«Зима». Конспект НОД по развитию речи

Конспект НОД по развитию речи в старшей логопедической группе "Нам морозы не страшны, мы с ребятами дружны"

Программное содержание:
Образовательные задачи:
Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах.
Подвести к раскрытию связей между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни.

Развивающие задачи:
Упражнять в употреблении сложных прилагательных, антонимов, притяжательных прилагательных; в согласовании существительных с местоимениями.
Расширять словарный запас.
Развивать логического мышления, зрительного вни¬мания, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, общей и тонкой моторики пальцев рук, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Воспитательные задачи:
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им.

Оборудование:
Презентация к занятию, иллюстрации с изображением птиц, мяч, сюжетная картина «Птицы у кормушки», дидактический синквейн «Зимующие птицы», дидактическая игра: «Выложи портрет птицы» (из счётных палочек, пористой резины, фетра), игровизоры «Угости птицу».

Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на прогулке.
Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, заучивание стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц».

Словарная работа:
Надхвостье, подхвостье, плетень, красногрудый, черноголовая, белобокая, чернохвостая, малоподвижный, стрекочет, воркует, темя, надклювье, подклювье.

Методы и приемы:
Рассказы детей о птицах, беседа, дидактическая игра, загадывание и отгадывание загадок, демонстрация слайдов, дидактический синквейн, игровизор.

Ход мероприятия:

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся!

Пальчиковая речевая игра "Здравствуй"
(по стихотворению Т. Сикачёвой)
Я здороваюсь везде – дома и на улице,
Даже "Здравствуй" говорю
Я соседской... курице
(Дети показывают "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое!
(Показывают солнце).
Здравствуй, небо голубое!
(Показывают небо).
Здравствуй, вольный ветерок!
(Показывают "ветерок") .
Здравствуй, маленький дубок!
(Показывают "дубок").
Здравствуй, Утро!
(Жест рукой вправо).
Здравствуй, День!
(Жест влево).
Нам здороваться не лень!
(Разводят обе руки в стороны).

Воспитатель: Мне Анечка по секрету сказала, что хочет прочитать нам стихотворение Ольги Высотской «Мастерица зима» давайте присядем и послушаем:
(дети садятся на стулья полукругом перед экраном)
Ребёнок читает:


Пришла зима, хлопочет:
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели
На веточках берез.
Они не улетели.
А выдержат мороз?

Воспитатель: О каком времени года говориться в стихотворении?
Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие )
Что это за птицы, смелые да выносливые, что холодов не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите. (Воробьи, вороны, сороки, синички, снеги¬ри, чижи, дятлы, клесты, галки, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите с ними поиграть?
Я приготовила для вас игру «Четвертый лишний»

Игра: «Четвёртый лишний»

На экране изображения птиц (три зимующие, одна перелётная). 4 варианта

Воспитатель : посмотрите на этих птиц, и скажите, какая лишняя и почему?
(лишняя ласточка, потому что все птицы – зимующие, а она одна – перелётная)


Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть с мячом? Тогда становитесь в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково».

Игра «Назови ласково»

(Снегирь, синица, голубь, воробей, птица, крыло, клюв, хвост, перо, пух)

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
(дети садятся на стулья)
(на экране появляются все зимующие птицы)

Игра: «Отгадай загадку и найди отгадку»

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Кто это?

Дети: Снегирь (на экране появляется снегирь крупным планом.)

Воспитатель:
Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.)
Кто хочет описать его? (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина у снегиря голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи - серое; клюв короткий, толстый, черный.)
Зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Расклевывать ягоды рябины, семена клена, липы и клевать зернышки.)
Посмотрите, какая красивая птица снегирь! Кто знает, как она передвигается?
(Снегирь малоподвижная птица, по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается.)

Воспитатель:

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой,
Все равно ты будешь мой!
Кто это?
Дети: Дятел (на экране появляется дятел крупным планом).

Воспитатель:
Какой красивый! Кто хочет описать его? (Верх тела - головы, шеи, спины и крыльев - у него черный, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, низ тела белый, подхвостье и темя красные.)
Как вы думаете, дятел хорошо летает? (Нет.)
А где проводит большую часть времени? (На дереве.)
Какой клюв у дятла и зачем он ему нужен? (У дятла крепкий клюв, им он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным липким языком насекомых и их личинки, долбит шишки.)
Только дятел может уничтожить столько насекомых, живущих в коре деревьев.
Как по-другому называют дятла? (Дятла называют санитаром леса.)

