Самый знаменитый осетин. Николай Головкин - Культура - Россия - Россия в красках Культура и традиции

В декабре 2008 года Северо-Осетинский информационный портал «15-й РЕГИОН» подвел итоги проекта «Наше достояние», который преследовал цель выявления самого знаменитого осетина. Наибольшее количество голосов набрал основоположник осетинской письменности и литераторы Коста Хетагуров, за которого проголосовало 908 человек. 824 голоса набрал главный дирижер Мариинского театра, маэстро Валерий Гергиев. На третьем месте - легендарный разведчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник Хаджумар Мамсуров, набравший 541 голос. Проект «Наше достояние» проводился по аналогии с теми, что были проведены во многих европейских странах, в том числе и в России («Имя России»).

Жизненный путь Коста (Константина) Левановича Хетагурова - основоположника осетинской литературы и языка, просветителя, поэта, драматурга, публициста, скульптора, художника, общественного деятеля - тяжкий и трагический. Его личная жизнь состояла из лишений, невзгод, постоянных переездов. Беспокойного поэта власти не раз высылали «внутрь России». Но народный певец, как любил себя называть Коста, всегда считал человека существом священным, а насилие над личностью преступным и отвратительным.

В советское время Хетагурова было принято считать атеистом и чуть ли не большевиком. На самом же деле Коста был настоящим христианином, глубоко верующим человеком, гордящимся тем, что его осетинский народ еще до Крещения Руси ступил на путь Православия. Коста рисовал картины на религиозные темы, расписывал храмы в горах Осетии.

…Коста Хетагуров родился 15 октября 1859 года в семье прапорщика Русской армии Левана Елизбаровича Хетагурова в самом сердце Осетии - Нарской котловине, где на изломе Кавказского хребта, на южном и северном его склонах, живут осетины.

Мать Коста, Мария Гавриловна Губаева, умерла вскоре после его рождения, поручив его воспитание родственнице Чендзе Хетагуровой (Плиевой). Леван Хетагуров женился второй раз, когда Коста было около пяти лет. Позже Коста говорил о мачехе, что она его «не любила. В раннем детстве я убегал от неё к разным родственникам».

Хетагуров учился в нарской школе, затем, переехав во Владикавказ, в прогимназии. В 1870 году Леван Хетагуров во главе безземельных осетин Нарского ущелья переселился в Кубанскую область. Он основал там село Георгиевско-Осетинское (ныне Коста-Хетагурово). Соскучившись по отцу, Коста бросил учёбу и сбежал к нему из Владикавказа. Отец с трудом устроил его в Каланджинское начальное станичное училище.

С 1871 по 1881 год Хетагуров учился в Ставропольской губернской гимназии. От этого времени сохранились лишь два его стихотворения на осетинском языке («Муж и жена» и «Новый год») и стихотворение «Вере» на русском языке.

В августе 1881 года Хетагуров был принят в Петербургскую академию художеств, получив одну из двух стипендий, которые выплачивались администрацией Кубанской области. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884 года выдачу стипендии прекратили. Коста еще два года посещал занятия в академии вольнослушателем, но летом 1885 года был вынужден, вернутся в отчий дом, не закончив полного курса обучения.

До 1891 года жил во Владикавказе, где была написана значительная часть его стихотворений на осетинском языке. С 1888 года печатает свои стихи в ставропольской газете «Северный Кавказ».

В июне 1891 года за свои вольнолюбивые стихи был выслан за пределы Осетии. Через два года переехал в Ставрополь. В 1895 году в издании газеты «Северный Кавказ» вышел сборник сочинений Хетагурова, написанных на русском языке.

Вскоре Коста заболевает туберкулёзом и переносит две операции.

К этому времени Коста был хорошо известен уже всему Кавказу. Одно из своих лучших стихотворений он посвятил великому русскому поэту Михаилу Юрьевичу Лермонтову.

На открытии памятника М.Ю. Лермонтову в Пятигорске в 1899 году Коста Хетагуров возложил к пьедесталу венок от кавказской молодежи.

Преследуемый властями, поднадзорный Коста в 1898 году приехал в Пятигорск после перенесенной операции лечиться грязевыми ваннами и пробыл здесь несколько месяцев. Он сразу же включается в общественную жизнь города. Активно сотрудничает с местной прессой. Отсюда посылает статьи в Петербург. И, конечно же, у общительного и открытого от природы Коста сразу же появились многочисленные друзья в среде пятигорской интеллигенции.

29 мая 1899 года поэт прибыл на место новой ссылки в Херсон. В декабре 1899 года Коста получил телеграмму об отмене ссылки, но смог выехать оттуда лишь в марте 1900 года. Сперва он поселился в Пятигорске, затем переехал в Ставрополь, чтобы возобновить работу в газете «Северный Кавказ».

В 1899 году, когда Хетагуров ещё находился в ссылке, во Владикавказе был издан сборник его осетинских стихов - «Осетинская лира». Многие стихи были изменены цензурой, некоторые же не вошли в книгу.

Стихотворение «Мать сирот» из этого сборника, пожалуй, выразительней всех его произведений показывает нищету и обездоленность народа. Коста описывает один вечер из жизни многодетной горянки-вдовы из его родного села Нар. Женщина разжигает костер, а вокруг неё - пятеро её детей, босых, голодных. Мать утешает их тем, что скоро будут готовы бобы, и каждый получит вдоволь. Измученные дети засыпают. Мать плачет, зная, что все они погибнут. Потрясает конец стихотворения:

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

В 1901 году Хетагуров вновь тяжело заболел. Болезнь помешала ему закончить поэмы «Плачущая скала» и «Хетаг». Осенью этого же года поэт переезжает во Владикавказ, где болезнь окончательно приковала его к постели.

