Первая послевоенная пятилетка в ссср. Восстановительная четвертая пятилетка (1946–1950 гг.)

План и основные задачи четвертой пятилетки

С 1 января 1946 года по 31 декабря 1950 года в СССР осуществлялось проведение четвертого по счету пятилетнего плана по развитию отраслей народного хозяйства страны. Этот период характеризуется началом послевоенного периода восстановления.

Замечание 1

Главная хозяйственно-политическая задача четвертой пятилетки состояла в полном восстановлении отраслей народного хозяйства Советского Союза, восстановлении пострадавших после Великой Отечественной войны областей страны, восстановлении и дальнейшем повышении уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, а также дальнейшем развитии экономики.

Стала выстраиваться новая система, которая распределяла функции по управлению народным хозяйством страны между партией и государственными органами власти.

Основу четвертой пятилетки составлял закон "О пятилетнем плане по восстановлению и развитию народного хозяйства". Этот закон был принят сессией Верховного Совета СССР.

Перед послевоенной экономикой Советского союза стояло 2 большие задачи. Во-первых, нужно было провести реконверсию. Во-вторых, восстановить экономику.

Для осуществления реконверсии в период с 1945 по 1946 годы были предприняты следующие действия:

  • Были реорганизованы наркоматы (Наркомат танковой промышленности переформирован в наркомат транспортного машиностроения, наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения, наркомат боеприпасов преобразован в наркомат сельскохозяйственного машиностроения);
  • Был полностью ликвидирован Гос. Ком. Обороны. Его функции по хозяйственному управлению новь были переданы Совету Народных Комиссаров, которые, впоследствии, были преобразованы в министерства.
  • Был образован Государственный комитет по снабжению народного хозяйства и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство.

Особенности четвертой пятилетки

В годы четвертой пятилетки была разработана денежная реформа. Применение этой реформы осуществлялось одновременно со снижением цен и полной отменой системы карточек.

Результатом стал рост покупательной способности рубля и повышение уровня реальной зарплаты.

В этот же период была проведена конверсия облигаций Государственного займа, которая позволила собрать статистические данные для проведения конверсии остальных займов. Новая денежная реформа позволила осуществить обмен наличности на новые купюры в номинальном соотношении 10 к 1.

Замечание 2

Все вклады подверглись переоценке, причем эта переоценка была осуществлена в дифференцированном виде. Мелкие вклады, суммой до 3 тыс. руб., на долю которых приходилось 80% от общего числа всех вкладов, переоценке не подвергались, что позволило их владельцам получить существенную «премию». Для вкладов, суммой от 3 до 10 тыс. руб. соотношение обмена было установлено в размере 3 к 2, а для крупных вкладов, суммой от 10000 руб. и выше это соотношение составляло 2 к 1.

Произошло значительное снижение розничных цен, которое в среднем составило 17%. Цены на колхозных рынках снизились более чем втрое.

Проводимая финансовая реформа также позволила существенно укрепить систему государственного кредита. В период осуществления реформы и после её окончания наблюдался большой поток вкладов. Прежде всего, эта реформа нанесла удар по спекулянтам, которые держали свои накопления на руках.

В 1948 г. произошла конвертация всех государственных займов предыдущих лет в Государственный займ со ставкой в 2%. Впоследствии, в период с 1949 по 1957 годы ежегодно осуществлялся выпуск нового государственного займа.

В конце февраля 1950 г. произошла ревальвация рубля к доллару. Теперь доллар стал стоить 4 руб., вместо прежних 5,3 руб.

Помимо всего прочего, следовало решить еще одну непростую задачу - отмену карточной системы распределения товаров.

Карточная система во времена Второй мировой войны существовала во многих странах.

Цены на товары массового спроса были существенно выше, чем в довоенное время. После проведения денежной реформы и до 1954 года каждый год государством осуществлялось снижение цен, и в 1954 году уровень цен составлял чуть выше 40% от уровня 1947 года, однако, они все еще превышали цены довоенного периода.

Ежегодное понижение розничных цен на товары способствовало тому, что значительно увеличился уровень благосостояния одновременно всего советского населения, при этом в самом большом выигрыше оказывалась наименее оплачиваемая часть населения, в том числе крестьянство.

Государство продумало и момент с ажиотажной скупкой товаров в связи с отменой карточек. Перед их отменой был предварительно сформирован товарный запас величиной 1,7 млрд. руб. После того, как отмена карточек была проведена с одновременным переходом к единым розничным ценам, резерв был разделен и поступил в торговые сети городов (в размере 1,1 млрд. руб.) и сельской местности (в размере 0,6 млрд. руб).

Итоги четвертой пятилетки

За годы проведения четвертой пятилетки были восстановлены и введены в эксплуатацию практически все крупнейшие объекты промышленности. Капитальные вложения в отрасли народного хозяйства составляли около 48 млрд. руб. Была восстановлена Днепрогэс, отрасли металлургии также практически восстановились, были восстановлены и введены в эксплуатацию заводы Юга и шахты Донбасса.

Уже к концу 1948 г. вся советская промышленность вышла на уровень, зафиксированный в довоенное время.

Активно восстанавливался и жилищный фонд. Свыше 200 млн. м² жилой площади было восстановлено и отстроено. При этом, как и прежде, всё жильё было предоставлено государством бесплатно. Заданный в четвертую пятилетку план по ее завершению был выполнен и даже перевыполнен.

За этот период было сделано очень многое.

В эти годы были введены в эксплуатацию такие знаковые предприятия, как Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего порядка 6,5 тыс. предприятий.

Основной хозяйственно-политической задачей пятилетки состояло восстановление пострадавших в годы Великой Отечественной войны районов страны, восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и затем превосхождения этого уровня в значительных размерах.