Воспитатель:
Много интересного вы про птиц знаете. Я хочу вам тоже рассказать про одну необычную зимующую птицу. Вы хотите узнать, про какую птицу? Тогда отгадайте загадку:
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит.
Голоском речистым, чистым
Кле-кле-кле - поет со свистом?

Клест (на экране появляется клест крупным планом).

Воспитатель:
Это необычная птица. Посмотрите, какой у него клюв: надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой, таким клювом удобно щелкать орешки. Клест - единственная птица, которая выводит и выкармливает птенцов зимой.
Вы знаете, какие звуки издают клесты? (свистят)

Воспитатель:
Она маленькая птичка,
И зовут ее...
Дети: Синичка (на экране появляется синица крупным планом).

Воспитатель: Ребята, вы хотите с ней поиграть?

Динамическая пауза «Синица»

Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень! (Прыжки на месте с ноги на ногу.)

Воспитатель: Тише-тише, не спешите
И спокойно подышите.

Дыхательная гимнастика

Филин
Сидит филин на дубу Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком. - Повторить 2 раза.

Дидактический синквейн «Зимующие птицы»

Воспитатель: Ребята, хотите еще поиграть? У нас есть игра, в которую вы очень любите играть. Я напомню вам правила: у нас есть карточки с птицами, выберите, кто какую хочет, и расскажите о ней по схеме (дети выбирают по одной карточке).
Кто хочет рассказать первым?


Воспитатель: Ребята, музыка зовет нас поиграть с пальчиками.

Музыкальная пальчиковая игра: «Птицы-пальчики»

(под фонограмму)


Воспитатель: Ребята, подскажите мне,
Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Если у вороны чёрные крылья, то она какая? (Чернокрылая)
Если у сороки длинный хвост, то она какая? (Длиннохвостая)
Если у синицы желтая грудь, то она какая? (Желтогрудая)

Про кого из зимующих птиц можно сказать
мой? (клест, дятел, снегирь, воробей, голубь...),
моя? (ворона, синица, ворона, овсянка...),
мои? (птенцы, птицы, голуби).

Вы запомнили, кто как поёт?
Воробей - … чирикает.
Сорока - … стрекочет.
Голуби - … воркуют
Ворона - … каркает
Клёст - … свистит
Синица - … пищит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько разных картинок с изображением птиц. А вы хотите сами выложить портрет птицы? У нас есть разные материалы, подойдите, выберите, кто что хочет и приступайте к работе.
(дети выкладывают на столе птиц из разных материалов: счетные палочки, пористая резина, фетр)
(звучит музыка)


(на экране картина: «Птицы на кормушке»)


Воспитатель: Ребята, вы хотите сосчитать птичек, которые прилетели к кормушке? Я начну, а вы продолжайте.

Упражнение «Посчитай-ка»

Один снегирь, три снегиря, пять снегирей. (Воробей, синица).

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.
Составление предложений по картине
Вопросы:
1. Как называется домик с кормом для птиц? (домик с кормом для птиц называется кормушка)
2. Какие птицы прилетели к кормушке? (к кормушке прилетели зимующие птицы)
3.Что едят синички? (синички едят семена, ягоды, крошки, очень любят сало)
4. Какую пользу птицы приносят людям? (спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песнями, украшают природу)
5. Почему нужно помогать птицам зимой? (птицам нужно помогать зимой, чтобы они не погибли от голода).
6. Как и чем мы можем помочь птицам зимой? Хотите ответить на этот вопрос словами стихотворения Александра Яшина «Покормите птиц»? Кто хочет начать первым?

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Не богаты их корма -
Горсть зерна нужна.
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пальчиковую гимнастику «Кормушка»

Дата публикации: 24.03.18

Конспект НОД по развитию речив старшейгруппе

на тему «Зима»

Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие: развивать речевоедыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход деятельности:

Дети проходят в зал, который оформлен как зимний лес (ёлки, деревья, под ними «сугробы»).

Здравствуйте! Добрый день!