И вновь - Пятигорск, который осетинский поэт любил особенно горячо, мечтал купить здесь скромный домик. Последний раз Коста побывал в городе 3 июля 1903 года, незадолго до смерти. Его, абсолютно больного, привезла сестра Ольга, чтобы показать профессору Харьковского университета А.Я. Анфимову. Доктор нашел состояние поэта безнадежным.

В 1905 году Коста перевезён сестрой Ольгой в село Георгиевско-Осетинское, где он умер 1 апреля (19 марта) 1906 года. Позже поэта перезахоронили в Северной Осетии-Алании. Ныне Коста Хетагуров покоится на территории Осетинской Церкви во Владикавказе. Здесь работает Дом-музей Коста Хетагурова, перед зданием Осетинского драмтеатра есть памятник поэту. Его именем названа самая длинная улица города - проспект Коста.

Имя поэта носит крупнейший вуз РСО-А - Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова (основан в 1920 году).

Коста Хетагуров сегодня - символ борьбы Южной Осетии за свободу и независимость, символ единства всего осетинского народа, разделенного границами.

Во время августовской войны прошлого года в Южной Осетии у многих на устах были такие его пламенные строки:

Я счастия не знал,

Но я готов свободу,

Которой я привык,

Как счастьем дорожить/

Отдать за шаг один,

Который бы народу/

Я мог когда-нибудь/

К свободе проложить.

«Даром Бога осетинскому народу» назвал Коста Хетагурова Председатель Союза писателей Южной Осетии Мелитон Казиев.

По его словам, «Коста поднял осетинский язык и литературу на недосягаемую дотоле высоту. Весь мир знает поэзию Коста, творчество Коста. После него, после того как стало понятно, что осетинский народ богат дарованиями, началось истребление лучших сынов Осетии и это продолжается до сих пор».

Возрождение героического Цхинвала еще только начинается. Во время недавних гастролей Юго-Осетинского государственного драматического театра имени Коста Хетагурова в Тамбовскую область спектакль «Юлий Цезарь» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира на осетинском языке сыграли девять актеров. Их речь переводил на русский язык художественный руководитель театра, министр культуры независимого государства Тамерлан Дзудцов.

Министр рассказал, что здание их театра было разрушено снарядами грузинских танков и поблагодарил тамбовских строителей, безвозмездно построивших в Цхинвале целую улицу, названную Тамбовской.

В перспективе осетинские артисты намерены поставить в учебном театре Тамбовского университета спектакль о любви по пьесе Коста Хетагурова «Фатима»,

Недавно завершился конкурс на лучший проект эмблемы юбилейного Года.

В комплексный план мероприятий по празднованию 150-летнего юбилея Коста Хетагурова включены проведение филологических, искусствоведческих, этнографических конференций, издание произведений самого поэта, специальных фотоальбомов, научно-методической и детской литературы.

В юбилейные дни будут развернуты выставки и специальные экспозиции в музеях, библиотеках и школах. В них примут участие профессиональные художники и воспитанники детских художественных школ. Кроме того, будут организованы концертные программы, читательские диспуты, встречи литераторов с учащимися школ и студентами вузов.

Театральные коллективы покажут спектакли по пьесам Коста Хетагурова. Будут проведены многочисленные конкурсы, литературные, музыкальные и фольклорные праздники, демонстрация кинофильмов по произведениям Коста.

В сентябре в Художественном музее имени М.Туганова во Владикавказе - здесь самое крупное в Российской Федерации собрание живописи великого осетинского просветителя - будет открыта выставка художественных работ Коста Хетагурова.

В музее 18 его живописных и графических произведений. Среди них - жанровая художественная композиция «На школьной скамье жизни», а также написанная им галерея портретов современников.

По словам директора музея Аллы Джанаевой, в фондах хранятся также иконы, написанные Коста Хетагуровым, - «Скорбящий ангел», библейский сюжет «Моление о чаше», еще одна икона «Спас нерукотворный», хранившаяся ранее в музее в Цхинвале, находится сегодня в Краеведческом музее Владикавказа.

Юбилейные мероприятия пройдут не только в Северной и Южной Осетии, но и в Ставрополе, Пятигорске, Карачаево-Черкесии, Санкт-Петербурге…

В октябре 2009 года в Москве пройдут Дни Осетии, приуроченные к 150-летию со дня рождения Коста Хетагурова. В их рамках состоится гала-концерт «Вместе с Россией единой и сильной».

«Юбилей Коста Хетагурова, имя которого знает вся Россия, имеет и большое патриотическое значение, - подчеркнул глава Республики Северная Осетия - Алания Таймураз Мамсуров. - Нам надо вдохнуть жизнь в сложившуюся обстановку обыденности и тревоги, сделать все, чтобы у людей появился жизненный оптимизм. Таким стимулом должно стать празднование этого важного исторического события».

…Стихи и поэмы Коста Хетагурова, любившего повторять «…я пишу то, что уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем сердце», переведены почти на все языки бывшего Советского Союза, на десятки языков мира. Многие фразы из них стали крылатыми.

Так, далеко за пределами родины Коста Хетагурова известны строки:

Весь мир - мой храм,

Любовь - моя святыня,

Абаев, Борис Георгиевич (р. 1931) - заслуженный тренер России по вольной борьбе

Абаев Василий Иванович (1900-2001) – выдающийся советский и российский учёный-филолог, языковед-иранист, краевед, этимолог и педагог, профессор…

Адырхаева, Светлана Дзантемировна (р.1938) - советская балерина, прима Большого театра . Народная артистка СССР .

Андиев, Сослан Петрович - двукратный олимпийский чемпион и четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе (1976 и 1980)

Бритаева Зарифа Елбыздыкоевна (1919 – 2001) - режиссер, заслуженный деятель искусств РФ и Северной Осетии, Народная артистка РСФСР

Бутаев, Константин Николаевич - актёр театра и кино, кинорежиссёр, каскадёр.