Перед советской экономикой в послевоенный период стояло 2 задачи:

  • 1) провести реконверсию;
  • 2) восстановить экономику.

Для реализации первой задачи в 1945-1946 гг. был предпринят ряд организационных шагов.

  • 1. Произошла реорганизация наркоматов: НК танковой промышленности реорганизован в НК транспортного машиностроения, НК минометного вооружения - в НК машиностроения и приборостроения, НК боеприпасов - в НК сельскохозяйственного машиностроения.
  • 2. Ликвидирован Государственный Комитет Обороны (4 сентября 1945 г.), основные функции хозяйственного управления возвращены Совет Народных Комисаров.
  • 3. 15 марта 1946 г. народные комиссариаты преобразованы в министерства (причины: закончился этап революционной ломки, для которого был характерен отказ от старых названий; министерства должны подчеркнуть идею единоначалия, выстроить вертикаль).

В первые послевоенные годы среди руководства страны дискуссионным оставался вопрос о темпах и методов восстановления народного хозяйства. Оформилось две точки зрения.

  • 1. Медленный вариант. Сторонники - секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов, председатель Госплана Н. Вознесенский. Идеи: советский народ работал с перенапряжением сил все годы войны. Теперь ему можно предоставить возможность отдыха. К тому же с окончанием войны в странах Запада произойдет кризис, ослабнет угроза с их стороны.
  • 2. Быстрый вариант. Сторонники - Л.П. Берия, Г.М. Маленков. Несмотря на усталость и перенапряжение сил народа, невозможно выбрать путь медленных темпов восстановления, необходим форсированный вариант. Экономический кризис страны Запада преодолеют быстро, и вновь обострятся противоречия между социалистическим и капиталистическим миром. Главный фактор необходимости форсировать восстановление - монопольное обладание США ядерным оружием и обстановка холодной войны.

Последнее слово оставалось за Сталиным, который в 1946 г. заявил, что главное условие безопасности СССР - форсированный рост тяжелой промышленности. Выбор состоялся в пользу 2-го варианта.

Выступая на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа Москвы 9 февраля 1946 г., Иосиф Сталин поставил задачу:

"Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдёт, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше"

Эти решения нашли отражение в IV пятилетнем плане (1946-1950 гг.). План предусматривал достичь довоенного уровня по основным промышленным показателям к 1948 г., а к концу пятилетки - превысить показатели на 48 %.

По официальным данным 1950 г. план был выполнен и перевыполнен. Сегодня исследователи считают, что по предприятиям группы "А" пятилетка была выполнена, а по предприятиям группы "Б" - нет.

В любом случае за послевоенную пятилетку сделано очень многое. Знаковыми предприятиями, введенными в эксплуатацию в эти годы, стали Закавказский металлургический завод, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Рязанский станкостроительный завод и др. Всего около 6 500 предприятий.

Сравнивать прошлое и настоящее необходимо для улучшения будущего, при этом желательно не повторять ошибки предков. СССР — могучая некогда супердержава, внёсшая в своё время немалый вклад в развитие общества. Одной из краеугольных основ жизни советских граждан были пятилетки. По их итогам историки могут судить об индустриализации страны, сравнивать достижения прошлого и настоящего, узнать, как технологически далеко ушло наше поколение и к чему ещё стоит стремиться. Итак, тема данной статьи — пятилетки в СССР. Таблица, представленная ниже, поможет структурировать полученные знания в логическом порядке.

Первая пятилетка (1928-1932)

Итак, началась во имя строительства социализма. Страна после революции нуждалась в индустриализации, дабы не отстать от ведущих европейских держав. К тому же только с помощью форсированного наращивания промышленного потенциала было можно сплотить страну и вывести СССР на новый военный уровень, а также повысить уровень земледелия на всей огромной территории. По мнению правительства, нужен был строгий и безукоризненный план.

Таким образом, основной целью стало наращивание военной мощи максимально быстрыми темпами.

Основные задачи первой пятилетки

На XIV съезде ВКП(б), в конце 1925 года, Сталин высказал идею, что нужно превратить СССР из страны, ввозящей импортное оружие и технику, в страну, которая сама всё это может производить и поставлять иным государствам. Конечно же, нашлись люди, выразившие ярый протест, но мнением большинства он был подавлен. Сам Сталин заинтересовался тем, чтобы в первую же пятилетку вывести страну в лидеры, поставив на первом месте по производству металлургии. Так, процесс индустриализации должен был пройти в 4 этапа:

  1. Возрождение транспортной инфраструктуры.
  2. Расширение отраслей экономики, связанных с добычей материалов и сельским хозяйством.
  3. Перераспределение государственных предприятий по территории.
  4. Изменение работы энергетического комплекса.

Все четыре процесса проходили не поочерёдно, а затейливо переплелись. Так началась 1 пятилетка индустриализации страны.

Все задумки воплотить в жизнь не удалось, однако производство тяжёлой промышленности выросло почти в 3 раза, а машиностроения - в 20 раз. Естественно, столь успешное окончание проекта вызвало вполне закономерную радость правительства. Конечно, тяжело дались людям первые пятилетки в СССР. Таблица с итогами первой из них содержала бы в качестве лозунга или подзаголовка следующие слова: "Главное — начать!"

Именно в это время появляется множество призывных плакатов, отражающих главную цель и самобытность советского народа.

Главными стройками в то время были угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Магнитогорский металлургический комбинат. Благодаря этому удалось достигнуть финансовой независимости СССР. Самое видное сооружение — это ДнепроГЭС. Год 1932-й ознаменовался окончанием не только первой пятилетки, но и главнейшей для тяжёлой промышленности стройки.

