Суточный круг церковных богослужений. Объяснения церковных и домашних молитв

По примеру христиан апостольских времен Православная Церковь освящает все дни недели совершением церковных служб. Каждый день недели посвящен какому-либо важному событию в истории Церкви или особо почитаемому святому.

Все службы недели вместе образуют так называемый недельный, или седмичный богослужебный круг.

Первый день недели – день Воскресный. Он посвящен воспоминанию Воскресения Христа. Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Своих страданий и Крестной смерти, Господь Иисус Христос воскрес. И из гроба, окруженный небесным сиянием, вышел Спаситель мира – Жизнодавец Христос Господь. Он воскрес силою Своего Божества.

В понедельник – первый день недели после Воскресения – Церковь прославляет ближайших слуг Божиих – Ангелов. Ангельский мир был сотворен прежде человека. Слово «Ангел» в переводе с греческого языка означает «Вестник». Это бесплотные, бестелесные духи. Но иногда Господь дает им являться людям в телесном виде, открывая им волю Божию.

Во вторник прославляется святой пророк, Предтеча и Креститель Спасов Иоанн. По слову Самого Господа, «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». Аскет, подвижник, по повелению Божию пришел в долину реки Иордан возвестить людям о скором явлении в мире Спасителя. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие, - призывал пророк, - Сотворите достойные плоды покаяния». Исправьте свою жизнь. Встречайте Того, Кто будет крестить вас Духом Святым.

В среду Церковь вспоминает предательство Иудой Господа нашего Иисуса Христа первосвященникам иудейским. За цену раба, за тридцать сребреников один из апостолов – Иуда Искариот – предал своего Учителя и Господа Его врагам на Крестную смерть. Поэтому среда – день поста в православной Церкви.

В среду совершается служба Животворящему Кресту Господню. Сын Божий умер на Кресте за наши грехи как человек, чтобы сыны человеческие были избавлены от вечной смерти и вошли в Царство Божие, в Жизнь вечную.

В четверг Церковь прославляет апостолов – первых провозвестников Евангелия о совершившемся искуплении человека. Своей проповедью апостолы обратили сердца множества людей ко Христу.

Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Иоанн богослов умер в заточении в глубокой старости. Число же христиан после кончины святых апостолов год от года росло, и вера христианская распространялась по всей земле.

В пятницу Церковь вспоминает Крестные страдания и смерть Спасителя. Поэтому в этот день – день поста, также как и в среду, в православных храмах совершаются службы Животворящему Кресту Господню.

Своими страданиями и смертью Христос искупил нас от вечной смерти. И когда мы слышим слова апостола Павла, обращенные к христианам Коринфа: «Вы куплены дорогою ценою», - то мы понимаем, что это обращение – к нам, к нашему сердцу, к нашей душе. Мы куплены дорогою ценою.

В субботу Господь закончил творение мира и «почил от дел Своих». Его творение было прекрасно. Блаженный покой был завещан и людям в день субботний.

Суббота посвящена воспоминанию и прославлению всех верных рабов Божиих, наслаждающихся блаженством в обителях Отца Небесного. Вспоминаем мы и всех в вере и надежде воскресения скончавшихся православных христиан.

Как всегдашняя Предстательница за христиан пред Престолом Сына Своего, Пресвятая Матерь Божия вспоминается и прославляется Церковью во все дни седмицы, но особо почитается Она в воскресение, среду и пятницу.

Завершается недельный Богослужебный круг и начинается снова. Мы вновь и вновь возвращаемся к одним и тем же событиям. Мы постигаем высоту и глубину благодатной духовной жизни во Христе.

Богослужение времени, образованное кругом служб связано с Евхаристией. Евхаристию нельзя включить в этот круг, его суть не временная, а вечная. Сопряжение Евхаристии и богослужения времени – это общая и основная форма Устава. Устав регулирует, создает формы вхождения вневременного Таинства во временную, преходящую природу нашего мира. В богослужебном времени мы можем выделить три круга. Первый круг– дневной круг богослужения. Второй круг –седмичный . Третий круг –годовой. Службысуточного круга в порядке их следования:вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый, третий, шестой, девятый часы . Утро время встречи с Мессией. Часы с древнейших времен соотносились с событиями из жизни Христа и апостолов: третий час – это час ниспослания Св. Духа Апостолам, в шестой час Господь был пригвожден ко Кресту, девятый – время крестной смерти Спасителя. Вечер традиционно был временем молитвы, вечером мы должны вспоминать, что Христос заменяет нам солнце, с др. стороны его тема чаяние Израиля, ожидание Спасителя. Богослужебный день начинается с вечера.

