого срока она может свободно выйти замуж за другого.

Также при смерти одного из супругов встает вопрос о делении наследства. Например, в вашей ситуации мужу причитается ¼ часть наследства жены . При желании он может отказаться от него.

3. Истинное положение дел в вопросе вероубеждения ушедшего из этой жизни человека известно только Господу миров. Возможно, та женщина тайно хранила те или иные семейные реликвии (например, иконы), но верила в Единственность Творца и в истинность всех посланников Божьих, включая последнего и заключительного.

Недавно у меня умер двоюродный брат. Перед смертью он просил почему-то похоронить его рядом с его русской родней и, соответственно, по христианским канонам. А я на протяжении всей его жизни знал его как мусульманина, хотя и несоблюдающего. Скажите, уважаемый Шамиль, можно ли за него теперь давать садаку (милостыню), читать Коран и делать ду‘а (молиться)? Ильдар.

Если он не сказал о том, что был христианином, тогда вы можете делать это, уповая на всезнание и милость Творца. В любом случае - если даже ваши благодеяния, совершенные от его имени, не засчитаются ему, то засчитаются вам.

Тело хоронили во время морозов, земля была на 35 сантиметров промерзлой. Долго копали яму, жгли костры. Похоронили на татарском мусульманском кладбище. Можно ли было похоронить мусульманина в уже выкопанной яме (еще до морозов), находящейся рядом, на христианском кладбище?

Нет. Вы правильно сделали, что похоронили именно на мусульманском.

Можно ли мусульманину посещать христианское кладбище, если там похоронены его родственники-христиане?

Мой друг принял Ислам, его отец похоронен на христианском кладбище. Может ли друг молиться у могилы отца или читать там суры? И вообще может ли он посетить могилу отца? Ибрагим.

Всевышний ничем не ограничен, ни местом, ни временем. Мольба и прошение могут быть направлены Ему с любой точки земного шара. Совершать молитвы-намазы на могиле нельзя, а просить у Господа можно. То, что кладбище является христианским, не препятствие для обращения к Творцу, так как вся земля принадлежит Ему, Богу.

Должны ли мы посещать могилы умерших? Если да, то почему?

Не должны, но с точки зрения Сунны это относится к желательным действиям. Это напоминает нам о бренности жизни, о том, что все мы покинем этот временный мир, а потому следует подготовиться заблаговременно к вечности, веруя в жизнь после смерти и совершая благодеяния.

Нужно ли привставать, когда проезжаешь мимо кладбища? И вообще, что нужно делать или говорить в этот момент?

Привставать не нужно. Возможно, это какая-то местная традиция, не имеющая канонического обоснования.

Что же касается слов, когда вы проезжаете мимо кладбища либо заходите на его территорию, то уместным будет проговорить следующую молитву: «Ас-саляму ‘алейкум дара кавмим-му’минин, ва инна ин ша’ал-лаху бикум ляяхикун, нас’алюл-лаха ляна ва лякумуль-‘афия» (приветствуем вас, верующих, мир вам; если будет на то воля Божья, мы настигнем вас; молим Бога о жизненной силе, энергии для нас и для вас) .

Что нужно делать, когда собираешься идти на кладбище? Что делать, когда находишься на кладбище?

Чего-то специального нет. Приход на кладбище - назидательное для человека напоминание, в результате которого в его жизни должно становиться меньше греха и больше благодеяний. Можно помолиться за умерших (на любом языке), а также почитать отдельные суры из Корана в оригинале и попросить Творца засчитать вознаграждение за это покоящимся в могилах . Обращаться с молитвами нужно лишь к Богу.

Можно ли, придя к могиле матери, подойти близко или нужно стоять подальше?

Разницы нет, как хотите. Главное - не садиться на саму могилу .

Одна женщина хочет поставить на могиле своей матери каменный памятник со строками из суры «аль-Ихлас» на арабском языке. Но она сомневается, можно ли на памятнике писать суры Корана. Подскажите, пожалуйста, разрешается это или нет. Если нельзя писать суры, то можно ли написать на арабском языке слова «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад - посланник Аллаха».

Суру писать не следует, а формулу Единобожия можете написать, если есть такое желание. Но и в этом нет канонической необходимости.

В прошлом году у меня умер двухгодовалый сын. У него на могиле мы с мужем хотим поставить камень. Скажите, пожалуйста, что нужно и можно написать на этом камне? Назифа.