Новая держава семимильными шагами укрепляет свой статус в Европе.

Пятилетка номер два (1933-1937)

Вторая пятилетка в высоких кругах носила название «пятилетка коллективизации» или «народного просвещения». Она была утверждена VII съездом ВКП(б). После тяжёлой промышленности страна нуждалась в развитии народного хозяйства. Именно эта сфера и стала главной целью второй пятилетки.

Основные направления второй пятилетки

Основные силы и финансы правительства в начале «пятилетки коллективизации» были направлены на строительство металлургических заводов. Появился Урало-Кузбасс, пустил первый ток ДнепроГЭС. Страна не отставала и в научных достижениях. Так, вторая пятилетка ознаменовалась первой высадкой на Северном полюсе экспедиции Папанина, появилась полярная станция СП-1. Активно строилось метро.

В это время большой упор делался на среди рабочих. Самый известный ударник пятилетки — Алексей Стаханов. В 1935 году он поставил новый рекорд, выполнив за одну смену норму 14 смен.

Третья пятилетка (1938-1942)

Начало третьей пятилетки ознаменовалась лозунгом: "Догнать и перегнать производство продукции на душу населения развитых Главные усилия правительства были направлены на повышение обороноспособности страны, так же как и в первой пятилетке, из-за чего страдало производство предметов народного пользования.

Направления третьей пятилетки

К началу 1941 года почти половина (43 %) капиталовложений страны шла на поднятие уровня тяжёлой промышленности. В преддверии войны в СССР, на Урале и в Сибири быстрыми темпами развивались топливные и энергетические базы. Необходимым для правительства было создание «второго Баку» — нового района нефтедобычи, который должен был появиться между Волгой и Уралом.

Особое внимание уделялось танковым, авиационным и другим заводам подобного рода. Значительно увеличился уровень производства боеприпасов и артиллерийских орудий. Однако вооружение СССР всё ещё отставало от западного, в частности от германского, но с выпуском новых видов оружия не очень-то спешили даже в первые месяцы войны.

Четвёртая пятилетка (1946-1950)

После войны все страны должны были возрождать своё производство и экономику, СССР это удалось почти полностью выполнить в конце 40-х годов, когда начался четвёртый срок. План пятилетки подразумевал не наращивание военной мощи, как раньше, а возрождение утраченного во всех сферах жизни общества в период войны.

Основные достижения четвёртой пятилетки

Всего через два года был достигнут тот же уровень промышленного производства, что и в довоенное время, даже несмотря на то, что планы второй и третьей пятилеток выдвигали суровые рабочие нормы. В 1950 году главные производственные фонды вернулись на уровень 1940 года. Когда заканчивалась 4 пятилетка, промышленность выросла на 41 %, а строительство зданий - на 141 %.

В строй снова вступила новая ДнепроГЭС, восстановили работу все шахты Донбасса. На этой ноте закончилась 4 пятилетка.

Пятая пятилетка (1951-1955)

Во время пятой пятилетки большое распространение получает атомное оружие, появляется в Обнинске, а в начале 1953 года пост главы государства вместо И. В. Сталина занимает Н. С. Хрущёв.

Основные достижения пятой пятилетки

Поскольку капиталовложения в промышленность возросли в два раза, выросли и объёмы выпускаемой продукции (на 71 %), в сельском хозяйстве - на 25 %. Вскоре были построены новые металлургические заводы - Кавказский и Череповецкий. На первую полосу полностью или частично выступили Цимлянская и Горьковская ГЭС. А в конце пятой пятилетки наука услышала об атомных и водородных бомбах.

Наконец, построен был первый и Омский нефтеперерабатывающий комбинат, значительно выросли темпы добычи угля. И 12.5 млн га новых земель вступили в оборот.

Шестая пятилетка (1956-1960)

Более 2 500 крупнейших предприятий вступило в строй, когда началась шестая пятилетка. В конце её, в 1959 году, начался параллельный семилетний план. Национальный доход страны повысился на 50 %. Капиталовложения в это время удвоились вновь, что повлекло широкое развитие лёгкой промышленности.

Главные достижения шестой пятилетки

Валовая продукция промышленности и сельского хозяйства выросла более чем на 60 %. Были достроены Горьковская, Волжская, Куйбышевская и К концу пятилетнего плана отстроен крупнейший в мире камвольный комбинат в Иваново. В Казахстане началось активное освоение целины. У СССР наконец-то появился ракетно-ядерный щит.

Первый в мире спутник запустили 4 октября 1957 года. Неимоверными усилиями развивалась тяжёлая промышленность. Однако больше было неудач, поэтому правительство организовало семилетний план, включающий в себя седьмую пятилетку и последние два года шестой.

Седьмая пятилетка (1961-1965)

Как известно, в апреле 1961 года первый человек в мире полетел в космос. Этим событием ознаменовалось начало седьмой пятилетки. Национальный доход страны продолжает активно расти и за следующие пять лет увеличивается почти на 60 %. Уровень валовой промышленной продукции вырос на 83 %, сельского хозяйства - на 15 %.

К середине 1965 года СССР занял передовую позицию по добыче угля и железной руды, а также по производству цемента, и это неудивительно. Страна всё ещё активно развивала тяжёлую промышленность и строительную индустрию, города росли на глазах, а для крепких зданий нужен цемент.

Восьмая пятилетка (1966-1970)

План пятилетки подразумевал не производство материалов, а строительство новых зданий и заводов. Города продолжают расширяться. На пост главы государства вступает Л. И. Брежнев. За эти пять лет появляется множество станций метро, Западно-Сибирский и Карагандинский металлургический комбинаты, первый автомобильный завод ВАЗ (выпуск: 600 тыс. авто в год), Красноярская ГЭС — крупнейшая в мире станция на то время.