Давыдов, Ладо Шириншаевич - разведчик, Герой Советского Союза

Джанаев, Сослан Тотразович - российский футболист

Дзасохов, Александр Сергеевич - российский политик, президент РСО-Алания в 1998-2005 годах

Дзгоев, Таймураз Асланбекович - советский борец вольного стиля, двукратный чемпион мира

Илия II (Католикос – Патриарх Всея Грузии) (род. 1933)

Исаев, Магомет Измайлович - языковед

Лисициан, Павел Герасимович (1911-2004) - оперный певец, народный артист СССР (1956)

Кабаидзе, Владимир Павлович (1924-1998) - Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР

Караев, Виталий Сергеевич - российский политик

Караев, Руслан Савельевич - российский кикбоксер

Касаев, Алан Таймуразович - российский футболист

Ковда, Виктор Абрамович - выдающийся советский почвовед, член-корреспондент АН СССР

Коцоев, Арсен Борисович (1872-1944) - осетинский писатель

Мазуренко, Сергей Николаевич (род. 1949) - экс-руководитель Федерального агентства по науке и инновациям, заместитель министра образования РФ

Мамсуров, Таймураз Дзамбекович - российский политик, глава республики РСО-Алания с 2005 года (родился в Беслане)

Мамсуров, Хаджи-Умар Джиорович - генерал-полковник разведки, Герой Советского Союза , основатель спецназа ГРУ

Мария Амели (Мадина Саламова)- норвежская писательница, уроженка Северной Осетии

Марзоев, Аркадий Иналович - доктор биологических наук, профессор СОГУ им. К. Л. Хетагурова, специалист в области Технологии пищевых производств, автор многочисленных рецептов бальзамов, ликеро-водочных изделий и пивных напитков

Мусульбес, Давид Владимирович - олимпийский чемпион и двукратный чемпион мира по вольной борьбе (2000)

Петров, Денис Владимирович - певец, участник группы Челси

Плиев, Исса Александрович - генерал армии, дважды герой Советского Союза, герой Монгольской народной республики

Рохо Юкио (Борадзов Сослан Феликсович) - борец сумо

Саламов, Николай Михайлович (1922-2003) - актёр, режиссёр. Народный артист СССР (1984)

Святополк-Мирский, Петр Дмитриевич - российский государственный деятель

Смирнский, Александр Александрович - конструктор спортивного оружия

Сольми Сергей - российский художник , фотограф , один из самых известных представителей движения хиппи в России.

Сохиев, Туган Таймуразович - российский дирижёр

Таймазов, Артур Борисович - узбекский борец, двукратный олимпийский чемпион

Тер-Григорян, Нодар Григорьевич - армянский политический и военный деятель

Тхапсаев, Владимир Васильевич (1910-1981) - выдающийся советский актёр театра и кино, Народный артист СССР.

Торчинов, Евгений Алексеевич - учёный-религиовед

Фадзаев, Арсен Сулейманович - двукратный олимпийский чемпион и шестикратный чемпион мира по вольной борьбе (1988 и 1992)

Фарниев, Ирбек Валентинович - российский борец, чемпион мира

Хакуродзан Юта (Батраз Феликсович Борадзов)- борец сумо

Хетагуров, Коста Леванович - поэт, просветитель, скульптор, художник

Царукаева, Светлана Касполатовна - российская тяжелоатлетка, чемпионка мира

Червинский, Антон Карлович - священник (долго жил и умер во Владикавказе)

Шабалкин, Никита Алексеевич - российский баскетболист

Осетины - индоевропейский народ на Кавказе. Всего в мире насчитывается до 700 тысяч осетин, из которых в России (в основном в республике Северная Осетия - Алания) - 528,5 тысяч. Также осетины являются основным населением независимого частично признанного государства Южная Осетия.
Осетины являются прямыми потомками аланов - сарматских племен, участвовавших в Великом переселении народов. В начале 5-го века н.э. аланы в союзе с вандалами и свевами вторглись в Испанию, откуда вандалы и часть аланов двинулись в Северную Африку, где создали своё королевство. Те аланы, которые не приняли участия в Великом переселении народов, создали в предгорьях Северного Кавказа государство Алания, которые было уничтожено монголо-татарами в 13 веке, а аланы бежали с равнин в горные районы, где в течение следующих веков происходило формирование осетинского народа путем смешения аланов с местными горными племенами.
Происходящий от языка аланов и скифов осетинский язык относится к иранским языкам, однако с другими современными иранскими языками он имеет очень мало общего.
Большинство осетин - православные, при этом часть осетинского народа исповедует ислам.

22-е место: Марина Битарова - осетинская модель и начинающая певица. Страница ВКонтакте - https://vk.com/mvbitar


21-е место: Алана Хубецова - осетинская модель. Рост 178 см, параметры фигуры: грудь 84 см, талия 60 см, бедра 90 см.

20-е место: Зарина Каирова (род. 19 декабря 1982, Беслан, Северная Осетия) - актриса, самой известной ролью которой является Карина в сериале Воронины". Страница ВКонтакте - https://vk.com/id50712105

19-е место: Дина Бекоева - солистка московского ансамбля танца "Алания". Страница Дины ВКонтакте - https://vk.com/id244615100

18-е место: Белла Магкоева (род. 20 января 1991, Москва), более известная как Изабель Магкоева - в прошлом модель (её модельные параметры 81-59-86 при росте 173 см), а ныне активистка Российского Социалистического Движения. Окончила РГГУ по специальности "востоковед", специалист по древнеяпонской литературе, владеет японским и английским языками. Страница в Инстаграме - https://instagram.com/isabelmagkoeva/ Страница в Фейсбуке - https://www.facebook.com/isabelle.magkoeva Примечательно, что в её Фейсбуке в качестве вероисповедания указан атеизм, в то же время в Твиттере она недавно написала: "Молюсь осетинским богам ".