Каждая из служб суточного круга имеет несколько видов: вечерня может быть малая, вседневная, великая; повечерие бывает малое, великое; полунощница – вседневная, субботняя, воскресная. Утреня – вседневная, с праздничным окончанием и полиелейная, причем последняя может быть частью всенощного бдения или совершаться отдельно. Часы могут быть «трипсалмными», потому что в их состав входят 3 псалма. Но и трипсалмные часы имеют свои разновидности: часы обычные, часы великопостные и царские (великие) часы («трипсалмные», но состав этих псалмов другой, с особыми тропарями, прокимнами, паримиями, Апостолом, Евангелием), часы пасхальные – «беспсалмные» (не читаются, а поются; 1=3=6=9). Дневной круг богослужения восполняетсяседмичным. Седмичный богослужебный круг не имеет своих отдельных служб, а материал его лишь вставляется в определенные места служб суточного круга. Вечеpнее богослyжение состоит из тpех слyжб: девятого часа, вечеpни и повечеpия. Утpеннее богослyжение – также из тpех слyжб: полyнощницы, yтpени и пеpвого часа. Дневное богослyжение состоит из тpетьего и шестого часов, а также из чина изобpазительных. Если в этот день совеpшается Божественная литypгия, то она также совеpшается после шестого часа.

Неизменяемый материал служб суточного круга (он в основномбиблейский, т.е. взят из книг Ветхого и Нового Завета) находится в книгеЧасослов .

1) Богослужебный день начинается с вечера. «И был вечер и было утро, день един» (Быт. 1)

Вечерня – совершается перед заходом солнца, Повечерие – сразу после заката (примерно через 40 мин, после трапезы), Полунощница – на Афоне совершается в 3 часа ночи, Утреня – начинается с рассветом, 1 час – на рассвете, 3 час – в 9 часов утра, 6 час – за 9-м часом, Литургия или чин изобразительных – завершает суточный круг, до полудня, 9 час – совершается перед вечерней следующего астрономического дня (читается тропарь уходящего дня).

2) Службы суточного круга: Вечерня – великая (всеношн.бд. и при полиелейной утрени), вседневная, малая (будни при полиелее, без бдения), Повечерие – великое (1-4 день 1-ой недели В.П., в Рождество и Богоявление, пн., вт. Страстной) и малое (ср. чв. Страстной), Полунощница – будничная, субботняя, воскресная (при всенощном бдении), Утреня – полиелейная, будничная, славословная, Часы – трехпсалмные (обычные) – 1, 3, 6, 9.а) Цаские (в Рождество и Вел.Пятницу), б) Пасхальные (всю Светлую), в) Великопостные

Евхаристия не является службой суточного круга, она является ее центром, вершиной и даже целью. Литургия может менять местоположение относительно других служб суточного круга.

Снисходя к немощам человеческим, к тому образу жизни, который мы ведем, Церковь сгруппировала девять служб суточного круга в три богослужебных корпуса: вечерний, утренний и дневной.

Вечернее богослужение: 9-час, вечерня, повечерие.

Утреннее: полунощница, утреня, 1-час.

Дневное: 3-час, 6-час, чин изобразительных.

Чаще всего литургия совершается после 6-часа но перед 9-м, но иногда может соединяться с вечерней (например, в Рождественский и Крещенский сочельник и др.)

3) Часослов – название книги может быть объяснено разными способами. В Часослове нахо­дится чинопоследование часов: это одна из служб, вернее, четыре службы дневного круга богослуже­ния. Но можно и шире толковать это название: Часословом регулируется, распределяется молитва по времени суток, по часам дня. Это книга для чтецов и певцов, в ней содержатся неизменяемые службы суточного круга: 1. Полунощница: будничная, воскресная, субботняя. 2. Вечерня: великая, вседневная. 3. Кафизма 17: «Блаженны непорочные». 4. Тропари. 5. Последование общего молебна. 6. Часы: 1, 3, 6, 9, изобразительные

Часослов построен не в соответствии с логикой богослужебного дня, а с логикой дня астрономического, потому первая, указанная служба – полунощница. Приложения, первое из которых – 17-я кафиз­ма – употребляется за богослужением ежедневно: в неделю и субботу на утрени и на вседневной полунощнице, отпустительны воскресные (8-ми гласов), богородичны отпустительные, послед. Общ. Молебна, тропари воскресные по непорочных, тропари по непорочных в субботу, тропари на молебнах, наставления как вести в храме.

Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. 11 глава Типикона. Октоих. Система осмогласия. Подобны и самогласны.

Седмичный круг.

В седьмой день Бог почил от дел своих, лунный календарь, седмичный круг ветхозаветного богослужения и др. Первый день седмицы и одновременно ее вершина – это воскресенье или, говоря церковным языком, неделя.

Литургические темы дней седмицы: Воскресенье (неделя, «День Господень») – малая Пасха; Понедельник – служба Бесплотным силам; Вторник – пророку и Предтечи Иоанну; Среда и Пятница – Животворящему Кресту; Четверг – свв. Апостолам и свт. Николаю; Суббота – всех святых; поминовение усопших.

Божия Матерь прославляется во все дни. Каждая группа песнопений заканчивается Богородичным или Крестобогородичным (в среду и пятницу), а в воскресенье, среду и пяток один из канонов посвящен Ей. ВОктоих , заключает­ся материал служб этого круга. Материал этот всецело представ­ляет собой церковное песнотворчество. Тексты распределяются по дням седмицы.

11 гл Типикона – «О пении канонов в седмичные дни». На будничной утрене читаются каноны из Октоиха и канон святого из Минеи. В понедельник в Октоихе на утрени помещены каноны покаянный (умилительный) и бесплотным Силам, во вторник – покаянный и Иоанну Предтече, в среду и пятницу – каноны Кресту и Божьей Матери, в четверг – апостолам и свт. Николаю.

Октоих – «Осьмогласник». Октоих содержит изменяемые молитвословия служб седмичного круга. Октоих состоит из 8 частей по числу гласов; строение всех частей совершенно одинаково, а различаются они напевами и текстами. Октоих заключает в себе песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов или «гласов». Разделение церковного пения на гласы совершено св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.). Ему приписывается составление Октоиха, в составлении Октоиха принимали участие св. Митрофан, епископ Смирнский, св. Иосиф песнописец и другие. первый день церковной седмицы – это неделя(малая Пасха). Седмица начинается с недели, а день, начинается с вечера. Каждый глас будет начинаться со службы - «в субботу вечера», а кончается службой «в субботу утра». В субботу вечером, на воскресной всенощной происходит смена гласа.

ТекстыОктоиха полностью соответствуют ли­тургическим темам дней седмицы. Приложения: столпы евангелия, ексапостиларии воскр. и еванг. стихиры, Евангелия воскресные, троичны седмичные, светильны седмичн., светильны седм., ексапостиларии седм., троичны на полуночнице, тропари воскресны по непорочных, апостолы и еванг. по дням седмицы, указ о службе седмичной, о светильнах в седмицу, указ о службе субботней, канон молебный Богородице «Скорбных наведения». Время действия Октоиха. время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее - Ок­тоих взаимодействует только с системой Миней. Этопериод пения Октоиха. Воскресная служба, может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Во время действия Триоди Постной и Цветной, вбудние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты служ­бы, а в воскресные дни стоит на первом месте. С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цвет­ной Октоих не трогают. все в Цвет­ной Триоди наряду.

Начало пения Октоиха: окончанием пасхального периода является Неделя Всех святых, в этот день оканчивается пение Триоди Цветной. На следующий день в понедельник начинается пение Октоиха. Но поскольку в Неделю Всех святых в Триодь Цветную включены воскресные тексты 8-го гласа, то и следующая седмица, начинающаяся с понедельника, тоже относится к 8-му гласу. Здесь дейст­вует закон о начале седмицы. Начало седмицы – это неделя, она во многом определяет течение бого­служебной седмицы, поэтому поется 8-й глас. А само начало гласового столпа приходится на Неделю Всех русских святых, это всегда воскресенье 1-го гласа.

Подобен, - церковная песнь, которая по содержанию, размеру или тону подобна другой песни Минеи или Октоиха; начальные слова последней пишутся сразу после слова «Подобен». Почти всегда песнь, подобная другой по размеру, подобна и по гласу; в Минее указыватся глас как Подобна, так и той, которая послужила для него образцом.