Активное жилищное строительство решало проблему обездоливания (эхо войны всё ещё отзывалось в больших городах). В конце 1969 года более 5 млн жителей получили новые квартиры. После полёта Ю. А. Гагарина в космос астрономия сделала большой скачок вперёд, был создан первый луноход, привезён грунт с Луны, машины достигли поверхности Венеры.

Девятая пятилетка (1971-1975)

Во время девятой пятилетки построено свыше тысячи промышленных предприятий, валовой объём продукции промышленного характера вырос на 45 %, а сельского - на 15 %. Активно развивается автомобилестроение, ремонтируются авто и железные дороги. Капиталовложения перевалили за 300 млрд рублей в год.

Освоение нефте- и газоносных скважин в Западной Сибири привело к постройке множества предприятий, прокладыванию нефтепроводов. Поскольку с появлением большого количества заводов вырос и уровень занятого населения, был учреждён знак «Ударник девятой пятилетки» (за отличие в труде и на производстве).

Десятая пятилетка (1976-1980)

Активное повышение национального дохода и объёма промышленной продукции начинает идти на спад. Теперь страна не нуждается в огромном росте предприятий, но стабильное развитие всех сфер промышленности необходимо всегда.

Добыча нефти вышла на первый план, поэтому за пять лет было построено множество нефтепроводов, протянувшихся по всей Западной Сибири, где свою работу развернули сотни станций. Значительно повысилось количество рабочей техники: тракторов, комбайнов, грузовых машин.

Одиннадцатая пятилетка (1981-1985)

Для СССР началось крайне неспокойное время. Все в правительстве чувствовали приход кризиса, причин для которого было много: внутренние, внешние, политические и экономические. В своё время можно было изменить структуру власти, не отказываясь от социализма, но ничего этого произведено не было. Из-за кризиса люди, занимающие главенствующие посты государства, сменялись очень быстро. Так, Л. И. Брежнев оставался секретарем ЦК КПСС до 10.11.1982, Ю. В. Андропов занимал эту должность до 13.02.1984, К. У.Черненко - до 10.03.1985.

Продолжает развиваться транспортировка газов из Западной Сибири в Западную Европу. Построен нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км, пересекающий Уральский хребет и сотни рек.

Двенадцатая пятилетка (1986-1990)

Последняя пятилетка для СССР. За её время планировалось реализовать долгосрочную экономическую стратегию, но планам не суждено было сбыться. В это время многие получили знак ударника двенадцатой пятилетки: колхозники, рабочие, специалисты предприятий, инженеры... Планировалось (и частично было исполнено) наладить производство лёгкой промышленности.

Пятилетки СССР: обобщающая таблица

Итак, мы вкратце перечислили все пятилетки в СССР. Таблица, представленная вашему вниманию, поможет систематизировать и обобщить вышеизложенный материал. В ней собраны самые важные аспекты по каждому плану.

Задачи плана

Главные постройки пятилеток

Итоги

Любой ценой увеличить военную мощь и повысить уровень производства тяжёлой промышленности.

Магнитогорский металлургический комбинат, ДнепроГЭС, угольные шахты в Донбассе и Кузбассе.

В 3 раза выросло производство тяжёлой промышленности и в 20 раз - машиностроения, ликвидирована безработица.

И. В. Сталин: «Мы должны догнать передовые страны за 5-10 лет, иначе нас сомнут».

Стране требовалось повышение уровня всех типов промышленности, как тяжёлой, так и лёгкой.

Урало-Кузбасс — вторая угольно-металлургическая база страны, судоходный канал "Москва - Волга".

Значительно вырос национальный доход и промышленное производство (в 2 раза), сельское - в 1.5 раза.

Из-за агрессивной политики фашисткой Германии основные силы были брошены на обороноспособность страны и производство машин, а также тяжёлой промышленности.

Упор на образовательные учреждения в начале пятилетки, после усилия переносятся на Урал: самолёты, машины, орудия и миномёты производятся там.

Страна понесла большие убытки из-за войны, но значительно продвинулась вперёд обороноспособность и производство тяжёлой промышленности.

Четвёртая

Восстановление страны после Великой Отечественной войны. Необходимо достигнуть того же уровня производства, что и в довоенный период.

Вновь в строй вступают ДнепроГЭС, электростанции Донбасса, Северного Кавказа.

К 1948 году был достигнут довоенный уровень, США лишено монополии на атомное оружие, значительно снижены цены на товары первого спроса.

Повышение национального дохода и объёма промышленной продукции.

Волго-Донской судоходный канал (1952 год).

Обнинская АЭС (1954 год).

Построено множество водохранилищ и ГЭС, в два раза вырос уровень промышленного производства. Наука узнаёт об атомных и водородных бомбах.

Повышение капиталовложений не только в тяжёлую, но и в лёгкую промышленность, а также в сельское хозяйство.

Горьковская, Куйбышевская, Иркутская и

Камвольный комбинат (Иваново).

Капиталовложения увеличены почти в два раза, активно осваиваются земли Западной Сибири и Кавказа.

Повышение национального дохода и развитие науки.

Повышение основных производственных фондов на 94 %, национальный доход вырос на 62 %, валовая продукция промышленности на 65 %.

Повышение всех показателей: валовой продукции промышленности, сельского хозяйства, национального дохода.

Строятся Красноярская, Братская, Саратовская ГЭС, Западно-Сибириский металлургический комбинат, Волжский автозавод (ВАЗ).

Создан первый луноход.

Вперёд продвинулась астрономия (привезён грунт с Луны, достигнута поверхность Венеры), нац. доход вырос на 44 %, объём промышленности - на 54 %.

Развивать отечественное хозяйство и машиностроение.