17-е место: Диана Дзугутова - модель из Москвы. Рост - 176 см, параметры фигуры 88-60-89.

16-е место: Кристина Цховребова - осетинская модель. Снималась для журнала "Свадьба в Осетии". Инстаграм - https://instagram.com/kristina__tshovrebova/

15-е место: Елена Мрикаева (род. 23 апреля 1994) - модель, финалистка конкурса Мисс Пантеон Финанс 2014. Страница ВК - https://vk.com/sinorita_miss

14-е место: Амина Гуцунаева - четырехкратная чемпионка мира по эстетической гимнастике. Фейсбук - https://www.facebook.com/profile.php?id=100001474808554

13-е место: Зарема Абаева - солистка московского ансамбля танца "Алания", супруга осетинского футболиста Алана Дзагоева, выступающего за московский ЦСКА и сборную России.

Зарема Абаева и Алан Дзагоев:

12-е место: Белла Моргоева - фотограф. Страница ВК - https://vk.com/id1373965

11-е место: Элана Алборова - певица. Фейсбук - https://www.facebook.com/elana.alborova

10-е место: - осетинская телеведущая и модель. Страница ВК - https://vk.com/id18460674

9-е место: Нонна Базиева - солистка московского ансамбля танца "Алания".

солистки ансамбля танца "Алания": Нонна Базиева (слева) и Дина Бекоева (справа; см. 13 место рейтинга):

8-е место: Елизавета Галуева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id201106436

7-е место: Регина Абаева - осетинская модель. Страница ВК - https://vk.com/id9929150

6-е место: (род. 12 октября 1992, Владикавказ, Северная Осетия) - победительница телевизионной гуманитарной олимпиады школьников "Умники и умницы" 2009 года. Закончила МГИМО. Владеет следующими языками: русский, осетинский, английский, греческий (современный), исландский. Страница ВК - https://vk.com/ursus_philosopher Фейсбук - https://www.facebook.com/agunda.bekoeva

5-е место: Зарина Малити (род. 4 сентября 1984, Владикавказ) - оперная певица (сопрано). Работает вместе с известной немецкой группой Gregorian под сценическим псевдонином Eva Mali. В 2011 году была признана одной из самых красивых девушек России американским журналом "Complex". Официальный сайт певицы - http://www.evamali.com

Gregorian и Eva Mali - World Without End

4-е место: Белла Тотрова - модель. Принимала участие в телепроекте Дом-2, однако продержалась там менее суток. Страница ВК - https://vk.com/bella_totrova

3-е место: Алиса Гокоева - фотограф. Получила степень бакалавра и магистра фотографии в Kingston University в Лондоне. Официальный сайт - http://www.alisagokoeva.com/ Группа ВК - https://vk.com/alisa_gokoeva

2-е место: Залина Бадзиева - осетинская модель. Фотосессия для журнала "Свадьба в Осетии" - http://svadba-osetia.ru/#/Portfolio/three

Самая красивая осетинка - модель . Страница на Инстаграме - http://instagram.com/aniaguri

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кем были предки? Все перемешалось...

Быть может, фараоны и цари...

А, может, ген рабов тебе достался...

Теперь, поди, попробуй, разбери...

Слышал о том, что у некоторых царей, князей и других знаменитых людей были родственники осетины. Стало очень интересно, как и где характер осетин встречается в выдающихся личностях России. Например, таких как Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Шуйский, Александр Пушкин, Наталья Гончарова и многие другие.

След, который оставили наши прямые предки, скифо-сарматские и аланские племена в мировой истории велик.

Он ведет к древнейшим цивилизациям Египта, Индии, Китая, Приуралья, Галилеи, Средневековой Европы, Кавказа.

Многие осетины даже не подозревают о возможном своем родстве с гениями нашей страны. В результате моего интереса к этому вопросу, я узнал, что вышеперечисленные мною знаменитости, являются звеном одной прародительницы. Эта Мария Шварновна - супруга Всеволода Большое гнездо, дочь аланского князя, воеводы Шварна.

Согласно сохранившимся сведениям, аланская знать той эпохи отличалась высоким уровнем образованности. Так, Давид-Сослан знал греческий, латинский, арабский, татарский, грузинский языки, был автором грузинских книг.

Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так например, Борена (см. Рис.12), дочь осетинского царя Урдура (см. Рис.11), жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан (см. Рис.14), по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара». Бурдухан, владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками. Свободно читала и писала. Высокой образованностью отличалась и Мария Аланская (Ясская). Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине.

С гордостью хочу подчеркнуть, что с давних времен аланки отличались воспитанностью, оказывали значительное влияние на своих знаменитых мужей, что имеет место в исторических документах эпохи.

Вероятно, им это передалось генетически от своих прародительниц амазонок.

В результате моего теоретического, библиографического исследования я узнал еще о многих других генетических связях героях исторического прошлого, выдающихся личностях России, которых знает весь мир. Мне было важно узнать какой след они оставили в русской истории.

Пользуясь архивными материалами, трудами историков и ученных мира для меня многое в моем исследовании стало открытием.

Я, горжусь осетинским народом который дал человечеству: великого античного философа-Анахарсиса, вождя народа Сдалина, арктического первопроходца Юрия Кучиева, непобедимого витязя - полководца средневековья Царазон Давида-Сослан, гениального поэта Коста Хетагурова, выдающегося ученого современности Васо Абаева, непревзойденного Бало Тхапсаева, первую в мире женьщину-дирижера Веронику Дударову, мирового звезду Валерия Гергиева, «Казбек гора» Темырболат Дударыкоевич, двукратного Олимпийского чемпиона Сослана Андиева, семейной династии борцов Дзгоевых Асланбека и его сына Таймураза и многих других, о которых вполне возможно я расскажу в следующей своей работе.

Я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то и у меня есть шанс, оставить свой след в истории нашей большой страны.