Самогласны и самоподобны. Так называются песни в Минеях, написанные совершенно самостоятельно относительно размера, тона и содержания. Самогласными они называются потому, что имеют только им принадлежащую мелодию. Гласовые мелодии для стихир Октоиха изобразил музыкальными знаками Иоанн Дамаскин и назвал их самогласными. Над ними часто надписывается и глас Октоиха, на который они должны быть петы. Песни самогласные принадлежат Андрею Критскому, Козьме Маюмскому, Иоанну Дамаскину, Иосифу Песнописцу. Самоподобными - называются песнопения, составленные самостоятельно, так что для них не служила образцом никакая другая песнь ни по размеру, ни по гласу. Различие между самоподобными и самогласными состоит в том, что самоподобны (обыкновенно – две или три песни), не будучи составлены по образцу других песней, сходны между собой по размеру, тону и содержанию, иногда даже буквально, а самогласны несходны между собой.

Минеи служебные и Общая.

Минея – от греч. «месяц». Первый вид – Минея месячная. Минея месячная содержитизменяемые песнопения неподвиж­ных праздников. Минея содержит Бо­городичны. Минея месячная состоит из 12 книг по числу месяцев. Она содержит службы годового круга. Тексты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга – вечерни, утрени и т.д. В минеях содержатся стихиры, каноны, седальны, кондаки и икосы Господским и Богородичным праздникам и отдельным святым по дням года. Минея праздничная не является необходимой книгой для совершения богослужения. Это удобный богослужебный сборник, из Минеи месячной в неё выбраны праздники: двунадесятые – Господские и Богородичные, некоторых, наиболее чтимых икон Божией Матери, великих святых. Минеей праздничной пользуются чтецы.

Минея общая Основное содержание Минеи об­щей – это изменяемые молитвословия, которые Церковь назначила святым того или иного лика. Службы расположены здесь не по дням месяца, а по разрядам святых или праздников. Богослужебные тексты имеют обобщенный характер и носят соответствующее обобщенное наименование типа «службы праздникам господским», «служба праздникам богородичным», «службы апостолу», и т.д. Тексты состав­лены так, что прославляют подвиг святого в его общих чертах, а в большинстве песнопений оставлены пробелы: имярек – вставляется имя того святого, которому мы служим.

Типикон, его состав.

Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк». Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части.

Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);

указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под­вижных.

III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе:

1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;

2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположе­ны так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

С 1 до 25-й находятся главы о праздниках, какие быва­ют во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до не­дели Мытаря и Фарисея.

С 25 до 48 гл. – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди.

С 48 по 58 гл. - о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

59 гл . – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Гос­подские и Богородичные праздники.

60 гл . – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.

А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Прило­жение с тропарями святых, службы которых содержатся в Допол­нительной Минее.

ПАСХАЛИЯ (краткие сведения)

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.

ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ

В продолжение первых двух веков после Рождества Христо­ва Церковью установлено строго определенное время празднова­ния христианской Пасхи. На Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми от­цами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху пос­ле Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием».

ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ

В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основа­ние, эпакта, ключ границы.

Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В память о Константине Великом даровавшего христианской вере полную свобо­ду, Церковь оставила счет времени по индиктам.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, че­рез который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпакта - в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи.

Ключом границ , или ключевыми буквами, назыв. 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. меж­ду 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудей­ская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Сле­дованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празд­нования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и вре­менами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырь­мя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в граждан­ском счислении будет относиться не к этому, а к предшествую­щему году.

С апостольских и раннехристианских времен в Церкви был установлен порядок православного богослужения. Служба Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания и священнодействий совершалась священнослужителями по определенному чину, то есть порядку.

Каждый календарный день вспоминаются события Священной истории и истории Церкви. И все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой.

Богослужения суточного круга совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Их девять: Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час, Девятый час и Божественная литургия.

Пророк Моисей, описывая творение Богом мира, начинает день с вечера: «И был вечер, и было утро: день один…» Поэтому церковный день начинается с вечера – Вечерней.

Эта первая служба суточного богослужебного круга повествует нам об истории человечества в Ветхозаветное время. Она ясно показывает, что Ветхий Завет имеет свое спасительное завершение в Новом Завете. И мы благодарим Бога за тот день жизни, который Он нам дал.