Стройка нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, начало строительства нефтепровода.

Значительно развивается химическая промышленность после освоения залежей Западной Сибири. Проложено 33 тыс. км газопроводов, 22.5 тыс. км нефтепроводов.

Открытие новых предприятий, освоение Западной Сибири и Дальнего Востока.

Камский завод, Усть-Илимская ГЭС.

Увеличилось количество газо- и нефтепроводов.

Появились новые промышленные предприятия.

Одиннадцатая

Повысить эффективность использования производственных фондов.

Нефтепровод "Уренгой - Помары - Ужгород" длиной 4 500 км.

Длина газо- и нефтепроводов достигла 110 и 56 тыс. км соответственно.

Повысился национальный доход, увеличены социальные выплаты.

Расширено техническое оснащение заводов.

Двенадцатая

Реализация реформаторской экономической стратегии.

Преимущественно строятся жилые здания.

Частично налажено производство лёгкой промышленности. Повышение электроснабжения предприятий.

Как бы трудны ни были эти планы, итоги пятилеток показывают настойчивость и мужество народа. Да, выполнено было не всё. Шестую пятилетку пришлось "продлевать" за счёт семилетнего плана.

Пусть и были тяжелы пятилетки в СССР (таблица - прямое тому подтверждение), но советский народ стойко справлялся со всеми нормами и даже перевыполнял планы. Главным лозунгом всех пятилеток было: «Пятилетку в четыре года!»

История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый Коллектив авторов

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

4. ИТОГИ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА

Героическим трудом советского народа под руководством Коммунистической партии за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов в годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений.

Объединив усилия трудящихся всей страны, Коммунистическая партия обеспечила успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.». Советские люди продемонстрировали массовый трудовой героизм, мирились с временными лишениями, чтобы быстрее залечить тяжелые раны войны. Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда.

Общие итоги возрождения промышленности . За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40 и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно - сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции.

За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования.

При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара - песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений.

Крупнейшая из восстановленных шахт Донбасса «Новогундоровская» № 2 с полностью механизированными процессами угледобычи, 1950 г.

В послевоенные годы политика партии и Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и на достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства.

Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена.

Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др.

Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил уровень 1940 г. на 73 % вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве - на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне.

Итоги восстановления топливно - энергетической базы и металлургии. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики.

Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт - час по сравнению с 48,3 млрд. кВт - час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт - час и составляло 14,7 млрд. кВт - час.

Уже в первом году пятилетки коллектив Харьковского турбогенераторного завода изготовил уникальную турбину мощностью 100 тыс. кВт для Зуевской электростанции. На Криворожской ГРЭС в апреле 1946 г. прошла испытание первая восстановленная турбина мощностью 10 тыс. кВт. Во Львове был введен в строй новый турбогенератор мощностью 12 тыс. кВт. К осени 1946 г. закончились восстановительные работы на Харьковской ГЭС № 2. Коллектив Ленинградского металлического завода к этому времени изготовил первую из шести мощных гидравлических турбин свыше 100 тыс. кВт для Днепровской ГЭС им. В. И. Ленина. В марте 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый агрегат восстановленного Днепрогэса, а к концу пятилетки его мощность составила 650,6 тыс. кВт, т. е. увеличилась на 90 тыс. кВт по сравнению с довоенным уровнем. За годы пятилетки были полностью восстановлены Штеровская, Кураховская, Зуевская, Северодонецкая, Криворожская и другие районные тепловые электростанции, а также все коммунальные и большинство промышленных электростанций. Вступили в строй новые ГРЭС в Херсоне, Полтаве, Бердичеве, Кременчуге, Кировограде, Мелитополе и других промышленных центрах. Началось строительство новой электростанции в Донбассе - Мироновской ГРЭС.

Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Донецкий район снова воссоединился с Днепровским энергорайоном. Широким фронтом в Донбассе велось строительство тепловых электростанций местного значения.

В годы четвертой пятилетки в СССР впервые в мире началось строительство атомной промышленной электростанции мощностью 5 тыс. кВт.

Высокими темпами восстанавливалась и прокладывалась электросеть. К концу пятилетки ее протяженность с напряжением 35 кВт и выше составила 4,6 тыс. км, или на 13 % больше, чем в 1940 г. Широко внедрялась механизация и автоматизация, новые более производительные установки высокого напряжения.

Коммунистическая партия и Советское правительство уделяли постоянное внимание вопросам развития угольной промышленности Донбасса. Большинство основных шахт этого района вступили в строй и давали топливо к концу пятилетки. Одновременно начинали функционировать десятки новых угледобывающих предприятий.

В угольной промышленности страны, в том числе и Украины, происходили глубокие качественные изменения в технике добычи. Впервые стали широко применяться системы машин и механизмов, развертывалось коренное техническое перевооружение всего горного дела.

Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов.

Если к осени 1947 г. горняки Донбасса дали стране свыше двух третей довоенной добычи угля, то в четвертом квартале 1949 г. - уже больше, чем в 1940 г. Возрождение угольной промышленности Донбасса было завершено, что явилось большой победой советского народа.

Успешно развивалась нефтяная и газовая промышленность страны. В результате широкого развертывания разведочного бурения, применения новой техники, в частности, советских турбобуров, были открыты многочисленные нефтяные месторождения. На территории Украинской ССР проводились большие геологоразведочные работы по открытию месторождений природного газа. В строй действующих вступил газопровод Дашава - Киев.

