В каком году дисней купил звездные войны. «Звёздные Войны» и права на их показ: кому и что принадлежит

В Голливуде объявлено о самой громкой за последние годы сделке в мире киноиндустрии: корпорация Disney приобрела Lucasfilm Ltd. Созданная в 1971 году режиссером и продюсером Джорджом Лукасом компания владеет правами на франшизы «Звездные войны» и «Индиана Джонс», её подразделениями являются знаменитая компания по производству визуальных эффектов Industrial Light & Magic (ILM), студия звукозаписи Skywalker Sound и разработчик видеоигр LucasArts. Сделку уже одобрили и Лукас, и совет директоров Disney.

Компания Disney заплатила за наследие Лукаса $4,05 млрд, получив заодно права на съемки продолжений популярных фильмов: седьмой эпизод «Звездных войн» будет выпущен на экраны уже в 2015 году.

Джордж Лукас заявил, что продажа компании - продолжение его планов по окончательному уходу «на пенсию». Напомним, что в этом году режиссер и продюсер пообещал отказаться от съемок полнометражных блокбастеров после приема, который критики и коллеги устроили его фильму «Красные хвосты».

«За прошедшие 35 лет я имел удовольствие видеть, как «Звездные войны» перешли от одного поколения к следующему. Теперь настало время и мне передать их следующему поколению режиссеров. Я всегда верил, что «Звездные войны» переживут меня, и мне было важно самому создать условия для этого», — приводит слова Лукаса издание Variety .

После выхода «Звездные войны: Эпизод VII», который сейчас находится на ранней стадии разработки, корпорация Disney собирается снимать по одному полнометражному фильму из этой вселенной каждые два-три года.

Но Лукас только кино не ограничился: вся франшиза включала множество сопутствующих товаров: игрушки, сувениры, новеллизации фильмов и просто книги, рассказывающую историю «далекой-далекой галактики», мультсериалы и продажа прав на персонажей. Например, одной из последних сделок был контракт с Rovio об использовании образов из «Звездных войн» в популярной игре Angry Birds. За прошедшие годы такой подход позволил Lucasfilm заработать более $20 млрд, а Лукас стал самым богатым режиссером в мире - его личное состояние оценивается в $3,5 млрд.

В этом году франшиза, как ожидается, принесет $215 млн.

Disney сотрудничал с Lucasfilm с 1987 года, когда был открыт первый аттракцион по мотивам «Звездных войн» в Диснейленде (сейчас он есть в Орландо, Париже и Токио). Компании также объединили Микки Мауса с персонажами Лукаса во множестве товаров. Кроме того, у Disney есть лицензия на аттракцион по мотивам «Индианы Джонса», а работает над игровым сериалом «Звездные войны».

В первое время корпорация сосредоточится на расширении выпуска игрушек и увеличит тематический парк «Звездных войн в Диснейленде. Руководство Disney обещает, что все обязательства Lucasfilm будут выполнены.

Это касается и будущего продолжения «Индианы Джонс» - его Lucasfilm готовил вместе с кинокомпанией Paramount, с которой у Disney есть договор о дистрибуции фильмов по вселенной Marvel. Президентом Lucasfilm будет , которая была вместе с Лукасом возглавляла компанию до продажи; она также станет продюсером всех будущих «Звездных войн» и других фильмов студии. собираются привлекать к работе как консультанта при съемках картин.

Создатель "Звездных войн" продал студию LucasFilm и всю принадлежащую ей интеллектуальную собственность за 4 миллиарда долларов. Новый владелец - компания Disney - планирует перезапустить космическую сагу в 2015 году

Москва. 31 октября. сайт - Создатель киносериала "Звездные войны" Джордж Лукас продал принадлежащую ему студию LuscasFilm компании Disney. Цена сделки составила 4,05 млрд долларов. Часть этой суммы основатель и единственный владелец LuscasFilm получит деньгами, часть - в виде акций Disney.

После завершения сделки Лукас получит 40 млн акций Disney и станет вторым по величине неинституациональным инвестором компании с долей в 2,2%. Крупнейшим частным инвестором является трастовый фонд бывшего сооснователя компании Apple Стива Джобса.

Компания Disney собирается и дальше зарабатывать на "Звездных войнах". Последний фильм из серии - "Звездные Войны. Эпизод III: Месть Ситхов" - вышел семь лет назад и собрал по всему миру без малого 850 млн долларов при бюджете в 113 миллионов. Очередной эпизод, который пока не имеет ни названия, ни режиссера, Disney планирует выпустить в 2015 году.

По словам президента компании Роберта Игера, производство фильма сейчас находится на ранних стадиях. Проект, по его словам, вызывает у его коллег "очень хорошие чувства".

В последние годы Disney, в прошлом известная прежде всего как выдающийся создатель анимационного кино, основательно упрочила свои позиции в игровом кинематографе. В 2009 г. создатели Микки Мауса приобрели компанию Marvel Worldwide - крупнейшего американского производителя комиксов и кинолент по их мотивам. Marvel, в частности, принадлежат права на весьма успешные серии фильмов "Люди Икс", "Железный человек", "Человек-паук" и "Мстители".

По данным американского журнала Variety, Disney будет выпускать 4-6 неанимационных лент ежегодно. Фильмы из серии "Звездные войны" будут выходить раз в два-три года. Новый владелец LucasFilm планирует зарабатывать не только на кинолентах, но и на другой продукции студии - телесериалах, видеоиграх и игрушках, произведенных по мотивам космической саги. В этом году LucasFilm, как ожидается, заработает на этом 250 миллионов долларов. Выпуск нового фильма может увеличить эту цифру в несколько раз - так, в 2005 г. доход компании Джорджа Лукаса составил 550 миллионов долларов.

Вместе со "Звездными войнами" Disney достаются права и на другую не менее известную серию фильмов - об Индиане Джонсе. На данным момент эпопея о приключениях американского археолога насчитывает четыре киноленты, последняя из которых вышла в 2008 г. и собрала более 786 млн долларов при бюджете в 185 миллионов.

Кроме интеллектуальной собственности после покупки LucasFilm Disney получит контроль и над многочисленными техническими подразделениями студии, почти все из которых занимают лидирующие позиции в своих областях. Речь идет о студии спецэффектов Industrial Light & Magic, студии обработки звука Skywalker Sound, и компании-разработчике компьютерных игр LucasArts.

Что касается самого Джорджа Лукаса, то с продажей студии он скорее всего отойдет от активного участия в создании "Звездных войн" и фильмов об Индиане Джонсе. "Я инвестирую в Disney, это мой пенсионный фонд", - заявил сам Лукас в видео, размещенном компанией Disney на портале Youtube. При создании седьмой серии "Звездных войн" режиссер, фактически единолично создавший жанр космооперы, будет выполнять функции консультанта.