Пальчиковая игра: «Как живёшь?»

Как живёшь? - Вот так!

Как бежишь на лыжах? - Вот так!

А как на коньках? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как играете в снежки? – Вот так!

- Ребята, я рада за то, что мы с хорошим настроением начинаем сегодняшний день, а какое сейчас время года?

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль.

- А зима, она какая? (белая, снежная, пушистая, буранная, морозная, серебристая, блестящая, красивая, холодная и т.д.).

Ребята, а сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный, зимний лес. А перед дорогой, давайте послушаем и посмотрим«Зимнюю сказку».

Видеосюжет: «Зимняя сказка».

Ребята, я сказала, что лес сказочный, значит, там нас могут ожидать сюрпризы. А вам не страшно?

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдём гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шапку,

Я надену шарфик,

А ещё платок.

А потом красивые, тёплые, пушистые

Крошки рукавички на руки натяну.

И хотя я маленький, у меня есть валенки.

Вот мы и пришли в зимний лес. Здесь много деревьев. Апод деревьями лежат сугробы. Что лежит под деревьями?

Сугробы. (повторить хором и индивидуально).

Ребята, что лежит под сугробом? Это же снежный ком. Поиграем с ним?

Игра «Снежный ком лови, зимнее слово назови».

(снег, мороз, буран, шуба, Дед мороз, ёлочка, шарф, валенки, варежки, сосулька, снежинка и т.д.).

-Ребята, вы назвали обычные зимние слова. А теперь превращайте их в ласковыеслова.

Игра «Назови ласково»

Зима - зимушка

Горка - горочка

Санки - саночки

Сосулька - сосулечка

Снежинка - снежиночка

Шапка - шапочка

Салазки - салазочки

Ёлка - ёлочка

Звезда - звёздочка.

Ой, какие красивые слова вы знаете! А ротики ваши не замерзли? Поиграем с ними?

Ма - ма - ма - в лесу у нас зима

Ме - ме - ме - мы скучали по зиме.

Ми - ми - ми - санки ты собой возьми.

Ой - ой - ой - с горки катимся зимой.

Лю - лю - лю - зиму снежную люблю.

Молодцы, все зарядились бодростью! Займите свои места.

К нам кто-то идет в гости, кто догадайтесь сами?

Снег катили и месили

Человека мы слепили,

Вместо глаз- два уголька,

Там, где нос-морковка,

А в руках метелка.

Кто, он наш Егорка?(Снеговик)

Выставляется игрушка на стол.

Снеговик приготовил для вас загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебро.

О чем эта загадка, о каком времени года? (О зиме.) Что за тройка прилетела?

(Три зимних месяца) Назовите их? (Декабрь, январь, февраль) Какой сейчас зимний месяц? (Ответы детей.)

Ребята, на занятии мы будем составлять рассказ о зиме, для этого нам надо отгадать загадки о приметах зимы.

Педагог загадывает загадки и выкладывает отгадки на доску.

Он – пушистый,

Серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станеткапелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает-

Горкой замирает. (Сугроб)

Он вышел- ни кто не видел,

Он сказал-ни кто не слышал..

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

И не снег и не лед,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Избушка новая-

Для всех столовая,

Зовет обедать.

Крошек отведать.(Кормушка)

ФИЗМИНУТКА: дыхательное упражнение

Представьте, что у вас на ладошке - снежинка. Сдуваем её нежно, медленно, чтоб она летела долго и медленно.

Игра: «Подбери слово»

Картина с изображением зимнего пейзажа.

Зима что сделала? (пришла, явилась, наступила…)

Снег что сделал? (выпал, закружил, завьюжил, засверкал..)

Сугробы что сделали? (образовались, выросли, появились..)

Лед что сделал с реками и озерами ?(покрыл, сковал, заморозил..)

Иней,что сделал с деревьями? (припушил, нарядил, покрыл, разукрасил..)

Каково зимой птицам? (холодно, голодно)

Что делают дети зимой для птиц?

Посмотрите на схему и послушайте, какие предложения о зимеможно составить:

Наступила зима.

Выпал снег.

Появились сугробы.

Сковал лед.

Деревья покрыты инеем.

Птицам холодно и голодно.

Дети вывешивают кормушки.

Проводится физминутка.

Сегодня у зимы новоселье,

Будет большое веселье.

Дом построен из сугроба-

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога_

Вот такой ширины!

Погляди-ка, потолки- ледяные,

Высокие- превысокие, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ, топ!

Двери комнат открываем
Слева-хлоп!

Справа-хлоп!

Мы войдем с поклоном:

Здравствуй, зимушка-зима!

Педагог: Чтобы,ваши рассазы о зимеваши были полными и красивыми, добавим в предложения слова – признаки.

Наступила зима какая? (морозная, холодная, ветреная, снежная, метельная, длинная, лютая)

Итак, наступила холодная, морозная зима.

Выпал какой снег? (белый, пушистый, серебристый, скрипучий, рассыпчатый, холодный, блестящий, сверкающий)

Да выпал белый пушистый снег.

Появились, какие сугробы? (большие, глубокие, мягкие, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Реки и озера сковал, какой лед? (толсты, прозрачный, гладкий, крепкий, скользкий, сверкающий)

Реки и озера сковал толстый прозрачный лед.

Деревья покрыты каким инеем?(белым, пушистым, серебристым, искристым, холодным, колючим)

Деревья покрыты искристым, серебристым инеем.

Каково птицам зимой? (холодно, голодно, грустно, невесело, трудно, зябко)

Птицам голодно и холодно.

Какие кормушки вывешивают дети?(большие, удобные, деревянные)

Педагог: Сейчас вы будете составлять рассказы о зиме, используя схему.

Каждый рассказ от имени снеговика оценивает педагог.

Затем дети сами проводят итог занятия, отвечая на вопросы: о чем вы сегодня вели беседу? Что учились делать? Чей рассказ понравился? Почему?

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная» с детьми второй младшей группы »Ягодка» «Зима белоснежная».

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

Музыка

Виды деятельности:

Игровая

Познавательная

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения.

Систематизировать знания детей о зиме.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас прилагательных.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Учить самостоятельно составлять описание игрушек.

Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика).

Развивающие:

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия».

Ход занятия:

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку поехали).

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они?- Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! А увидеть эти чудеса может только человек с хорошим настроением и добрым сердцем. Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к нему и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А представьте теперь, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу немного света и тепла своего сердца. (Руки вынесли вперед).

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?- Снежинки. Рассмотрите их, какие они?- Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?- Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи). Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения).

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега?- Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло?- Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок»).

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Варя, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Это ЛИСИЧКА - У нее золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живет она в лесу в норке.

Это ВОЛК – У него серая шубка. Он зубастый и злой. Живет в лесу в логове.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик». А сейчас давайте наклеим снег. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения). Молодцы, сколько снега наклеили, получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?






НОД по развитию речи «Зима».

Воспитатель: Цели: - учить детей отвечать на вопросы

Прививать любовь к поэтическому слову

Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;

Активизировать словарь по данной теме;

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе

Словарь: Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Оборудование: Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой

Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, экскурсия в зимний парк, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала

Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок - сундучок

Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок

(Дети поизносят слова и садятся на места. Воспитатель заглядывает в сундучок.)

Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.

II Закрепить признаки зимы

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.

А здесь еще что-то лежит.

Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

III Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

Ребята помогите закончить фразу

Скрипит…….(снег) морозный…………..(день) замерзла……..(река) снежная……………..(зима) ударили ………(морозы) ледяной ……………. (ветер)

Хрустит……….(снег) скользкая…………...(дорога) дует …………..(ветер) холодное…………….(утро) метет ……… ..(метель)

А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)

IV Игра « Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю…………………………………………………. снег

С неба все скользят пушинки серебристые………………………………………снежинки

На поселки, на лужок все снижается…………………………………………………снежок

Вот веселье для ребят все сильнее……………………………………………………снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в …………………………………………….снежки

Словно в белый пуховик нарядился………………………………………………… снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка………………………………………………..снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…………………………………….. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…………………………………….. снег

Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)

V Физминутка

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)

VII Ира « Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…………………..под елку.

Снежинка лежит…………………..на ветке.

Снежинка опустилась …………….за елкой.

Снежинка лежит…………………..около елки.

Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.

Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли

А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег…….снежок ветер…………..ветерок

Звезда…..звездочка солнце………...солнышко

Облако….облачко снежинка………снежиночка

Зима…….зимушка елка…………….елочка

Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

Ребята, а чего - то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

IX Образование прилагательных от существительных

Дом вы сложили из снежных деталей.

Какой это дом? (Снежный)

А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

Ребята, а кто в таком домике может жить?

А нам этот дом подойдет?(Нет.)

Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

Кого же нам пригласить жить в этом домике?(Деда Мороза и Снегурочку)

Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

XI Рисование снежинки пальчиком

Дорогу мы с вами сделаем сами.

Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по муке)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 15 "Золотой ключик"

Конспект занятия по развитию речи.

Тема: "Зимушка-зима"

Выполнила: Егорова А. В.

Димитровград 2016г.

Разрыв страницы

Тема : "Зимушка-зима".

Цель : обобщить и закрепить знания детей о зиме. Учить связной речи.

Задачи.

1. Обучающие. Знакомить детей с сезонными изменениями в погоде. Совершенствовать диалогическую форму речи воспитателя с детьми.

2. Развивающие.

Развивать речь у детей, развивать зрительное восприятие и внимание. Закреплять и обобщать знание детей о зиме, о сезонных изменениях. Развивать умение работать в команде.

3. Воспитывать любовь к природе и животным.

Интеграция образовательных областей:

Тип занятия - усвоение новых знаний, закрепление ранее полученных знаний.

Форма занятия фронтальная

Продолжительность 15 минут

Участники 24 человека

Возраст обучающихся 3-4 года

Оборудование и материалы : Иллюстрации на тему "зима", тарелка с пшеном, игрушки зимних птиц (снегирь, воробей, синичка.)

Предварительная подготовка.

Рассматривание картинок по теме, чтение стишков про зиму.

Методы и приемы . Объяснительно-иллюстративный метод.

Структура занятия.

Этап

Содержание занятия

Время

Организация детей

Загадывание загадки на тему

5 мин

Основная часть занятия

Рассматривание картинок на тему зима, игры.

10 мин

Окончание занятия

Вспоминаем пройденное занятие

1-3 мин

Ход занятия.

Дети сегодня у нас будет очень интересное занятие. Сейчас я задам вам загадку, вы ее отгадаете, и поймете, о чем будет наше занятие.

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла... (Зима)

Правильно ребята! Наше занятие посвящено зиме. А теперь давайте посмотрим картинки. (см. приложение 1). Работа по предметным картинкам.

Пришла зима. Листочки с деревьев опали, остались только голые ветки. На улице стало очень холодно, дует холодный ветер, идет снег, все кругом бело. Птички улетели в теплые края.

Ребята, а кто скажет, что можно делать зимой на улице. Правильно, играть. Давайте поиграем. Я буду показывать вам картинки с играми, а вы угадывать их название. Далее рассматриваем картинки с изображением игр (снежки, лепка снеговика, катание на санках, катание с горки.(см. приложение 2)

Физминутка "Зимой"

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх).
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках).
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков).
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»).
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках).
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх).

Игра "Зимняя одежда"

Ребята, а теперь давайте представим, что мы пойдем на улицу. На улице холодно, нужно одеться. Давайте посмотрим, как дети одеваются зимой. Далее воспитатель показывает картинку с изображением детей. (см. приложение3)

Дети посмотрите, как ребята оделись на прогулку. Давайте каждый из вас скажет, что одето на ребятах, правило - не повторять ответы других детей.

Игра, "Какие птицы остаются зимой"

Ребята, вот у нас есть кормушка для птиц. Их надо накормить. Давайте каждый из вас будет говорить, какая птица осталась на зимовку, и подносить ее к кормушке, так мы накормим всех птиц, оставшихся зимовать. Далее дети берут игрушки, говорят название птицы и сажают ее в кормушку.

Итог занятия . Ребята, а давайте с вами вспомним все что мы сегодня узнали о зиме. Правильно ребята, молодцы.

Литература

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. Ярославль «Академияразвития». Холдинг1997г.

2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение 1991г.

3. Джежелей О. «Помогайка». М . Просвещение 1994 г .

4.starodubova_n_a_teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_doshkolni .

5. Конспект НОД «Речевое развитие»