Большие успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946–1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. Самоотверженным трудом строителей, металлургов, с помощью всего советского народа были восстановлены и в значительной степени реконструированы основные металлургические гиганты Донбасса и Приднепровья - «Запорожсталь», «Азовсталь», макеевский им. С. М. Кирова, краматорский, енакиевский заводы. Успешно шло возрождение железорудной базы - Криворожского бассейна. К началу 1948 г. здесь были введены в строй все 60 шахт, действовавших до войны. Полное восстановление металлургических заводов Украины закончилось в 1951 г. Всего же за годы восстановления (учитывая и 1943–1945 гг.) на Украине были введены в эксплуатацию 36 доменных и 80 мартеновских печей, 78 прокатных станов. Хотя общее число работающих агрегатов еще не достигло довоенного, средняя мощность технически усовершенствованных доменных, мартеновских и коксовых печей, прокатных и трубопрокатных станов к концу четвертой пятилетки стала выше, чем в 1940 г. К концу 1950 г. был превзойден довоенный уровень производства чугуна на «Азовстали», «Запорожстали», на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова, выплавки стали на Енакиевском металлургическом заводе, «Азовстали» и др. В 1950 г. республика дала стране свыше 9,1 млн. т чугуна, 8,3 млн. т стали, 6,9 млн. т проката, 21 млн. т железной руды, 15 млн. т кокса, свыше 78 млн. т угля. Она производила больше, чем до войны, проката, черных металлов, железной руды, электроэнергии, минеральных удобрений, почти столько же, как до войны, стали, чугуна, угля.

Восстановление и развитие машиностроения, транспорта и легкой промышленности . Машиностроители Советской Украины в годы четвертой пятилетки налаживали выпуск новых машин и агрегатов, призванных обеспечить механизацию труда во многих отраслях народного хозяйства, повысить производительность труда.

В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования - в 2,7, электромоторов нормальных - в 2,5, электромоторов взрывобезопасных - в 3,3, плугов тракторных - в 3, культиваторов тракторных - в 5,7, молотилок сложных - в 5,1, вагонов товарных - в 2,1, экскаваторов - в 9,3, велосипедов - в 4,4 раза.

Уже в первом году четвертой пятилетки на харьковском машиностроительном заводе «Свет шахтера» была изготовлена углепогрузочная машина. На шахтах «Дельта-3» треста «Ворошиловуголь» успешно прошли испытания установки «угольный струг» для механизации очистных работ на пологопадающих пластах. В сентябре 1946 г. из цехов строящегося завода «Львовсельмаш» вышли первые образцы готовой продукции, а в октябре месячный план был досрочно выполнен на 113 %. Сверх задания было выпущено 100 машин.

Машиностроители Украины изготовляли оборудование и для арктических экспедиций, для горнорудной промышленности и судостроительных верфей Крайнего Севера. Значительных успехов в этом достигли коллективы харьковских электромеханического завода, «Свет шахтера» и др. Коллектив Новокраматорского машиностроительного завода в 1950 г. создал оборудование непрерывного тонколистового стана «1450» для Магнитогорского металлургического комбината, в том числе уникального горизонтального пресса для обжима слябов весом 464 т. Завод поставил также 97 экскаваторов и драглайнов для строителей Волго - Донского канала, тысячи сложных турбинных деталей, подъемных механизмов и другое оборудование. Для автомобильной и тракторной промышленности страны новокраматорцы создавали горизонтально - ковочные машины, различные краны. Одесский завод радиальных станков в 1950 г. освоил выпуск вертикально - алмазно - расточного стана для шлифовки блоков цилиндров, а Одесский завод тяжелого краностроения им. Январского восстания приступил к серийному выпуску 10–тонного железнодорожного самоходного крана и освоил выпуск 25–тонного крана. Коллектив Одесского станкостроительного завода им. С. М. Кирова наладил выпуск координатно - расточных станков высокой точности.

Большой вклад в создание новых, более совершенных орудий труда внесли машиностроители харьковских тракторного завода им. Серго Орджоникидзе, «Свет шахтера», электромеханического завода (ХЭМЗ), «Серп и молот», «Красный Октябрь» и др. Коллектив ХТЗ, не снижая темпов выпуска продукции, освоил новый дизельный трактор ДТ-54, наладил массовый выпуск садово - огородных тракторов ХТЗ-7. Рабочие завода «Серп и молот» освоили выпуск комбайновых моторов. На предприятии «Свет шахтера» был освоен выпуск высокопроизводительных транспортеров, а на заводе «Красный Октябрь» - мощных прессов. Коллектив ХЭМЗа изготовлял электродвигатели новейших типов, взрывобезопасные моторы для химической и горной промышленности, а также уникальные машинные агрегаты для шагающего десятикубового экскаватора.

Несмотря на то что стране практически заново пришлось восстанавливать такие гиганты сельскохозяйственного машиностроения, как Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, «Ростсельмаш», Одесский завод сельскохозяйственного машиностроения им. Октябрьской революции, запорожский комбайновый завод «Коммунар» и др., сельское хозяйство с каждым годом получало все больше сельхозмашин. В феврале 1948 г. с конвейера ХТЗ сошел послевоенный десятитысячный трактор. В этом же году коллектив предприятия выпустил больше машин, чем, в 1940 г. Превзошел довоенный уровень производства в 1949 г. коллектив киевского завода «Большевик».

За годы четвертой пятилетки работники машиностроительной промышленности поставили сельскому хозяйству страны 536 тыс. тракторов (в перечислении на 15–сильные) и 93 тыс. зерновых комбайнов. Если до начала войны в стране работали три тракторных завода, то в 1950 г. их стало уже семь. С каждым годом росла энергонасыщенность отечественных тракторов, улучшались их эксплуатационные характеристики.