Вторая служба суточного богослужебного круга – Повечерие – состоит из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения наших грехов, и чтобы Он сохранил нас от козней диавола во время предстоящего сна.

Сон напоминает нам о смерти. Поэтому на Повечерии мы слышим о пробуждении от вечного сна, о воскресении из мертвых.

Третья служба суточного круга – это Полунощница. Она совершается в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда.

Следующая служба суточного богослужебного круга – Утреня. Она совершается перед восходом солнца. Утренний свет, приносящий бодрость, рождает чувство благодарности Богу – Подателю жизни.

Мы благодарим Господа за прошедшую ночь и просим Его милости и благословения на наступающий день. Утреня прославляет пришествие в мир Спасителя, принесшего Новую жизнь и Новый Завет людям.

Следующей службой суточного круга является Первый час. Первый час напоминает нам о суде над Иисусом Христом у первосвященников иудейских. В то время, когда вся природа просыпается для жизни, безбожные, беззаконные судьи отдают Подателя жизни на смерть.

На Третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, Церковь вспоминает величайшее событие в своей истории – Сошествие Святого Духа на Апостолов.

В виде языков пламени Дух Святой сошел на Апостолов, чтобы освящать и обновлять души людей, чтобы проповедовать учение Христово всем народам мира.

Служба Шестого часа соответствует по времени нашему двенадцатому часу дня. Церковь вспоминает Распятие Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе. Самую страшную казнь принял Господь «нас ради человек и нашего ради спасения».

На девятом часе, соответствующем нашему третьему часу пополудни, мы вспоминаем Крестную Смерть Спасителя. Свет померк. Земля поколебалась. Умер Сын Божий, чтобы Своим Воскресением спасти людей от власти греха и смерти.

Самое же главное богослужение суточного круга – это Божественная литургия. Перед нашим духовным взором проходит вся земная жизнь Спасителя от Его рождения до Вознесения на небо.

Церковный Устав предписывает совершать в течение суток девять различных богослужений. Каждое имеет свою историю, символику и продолжительность, но духовно они образуют единое целое, называемое суточным кругом. В православном богослужении многое заимствовано от ветхозаветных молитвенных обычаев. В частности, началом новых суток считают не полночь, а 6 часов вечера. Отсюда первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь напоминает молящимся основные события Священной Истории Ветхого Завета: творение мира Богом, грехопадение

прародителей, Моисееве законодательство, служение пророков. Христиане благодарят Бога за прожитый день. После вечерни полагается служить повечерье. Это своего рода общественные молитвы на сон грядущий, на которых мы вспоминаем сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти дьявола.

В полночь должна совершаться третья служба суточного круга – полунощница. Это богослужение установлено для напоминания верующим о втором пришествии Господнем и о Страшном Суде.

Перед восходом солнца начинается утреня. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Утреня – одно из самых длительных богослужений.
Около 7 часов утра полагается совершать первый час. Так названа краткая служба, на которой Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

Третий час (10 часов утра) возводит нас священными воспоминаниями в Сионскую горницу, где на апостолов снизошел Дух Снятый, и в преторию Пилата, где Христу был вынесен смертный приговор.
Шестой час (полдень) – время распятия Господа, а девятый час (три часа пополудни) – время Его крестной смерти. Этим скорбным событиям и посвящаются соответствующие службы.

Наконец, главным христианским богослужением, своеобразным центром суточного круга является Божественная литургия. В отличие от прочих служб, литургия не только напоминает нам о Боге, но предоставляет возможность реально соединиться с Ним в таинстве Причащения. По времени литургия должна совершаться между шестым и девятым часом.
Современная богослужебная практика внесла свои изменения в предписания Устава. Так, в приходских храмах повечерье совершается только в Великом Посту, а полунощница – один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и девятый час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три.
Вечером друг за другом совершают вечерню, утреню и первый час. Накануне воскресных и праздничных дней эта цепочка богослужения называется всенощным бдением, то есть бодрствованием в течение целой ночи. Древние христиане, действительно, нередко молились до рассвета. Современные всенощные бдения длятся 2-4 часа на приходах и 3-6 часов в монастырях.

Утром последовательно служатся третий час, шестой час и Божественная литургия. В храмах, где много прихожан, по воскресеньям и праздникам бывает две литургии – ранняя и поздняя. И та, и другая предваряется чтением часов.
В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение содержит некоторые песнопения литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

По книге «Азы Православия»