Но, к сожалению, мы плохо знаем нашу историю, историю наших предков, их заслуг. Более глубокое познание этой темы по неизвестным причинам подвергалось ограничениям в Советской исторической школе, для которой арийство и индоевропейские корни осетин были раздражающей темой, и которая, несмотря на имеющийся обширный материал, в данный момент не исследуется и забыто. В результате необоснованных ограничений история некогда многомиллионного народа легко подвергается идеологическим и научным искажениям, позволяющим приписывать осетинам всевозможные ярлыки, представляя наших предков «дикарями». Даже «Нардский эпос» долгое время изучался учеными, прежде чем нашел своих потомков - осетин.

Это наверно зависть, вредность других народов привела к такой ситуации. Было время, когда причастность осетин к наследию скифов серьезно оспаривалось. Сегодня все становится на свои места благодаря неоспоримым фактам, которые систематизированы в многолетних трудах В.Абаева, Ж. Дюмезиля, В. Миллера и других ученных.

Нам остается проявить любопытство и интерес к собственной истории.

Глава 1. Генетическая связь осетин с выдающимися историческими личностями Руси .

    1. Елена- жена Ярополка.

В 1116 году в Киев, из военного похода, возвращалась дружина Ярополка, сына великого князя Владимира Мономаха с невестой необычайной красоты, аланской княжной, взятая в плен князем в жарком бою, при сражении с доблестными воинами аланского государства.

В замужестве она была наречена Еленой, а впоследствии стала великой княгиней Киевской. Она была красива, умна и при этом имела благородный характер.

Она пленяла умы и сердца всех, кто знал ее. Молва о ней ходила повсюду, не имея никаких территориальных границ. Ее влияние было настолько велико, что старший племянник Ярополка от брата Мстислава - Изяслав, внук Мстислава - Ярослав, а также младшие племянники Ярополка, сыновья его родного брата Юрия Долгорукого, Андрей и Всеволод, пожелали в дальнейшем связать свою судьбу с представительницами женского пола той национальности, которой принадлежала аланская княжна.

Впоследствии, Андрей Боголюбский женился на Алене Ясской, а Всеволод - на Марии, дочери аланского князя Шварна. Князь Мстислав Всеволодович Черниговский, связал свою судьбу с двоюродной сестрой Елены- Марией.

1.2.Алена Ясская - жена Андрея Боголюбского.

Двор князя Северо-Восточной Руси, Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.), прочно был связан с аланами-ясами.

Еще в юности, он прославился своими воинскими подвигами на юге.

Одним из близких людей, его боевых соратников, был яс, по имени Амбал, сестра которого, Алена Ясская, впоследствии стала его женой.

Как мы видим, представительницы знатных аланских родов: Алена Ясская, Мария Ясская, близкие родственницы царицы Тамары по линии ее матери Бурдухан, были аланками по происхождению.

Баяре устроили заговор против Андрея Боголюбского и его аланской супруги.

Князь Андрей был убит, а жену его, Алену Ясскую и ее брата, ясса Амбала, утопили в озере, считая их вдохновителями многих его начинаний.

Князь Юрий Боголюбский, в Грузии нареченный Георгием, являлся сыном и наследникомкнязя Андрея и княжны Алены.

Русские летописи оставили нам сведения о том, что он был вынужден, спасаясь от преследования бояр, врагов своих, погубивших насильственной смертью его родителей, бежать на родину матери, на Северный Кавказ, на реку Сунжа и искать там убежище и спасение от неминуемой его гибели.

Впоследствии, по воле судьбы, он встретился в этих местах с эриставами Грузии, а в 1185 году, стал первым мужем царицы Тамары, полуаланки по крови, дочери аланской царицы Бурдухан.

Брак продлился только 2 года.

1.3.Мария Ясская- жена Всеволода Большое Гнездо.

«Все интересующиеся русской и аланской историей прекрасно знают, что Мария (см.Рис.4) была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии - она была женой Всеволода III Большое Гнездо(1154-1212) (см. Рис.5). Эта пара - предки династии Московских великих князей и царей. Александр Невский (см. Рис. 2) - это их внук, Иван Грозный -далекий потомок. Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В числе потомков этой линии Рюриковичей - огромное число выдающихся деятелей русской истории и культуры. Поэтому ее образ приобретает колоссальное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических, естественных связей, которые некоторые время тому назад оказались не слишком актуальны. В ее образе для нас всех концентрируется подлинная, реальная, с глубоким смыслом история, которая позволяет лучше понимать и видеть то, что происходит сегодня, а также лучше прогнозировать будущее», - подчеркивает ученый доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания Руслан Бзаров .

Мария (1158 - 1209) вышла замуж за Всеволода совсем юной девушкой, (первое, но не последнее, упоминание о ней в русских летописях относится к 1176 году, когда ей было 18 лет).

Она родила и воспитала 12 детей, в том числе восьмерых сыновей, причем воспитала их в традициях своей родины-Алании, где превыше всего ценились рыцарство и узы братства. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.

Все сыновья Марии были отважными воинами, а ее внук Александр Невский стал знаменитым русским полководцем. Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская (см. Рис.1). Потомков у нее будет много - 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом.

По историческим и летописным фактам русской и аланской истории мы знаем, что Мария была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии. Они по праву считаются предками династии Московских великих князей и царей.

Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В число потомков линии Рюриковичей входят выдающиеся деятели русской истории и культуры. Образ Великой Марии Ясыни, все более приобретает огромное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических связей между нашими народами, которые некоторые время тому назад казались не такими актуальными, как сегодня.

Правление Всеволода Большое Гнездо, стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли.

Мария занималась благотворительностью. Она щедро одаривала нищих, больных, сирот, помогала нуждающимся, подносила щедрые дары в церковь. Являлась для многих опорой, поддержкой и утешением. Мария нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.