Харьковский завод транспортного машиностроения (в 1957 г. ему присвоено имя В. А. Малышева) в 1946 г. начал серийный выпуск рудниковых электровозов, в 1947 г. освоил выпуск мощных магистральных тепловозов ТЭ-1, с 1950 г. - ТЭ-2. Коллектив харьковского машиностроительного завода «Свет шахтера» достиг по объему производства довоенного уровня и изготовлял скребковые конвейеры и средства шахтного освещения. В этом же году довоенного уровня производства достиг Харьковский электромеханический завод. Харьковский завод малых агрегатных станков в 1946 г. начал выпуск агрегатных станков А-1. В 1946 г. был введен в строй Харьковский завод по производству тепловозного оборудования (ныне «Электротяжмаш» им. В. И. Ленина). В 1947 г. здесь был изготовлен первый электродвигатель для тепловоза ТЭ-1.

Одновременно с реконструкцией и восстановлением старых машиностроительных заводов в республике велось строительство новых. Стал в строй Запорожский трансформаторный, начали выпускать продукцию такие новые заводы, как Киевский мотоциклетный, Харьковский подшипниковый, Львовский и Винницкий инструментальные. В эти годы были сделаны первые шаги в авиа- и автомобилестроении. Серийное производство самолетов АН-2 освоил коллектив Киевского авиационного завода. Было начато строительство Львовского автосборочного завода, превращенного в 1951 г. в автобусный. В республике началось производство дорожных машин, значительно возросло изготовление оборудования и приборов автоматики и телемеханики, сложной измерительной техники и радиоаппаратуры. Коллектив Лутугинского завода Ворошиловградской области освоил новую технологию производства высокостойких валков для прокатных станов. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была внедрена новая технология выплавки стали, изготовления бронзовых деталей и деталей из биметалла на чугунной основе. Коллектив Рубежанского химкомбината освоил производство новых стойких видов кубовых красителей.

К 1950 г. восстановление разрушенной в ходе войны химической промышленности Украины в основном было завершено. Объем ее валовой продукции составил 97 % уровня 1940 г. Выпуск минеральных удобрений превысил довоенный уровень в 1,5 раза, химических волокон - в 1,8, лаков и красок - в 2, резиновой обуви - почти в 3 раза.

За 1946–1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Работники железнодорожного транспорта досрочно выполнили пятилетку. Они почти вдвое повысили производительность труда и перевезли сверх плана миллионы тонн грузов.

Значительные изменения произошли в развитии морского и речного, автомобильного и коммунального транспорта. В последнем году пятилетки грузооборот на речном, автомобильном и воздушном транспорте превысил довоенный уровень.

В годы четвертой пятилетки много было сделано для восстановления легкой промышленности Украины. С помощью братских республик создавались новые предприятия легкой и местной промышленности. Развитие легкой промышленности в эти годы осуществлялось высокими темпами. Среднегодовой прирост производства обуви в 1946–1950 гг. составлял более 50 %, а хлопчатобумажных тканей - свыше 58 %. В 1950 г. валовая продукция легкой промышленности достигла 79 % уровня 1940 г., а уровень производства местной промышленности республики достиг довоенного, по некоторым показателям даже превзойдя его. Производство хлопчатобумажных тканей по сравнению с довоенным увеличилось в 1,5 раза. Все это положительно сказалось на повышении материального уровня жизни трудящихся.

В годы четвертой пятилетки социалистическая система хозяйства снова продемонстрировала перед всем миром большие возможности. Советский народ под руководством Коммунистической партии без помощи извне нашел силы и средства для одновременного обеспечения высоких темпов восстановительных работ и дальнейшего развития производительных сил страны. Был достигнут значительный подъем всех отраслей народного хозяйства, обеспечено дальнейшее укрепление экономической и оборонной мощи социалистического государства. Рабочий класс, трудящиеся Украинской ССР при помощи братских республик добились больших успехов в восстановлении промышленности, транспорта. За 1946–1950 гг. индустрия республики была не только восстановлена, но и сделала значительный шаг вперед в своем развитии. Пятилетний план страны по общему объему промышленной продукции был выполнен досрочно - за 4 года и 3 месяца. В этот период были достигнуты существенные результаты в развитии транспорта, капитального строительства.

Произошли структурные изменения в промышленности Украины. Получили развитие новые отрасли. Успешное восстановление народного хозяйства явилось ярким свидетельством преимущества плановой социалистической экономики, залогом новых свершений советского народа в развитии народного хозяйства, укрепления оборонного могущества нашей Родины.

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками. 1941-1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Переход к нэпу. Восстановление народного хозяйства СССР (1921-1925 гг.) автора Коллектив авторов

4. Итоги восстановления промышленности республик Сравнивая итоги восстановления крупной промышленности республик, можно заметить существенные различия в достигнутом уровне производства каждой из них. Довоенный уровень промышленного производства в большей степени

Из книги Создание фундамента социалистической экономики в СССР (1926-1932 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные задачи и итоги выполнения плана первой пятилетки Одобряя первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР в его оптимальном варианте, XVI конференция ВКП(б) (апрель 1929 г.) подчеркнула, что этот план обеспечивает:«а) максимальное развитие производства

Из книги Три года без Сталина. Оккупация: советские граждане между нацистами и большевиками, 1941–1944 автора Ермолов Игорь Геннадиевич

§ 1. Коллаборационизм в области промышленности Одной из важнейших задач оккупационной администрации, если не считать борьбы с советским подпольем и партизанами, стало использование экономического потенциала СССР в своих интересах. Исходя из этого оккупанты уделяли

Из книги Нюрнбергский процесс, сборник материалов автора Горшенин Константин Петрович

РАЗРУШЕНИЕ ГОРОДОВ И СЕЛ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ ИЗ НОТЫ НАРОДНОГО КОМИССАРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР ТОВ. В.М. МОЛОТОВА ОТ 6 ЯНВАРЯ 1942 г.[Документ СССР-51/2]...В захваченном недавно недалеко от города Верховья Орловской области приказе по 512 немецкому пехотному полку,

Из книги Завершение социалистического преобразования экономики. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.) автора Коллектив авторов

2. Основные итоги второй пятилетки. Завершение построения материально-технической базы социализма В ходе выполнения плана второй пятилетки реализовался принцип сочетания перспективного и текущего планирования народного хозяйства. Годовые планы, составляемые в

Из книги Власть и оппозиции автора Роговин Вадим Захарович

XLVII Итоги первой пятилетки Ещё в 1931 году Троцкий предупреждал, что «при неправильном планировании и, что ещё важнее, при неправильном регулировании плана в процессе его выполнения, кризис может развернуться под самый конец пятилетки и создать непреодолимые затруднения

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том восьмой автора Коллектив авторов

3. БОРЬБА ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Мероприятия партии и правительства по восстановлению экономики республики. Братская помощь народов СССР. Важнейшей задачей Коммунистической партии в период успешных наступательных боев была организация

автора Коллектив авторов

1. ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА Развитие плана социалистического строительства в последних работах В. И. Ленина. В. И. Ленин уделял огромное внимание разработке теоретических проблем социалистического строительства. 23 декабря 1922 г. - 2 марта 1923 г., уже будучи

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ВТОРОГО ПЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НА ТРАНСПОРТЕ Успехи в развитии промышленности и транспорта. Благодаря самоотверженному труду советского народа во главе с Коммунистической партией, направляющей и организующей творческую активность

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. ИТОГИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЯТИЛЕТКИ Завершение коллективизации сельского хозяйства. В конце первой пятилетки вне колхозов оставалось около трети крестьянских хозяйств республики. В отдельных областях, в частности, в Винницкой, единоличники составляли 41 %, в Черниговской -

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

2. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УССР В ГОДЫ ТРЕТЬЕЙ ПЯТИЛЕТКИ ХVIII съезд ВКП(б) об основных задачах третьего пятилетнего плана в области промышленности. Победа социализма создала условия для вступления СССР в новый исторический период - период завершения социалистического

автора Коллектив авторов

Глава ІІ ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Приступая к возрождению разрушенного войной народного хозяйства, партия и правительство исходили из того, что ключ к восстановлению и дальнейшему развитию экономики

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ В ГОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ПЯТИЛЕТКИ Важнейшая роль в развитии социалистического общества в послевоенный период принадлежала Советам депутатов трудящихся, составляющим политическую основу СССР. В. И. Ленин указывал, что Советы осуществляют «связь

Время невероятных человеческих преодолений для советских людей не закончилось с завершением Великой Отечественной войны. В 1946 году началась ударная четвертая пятилетка в СССР, на которую советское правительство выстроило множество планов по восстановлению и развитию народного хозяйства. Нормы необходимого выполнения плана были установлены наивысшие.

Начало четвертой пятилетки совпало с засухой, неурожаем. Голод в стране уносил жизни сотни тысяч людей (1946-1948). Но советскому человеку было велено забыть о невзгодах и продолжать планомерное строительство коммунизма.

Четвертая пятилетка 1946 -1950 гг. — годы преодоления последствий войны, голода, нищеты в СССР. И, тем не менее, по всем показателям советской статистики совершались трудовые подвиги, перевыполнялся план, костьми ложились, в прямом смысле, чтобы восстановить страну.

В марте 1946 года Сталин ознакомил трудящихся с объемами предстоящих трудовых подвигов:
«...ежегодно до 50 миллионов тонн чугуна, до 60 миллионов тонн стали, до 500 миллионов тонн угля, до 60 миллионов тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать».

Четвертая пятилетка была выполнена досрочно, за 4 с небольшим года. Мужество и самоотверженность советского человека не имели границ. По данным статистики, ущерб, нанесенный войной, был ликвидирован к 1948 году. И СССР удалось выйти на довоенный промышленный уровень. Интересно, какими силами? Если в колхозах умирали от голода, а в городе мизерной зарплаты рабочего хватало на распитие самогона после трудового дня. Подвиги свершались из-под палки, потому что всевидящее око Отца Народов не дремало, и на четвертую пятилетку пришелся последний виток массовых политических и показательных репрессий, целью которых было ужесточение порядка в послевоенной стране.

Четвертая пятилетка в СССР, по данным советской статистики, помогла стране «укрепить материально-техническую базу колхозов и совхозов», а на деле мизерный размер плановых средств для развития сельского хозяйства сдерживал его дальнейший подъем.

По некоторым показателям того времени, советский человек повысил уровень своего благосостояния. Это в то время, когда зарплаты на заводах, в реальности, сократились вдвое.

В самый разгар голода в стране 1947 г. правительство отменяет карточки и проводит денежную реформу с обязательным займом у трудящихся. Цены на многие продукты питания падали несколько раз в течение четвертой пятилетки, но не хватало самых основных продуктов, и «рыночная», спекулятивная торговля была на убийственно высоком уровне.

Четвертая пятилетка в СССР 1946-1950 гг. ознаменовалась ударным строительством. Возрождались из пепла и руин многие населенные пункты, возводились 100 млн.кв. жилых построек.

Если верить статистике конца пятилетки, в 1950 году промышленный уровень СССР стал выше довоенного, в некоторых областях даже в 2 раза, и советской стране удалось укрепить свои внешнеэкономические позиции во многих зарубежных странах.

Если рассматривать основополагающий тезис Сталина к четвертой пятилетке в СССР - «мы можем и должны» - многие цифры выглядят правдивыми. Как и реальные достижения в области науки в СССР, развития ядерной физики, ее практического применения.

Виктория Мальцева