Мусульманскими канонами (Кораном и Сунной) это не регламентировано. Достаточным будет написать фамилию, имя, отчество и годы жизни.

Существуют ли какие-либо нормы оформления могил? Можно ли делать высокую ограду на могиле, ставить кирпичные колонны (1 метр)? Обязательно ли должно быть огорожено все кладбище? Можно ли писать на могильной плите, помимо аятов из Корана, какого-либо рода эпитафии (скорбные слова)? Лилия.

Не стоит всего этого делать.

Канонических требований по оформлению могил нет. Главное - скромность, отсутствие помпезности, расточительства, роскоши. Минимум надписей.

Территорию кладбища лучше огородить, очертив тем самым его границы и воспрепятствовав проникновению, например, животных, которые могут повредить могилы.

Можно на памятнике умершему прикрепить его фотографию? Лиля.

С точки зрения мусульманских канонов делать этого не следует.

Семь лет назад умерла моя мама. Через год после ее смерти наша семья установила надгробье. В течение всего этого времени фотография на памятнике менялась как минимум 4 раза: фотография не держалась на винтиках, а в последние годы изображение на фото портилось. Мы думаем, что мама просто не хочет, чтобы на ее памятнике было фото. Не подскажете, какую молитву можно изобразить на месте фотографии? Гульназ.

Какой-то специальной молитвы на этот счет нет, а потому можете написать несколько слов на любом языке, например: «О Господи, прости мои грехи!», но и в этом нет необходимости.

Несколько лет назад похоронил мать, все обряды совершены, поставили железную ограду и каменную плиту с фотографией. В прошлом году я начал ходить в мечеть, и там сказали о недопустимости применения материалов, обработанных при помощи огня (металл, обожженный кирпич), что плита, установленная в ногах покойника, должна быть не более 40 см в длину и что фотографию нужно обязательно убрать, так как она будет мучить умершего, требуя частичку его души. Как быть? Переделывать могилу или нет? Ахнаф.

Ограда и плита с надписью уместны. Про материалы, «обработанные при помощи огня», я в хадисах не встречал. Маловероятно, что подобное упоминается в достоверном хадисе. Размер плиты в 40 см - это чье-то личное умозаключение.

Можно ли родственников хоронить рядом и через какое время?

Хоронить рядом можно. И если при этом тело похороненного раньше или останки его не тревожатся, то через какое время - неважно.

Недавно съездил домой в Дагестан и там услышал, что в одном из местных горных селений хоронили двух человек в одной могиле, с небольшим промежутком земли между умершими. А бывало, что и по пять человек хоронили в одной могиле. Правильно ли по Исламу так хоронить? Алихан.

1. Можно ли мусульманину на могиле ставить цветник?

2. Правда ли то, что когда тревожишь могилу, например, сажаешь цветы или разравниваешь ее, человека повторно опрашивают два ангела Мункир и Накир и для умершего это не есть хорошо?

1. Можно. На ваше усмотрение. Есть хадис, косвенно указывающий на допустимость этого: «Однажды пророк Мухаммад проходил мимо одной из оград Медины и услышал возгласы двух людей, испытывающих [страшные] мучения в своих могилах. Посланник Господа сказал: «Они испытывают мучения за малые прегрешения». Но сразу поправился: «Нет [за большие]. Один из них был неаккуратен, когда мочился, а другой клеветал (сплетничал)». Затем пророк Мухаммад попросил, чтобы ему принесли голую пальмовую ветвь. Сломав ее пополам, он воткнул в каждую могилу по половинке. Сподвижники спросили: «О посланник Всевышнего, зачем ты это сделал?» Он ответил: «Возможно, это облегчит [их участь], и это [предполагаемое облегчение] продолжится до тех пор, пока они (ветки) не высохнут » .

2. Глупость, кем-то выдуманная.

Возможно ли использование территории старых и уже не используемых кладбищ под строительство или для земледелия?

Такое возможно только в безвыходной ситуации и с условием, что останки покоящихся тел уже разложились и стали землей. Сроки эти определяются специалистами данной местности, с учетом природного состава почвы и климатических условий См.: Махмуд А. Фатава. Т. 2. С. 276. Там же. Т. 1. С. 94.

См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 95, хадисы № 1473, 1474 и пояснение к нему.

Могут быть и другие причины, вынуждающие так поступить. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

Окончательное решение принимается на местном уровне общим советом.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 519, хадис № 1717, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 85, хадис № 1458.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1560.

То есть пока ветки живые. У каждого из творений Господа своя форма жизни и смерти. Пока эти ветки, которые могут пустить корни и вырасти или какое-то время просуществовать за счет внутренних запасов, остаются живыми, они восхваляют Творца и тем самым благоприятствуют облегчению состояния покойного. Относительно «восхваления» в Священном Коране сказано: «Восхваляют (возвеличивают) Его семь небес и земля вместе со всем тем, что населяет их [существует в этих необъятных галактических просторах]. Каждая мелочь [все бессчетное количество единиц сотворенного в макро- и микромирах] с благодарностью возносит Господа [над всем тем, что не соответствует Ему]. Однако вы [люди и джинны, имеете право выбора и ограничены в отдельных характеристиках и возможностях (к примеру, не знаете языков животных и растений), а потому] не понимаете [и не сможете понять] их прославления [как именно они восхваляют Творца]. [В границах земного и межгалактических пространств ни наука, ни что бы то ни было другое не поможет вам в этом, иначе вы получите существенную подсказку в столь ответственном экзамене, как жизнь]» (см. Св. Коран, 17:44); «Разве ты не видишь, что Бога восхваляют все те, кто на небесах и на земле, и [к примеру] птицы, раскрывая крылья в полете. Все они знают свои молитвы [у каждого из них свое выражение благодарности] и [формы, формулы] восхваления [Творца]. Аллах (Бог, Господь) хорошо знает о том, что они [Его творения] делают» (Св. Коран, 24:41).

Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 91, хадис № 216; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т., 1972. Т. 2. С. 430; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 419–423, хадис № 216.

См, например: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 1. С. 730.

Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.

У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.

Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.

У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.

Последовательность действий

Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.

Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.

Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.

Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.

Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.

Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.

Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.

По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.

Традиции обмывания

Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:

  1. Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
  2. Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
  3. После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
  4. Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
  5. Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.

По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.

Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.

Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.

Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.

Порядок обертывания следующий:

  1. Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
  2. Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
  3. Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.

Молитва на похоронах

Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.

Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.

В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.

Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.

Процедура погребения

По законам ислама требуется похоронить умершего очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».

Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.

Кабр (могила)

Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:

  1. Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
  2. Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.

Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.

В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.

Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.

Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:

  1. Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
  2. Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
  3. Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
  4. Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
  5. На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
  6. На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
  7. На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
  8. На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
  9. Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
  10. Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
  11. Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.


Оплакивание покойного

Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.

Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.

Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.

Поминальные дни

Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.

Мусульмане проводят поминки:

  • в день похорон;
  • на третий день;
  • на седьмой день;
  • на сороковой день;
  • в годовщину смерти.

Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.

В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.

Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.

Поминальная трапеза проходит в полном молчании.

Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

Мусульманская традиция определяет, что тела умерших следует отправлять на их родину. Но это возможно не всегда, и около одного процента усопших мусульман хоронят в Питере. Для этого требуется справка о смерти, договоренности с кладбищем о месте захоронения. И здесь наступает момент, когда начинает ощущаться нехватка земельных участков. На сегодняшний день на территории города работает три кладбища, на которых разрешены мусульманские захоронения и, где можно заказать памятник на могилу. Нами проводился опрос, большинство мусульман считает, что есть необходимость в дополнительном кладбище. Естественно, что это требует поддержки от городских властей, чтобы под кладбище для мусульман была выделена земля. Как утверждает православная церковь, что если хлеба в достатке, то почему бы его не давать всем нуждающимся.

Но если разговор ведется о согражданах по вере, то все лучшее в первую очередь предоставляется им. Поэтому иноверцам рекомендуется вспомнить, как поступали их предки – хоронили умерших земляков не в чужой земле, а в своей. Но на сегодняшний день многие, приходящие в чужие дома, начинают считать их своими. И здесь возникают некоторые проблемы. Для их избежания каждому рекомендуется проявить заботу о том, как и где его захоронят. Из выступления директора госучреждения по СПб, регулирующего вопросы похорон, стало известно, что имеется проблема с бесхозными захоронениями, на которые даже недорогие памятники не установлены.

Достаточно долго эксперты похоронных услуг не могут найти ответ на вопрос, как поступить с участком, если никто за ним не ухаживает и если не выполнена установка памятника на могилу. Нет возможности выделять места для похорон мигрантов, так как участков мало, а за могилами «гостей», когда они вновь переезжают, ухаживать некому. От этого проблемный вопрос с бесхозными могилами только обостряется. Чтобы не говорили, но аспекты религии идут в разрез с требованиями государства.

Горе ходит рядом с радостью, хорошее мы ждем всегда, но не стоит забывать, что похороны неизбежны в жизни каждой семьи, и приходят они, как всегда, неожиданно и не вовремя... Когда кто-то покидает этот мир, его необходимо проводить достойно, согласно традициям и вероисповеданию усопшего. Мусульманские обряды перехода в мир иной довольно самобытны, кому-то они могут показаться даже странными.

Приведение тела в порядок

Если вы знаете, то для вас не будет новостью то, что процедура подготовки тела проводится в три этапа, согласно сложившейся многовековой традиции. Проводится ритуальное трехкратное омовение усопшего (чем именно - написано ниже), а само помещение, в котором проводятся эти действия, окуривается благовониями. Вернемся к омовению. Для этого используются:

  1. Вода с порошком кедра.
  2. Камфорный раствор.
  3. Прохладная вода.

Некоторые трудности присутствуют в омовении спины, поскольку усопшего нельзя класть грудью вниз. Покойного приподнимают, чтобы омыть его снизу, далее по груди проводят ладонями сверху вниз, надавливая со средней силой. Это необходимо, чтобы из тела вышли все нечистоты. Затем покойного омывают целиком и проводят очищение испачканных мест, если после финального омовения и надавливания на грудь происходил выход экскрементов.

Необходимо подчеркнуть, как хоронят мусульманина в современности - сегодня достаточно один-два раза омыть тело, а проведение этой процедуры более трех раз считается излишним. Умершего обтирают тканым полотенцем, ноги, руки, ноздри и лоб умащиваются благовониями, в качестве которых употребляются, например, Зам-Зам или Кофур. Ни в коем случае не разрешено подстригать покойному ногти и волосы.

На любом мусульманском кладбище имеется помещение для омовений, при этом совершить обряд могут не только родные усопшего, но и, по их желанию, работники кладбища могут на себя взять исполнение этой процедуры.

Законы и правила

По законам Шариата погребать мусульманина на неисламском кладбище, и наоборот - человека другой веры хоронить на мусульманском кладбище, строго запрещено.
Когда задаются вопросом о том, как правильно хоронить мусульманина, при погребении усопшего обращают внимание на расположение могилы и памятника - они должны быть направлены строго в сторону Мекки. Если погребению подлежит беременная супруга мусульманина, которая имела вероисповедание, отличное от мусульманского, то ее хоронят спиной к Мекке на отдельном участке - тогда дитя в чреве матери будет находиться лицом к Святыне.

Захоронение

Если вы не знаете, как хоронят мусульманина, учтите, что еще одним очень важным аспектом процедуры является то, что представителей этой религии предают земле без гроба. Исключительными случаями захоронений в гробах являются сильно изуродованные расчлененные тела или их фрагменты, а также разложившиеся трупы. Умершего доставляют на кладбище на специальных железных закругленных сверху носилках, называемых «табутой». Усопшему готовится могила с отверстием в боковой стороне, которое внешне схоже с полкой - вот туда и помещают покойного. Это исключает попадание воды на тело при поливе цветов. Поэтому на исламских кладбищах нельзя ходить между могилами, так как мусульмане хоронят умерших в могиле, а на деле погребенный оказывается расположенным в ней чуть сбоку, тогда как непосредственно под могилой пусто. Такое местоположение покойного не дает, в частности, животным почувствовать его запах, раскопать могилу и вытащить его наружу. Кстати, именно для этого мусульманскую могилу укрепляют кирпичами и досками.

Над усопшим мусульманином читаются определенные молитвы. Тело опускается в могилу ногами вниз. В могилу принято бросать землю и лить воду.

Почему сидя?

Почему и как хоронят мусульман сидя? Это связано с тем, что мусульмане верят в живую душу в умершем теле сразу после похорон - пока ангел смерти не передаст ее ангелу рая, который подготовит душу усопшего к вечной жизни. Перед этим действием душа отвечает на вопросы ангелов, столь серьезная беседа должна проходить в приличных условиях, поэтому иногда (не всегда) мусульман принято хоронить сидя.

Кафтан для погребения

Как хоронят мусульманина по всем правилам? Есть еще одна особенность. Усопшего принято заворачивать в белый саван или кафтан, который считается могильной одеждой и представляет собой разные по длине отрезы ткани. Лучше, чтобы кафтан был белого цвета, а качество ткани и ее длина должны соответствовать статусу усопшего. При этом кафтан разрешается подготовить еще при жизни человека.

Узлы на саване завязываются у головы, пояса и у ног, а развязывают их непосредственно перед захоронением тела.

Мужской кафтан состоит из трех кусков полотна. Первая покрывает покойного с головы до ног и называется «лифофа». Вторым отрезом ткани - «изором» - оборачивается нижняя часть тела. Наконец, сама рубаха - «камис» - должна быть такой длины, чтобы прикрывались половые органы. Позволяют понять, как хоронят мусульман, фото, представленные в статье.

Что касается женского погребального костюма, то мусульманку хоронят в кафтане, состоящем из вышеописанных частей, а также платка («кирки»), покрывающего голову и волосы, и «химора» - куска такни, прикрывающего грудь.

Дни и сроки

Законы Шариата четко определяют, как хоронят мусульман - мужчин и женщин. Эту процедуру следует проводить в день смерти покойного. На похоронах присутствуют только мужчины, но в некоторых мусульманских странах на процессию допускаются и женщины, у представителей обоих полов голова должна быть покрыта. Речи на похоронах говорить не принято, только мулла читает молитвы, оставаясь у могилы еще примерно на один час (а раньше - до восхода солнца) уже после процедуры захоронения и ухода процессии с кладбища (своими молитвами он должен «подсказывать» душе покойного, как правильно отвечать ангелам). На картинке ниже вы можете увидеть, как хоронят мусульман - фото иллюстрирует молитву муллы.

Как и в христианстве, в исламе есть третий, седьмой (не девятый) и сороковой дни с момента смерти, которые являются памятными. Помимо этого, родственники и знакомые покойного каждый четверг с седьмого до сорокового дня собираются и поминают его чаем, халвой и сахаром, во главе стола сидит мулла. Дом, где проживал умерший, не должен слышать музыки 40 дней после трагического события.

Особенности похорон ребенка

Заранее покупают голубей, число которых должно равняться числу лет умершего. Когда похоронная процессия выходит из дома, кто-то из родственников открывает клетку и выпускает птиц на волю. В детскую могилу кладут любимые игрушки безвременно ушедшего ребенка.

Самый тяжкий грех - посметь отнять жизнь

Почему же богобоязненные мусульмане отваживаются на самоубийство, и как хоронят самоубиенных мусульман? Исламская религия категорически запрещает как насильственные действия по отношению к другим людям, так и над своим телом (акт самоубийства - это насилие над своей плотью), наказывая за это дорогой в ад. Ведь совершая акт самоубийства, человек противится Аллаху, который предопределяет судьбу каждого мусульманина. Такой человек по факту добровольно отказывается от жизни его души в раю, то есть как бы вступает в спор с Богом... - мыслимо ли это?! Зачастую такими людьми движет банальное невежество, истинный мусульманин никогда не отважится на такой тяжкий грех, как самоубийство, ибо понимает, что его душу ждут вечные страдания.

Похороны самоубийц

Несмотря на то что исламом осуждается незаконное убийство, обряд погребения проводится в обычном порядке. Вопрос о том, как хоронят мусульман-самоубийц, и как следует это делать правильно, не раз вставал перед руководством исламской церкви. Существует предание, согласно которому пророк Мухаммед отказался читать молитву над самоубийцей и таким образом наказал его за тягчайший грех и обрек его душу на муки. Тем не менее, многие считают, что самоубийца - это преступник перед Аллахом, но не по отношению к другим людям, и такой человек сам будет держать перед Богом ответ. Поэтому и процесс захоронения грешника ничем не должен отличаться от стандартной процедуры. Сегодня запрета на проведение погребальной молитвы над самоубийцами не существует, муллы читают молитву и проводят процедуру погребения по обычной схеме. Во спасение души самоубийцы его близкие могут совершать благие деяния, подавать милостыню от имени погребенного грешника, жить скромно, чинно и строго следовать законам Шариата.