Мария вникала в нужды и заботы простолюдинов, строила храмы и монастыри, неустанно творя добро. Мудра и предусмотрительна была аланская княжна Мария Ясская. Учитывая все ее заслуги, она была канонизирована в число первых русских святых.

Еще раз смею перечислить их имена, вошедших в мировую историю: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской (см. Рис.3), Александр Пушкин, Наталья Гончарова, Иван Грозный. Следует отнести к этому списку и другого, не менее известного в истории русского царя, Василия Шуйского, правившего в годы Великой Смуты (1606 - 1610).

Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь - лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних, - двенадцатых родов она так и не оправилась и семь последних лет, тяжко болела из-за чего решила уйти в монастырь.

В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город.

Все плакали - жалели бесконечно добрую Марию Шварновну.

Вскоре через 18 дней после пострижения в монахини, в 1205 году она скончалась.

Летописец Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно:

"…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова

Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение".

Глава 2.Исторически-значимые личности осетинского народа и их Мировая известность.

2.1. Аланские связи с Грузией и Арменией.

Царазон Давид-Сослан.

Давид-Сослан, является осетинским царевичем, сыном Царазона, прямым потомком осетинского властителя.

Давид, в глазах своих современников слыл талантливым полководец, царем Картли, с 1189 года, мужем и соправителем Тамары. В период наивысшего расцвета феодальной Грузии, выполнял обязанности главнокомандующего войсками.

Принадлежал Давид-Сослан к осетинской ветви Багратионов.

Он воспитывался при грузинском дворе бездетной «вдовой овского князя», теткой Тамары, сестрой Бурдухан- Русудан.

Первый историк Тамар Картлис Цховреба автор «Истории и восхваления венценосцев», в связи со вторым замужеством царицы, рассказывает: « Во дворец царицы Расудан был витязь из сынов Ефрема, (то есть осетин), мужей могущественных и сильных в боях. Так как он доводился Русудан родственником по линии ее тетки, дочери Давида (царя Грузии в 1089-1125гг Давида-Строителя) выданной замуж в Осетию, Русудан привезла его в свой собственный дворец на воспитание.

Приезжающие туда и тамошние видели, что юноша этот, по отцу и матери царского происхождения, - был сложен хорошо, плечист, на вид красив, ростом умеренный».

Уже с детства он отличался от сверстников своей красотой, силой, умом, богатырским телосложением.

Впоследствии, возмужав, Давид-Сослан (см. Рис. 6) стал отважным воином, могущественным рыцарем, не имеющий себе равного как стрелок, предприимчивый.

Он был хорошо образованным молодым человеком: владел осетинским, греческим, латинским, татарским, грузинским и другими языками.

Его образованность и просвещенность сделали его достойным царицы Тамары, и они поженились.

Давид-Сослан - знаменитый полководец, незаурядный государственный деятель средневековья на Кавказе. Его храбрость и военный талант не только были признаны, высоко оценены современ-никами и потомками, но и нашли отражение в поэмах, романах, песнях, преданиях, дошедших до наших дней… В 1207 году Давид Сослан скончался (по некоторым источникам, был убит). В том же году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

Место захоронения Давида - Сослана и Тамары (см. Рис.7) осталось в тайне. Это была предсмертная просьба Грузинской царицы, дочери Худана и Бурдухан.

Царица Тамара-дочь аланской царевны Бурдухан.

В середине XII века, царь Алании Худдан (см. Рис.13), выдал свою дочь Бурдухан (см. Рис.14) за грузинского царя Георгия III. Таким образом он завязал тесную связь между грузинами и осетинами. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, мужем и соправителем которой в 1189 г. стал осетинский царевич Давид-Сослан (см. Рис.7).

Тамара, коронованная еще при жизни своего отца, взошла на престол царей Грузии в 1184 г.

Всё началось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Бабушкой Тамары была жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, которая учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара».

Верховный совет, созванный для избрания Тамаре мужа, перебрав всех возможных женихов (а их было очень много среди принцев и царевичей, византийских, малоазийских, овсетинских и других государств) остановился на одном, а именно: на русском князе Юрии - переименованном в Грузии как Георгии, сыне сильного князя государя Андрея и княжны Алены ясской.

Но брак Тамары продлился не долго, и по истечении некоторого времени после этого развода, она вышла замуж по любви за Давида-Сослана.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно - их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря нему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и, чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Царица Сатеник - жена Армянского царя Ардашеса .

Сатеник — является героиней осетинского нартского фольклорного эпоса (Сатаны - Шатаны, осетинский вариант), которая в I веке от Рождества Христова прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царём Армении Арташесом.

Из осетинского «Нартского эпоса» известно, что Сатана дочь Уастырджи, рождённая мёртвой Дзерассой,каторая росла не по дням, а по часам: за месяц вырастала как за год, а за год — как за три года.

Среди нартских девушек ей не было равных по красоте (см. Рис.8). Ее красота была ослепительна, от света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча.

Сатана — ключевая фигура эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, она сражается как настоящий смелый воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семи ярусной башне.

К вопросам, была ли Сатана-Сатеником, обращались В.И. Абаев, Г. Х Салакая, Ж. Дюмезил и другие ученые. Армянский историк Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» Хоренаци отмечает, что «Сатиник - по всей вероятности, это имя Сатана (или Шатана) героини эпосов северокавказских народов». Г. Салакая обращает внимание на историю этого вопроса: «Некоторые исследователи считают возможным, - пишет он, - сопоставление имени нартской героини с именем аланской принцессы Сатаник, упоминаемой армянским историком V века Моисеем Хоренским».

В армянских эпических сказаниях времен средневекового армянского историка Мовсес Хоренаци (V век), существует очень распространенная легенда о Сатеник — которая есть аланская принцесса, армянская царица, жена царя Великой Армении Арташеса I (III-II век до н. э.).