По словам Лукаса, он думал об уходе из LucasFilm на протяжении последних четырех лет и откладывал этот шаг до тех пор, пока не нашел "нового дома" для своего детища. Лукас подчеркнул, что всегда был фанатом Disney, и даже считает свою студию "мини-Диснеем".

Режиссер также подчеркнул, что совместно с президентом LucasFilm Кэтлин Кеннеди уже давно работал над новой трилогией о "Звездных войнах". По словам Лукаса, собранных ими идей может хватить на "еще сто лет производства "Звездных войн".

«Звёздные Войны» вот уже в течение нескольких лет являются частью постоянно расширяющейся медиа-империи «Диснея», однако «Дисней» - не единственная компания, которой достался лакомый кусочек пирога. С тех пор, как в 2012 году «Мышиный домик» (прозвище компании Disney.- прим. Nexu) приобрёл Lucasfilm, нередко возникают вопросы, кому и что принадлежит. В частности, Paramount по-прежнему будет получать отчисления от будущих фильмов про Индиану Джонса несмотря на то, что дистрибьютором этих фильмов является «Дисней». Права на фильм могут быть весьма запутанным делом и редко бывают такими простыми, как кажется на первый взгляд.

Далёкая-далёкая галактика - не исключение, и поэтому мы собираемся прояснить детали. В данной статье мы в подробностях рассмотрим не только дистрибьюцию фильмов для проката или для домашнего просмотра, но и права на телевизионное вещание - эта тема недавно обсуждалась в новостях, поскольку «Дисней» готовится к запуску собственного сервиса потокового вещания.

Джордж Лукас был режиссёром-индивидуалистом, который предпочитал не работать со студиями, поэтому свои фильмы он снимал самостоятельно и искал для них дистрибьютора (распространителя). Fox (20th Century Fox - прим. Nexu) оказался единственной студией, пожелавшей дать шанс «Звёздным Войнам» - решение, которое окупилось сторицей уже через несколько лет. Первые шесть фильмов были выпущены в прокат под их зонтом и принесли обильную жатву в виде доходов от кассовых сборов и релизов для домашнего просмотра - включая несколько специальных изданий для различных платформ. Большинство людей приветствовало покупку «Диснеем» Lucasfilm, но Fox, несомненно, был расстроен тем, что от него уходят «Звёздные Войны».

Тем не менее, после сделки все права на «Звёздные Войны» далеко не сразу перешли «Диснею». Хотя «Мышиный домик» однозначно владеет всем, что было создано после слияния (начиная с «Пробуждения Силы»), ему придётся подождать, прежде чем он сможет запустить руки в то, что было произведено в додиснеевскую эпоху. Fox владеет правами на фильмы «Империя наносит ответный удар», «Возвращение джедая» и на всю трилогию приквелов вплоть до мая 2020 года. Кроме того, поскольку Fox был партнёром Лукаса во время работы над классическими «Звёздными Войнами» 1977 года, он будет иметь права на «Новую надежду» до скончания времён, из-за чего у «Диснея» могут возникнуть некоторые проблемы с выпуском Blu-ray коллекции «полной саги Скайуокеров» после выхода на экраны Эпизода IX. Стоит отметить, что в этом направлении «Диснеем» ведётся работа, и в ближайшем будущем всё может измениться.

Как известно, акционеры обеих компаний согласились на беспрецедентное слияние, и «Дисней» сейчас пытается приобрести медиа-активы компании Fox. Как только была опубликована эта новость, то большая часть обсуждений была посвящена интеграции «Людей Икс» и «Фантастической четвёрки» в Кинематографическую Вселенную Марвел, однако эта сделка будет иметь последствия и для «Звёздных Войн». Покупка «Диснеем» студии Fox означает, что «Мышиный домик» получит вожделенные права на «Новую надежду» и станет владельцем интеллектуальной собственности на все фильмы «Звёздных Войн». Возможно, это не совсем то, что имелось в виду, когда шла речь о попытке «Диснея» и Fox прийти к соглашению в вопросе прав на «Новую надежду», но проблема решена, так или иначе.

Однако, в отношении часто обсуждаемого (но никогда - официально) выпуска на Blu-ray театральной версии классической трилогии вряд ли что-то изменится. К Lucasfilm часто обращаются с призывом сделать это, однако нет никаких признаков того, что они собираются изменить своё мнение по данному вопросу. Версии от 2011 года (и все привнесённые с ними изменения) считаются официальным каноном франшизы, и Кэтлин Кеннеди намерена оставить фильмы Лукаса в покое, сконцентрировавшись на построении будущего «Звёздных Войн». Возможно, однажды всё изменится, но пока что зрителям придётся довольствоваться тем, что есть. «Дисней» мог бы неплохо поживиться на доходах, которые принёс бы такой набор, но он и без того чувствует себя хорошо благодаря выпускаемым новым фильмам.

«Звёздные Войны» и права на телевизионный показ

У многих фанатов есть собственные копии фильмов в Blu-ray коллекциях, но телевизионные сети, тем не менее, стремятся приобрести права на трансляцию фильмов популярной франшизы. Если говорить о первых шести фильмах «Звёздных Войн», то права на их показ по ТВ сейчас принадлежат компании Turner - это означает трансляцию на каналах TNT и TBS. Сделка действует до 2024 года - вот почему «Дисней» сейчас пытается заполучить права у Turner. Однако, это будет нелегко. Судя по имеющейся информации, Turner хочет получить приличную компенсацию, включающую в себя как деньги, так и программное обеспечение. Переговоры пока что не сильно продвинулись, и нет признаков, что тут что-то изменится.

На фильмы «Звёздных Войн», выпущенные после приобретения «Диснеем» Lucasfilm, права Turner не распространяются, но тут уже переговоры нужно вести с Netflix, поскольку с этим гигантом в сфере потокового вещания «Мышиный домик» в 2016 году заключил сделку. На момент написания этой статьи для просмотра (на канале Netflix - прим. Nexu) доступны « Изгой-один » и «Последние джедаи ». Поскольку предметом соглашения являются все фильмы диснеевской эры, то есть все основания полагать, что и «Соло» однажды придёт на Netflix - возможно, после того, как осенью этого года будут выпущены его цифровые версии. Однако, этой практике скоро придёт конец.

«Дисней» собирается запустить свой собственный сервис потокового вещания, в который войдут как классические фильмы и телевизионные сериалы, так и новый сериал по «Звёздным Войнам» от Джона Фавро. Конечно, «Дисней» вытащит из своих обширных закромов большое количество популярных тайтлов, чтобы наполнить сетку вещания, но поначалу будет явно ощущаться нехватка контента «Звёздных Войн». Боб Айгер официально объявил, что в момент запуска там не будет фильмов «Звёздных Войн», выпущенных до 2019 года. Это означает, что Эпизод IX Джей Джея Абрамса (который, вероятно, появится в цифровом виде весной 2020 года) станет первым фильмом данной франшизы на диснеевском канале потокового вещания. Аналогично, все последующие фильмы «Звёздных Войн» - трилогия Райана Джонсона, сериал Бениоффа и Вайсса - станут доступны для этого сервиса.

Срок соглашения между «Диснеем» и Netflix (включающая в себя фильмы, вышедшие на экраны вплоть до 2018 года) истекает в конце 2019 года, и «Дисней», что совершенно очевидно, не планирует его продлевать. По всей вероятности, все их фильмы о «Звёздных Войнах» после этого перейдут на показы по собственному каналу потокового вещания. Этот канал станет универсальной витриной не только для Lucasfilm, но и для других дочерних компаний «Диснея» - таких, как Pixar и Marvel. Это - серьёзный удар по Netflix, который, по сути, не получил реальную возможность воспользоваться выгодой от своей сделки с «Диснеем». Конечно же, диснеевский сервис не ставит своей целью стать «убийцей» Netflix, но нет сомнений в том, что из-за него прежняя привлекательность Netflix понизится. У Netflix есть свои фишки, благодаря которым он будет оставаться интересным для подписчиков, но некоторые из этих подписчиков вполне могут сделать выбор в пользу «Диснея».

Придёт то время, когда в руках у «Диснея» окажется целая пачка собственных сериалов по «Звёздным Войнам», но пока что ему приходится делить пирог с другими. Нынешняя ситуация с правами не так уж сложна, но всегда будет нелишним знать, кто и чем владеет, когда речь заходит о франшизе.

Один из выходных дней прошлого октября Роберт Айгер, генеральный директор компании Walt Disney, провёл за просмотром всех шести фильмов «Звёздных войн». Конечно же, он видел их и раньше, но на этот раз он делал пометки. «Дисней» вёл секретные переговоры, целью которых была покупка Lucasfilm - компании, основанной создателем «Звёздных войн» Джорджем Лукасом,- и Айгер должен был особенно тщательно подготовиться.

Фильмы освежили воспоминания Айгера о Люке Скайуокере, рыцаре-джедае, которому нужно пройти через испытания, и его антагонисте Дарте Вейдере, Владыке Ситов, который (спойлер 30-летней давности) в итоге оказывается его отцом. Из этих фильмов Айгер хотел узнать, есть ли в резерве у Lucasfilm достаточное количество сравнимого по ценности материала - или, иначе, интеллектуальной собственности,- для следующих выпусков «Звёздных войн». Любому более-менее серьёзному поклоннику известно, что их всегда предполагалось девять. Но как «Дисней» мог бы оценить рыночную стоимость вымышленной галактики? Какова, например, была численность её населения?

Как оказалось, Лукас уже провёл каталогизацию. Его компания содержала базу данных под названием «Голокрон» - в честь кристаллической формы куба, приводимого в действие Силой. «Голокрон» в реальном мире включает в себя 17 000 персонажей из вселенной «Звёздных войн», населяющих тысячи планет во временном промежутке продолжительностью более 20 000 лет. Изучение всего этого заняло бы у «Диснея» довольно много времени, поэтому Лукас предложил компании гида - Пабло Идальго. Идальго, член-основатель Ассоциации фанатов «Звёздных войн», ныне является менеджером по марочным коммуникациям (brand communication manager) в Lucasfilm. ""Голокрон" может поначалу ошеломить",- говорит Идальго, у которого есть пунктик насчёт точной выверки канона: как правильно произносить слово «Wookiee» или как составить точный список тех, кто встречался с Йодой во время его уединения на болотах Дагобы.

Тайные переговоры в конце концов привели к тому, что в октябре было объявлено о покупке Диснеем Lucasfilm за 4 миллиарда долларов, а герои и злодеи «Звёздных войн» присоединились к компании таких культовых персонажей, как Железный Человек, Базз Лайтер и Микки Маус. Дисней ввёл и без того легко приходящих в волнение поклонников «Звёздных войн» в полный экстаз, обнародовав план по выпуску давно обещаной финальной трилогии - начиная с 2015 года. Энтузиазм фанатов достиг пика в январе, когда Джей Джей Абрамс, режиссёр успешно перезапущенного в 2009-м году «Star Trek», согласился поработать над первым фильмом [новой трилогии]. «Мечта сбывается»,- ликовал Джейсон Суонк, ведущий еженедельного подкаста RebelForce Radio.

Сделка как нельзя лучше совпадает с планами Айгера относительно «Диснея». Он хочет обеспечить будущее компании - как в творческом смысле, так и в плане конкурентоспособности,- сегодня, когда потребители чрезмерно пресыщены благодаря быстрому росту сетей кабельного телевидения и повсеместному распространению интернета. «Этот мир сейчас прощает меньше, чем когда бы то ни было,- говорит он.- Чтобы преуспеть, нужно сделать что-то поистине великое». Частью стратегии Айгера является приобретение компаний, которые можно назвать «мини-Диснеем»: таких, как Pixar и Marvel. Они являются источником поставки культовых персонажей, которые могут играть роль локомотива для всего остального бизнеса «Диснея», от фильмов и телешоу до тематических парков, игрушек и так далее. Устремления Лукаса были не столь честолюбивыми. В свои 68 он был готов уйти на покой и оставить тот выдуманный мир, который он создал - но он не хотел, чтобы кто-то осквернил его.

«Я никогда не был так уж сильно зациклен на деньгах,- говорит Лукас.- Я, скорее, зациклен на кино, и деньги я в основном зарабатывал для того, чтобы не позволить никому заполучить контроль над моими фильмами». Лукас говорит по телефону, неохотно давая интервью о продаже Lucasfilm. Он рассказывает известную историю о том, что он никогда не стремился быть богатым и могущественным. Он просто хотел снимать экспериментальные фильмы - такие, как THX-1138,- о фантастическом мире, где секс поставлен вне закона, а людей заставляют принимать наркотики, и брутальные андроиды строго следят за тем, чтобы правила выполнялись.

У Лукаса с THX-1138 был неприятный опыт. Warner Brosers буквально вырвали фильм из его рук и изрядно сократили, прежде чем выпустить на экраны в 1971 году. Universal сделал то же самое со следующим фильмом Лукаса, «Американскими граффити», который он снимал в своём родном городе Модесто в штате Калифорния. Правда, в отличие от THX-1138, «Американские граффити» имели успех.

Лукас, памятуя о том, как обошлись киностудии с его предыдущими фильмами, в своём следующем проекте, «Звёздные войны, Эпизод IV: Новая надежда», решил использовать иной подход. Он отклонил жалованье в 500 тысяч долларов за режиссирование собственного фильма, запросив вместо этого 50 тысяч и права на все сиквелы. Эпизод IV, который вышел в 1977-м, и два последовавших за ним фильма, включая переиздания, собрали в общей сложности 1,8 миллиарда долларов. После этой первой трилогии Лукас был достаточно богат, чтобы делать лишь то, что ему нравится. Он мог, например, продюсировать фильм режиссёра Пола Шрадера «Mishima: A Life in Four Chapters», артхаусную постановку с музыкой Филипа Гласса, который собрал в прокате всего 500 тысяч. Или снять телесериал о юных годах Индианы Джонса - сорвиголовы-археолога, которого он придумал вместе со Стивеном Спилбергом. В отличие от «В поисках затерянного ковчега», «Хроники молодого Индианы Джонса» были задуманы как экскурсы в историю: в одном из эпизодов юный Индиана знакомится с Сиднеем Бише, талантливым саксофонистом из Нового Орлеана, и учится играть джаз.

В начале 1990-х Лукас представил идею сериала Айгеру, который от чтения прогноза погоды на кабельном ТВ поднялся до уровня председателя правления ABC. Они встретилсь на Ранчо Скайуокер, поместье площадью 6100 акров, расположенном в округе Марин штата Калифорния. Айгер колебался, однако Индиана Джонс был одним из самых популярных киногероев всех времён. «Мне очень хотелось поработать с этим [материалом],- говорит Айгер.- И потом, это же был Лукас». Айгер дал сериалу зелёный свет и обеспечивал его выход на ABC в течение двух сезонов, хотя он так и не смог набрать аудиторию и оформиться в художественном плане во что-то цельное. «Было трудно,- говорит Лукас о „Хрониках“.- Но он [Айгер] относился ко всему с большим пониманием».

В 1999 году Лукас выпустил на экраны Эпизод I «Звёздных войн» - «Скрытую угрозу». В общей сложности все три фильма второй трилогии заработали в прокате около 2,5 миллиардов долларов, однако многие фанаты посчитали их провалом. Особенное неудовольствие вызвал у них неуклюжий Джа Джа Бинкс с планеты Набу - создание с ужасным ямайским акцентом, ставшее объектом насмешек в мультсериалах «Южный парк»и «Симпсоны».

Критика дошла до Лукаса. Он почувствовал, как трудно говорить о творчестве, когда люди называют тебя идиотом. «До появления интернета всё было прекрасно,- говорит он.- Но теперь, с приходом интернета, [в людях] стало больше желчности, а отношения переходят на более личный уровень. И вы спрашиваете себя: „Да зачем мне это нужно?“» В то же самое время, Лукас отказывался от мысли поручить свою вселенную кому-либо ещё. «Мне кажется, он чувствовал себя пленником „Звёздных войн“, и это ощущение с годами только усилилось»,- говорит Дэйл Поллок, автор книги «Skywalking: The Life and Films of George Lucas».

Тем временем, Айгер продолжал свою карьеру в ABC. После того, как в 1996 году «Дисней» купил эту сеть, Айгер сделался формальным преемником председателя правления Disney Майкла Эйшера. Почти десять лет Айгер оставался в тени своего влиятельного наставника. Но в 2005 году компания оказалась в трудном положении. Некогда продуктивный отдел анимации вот уже несколько лет не выдавал ни одного хита, а несговорчивый Эйшер отпугнул многих акционеров. Совет директоров Disney попросил Айгера взять контроль в свои руки. До этого его все оценивали довольно скептически, и даже в собственном журнале его описывали как «заурядного и предсказуемого», и никто не предполагал в нём способности к стратегическому мышлению.

У Айгера, тем не менее, было очень ясное видение ситуации. Он понимал, что успех «Диснея» базируется на эксплуатации популярных персонажей. Это была стратегия, которую впервые использовал Уолт Дисней с Микки Маусом и героинями волшебных сказок братьев Гримм - Белоснежкой и Золушкой. Позднее таким же способом «Дисней» превратил «Короля-льва», свой хитовый мультфильм, в регулярное бродвейское шоу. «Пираты Карибского моря», тематический парк равлечений, нашёл подолжение в нескольких кинофильмах и последовавших за ними сопутствующих книгах и видеоиграх.

Айгер ускорил этот процесс, сделав несколько приобретений. Первым была покупка в 2006-м году за 7,4 миллиарда долларов анимационной студии Pixar. Айгер лично вёл переговоры со Стивом Джобсом, который в ту пору был президентом Pixar. По условиям сделки Айгер сохранил всю творческую команду, возглавляемую Джоном Лассетером, и позволил им продолжать деятельность в своей штаб-квартире в Сан Франциско, сократив вмешательство в рабочий процесс до минимума. «Мы со Стивом потратили больше времени на то, чтобы согласовать вопросы социального характера, и меньше - на финансовые проблемы,- говорит Айгер.- Он считал, что поддержка внутренней культуры Pixar является главной составляющей их творческого успеха. Он был прав».

Со сделкой «Дисней» обрёл новый источник для производства кинохитов, а Джобс стал членом правления компании и её крупнейшим акционером. Айгер вспоминает, что время от времени тот мог позвонить и сказать: «Привет, Боб, я тут посмотрел фильм, который вы вчера выпустили - это полный отстой». Тем не менее, генеральный директор компании «Дисней» считает: в том, чтобы иметь Джобса в качестве друга и консультанта, было «больше плюсов, чем минусов».

В 2009 году Айгер провёл для «Диснея» аналогичную сделку по покупке Marvel Entertainment за 4 миллиарда долларов. И вновь Айгер сохранил всё прежнее руководство этой компании: генерального директора Marvel Айзека Перлмуттера и главу Marvel Studio Кевина Фейджа. Он полагал, что «Дисней» извлечёт пользу из их отличной осведомлённости о жанре фильмов про супергероев. И, хотя за покупкой Marvel не последовало присоединение к компании таких звёзд, как Джобс или Лукас, приобретение окупилось сторицей. В прошлом году «Дисней» выпустил на экраны «Мстителей» - первый фильм [по франшизе] Marvel, дистрибьюцией и продвижением на рынке которого он занимался. Фильм собрал кассу в 1,5 миллиарда долларов по всему миру, став третьим по счёту из самых прибыльных кинофильмов в истории. «Успех превзошёл ожидания»,- говорит Джессика Коэн, медиа-аналитик из Bank of America Merrill Lynch.

Несмотря на то, что «Дисней» освоил прибыльное кинопроизводство благодаря Pixar и Marvel, он столь же успешно использует свою франшизу для продвижения других направлений деятельности. В июне он открыл «Carsland» («Тачки-лэнд»), аттракцион, основанный на популярном мультфильме от Pixar, который возродил к жизни умирающий парк Disney California Adventure в Анахайме. Сегодня Айгер подумывает о создании парка аттракционов Marvel в Калифорнии и за границей. Канал ABC разрабатывает S.H.I.E.L.D., праймтаймовый телевизионный сериал об одноимённом агентстве контрразведки из «Мстителей».

Но не всё, что делал «Дисней», оказалось успешным. Прошлогодний «Джон Картер» с треском провалился в прокате, и подобные неудачи неизбежно будут иметь место и в дальнейшем. Таков кинобизнес. Но большое количество держащихся на популярных героях франшиз «Диснея» вкупе с непрофильными направлениями бизнеса - такими, как ESPN,- превратило его в довольно уникальное явление на фоне экономики Голливуда, построенной на взлётах и падениях: диверсифицированную компанию, показывающую стабильный рост. Последние три года чистый доход компании и производственная прибыль устойчиво повышались, а стоимость фондов удвоилась с тех пор, как в марте 2005-го года Айгер стал генеральным директором. К тому же, успех, сопутствовавший покупке Pixar и Marvel, воодушевлял Айгера на поиски новых «мини-Диснеев». Lucasfilm возглавлял этот список.

В мае 2011-го Айгер отправился на самолёте во Флориду, в Walt Disney World Resort, на открытие «Star Tours: The Adventures Continue» - обновлённого аттракциона под маркой «Звёздных войн», который создавал у посетителей иллюзию путешествия по космосу с целью посещения таких планет, как Татуин. Лукас проявлял большой интерес к этому аттракциону и каждые две недели на протяжении нескольких лет лично проверял, как идёт строительство.

Утром, в день открытия «Star Tours», Айгер пригласил Лукаса на завтрак в Hollywood Brown Derby, один из ресторанов Disney World. По такому случаю он был закрыт для посетителей, и двое мужчин могли спокойно поговорить. Айгер, только что вернувшийся с ежедневной разминки, заказал йогуртовый парфе. Лукас соблазнился одним из больших омлетов, которые подают в Brown Derby. Они обменялись любезностями. Потом Айгер спросил, не намерен ли Лукас когда-нибудь подумать о продаже своей компании.

Лукас ответил, что недавно отпраздновал свой 67-й день рождения и начал всерьёз подумывать об уходе от дел. Так что, возможно, за этим последует продажа компании. «Я не готов обсуждать это сейчас,- сказал он Айгеру.- Но когда буду готов, то с удовольствием поговорю».

Айгер приложил все усилия для того, чтобы скрыть своё волнение и сказал ему: «Позвоните, когда надумаете». После этого обоим пришлось взять в руки световые мечи и устроить шуточное сражение, открывая тем самым аттракцион. Они встали на сцене рядом с актёром в костюме Дарта Вейдера перед несколькими сотнями поклонников «Звёздных войн», горячо приветствовавших их. Айгер был впечатлён навыками Лукаса. «Он очень умело обращался с этим световым мечом,- вспоминает Айгер.- В этом деле он был гораздо большим мастером, чем я».

Лукас всегда внимательно следил за тем, как «Дисней» управляет Pixar - которую он продолжает называть «моя компания». Он основал её под названием Lucasfilm Computer Division в 1979 году, а шесть лет спустя продал Джобсу. Он называл решение «Диснея» не вмешиваться в дела Pixar «блестящим». Он полагал, что если он продаст Lucasfilm «Диснею», то у него по-прежнему будет возможность сохранить некоторое влияние на свою вымышленную вселенную. Многое зависело от того, кто возглавит Lucasfilm после его ухода.

Он пригласил Кэтлин Кеннеди отобедать с ним в Нью-Йорке. Она была одним из основателей Amblin Entertainment, который произвёл большое количество хитов, включая «Парк юрского периода» и «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Она также была близким другом Лукаса на протяжении более двух десятилетий. «Полагаю, ты слышала, что я всерьёз собираюсь уйти на покой»,- сказал ей Лукас.

«Вообще-то, нет»,- отвечала она.

Лукас спросил, не заинтересует ли её предложение возглавить Lucasfilm. Кеннеди, вероятно, была огорошена новостью - но, по счастью, согласилась принять предложение. «Когда Кэти дала согласие, мы принялись обсуждать перезапуск всей франшизы,- говорит он.- Я собирался оставить , поэтому я сказал: „Итак, мне предстоит вдохнуть в компанию новую жизнь, чтобы она могла функционировать без меня, и нам нужно что-то сделать, чтобы вызвать к ней интерес“. Потом я сказал: „Ладно, давай снимем эти фильмы“».

Чтобы начать работу над сценарием для Эпизода VII, Лукас и Кеннеди наняли сценариста Майкла Арндта, который получил «Оскара» за «Маленькую мисс Счастье». Им удалось заполучить в качестве консультанта Лоуренса Кэздана, написавшего сценарии для «Возвращения джедая» и «Империя наносит ответный удар». Лукас начал переговоры с актёрами из классической трилогии - такими, как Марк Хэмилл, Кэрри Фишер и Харрисон Форд,- об их участии в [новых] фильмах. В июне 2012-го он позвонил Айгеру.

В течение последовавших за этим пятимесячных переговоров Лукас не уставал повторять, что лучше всего с работой над следующей трилогией «Звёздных войн» справятся его преданные Lucasfilm сотрудники. «У меня была команда очень, очень талантливых людей, которые работали в компании много, много лет и прекрасно понимали, как рекламировать „Звёздные войны“, как работать с лицензированием и как создавать фильмы,- объясняет Лукас.- Я сказал: „По моему мнению, было бы мудро сохранить какую-то часть этого неизменной. Нам нужно несколько человек, чтобы управлять собственностью; вы знаете, кто был назначен заниматься этим, и мы уверены, что всё сделали правильно“».

Айгер понимал озабоченность Лукаса. "Джордж сказал мне однажды, что, когда он умрёт, о нём скажут: «Джордж Лукас, создатель „Звёздных войн“»",- говорит он. Однако он хотел удостовериться, что Лукас, который привык контролировать каждый аспект «Звёздных войн», от дизайна декораций до содержимого коробок с завтраком, понимает - решающее слово касательно любого из последующих фильмов будет за «Диснеем», а не за Lucasfilm. «Мы должны были прийти к пониманию: если мы приобретаем компанию, то - несмотря на многие часы, проведённые за дружескими беседами, и готовность к сотрудничеству,- только мы будем принимать окончательное решение по всем вопросам»,- говорит Алан Хорн, председатель совета директоров Walt Disney Studios.

Лукас согласился - в теории. На самом деле, его тяготила мысль о том, что он утратит контроль [над компанией]. По словам Кеннеди, каждую неделю до своего отлёта в Лос Анджелес она спрашивала Лукаса, как он себя чувствует. Иногда он казался невозмутимым. Иногда - нет. «Я уверена, что время от времени он спрашивал себя, готов ли он действительно уйти, и приходил в замешательство».

Поначалу Лукас не стал показывать ["Диснею"] черновые наброски для следующих трёх фильмов «Звёздных войн». Когда руководители компании попросили показать их, он заверил, что сценарии будут великолепными и сказал, что они просто должны ему поверить. «В конце концов, мне пришлось сказать: „Слушайте, я знаю, что делаю. Покупка моих историй - это часть того, ради чего затевалась сделка. Я занимался этим 40 лет, и довольно успешно“,- говорит Лукас. -Я ведь мог сказать: „Ну что ж, ладно, я просто продам компанию кому-нибудь ещё“».

Как только Лукас получил от «Диснея» письменные гарантии касательно общих аспектов сделки, он согласился показать наброски сценариев - но настоял, чтобы их прочитали только Айгер, Хорн и Кевин Майер, исполнительный вице-президент Disney, отвечающий за корпоративную стратегию."Мы пообещали,- говорит Айгер.- Мы должны были подписать соглашение".

Когда Айгер, наконец, смог добраться до черновиков, он возликовал. «На наш взгляд, с литературной точки зрения у них был большой потенциал»,- говорит он.

В конце октября Айгер предложил Лукасу прилететь в штаб-квартиру «Динея» в Бёрбанке, чтобы подписать документы. Ему показалось, что Лукас выглядит грустным. «Когда он поднёс ручку к листу бумаги, я не заметил в нём колебания,- говорит Айгер.- Но я заметил, что эмоции переполняют его. Он говорил „до свидания“».

Зато сам Айгер летал, словно на крыльях. На следующий день после подписания соглашения он развлекал свою семью на Хэллоуин. «Я был Дартом Вейдером»,- говорит он.

«Я почувствовал волнение в Силе - будто миллионы фанатов одновременно испытали шок»,- написал в Твиттере один потрясённый новостью мальчик. Это было общим настроением в тот день. Фанаты тоже видели, что произошло после покупки «Диснеем» Pixar и Marvel, и многие полагали, что компании можно доверить R2-D2 и принцессу Лейю. «То, как они обходились с наследием Marvel, позволило им получить кредит доверия у большого количества фанатов»,- говорит Суонк, со-ведущий Rebel Force Radio.

Согласие Айгера сохранить Lucasfilm с Кеннеди у руля в неприкосновенности почти немедленно принесло свои плоды. Ещё до официальной регистрации сделки, которая произошла в начале декабря, Кеннеди обратилась к агенту Дж. Дж. Абрамса с предложением: не хотел ли бы он режиссировать Эпизод VII. «Ответ пришёл очень быстро: „Нет, не думаю, что я хочу участвовать в этом“,- говорит Кеннеди.- Он с головой ушёл в финализацию [фильма „Star Trek Into Darkness“, сиквела к его первому „Star Trek“]. Он посчитал, что ему будет неинтересно исследовать столь похожие территории».

Кеннеди упорствовала. Вместе с Арндтом и Кэзданом она навестила Абрамса в Санта Монике, в штаб-квартире его продюсерской компании Bad Robot. «Когда мы закончили,- пару часов спустя,- он изменил своё мнение на 180 градусов»,- говорит она.

«Быть причастным к следующему появлению „Звёздных войн“ - это гораздо более захватывающе, чем я могу описать словами»,- говорит Абрамс.

В январе Лукас объявил о помолвке с Меллоди Хобсон, инвестиционным менеджером из Чикаго, и большую часть времени он проводил в её родном городе. Однако, несмотря на это, он посещал встречи, на которых обсуждался сюжет нового фильма, и выносил свой вердикт по поводу физических законов и другой атрибутики вселенной «Звёздных войн». «Главным образом, я говорил: „Так делать нельзя. Вы должны сделать вот так“,- рассказывает Лукас.- Или же: „У этих машин нет колёс. Они используют для движения антигравитацию“. Существует миллион мелких деталей. Например, я мог сказать: „У него нет возможности сделать это“ или „Он должен это сделать“. Я знаю весь этот материал».

Айгер сейчас занят подготовкой механизма, который начнёт выпускать на-гора игрушки под маркой «Звёздных войн», соответствующие тематические парки аттракционов и всё то прочее, что «Дисней» сочтёт подходящим для эксплуатации франшизы. Он говорит, что рассчитывает увеличить объём продаж по всему миру изделий с маркой Star Wars, и что ABC и Lucasfilm обсуждают телевизионный сериал. В то же самое время Айгер поясняет, что не хочет сейчас делать ничего такого, что могло бы отвлечь внимание от предстоящих фильмов. «Я не хочу чрезмерно коммерциализировать или раздувать излишний шум вокруг них»,- говорит он.- Моя работа состоит в том, чтобы не допускать этого".

Покупка Lucasfilm может оказаться последним большим достижением Айгера в «Диснее». Он планирует уйти с поста генерального директора в 2015 году, хотя останется председателем ещё в течение года после этого. Коэн из Merrill Lynch прогнозирует, что в этот промежуток времени «Дисней» не станет совершать никаких крупных сделок. «Думаю, это будет период пожинания плодов от сделок, которые Боб уже совершил»,- говорит она.

Айгер, похоже, как раз этим и занимается. В его кабинете есть стол, заставленный диснеевскими поделками, и там же лежат два световых меча. «Люди присылали мне очень много этих штуковин,- усмехается он, берет в руку один из мечей и взмахивает им перед воображаемым противником: - У меня получается всё лучше и лучше».

Что общего у сериала «Отчаянные домохозяйки», фильма Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум» и спортивным каналом ESPN? Как ни удивительно, все они принадлежат The Walt Disney Company - крупнейшему медиаконгломерату мира. Таких медиагигантов в мире всего шесть - ещё Comcast, Time Warner, News Corp, Sony и Viacom, - и структура их бизнеса во многом похожа. У каждого из них есть свои киностудии, телевизионные каналы, звукозаписывающие студии, издательства, магазины и тематические парки. Степень концентрации медиаресурсов усиливается ещё и тем, что все компании, принадлежащие «большой шестёрке», также постоянно взаимодействуют друг с другом. Disney может снять фильм, дистрибуцией которого будет заниматься Comcast, а права на некоторых персонажей в фильме будут принадлежать Time Warner.

Ошибкой было бы полагать, что конгломераты скупают своих мини-конкурентов исключительно для того, чтобы сделать из них своих клонов. Всё как раз наоборот, современные слияния и поглощения в индустрии развлечений зачастую не приводят к кардинальным изменениям внутренней политики «съеденных» компаний. Обычно они продолжают делать то, что делали, только имея на руках больше ресурсов. Так на рынке поддерживается иллюзия широкого выбора, а конгломераты получают выгоду от разнообразия своих владений.

Эпоха Боба Айгера

Самым агрессивным покупателем в этой индустрии в последние годы считается именно Disney Company. Начиная с 2006 года конгломерат купил несколько компаний, которые славились своим неповторимым индивидуальным стилем, - Pixar, Marvel Comics и Lucasfilm. Миллионы фанатов в ужасе следили за происходящим, ожидая, что Disney испортит всё, что купил, заберёт из их любимых произведений юмор, насилие и истинную романтику. В реальности всё оказалось не так плохо.

Общая прибыль Disney в 2014 году составила 7,5 миллиарда долларов. Своим нынешним успехом компания во многом обязана тому, что в 2005 году пост CEO занял тогда мало кому известный Боб Айгер. Гений-управленец начал свою карьеру с должности ведущего прогноза погоды на канале ABC, затем стал главой этого канала, а после поглощения ABC получил пост вице-президента компании Disney. Компания в этот момент переживала второй в своей истории кризис (первый случился после смерти Уолта Диснея). Под управлением Майкла Айснера она выпускала один провальный фильм за другим - «Пёрл Харбор», «Геракл», «Атлантида: Затерянный мир». Даже успешная трилогия «Пираты Карибского моря» вышла против воли Айснера. В результате совет директоров принял решение заменить главу компании. Пришедший ему на смену Айгер объяснил свою стратегию так: если у Disney проблема с креативностью и созданием новых прибыльных персонажей, значит, нужно купить их у других компаний.

Уолт Дисней
Боб Айгер

Несмотря на неудачи в производстве мультфильмов, доверенная ему компания всё ещё была очень богатой - она получала прибыль благодаря своим телеканалам, магазинам и тематическим паркам, которые принимали более 120 миллионов гостей ежегодно. Фундамент этой структуры, неустанно поддерживающей компанию в трудные времена, заложил ещё Уолт Дисней. Считается, что Уолт был первым голливудским продюсером, который понял, что за телевидением - будущее. Производство полнометражных мультфильмов требовало очень больших средств. Даже успешный прокат в кинотеатрах не позволял его студии по-настоящему встать на ноги. Дисней искал другие источники дохода - и в 1937 году придумал Disneyland. Чтобы найти деньги на строительство огромного парка, Дисней заключил гениальный договор с каналом ABC. Они должны были инвестировать в строительство парка, а он - вести еженедельную передачу на канале, показывая детям свои мультфильмы. Полюбившаяся детям передача так и называлась - Disneyland, она естественным образом рекламировала строящийся парк и сделала компанию Диснея синонимом американской мультипликации.

Даже сейчас парки развлечений приносят компании 20 % прибыли. Проблема в том, что, когда дети приходят в парк, они хотят увидеть не только диснеевских принцесс и Микки-Мауса, но и рыбку Немо, и Железного человека. Креативная монополия Disney на любимых персонажей закончилась в эпоху компьютерной анимации. Но, имея деньги, Боб Айгер быстро превратил этот минус в гигантский плюс.

Как Disney приручил Pixar

Забавно, но будущий основатель Pixar Эд Кэтмелл показал свою первую программу по 3D-анимации сотрудникам компании Disney ещё в 1973 году, там он проходил стажировку. Ему тогда сказали, что между компьютерами и анимацией нет ничего общего и, пока его программа не сможет рисовать правдоподобные пузырьки, она им абсолютно не интересна. Этими словами они выразили мнение всей киноиндустрии, которое оставалось таковым до 25 мая 1977 года. В этот день на экраны вышли первые «Звёздные войны». В отличие от остальных, Джордж Лукас относился к новым инструментам в области визуальных и звуковых эффектов с большим вниманием, в результате чего открыл в своей компании компьютерное подразделение и нанял Кэтмелла им управлять. Через некоторое время к ним присоединился аниматор Джон Лассетер, которого уволили из Disney за чрезмерную смелость во взглядах на будущее анимации. Работники компьютерного подразделения Lucasfilm не очень ладили с Лукасом.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых
7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное

Им хотелось создавать мультфильмы, а его их разработки интересовали только в той мере, в какой они могли улучшить картинку обычного фильма. Когда в 1983 году Лукас развёлся с женой и потерял большую часть своего состояния в результате бракоразводного процесса, ему потребовалось как-то оптимизировать свой бизнес, и он решил избавиться от компьютерного подразделения. Несколько лет он искал покупателя, которым в итоге стал недавно уволенный из Apple Стив Джобс. Он вложил в новую компанию 54 миллиона долларов. Так Pixar появился на свет.

В первые годы существования Pixar создал несколько коротких анимированных фильмов, один из которых получил «Оскар», и пару рекламных роликов, но прибыли не приносил. Трижды Стив Джобс пытался перепродать компанию кому-нибудь ещё, например Microsoft и Alias, но каждый раз в последний момент отказывался от сделки. Дела шли плохо до тех пор, пока на сцену не вышел Disney. Они предложили инвестировать в создание полнометражного мультфильма Pixar, а взамен получить права на дистрибуцию. В Disney хотели также получить права на технологии Pixar, но Джобс отверг это предложение, заявив, что секреты производства раскрывать не собирается. После оглушительного успеха первого полнометражного мультфильма Pixar «История игрушек» глава Disney Майкл Айснер с ужасом осознал, что собственными руками создал себе великого конкурента. Отношения Айснера и Джобса стали очень натянутыми.


«История игрушек»
«Университет монстров»
«Тачки»

Frozen

Всё изменилось, когда на смену Айснеру пришёл Айгер, который начал активно налаживать отношения с Джобсом. В отличие от Айснера он не собирался бороться с их компанией, он хотел им помочь и убеждал создателей Pixar, что после поглощения обещает сохранить дух и ценности их компании. В результате это вылилось в сделку стоимостью 7,4 миллиарда долларов. А ведь когда-то Microsoft предлагала Джобсу за Pixar всего 90 миллионов долларов. В договоре с Disney было оговорено право Pixar сохранять творческие принципы своей работы, которые Джобс считал основой их успеха. Когда-то уволенный из студии Disney Джон Лассетер вернулся в студию уже её руководителем.

Можно по-разному оценивать то, что случилось дальше. Pixar стали делать мультфильмы быстрее, и все они принесли большую прибыль. Так, «Университет монстров» нельзя назвать провалом, ведь он собрал 800 миллионов долларов в прокате, но всем понятно, что по гамбургскому счёту он получился довольно слабым. В ближайшем будущем Pixar планирует выпускать продолжения «Тачек», «Истории игрушек» и «Суперсемейки», и этот акцент на сиквелах немного настораживает. В то же время родная студия Disney выросла на глазах, встав вровень с современными студиями. Frozen стал самым прибыльным мультфильмом за всю историю кино, да и недавно вышедший «Город героев» явно получился очень удачным.

Кто-то может подумать, что Disney прогадали, заплатив целых 7,5 миллиарда за Pixar, но цифры говорят обратное. По результатам на 2013 год они получили 7 миллиардов благодаря одному только мерчандайзингу товаров по мотивам «Истории игрушек». Это не считая доходов от проката третьей серии, продажи дисков, книг и игр для Wii, Xbox 360 и Nintendo DS, которые принесли ещё 2 миллиарда. Эту цифру можно умножить на 10 - количество созданных Pixar мультфильмов (без учёта сиквелов).

Супергерои оптом

Первые комиксы Marvel появились ещё в 1937 году. С тех пор компания несколько раз перепродавалась - и всегда попадала в руки каких-то странных людей. В 1968 году основатель продал её компании Perfect Film and Chemical Corporation, в которой было подразделение, продающее лекарства по почте, а также отдел печатной продукции, который наравне с комиксами Marvel издавал журнал Ladies’ Home Journal. В 1986 году они перешли во владение компании New World Entertainment, производившей телевизионные фильмы класса B. Ещё через три года их перепродали холдингу MacAndrews & Forbes, в который также входила косметическая компания Revlon. В 1996 году Marvel объявила о своём банкротстве. Спасти утопающий бренд решили владельцы компании по производству игрушек Toy Biz - Ави Арад и Айк Перлмуттер. Эти двое настолько успешно реорганизовали бизнес Marvel, что через десять лет Disney заплатил за него 4,6 миллиарда долларов.

Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек» , и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало

Что тогда придумали Ави и Айк? Во-первых, они начали продавать лицензии на использование популярных персонажей Marvel. Их покупали телевизионные и киностудии, производители одежды, товаров для школьников и игрушек. Всего было продано несколько тысяч лицензий. Особый акцент предприниматели решили сделать на фильмах и играх. Идея заключалась в том, чтобы супергерои вселенной Marvel вышли за пределы обычной для себя подростковой аудитории и стали общеизвестными. Так на свет появились фильмы о Человеке-пауке, Людях Икс и Капитане Америке.

Параллельно с этим Marvel начала снова издавать комиксы, нашла для них новые каналы сбыта, заново «переписала» свои старые истории для молодой аудитории. К 2010 году они увеличили свою долю на рынке комиксов до 50 %. В 2005 году Marvel, собрав 500 миллионов инвестиций, занялась собственным производством фильмов. Так как права на использование самых популярных героев принадлежали другим студиям, они сосредоточились на менее известных героях - Железном человеке, Торе, Халке. Фильмы, сделанные в сотрудничестве с другими студиями, разогрели рынок, публика ждала новых приключений марвеловских героев, так что новые фильмы ждал успех.


«Человек-паук»
«Люди Икс»

«Капитан Америка»

Боба Айгера в Marvel привлекало не только количество потенциально прибыльных героев, но и то, что самыми преданными поклонниками творчества этой компании были мальчики-подростки. Disney со своими принцессами всегда считался больше «компанией для девочек», и героев, которые могли понравиться мальчикам, у них традиционно было очень мало. Владельцы Marvel относительно легко согласились на сделку, так как оба были больше бизнесменами, нежели творцами. У каждого за плечами было по несколько удачно проданных компаний, и Marvel оказалась лишь одной из них. То, что приобретение стоило своих 4 миллиардов, доказал невероятный успех «Мстителей», которые собрали в мировом прокате более 1,5 миллиарда долларов и вошли в тройку самых кассовых фильмов в истории кино.

Как Джордж Лукас продал «Звёздные войны»

В 2011 году Джордж Лукас участвовал в подготовке аттракциона, сделанного по мотивам «Звёздных войн», в Диснейленде. На церемонии открытия Пол Айгер спросил его, не думает ли тот продать компанию, - и попал в точку. Лукасу на тот момент исполнилось 67 лет, и он начал задумываться о выходе на пенсию. После холодного приёма второй трилогии «Звёздных войн» ему и вовсе расхотелось снимать новые фильмы. Вопрос о том, кому оставить компанию, встал ребром. Лукас сказал Айгеру, что так как на его могиле будет написано «создатель Star Wars», то для него это не столько вопрос денег, сколько вопрос о сохранении его наследия. Ему было страшно представить, что кто-то может забрать созданную им Вселенную и начать делать с ней что захочет. Айгеру он, в принципе, доверял, потому что видел, как деликатно тот вёл себя по отношению к другой «его бывшей компании» - Pixar.

Лукас решил продать компанию с условием, что они снимут ещё одну трилогию по его сценарию и оставят выбранного им CEO и часть сотрудников. Он также хотел иметь право голоса во всём, что касается использования его бренда. Айгер настаивал на том, что, хотя мнение Лукаса будут учитывать, именно Disney будет принадлежать право последнего слова. Переговоры шли полгода, Лукас сомневался и нервничал, и, когда в итоге договор был подписан, Айгер, по его словам, чувствовал себя Дартом Вейдером. Он купил компанию Лукаса за 4 миллиарда долларов. В день, когда о сделке было объявлено, кто-то написал в Twitter: «Я почувствовал волнение в Силе, словно миллионы гиков одновременно вскрикнули от ужаса».

Когда Айгер только размышлял о покупке Lucasfilm, он пересмотрел все шесть серий и записал героев, права на которых может получить его компания. Только потом он узнал о существовании «Голокрона» - базе данных по Вселенной Звёздных войн, в которой содержится информация о 17 тысячах персонажей. Каждый из них теперь принадлежит Disney.