«Легенда «Арташес и Сатеник» рассказывает о том, чтоАланы напали на Армению. Но король Арташес смог отразить атаку. Во время битвы армянам удалось взять в плен аланского принца.

Аланскому царю пришлось просит примирения, для того чтобы освободить своего сына из плена. Он послал послов к Арташесу, с обещаниями выполнить все его пожелания, одновременно предлагает заключить клятвенный союз, чтобы отныне аланские храбрецы не совершали набеги на земли армян.

Но Арташес, на примирение не соглашался, и отказался вернуть юного царевича.

Царю аланов оставалось только, готовится к началу новой жестокой битвы.

В лагере аланов находилась также аланская царевна — прекрасная Сатеник. Узнав о том, что брат попал в плен, она приходит к берегу Кура и обращается к Арташесу, который находится на другом берегу реки, взывая его к милости отпустить брата.

Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов жестко отказал ему.

Арташес умыкнул Сатану. Она, поневоле стала его женой.

Из народных песен, которые записал Мовсес Хоренаци, так же сохранились отрывки о роскошной свадьбе Арташеса и Сатеник:

Падал золота дождь, как женился Арташес. Падал дождь жемчугов, как шла замуж Сатеник.»

2.2.Аланские философы древности.

Анахарсис

Ана́харсис (около VII-VI вв. до н. э.) — далекий предок современных осетин.

По происхождению является скифом, сыном царя Гнура и братом царя Савлия и Кадуита.

Он был во многих странах, видел многое, узнал о многом, был в Афинах, где встречался с другими знатными скифами того времени, в числе которых были врачи, философы, мудрецы…

Он является одним из семи мудрецов мира. Он является автором многих изобретений и мудрых изречений. Более 50 мудрых изречений Анахарсиса (см. Рис.10) на разные темы, приобрели известность во всем мире.

Даже в наше время, изречения Анахарсиса являются настольной книгой и путеводителем жизни многих известных людей. В них, мудрец-философ размышляет о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства;. о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д.

Есть основания полагать, что именно Анахарсис, является изобретателем корабельного паруса, якорья, усовершенствованного гончарный круг.

Известный скифянин повидал много стран и в каждой из них, оставил след великих мудрых высказываний. Скифский мудрец и философ Анахарсис, являлся одним из самых гениальных и великих людей своей эпохи и осетины могут с гордостью произносить его имя, зная о том,что он является далеким предком осетин, аланов и сармат.

Но, к сожалению, согласно писанию Геродота, по возвращению на Родину, он был убит собственным братом, за совершение иноземного религиозного обряда.

Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи.

Перед смертью он сказал свои знаменитые слова: «Благодаря моему уму и знаниям я целым возвратился из Греции, а благодаря зависти погибаю, возвратившись в отечество.»

А ведь философ Анахарсис составил славу своему отечеству. Недаром писал Геродот: « Мы не можем указать ни одного племени из обитающих по эту сторону Понта, которые выдавались бы мудростью,и не знаем ни одного ученого мужа, за исключением скифского народа и Анахарсиса».

Приведу несколько цитат и высказываний Анахарсиса :

Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Язык - это то, что в человеке одновременно и хорошо и дурно.

2.3. Генетическая связь Мировых политических лидеров с осетинами.

Сталин Ио́сиф Виссарио́нович.

Настоящая фамилия Ио́сифа Виссарио́нович Ста́лина, Джугашви́ли.

В истории его имя связано с советской государственной, политической и военной деятельностью (см. Рис.9). Советский народ долгие годы называл его «отцом и вождем народа», Генералиссимусом Советского Союза (1945), а в годы Великой Отечественной войны, к нему обычно обращались просто «товарищ Сталин».

Исходной форма фамилии Джугашвили осетинская фамилия Дзугаев.

Одним из условий крещения в Грузии было перемена фатимилии на Грузинский лад, где к фамилии на конце добавлялось грузинского «швили». В соответствии с этой версией, предки Сталина не исключение.

Превращению осетинских фамилий в грузинские фамилии способствовало добровольное желание определенной части осетин, оказавшихся в результате миграционных процессов.

В переводе с грузинского «швили» означает сын.

Существует информация, что отец Сталина и другие родственники называли его Сосо. Оказывается, при рождении его нарекли осетинским именем, Сослан. Но так, как его два старших брата, умерли в младенчестве, по совету старейшин, мальчику решили поменять имя на Иосиф.

По достоверным сведениям Сталин владел осетинским языком, как родным.

Например, в беседах с Осетином, генералом И.Плиевым, он свободно разговаривал с ним на Осетинском языке.

Также осетинское происхождение Сталина в книге «Внучка вождя» подтверждает, Галина Джугашвили, его внучка.

С именем Сталина связана победа наших войск над фашистской Германией.

При нем было построено первое в СССР метро. Он интересовался в стране всем, включая строительство Московского Государственного Университета имени Ломоносова, уделяя большое внимание развитию советской науке.

В настоящее время нет такого россиянина, который бы не знал и не слышал о Сталине. В некоторых домах хранятся его портреты. Участники Великой Отечественной Войны с гордостью рассказывают о нем своим внукам и правнукам.

И мы не должны забывать о великом нашем Сталине. Быть ему благодарны за победу! За то, что мы сегодня живы и свободны! За мир, который мы теперь обязаны хранить и оберегать!

Мне передали на хранение медали и ордена своего прадедушки, участники Великой Отечественной Войны, что бы мы знали и помнили о подвигах наших предков и никогда их не предавали.

Заключение

Тот, кто историю свою не знает,Кто славных предков забывает,Тому на свете трудно жить, Свою историю творить.Так не забудем никогда,Про славные те прошлые года!И будем мы детей учить,Как надо Родину любить.

В результате своего исследования я понял, что многие даже не имеют представления о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира. И вообще, многим вообще неизвестны кем были Мария Ясыня, Анахарсис, Сатеник и многие другие выдающиеся личности нашего мира.

Я по совету своего научного руководителя провел вместе с ней анкетирование школьников, в котором задавал вопросы о знаменитых людях, насколько они знакомы детям моего возраста и даже старше. Но, к сожалению, результат был, очень ожидаем. Знание, об исторических событий и героев прошлых столетий, внесших такой неоценимый вклад в наше развитие, не достигло даже 1% (Приложение 1).

Меня пригласили в библиотеку по пр. Коста 283, куда я периодически обращался в краеведческий отдел за литературой, зачитать свой доклад. Моими слушателями были учащиеся 6 классов 36 школы, сотрудники библиотеки и простые посетители, которых заинтересовала моя тема (Приложение 2).

Я очень волновался о том, как меня встретят, интересно ли им вообще моя тема, будут ли меня слушать. Час прошел не заметно (Приложение 3). Меня встретили очень хорошо. Слушали меня с большим любопытством! Администрация библиотеки вручила мне «Благодарность» за проявленный интерес к изучению истории осетин. Было приятно (Приложение 4).

После моего доклада, ко мне подходили девочки с 36 школы и просили к ним прийти в школу на урок истории. Подошла женщина, которая работает учителем истории в частной школе и спросила, не буду ли я против, если меня пригласят в свою школу. Она была заинтересована моей темой, ее новизной и значимостью.

Я обязательно продолжу изучение своей темы. Мои ровесники должны знать, и гордится своими предками. К сожалению изучаемые мною вопросы о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира не изучается и не рассматривается в рамках школьной программы.

Благодаря классному руководителю, на классном часе я смог рассказать своим одноклассникам о наших благородных предках. Всем было очень любопытно, интересно и познавательно. Я так думаю, что они расскажут об этом дома, друзьям, родственникам.

Я уверен, мой труд не остановился только на исследовании. Информация, которую я передал, пойдет из уст в уста. У сомневающихся, будет повод расширить свой кругозор в интернете или библиотеке. Главное, об этом заговорили и задумались.

Недаром говорят, что и малые звезды светят. Пусть ярче светят звезды всех народов в братском созвездии Родины!

Русский с осетином - по сути, братья, в них течет одна кровь. Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по культуре, истории и великому духу наших предков.

В наше тяжелое политическое время, время постоянных политических провокаций важно знать, что ты часть своего государства. Та часть, которая стояла у истоков государства, была ему опорой, другом и братом.

В составе Российского государства наша республика является едва ли не самой маленькой, как по территории, так и по количеству коренного населения, и тем удивительней её значительная роль в истории страны.

Это объясняет, почему осетинский народ в любой войне стоял за Россию не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому героев России в нашей маленькой республике больше, чем у других.

Сколько интересных и волнующихся страниц из истории и культуры маленького, но гордого осетинского народа мы прочитали, а сколько еще не прочитано!

Каждый народ нашей необъятной Родины достоин уважения.

Но я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то у меня есть шанс, оставить свой след также в истории нашей большой страны.

Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по морально эстетическим ценностям, культуре, истории и великому духовному наследию наших предков.

Наша работа будет продолжена. В результате своей исследовательской работе я узнал еще о многих интересных личностях нашей планеты, имеющих генетическую связь с осетинским народом. О них я расскажу в следующих своих работах. Я понял, что это важно не только мне.

Список использованной литературы.

    Челехсаты К.С. «Осетия и осетины» Владикавказ, 1994;

    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Москва,1986;

    Кузнецов В.А. «Путешествия в древний Иристон». Москва, 1974;

    Кузнецов В.А. «Очерки истории алан». Орджоникидзе,1984;

    «Осетия в мире спорта» Владикавказ, 2002 г;

    Мовсес Xоренаци «История Армении» Ереван, «Айастан», 1990;

    Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» М.Хоренаци;

    Руслан Бзаров, выступление на конференции «Мария Ясыня»;

    Чичинадзе З. «История осетин по грузинским источникам» Цхинвал, 1993.

    Анахарсис. Электронный ресурс: http://www.omg-mozg.ru/avtory-anaharsis

Рисунок 2. Александр Невский. Художник Юрий Пантюхин.

Левая часть триптиха «За Землю Русскую!»

Рисунок 3. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Художник Юрий Пантюхин.

Рисунок 4. Мария Ясыня.

Рисунок 5. Великий князь Всеволод Большое Гнездо.

Художник Елена Доведова

Рисунок 6. Царазон Давид - Сослан

Рисунок 7. Царазон Давид-Сослан и Царица Тамара.

Настенные росписи в трапезной Аланского Богоявленского женского монастыря

Аслана Хетагурова и Захара Валиева, номинированные на премию К. Хетагурова.

Рисунок 8. Статуя Шатаны, Сирия.

Рисунок 9. Сталин Иосиф Виссарионович.

Рисунок 10. Философ Анахарсис.

Рисунок 11. Осетинский царь Урдур.

Жил в 980-1020 годах.

Был знаменитым, мудрым и спокойным царем.

Был другом Баграта IV, впоследствии выдал за него дочь Борену.

Рисунок 12. Борена, дочь царя Урдура, супруга Баграта IV.

Осетинские Багратиды являются потомками ее сына Дмитрия.

Рисунок 13. Осетинский царь Худан.

Был близким другом царя Дмитрия и его сына Георгия Куратпалата.

Георгий женился на дочери Худана, Бурдухане.

Рисунок 14. Бурдухан.

Супруга царя Георгия, дочь осетинского царя Худана, мать царицы Тамары.

Видная женщина в жизни Картли.

Приложение 1. Образец Анкета-опрос одноклассников.

Приложение 2. Информационный стенд для доклада.

Приложение 3. Доклад в городской

библиотеке для учащихся 9 классов.

Приложение 4.Благодарность за чтение доклада.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях: