Беседы с детьми о боге.

епископ Александр (Милеант)

Беседы с детьми о Боге

О тветственность за воспитание в детях веры в Бога всегда лежала на семье, на родителях, на дедушках и бабушках больше, чем на школьных преподавателях Закона Божия. А богослужебный язык и проповеди в церкви обычно детям непонятны.

Детская религиозная жизнь нуждается в направлении и взращивании, к чему родители мало подготовлены.

Мне кажется, что нам надо, во-первых, понять отличительную особенность детского мышления, детской духовной жизни: дети не живут отвлеченным мышлением. Может быть, в этом реалистическом характере их мышления и заключается одно из тех свойств детства, о котором сказал Христос, что «таковых есть Царство Небесное». Детям легко вообразить себе, представить очень реалистически то, о чем мы говорим отвлеченно – силу добра и силу зла. Они с особой яркостью и полнотой воспринимают всякие ощущения, например – вкус еды, удовольствие от интенсивного движения, физическое ощущение капелек дождя на лице, теплого песка под босыми ногами… На всю жизнь запоминаются некоторые впечатления раннего детства, и реален для детей именно опыт ощущения, а не рассуждения о нем… Для нас, верующих родителей, главный вопрос -как передать на таком языке ощущений, на языке конкретности, мысли о Боге, о вере в Него. Как дать детям почувствовать по-детски реальность Бога? Как дать им опыт ощущения Бога в нашей жизни?

Я уже говорила, как мы вводим понятие о Боге обычными жизненными выражениями – «Слава Богу!» «Не дай, Боже!» «Храни тебя Господь!» «Господи, помилуй!». Но имеет очень большое значение то, как мы их говорим, выражаем ли мы ими действительное чувство, действительно ли переживаем их значение. Ребенок видит вокруг себя иконы, крестики: трогает их, целует. Первое, очень простое понятие о Боге заключается в этом сознании, что Бог есть, как есть тепло и холод, ощущение голода или сытости, Первая сознательная мысль о Боге приходит, когда ребенок способен понять, что значит сделать что-нибудь – сложить, слепить, построить, склеить, нарисовать… За каждым предметом есть кто-то, этот предмет сделавший, и ребенку довольно рано делается доступным понятие о Боге как о Творце. Вот в это время, мне кажется, возможны первые разговоры о Боге. Можно обращать внимание ребенка на окружающий его мир – букашки, цветы, животные, снежинки, маленького братца или сестрицу – и возбуждать в нем чувство чудесности Божьего творения. А следующая тема о Боге, которая делается доступной детям, – это участие Бога в нашей жизни. Четырех-пятилетние дети любят слушать рассказы, доступные их реалистическому воображению, и таких рассказов много в Священном Писании.

Новозаветные рассказы о чудесах производят впечатление на маленьких детей не своей чудесностью – дети мало отличают чудо от не-чуда, – а радостным сочувствием: «Вот человек не видел, ничего не видел, никогда не видел. Ты закрой глаза и вообрази, что ты ничего, ничего не видишь. А Иисус Христос подошел, дотронулся до его глаз, и он вдруг стал видеть… Как ты думаешь, что он увидел? Как это ему показалось?» «А вот плыли люди с Иисусом Христом на лодке, и пошел дождь, поднялся ветер, буря… Было так страшно! А Иисус Христос запретил ветер и волнение воды, и стало вдруг тихо..». Можно рассказать, как люди, собравшиеся слушать Иисуса Христа, были голодны, и ничего нельзя было купить, и только один маленький мальчик помог Ему. А вот рассказ о том, как ученики Иисуса Христа не допускали маленьких детей к Спасителю, потому что они шумели, а Иисус Христос вознегодовал и велел пустить к Нему маленьких детей. И, обняв, благословил их..».

Таких рассказов очень много. Можно их рассказывать в определенное время, например перед сном, или показывать иллюстрации, или просто «когда к слову придется». Конечно, для этого нужно, чтобы в семье был человек, знакомый по крайней мере с главнейшими евангельскими рассказами. Может быть, хорошо молодым родителям самим перечитать Евангелие, выискивая в нем такие рассказы, которые будут понятны и интересны маленьким детям.

К восьми-девяти годам дети уже готовы воспринимать какое-то примитивное богословие, даже сами его создают, придумывая убедительные для них самих объяснения, которые они наблюдают. Они уже знают что-то об окружающем их мире, видят в нем не только доброе и радостное, но и плохое и грустное. Они хотят найти какую-то понятную для них причинность в жизни, справедливость, награду за добро и наказание за зло. Постепенно в них развивается способность понимать символическое значение притч, например притчи о блудном сыне или о милосердном самаритянине. Их начинает интересовать вопрос о происхождении всего мира, хотя и в очень примитивной форме.

Очень важно предупредить тот конфликт, который часто возникает у детей несколько позднее, – конфликт между «наукой» и «религией» в детском понимании этих слов. Очень важно, чтобы им было понятно различие между объяснением того, как произошло событие, и о том, какой смысл этого события.

Помню, как мне пришлось объяснять девяти-десятилетним внукам смысл покаяния, и я предложила им представить в лицах диалог между Евой и змием, Адамом и Евой, когда они нарушили Божье запрещение есть плоды с дерева познания добра и зла. А потом они представили в лицах притчу о блудном сыне. Как точно отметила девочка разницу между «сваливанием вины друг на друга» и раскаянием блудного сына.

В этом же возрасте детей начинают интересовать такие вопросы, как учение о Святой Троице, жизнь после смерти или почему надо было так страшно пострадать Иисусу Христу. Пытаясь отвечать на вопросы, очень важно помнить, что детям свойственно «схватывать» по-своему смысл иллюстрации, примера, рассказа, а не нашего объяснения, абстрактного хода мысли.

Подрастая, годам к одиннадцати-двенадцати, почти все дети испытывают трудности при переходе от детской веры в Бога к более зрелому, одухотворенному мышлению. Только простых и занимательных рассказов из Священного Писания теперь недостаточно. От родителей, от дедушек и бабушек требуется способность услышать тот вопрос, ту мысль, то сомнение, которое родилось в голове мальчика или девочки. Но в то же время не надо навязывать им вопросов или объяснений, которые им еще не нужны, до которых они не доросли. Каждый ребенок, каждый подросток развивается в своем темпе и по-своему.

Мне кажется, что в «богословское сознание» десяти-одиннадцатилетнего ребенка должно входить понятие о видимом и невидимом мире, о Боге как о Творце мира и жизни, о том, что есть добро и зло, что Бог любит нас и хочет, чтобы мы были добрыми, что если мы сделали что-нибудь плохое, то мы можем пожалеть об этом, раскаяться, попросить прощения, исправить беду. И очень важно, чтобы образ Господа Иисуса Христа был знаком и любим детьми.

Навсегда запомнила я один урок, данный мне верующими детьми. Их было трое: восьми, десяти и одиннадцати лет, и я должна была объяснить им Молитву Господню – «Отче наш». Говорили мы о том, что значат слова «иже еси на небесех». Те небеса, куда летят космонавты? Видят ли они Бога? Что такое мир духовный – небеса? Поговорили мы обо всем этом, посудили, и я предложила каждому написать одну фразу, в которой объяснялось бы, что такое «небеса». Один мальчик, у которого недавно умерла бабушка, написал: «Небеса – это куда мы попадаем, когда умрем». Девочка написала: «Небеса – это такой мир, который мы не можем ни тронуть, ни видеть, но он очень настоящий». А самый младший неуклюжими буквами вывел: «Небеса – это доброта».

Особенно важно нам понять, почувствовать и проникнуть во внутренний мир подростка, в его интересы, его миросозерцание. Только установив такое сочувственное понимание, я бы сказала уважение к их мышлению, можно стараться показать им, что христианское восприятие жизни, отношений с людьми, любви, творчества придает всему этому новое измерение. Опасность для подрастающего поколения состоит в их ощущении, что духовная жизнь, душевная вера в Бога, церковь, религия – нечто иное, не касается «настоящей жизни». Самое лучшее, что мы можем дать подросткам, молодежи – и только если нас с ней связывает искренняя дружба – это помочь им задуматься, поощрять их искать смысл и причину всего, что в их жизни случается. И самые хорошие, самые полезные разговоры о Боге, о смысле жизни возникают у нас с нашими детьми не по плану, не по чувству долга, а случайно, неожиданно. И мы, родители, должны быть к этому готовы.

С рождением ребенка родители начинают задаваться вопросом, как правильно вводить в жизнь малыша такие понятия как «вера» и «Бог». И дело здесь совсем не в набожности семьи, а в том, кто и как понимает и представляет себе Бога. А ведь если копнуть глубже, то окажется, что каждый из нас имеет свое представление о вере, храме и Господе. Не зря ведь религиозные распри стали причиной многих войн и потасовок. Так что привить ребенку веру во что-то или кого-то — это большая ответственность, серьезный шаг, требующий специальной подготовки и степени осознанности.

И все-таки, как познакомить ребенка с верой?

Думаю, ключевым словом здесь будет именно «познакомить».Не стоит изначально задаваться целью привить малышу веру в Бога, а то со временем вы можете поймать себя на том, что прививание превратилось в навязывание. Ведь никто не знает, кем станет ваш ребенок когда вырастет, в какой стране будет жить, какую веру захочет исповедать. Поэтому оставьте ему самое главное — право выбора.

И так, остановимся на знакомстве малыша с религией. На самом деле, какую бы веру вы не исповедовали, какую церковь не посещали, вам должно быть известно, что все основные понятия Бога во всех религиях абсолютно одинаковы. Бог — творец, Бог — всемогущ, Бог — есть любовь и т.д. Вот с этого и начните. Помните, что чем меньше ребенок , тем меньше нюансов и подробностей он должен знать. Ваша задача — дать ему представление о Боге, церкви, вере в целом. Но уж никак не заставить малыша выучить детскую Библию или молитвы наизусть.

Если ваша семья очень набожная, вы часто посещаете церковь, ходите на причастия, молитесь как дома, так и в церкви, то приобщать свое чадо ко всем этим атрибутам веры стоит очень осторожно. Безусловно, во всем этом нет, и не может быть чего-то плохого за исключением одного — принуждения. Постоянно следите за тем, чтобы малышу все эти походы в церковь доставляли истинное удовольствие, а не отвращение. Постарайтесь добиться главного — чтобы ребенок испытывал перед Богом благоговение, а не страх или другие негативные эмоции. Как этого достичь? Ответ очевиден — только своим личным примером. Если вы молитесь только потому, что «так надо» или ходите на исповедь или причастие, даже не имея особого представления в чем их предназначение, то, уверяю вас, ребенок очень быстро вас раскусит и вопрос веры надолго отойдет для него на задний план.

Бог в глазах ребенка

Бог — он как воздух, он есть везде. Именно поэтому он всегда в курсе всего происходящего как на Небе, так и на Земле. Частичка Бога живет и в твоем сердце, малыш. Поэтому он знает все-все твои самые потайные желания и мысли. Он всегда с радостью готов исполнить любое твое желание, только надо попросить. Как просить? Искренне, с уверенностью в том, что Бог все-все может. Бог всемогущий, ему под силу абсолютно все. Почему Бог не исполнил твое последнее желание? Значит, оно было не во благо тебе. Бог — всевидящий, он видит то, что скрыто от нас. Если он чего-то тебе не дал — значит, оно тебе и не нужно. Богу нужно доверять. Иногда Бог проверяет людей на выносливость и терпение. Кто проходит все испытания — получает подарок от Бога — либо исполнение заветного желания, либо еще больше силы, мудрости, доброты и т.д.

Поскольку в тебе живет частичка Бога, то ты тоже есть Бог. Ты такой же всемогущий, всевидящий, вселюбящий, как и он. Только ты пока что его ученик. Верь в Бога и в свои силы, и ты будешь непобедим и неуязвим.

Все, что ты говоришь — Бог с радостью воплощает это в жизнь. Поэтому будь осторожен с плохими словами или поступками. Бог никогда никого не наказывает. Наказать себя можешь только ты сам, своими плохими мыслями или действиями.

Бог есть любовь. Он любит тебя всегда, чтобы ты не натворил, как бы плохо ты не поступил. Если тебе нужна Его помощь — тебе стоит только попросить. Молитва — самый быстрый способ связаться с Богом. Это как позвонить ему по телефону — быстро и надежно.

Церковь — это место, где Бог готов выслушать всех и каждого. Это место, где можно зарядиться позитивом, очистить свои мысли. Это как батарейки зарядить, когда они уже вот-вот сядут.

В общем, основную мысль вы поняли. Естественно, все это нельзя рассказывать в один присест. Вводить информацию нужно по мере необходимости и степени взросления. Например, мой четырехлетний сын никогда не говорит «мне плохо», «я заболел». Он свято верит в то, что Бог дает то, что ты говоришь, поэтому он всегда перефразирует свое плохое самочувствие на «я здоров», «мне уже гораздо лучше», «Господи, сделай так, чтобы я выздоровел». И знаете, что самое удивительное — его вера творит чудеса, и он не устает этому радоваться. Чего и вам желаю от всей души!

С рождением ребенка родители начинают задаваться вопросом, как правильно вводить в жизнь малыша такие понятия как «вера» и «Бог». И дело здесь совсем не в набожности семьи, а в том, кто и как понимает и представляет себе Бога. А ведь если копнуть глубже, то окажется, что каждый из нас имеет свое представление о вере, храме и Господе. Не зря ведь религиозные распри стали причиной многих войн и потасовок. Так что привить ребенку веру во что-то или кого-то - это большая ответственность, серьезный шаг, требующий специальной подготовки и степени осознанности.

И все-таки, как познакомить ребенка с верой?

Думаю, ключевым словом здесь будет именно «познакомить».Не стоит изначально задаваться целью привить малышу веру в Бога, а то со временем вы можете поймать себя на том, что прививание превратилось в навязывание. Ведь никто не знает, кем станет ваш ребенок когда вырастет, в какой стране будет жить, какую веру захочет исповедать. Поэтому оставьте ему самое главное - право выбора.

И так, остановимся на знакомстве малыша с религией. На самом деле, какую бы веру вы не исповедовали, какую церковь не посещали, вам должно быть известно, что все основные понятия Бога во всех религиях абсолютно одинаковы. Бог - творец, Бог - всемогущ, Бог - есть любовь и т. д. Вот с этого и начните. Помните, что чем меньше ребенок, тем меньше нюансов и подробностей он должен знать. Ваша задача - дать ему представление о Боге, церкви, вере в целом. Но уж никак не заставить малыша выучить детскую Библию или молитвы наизусть.

Если ваша семья очень набожная, вы часто посещаете церковь, ходите на причастия, молитесь как дома, так и в церкви, то приобщать свое чадо ко всем этим атрибутам веры стоит очень осторожно. Безусловно, во всем этом нет, и не может быть чего-то плохого за исключением одного - принуждения. Постоянно следите за тем, чтобы малышу все эти походы в церковь доставляли истинное удовольствие, а не отвращение. Постарайтесь добиться главного - чтобы ребенок испытывал перед Богом благоговение, а не страх или другие негативные эмоции. Как этого достичь? Ответ очевиден - только своим личным примером. Если вы молитесь только потому, что «так надо» или ходите на исповедь или причастие, даже не имея особого представления в чем их предназначение, то, уверяю вас, ребенок очень быстро вас раскусит и вопрос веры надолго отойдет для него на задний план.

Бог в глазах ребенка

Бог - он как воздух, он есть везде. Именно поэтому он всегда в курсе всего происходящего как на Небе, так и на Земле. Частичка Бога живет и в твоем сердце, малыш. Поэтому он знает все-все твои самые потайные желания и мысли. Он всегда с радостью готов исполнить любое твое желание, только надо попросить. Как просить? Искренне, с уверенностью в том, что Бог все-все может. Бог всемогущий, ему под силу абсолютно все. Почему Бог не исполнил твое последнее желание? Значит, оно было не во благо тебе. Бог - всевидящий, он видит то, что скрыто от нас. Если он чего-то тебе не дал - значит, оно тебе и не нужно. Богу нужно доверять. Иногда Бог проверяет людей на выносливость и терпение. Кто проходит все испытания - получает подарок от Бога-либо исполнение заветного желания, либо еще больше силы, мудрости, доброты и т. д.

Поскольку в тебе живет частичка Бога, то ты тоже есть Бог. Ты такой же всемогущий, всевидящий, вселюбящий, как и он. Только ты пока что его ученик. Верь в Бога и в свои силы, и ты будешь непобедим и неуязвим.

Все, что ты говоришь - Бог с радостью воплощает это в жизнь. Поэтому будь осторожен с плохими словами или поступками. Бог никогда никого не наказывает. Наказать себя можешь только ты сам, своими плохими мыслями или действиями.

Бог есть любовь. Он любит тебя всегда, чтобы ты не натворил, как бы плохо ты не поступил. Если тебе нужна Его помощь - тебе стоит только попросить. Молитва - самый быстрый способ связаться с Богом. Это как позвонить ему по телефону - быстро и надежно.

Церковь - это место, где Бог готов выслушать всех и каждого. Это место, где можно зарядиться позитивом, очистить свои мысли. Это как батарейки зарядить, когда они уже вот-вот сядут.

В общем, основную мысль вы поняли. Естественно, все это нельзя рассказывать в один присест. Вводить информацию нужно по мере необходимости и степени взросления. Например, мой четырехлетний сын никогда не говорит «мне плохо», «я заболел». Он свято верит в то, что Бог дает то, что ты говоришь, поэтому он всегда перефразирует свое плохое самочувствие на «я здоров», «мне уже гораздо лучше», «Господи, сделай так, чтобы я выздоровел». И знаете, что самое удивительное - его вера творит чудеса, и он не устает этому радоваться. Чего и вам желаю от всей души!

Можно ли воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям знание Бога (это знание он предполагает уже существующим); он дает детям только знание о Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется только умом и памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится отвлеченным, внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога – непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, знание о Боге – достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (). О том же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет ().

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь между живыми существами – человеком и Богом.

Когда я учился в духовном училище и гимназии, то из пройденного мною девятилетнего курса Закона Божия во мне оставил впечатление только курс приготовительного класса, до сих пор сохранившийся в моей памяти и в моем сердце, может быть потому, что преподаватель сумел придать своему преподаванию особенную наглядность и задушевную простоту.

Между тем независимо от уроков Закона Божия во мне, в моем раннем детстве, существовала религиозная жизнь. Я действительно чувствовал присутствие Божие – и это чувство сказывалось в любви к посещению храма, в любви к церковным песнопениям, к праздничным религиозным обычаям, в чтении книг религиозного содержания, особенно житий святых, в любви к домашней молитве, к чтению акафистов, к религиозным процессиям и т. д. Будучи ребенком, я не скучал в церкви, а когда выучился читать, то свои небольшие карманные деньги тратил не на лакомства, а на покупку житий святых. И эта религиозная жизнь была во мне не потому, что я как-то узнал своими внешними чувствами Бога, как внешний для меня предмет. Такое познание Бога вообще невозможно, так что, когда неверующие говорят, что они не веруют в Бога, потому что никогда Его не видели, да и никто другой Его не видел и видеть не может, они делают грубую ошибку, применяя к познанию Бога тот способ, каким мы познаем окружающие нас видимые предметы.

С другой стороны никто и никогда в моем раннем детстве не старался доказывать мне различными рассуждениями существование Бога, в этом не было никакой надобности. Да если бы кто-нибудь и сделал это, то он дал бы мне только внешнее знание того, чем Бог может или должен быть, но не само восприятие Бога, как живого существа. Я, как и всякий другой ребенок, познавал Бога в моем раннем детстве не внешним опытом и не доводами разума, а непосредственно, внутренним восприятием, потому что я создан по образу и подобию Божию. Будучи подобен Богу, человек, благодаря своему богоподобию, внутренне и непосредственно воспринимает Бога и познает Его.

Это внутреннее восприятие Бога присуще всем людям. Если мы перестаем ощущать Бога в себе, то не потому, что мы к этому не способны, а потому, что чувство Бога заглушается в нас или заблуждениями нашего горделивого ума, или греховностью нашего испорченного сердца.

Прийти к познанию Бога – не значит найти Бога вне себя, как некоторый внешний предмет, или убедиться в его существовании какими-то логическими доводами, – это значит каким-то таинственным образом дать возможность нашему внутреннему «я» увидеть Бога внутренним оком.

Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя достигнуть познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники не в состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу, которую видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

И в наше время богословское, семинарское и академическое образование не обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним зрением сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и воспитания заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в руководимом это внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в его сердце такое изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

Конечно, я отнюдь не хочу отрицать значения и важности богословского образования и обучения Закону Божию; я хочу только отметить, что знание Бога надо ясно отличать от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что этим исчерпывается задача религиозного руководства.

Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное содержание нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге, отношение Бога к миру и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в Таинстве Крещения, обладает естественной способностью знать Бога. Это вероятно и имеет в виду Господь Иисус Христос, когда говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (); славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (); кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (); чистые сердцем... Бога узрят ().

Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических заключений пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же непосредственно, как мы непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца. Никто не доказывает бытия солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые не ищут доказательства бытия Божия. Ставить признание бытия Божия в зависимость от соображений нашего разума, постоянно колеблющихся и меняющихся в зависимости от проницательности нашего ума и от запаса наших знаний – это значило бы обосновать несомненное сомнительным или рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.

И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей своей жизни сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного восприятия бытия Божия, и это особенно свойственно людям простым и смиренным, свободным от соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.

Почему дети теряют веру в Бога

Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать Бога и верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит эта потеря веры и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов тем, кто говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не есть что-либо постороннее человеку, она есть необходимая потребность человеческой природы, главнейшее содержание внутренней жизни человека.

Когда мы заботимся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым, развиваем в нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, мы не навязываем ему чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только помогаем ему из самого же себя извлекать, как бы освобождать из пеленок, в себе самом усматривать те свойства и движения, которые вообще свойственны человеческой душе.

То же самое нужно сказать и о познании Бога.

По принципу ненавязывания ничего детской душе, мы вообще должны бы были отказаться от всякого содействия ребенку в развитии и укреплении его душевных сил и способностей. Мы должны были бы всецело предоставлять его самому себе до тех пор, пока он вырастет и сам разберется, каким он должен быть, и каким нет.

Но этим мы не избавили бы ребенка от посторонних влияний на него, а только придали бы этим влияниям беспорядочный и произвольный характер.

Возвращаемся к вопросу, почему одни люди до конца дней своих сохраняют в душе своей постоянную, непоколебимую веру, между тем как другие теряют ее, иногда теряют окончательно, а иногда с большим трудом и страданиями возвращаются к ней?

В чем заключается причина этого явления? Мне кажется, это зависит от того, какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем детстве. Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить правильное соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры; если же собственное «я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и господствующее место, вера в душе его затмится. В раннем детском возрасте собственная личность обычно еще не становится на первом месте, не делается предметом поклонения. Почему и сказано: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. С годами собственная личность все более и более возрастает в нас, становится центром нашего внимания и предметом нашего угождения.

И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет по двум направлениям – по направлению чувственности, служения телу, и по направлению гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще и перед своим собственным в частности.

Обыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаются в одном и том же человеке. У одних преобладают соблазны чувственности, а у других соблазны рассудочности. Чувственность с возрастом переходит иногда в половую нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и гордые.

Чувственность и гордость, как два вида служения собственной личности – это как раз те именно свойства, какие проявлялись, как мы знаем, в первородном грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и Богом.

То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами.

Нездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, приводящее к развитию в нас или чувственности, или гордости, загрязняет чистоту нашего внутреннего, духовного зрения, лишает нас возможности видеть Бога.

Мы отходим от Бога, остаемся одни в своей эгоистической жизни и со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Таков процесс нашего отпадения от Бога.

У тех же людей, которым удается сохранить правильное соотношение с Богом, процесс развития эгоистических, чувственных и гордостных расположений встречает преграду в памяти о Боге; они берегут в себе и чистоту сердца и смирение ума; и тело и ум у них вводится в свои границы их религиозным сознанием и долгом. Они смотрят на все возникающее у них в душе как бы с некоторой высоты своего религиозного сознания, производят надлежащую оценку своим чувствам и стремлениям и не позволяют им овладевать собой бесконтрольно. При всех постигающих их соблазнах они не теряют основное религиозное направление их жизни.

Таким образом, задача и трудность религиозного руководства заключаются в том, чтобы помочь ребенку, мальчику, юноше или девушке сохранить правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться в себе соблазнам чувственности и гордости, которыми засоряется чистота внутреннего зрения.

Вспоминая свою молодость я должен сознаться, что именно указанным мною внутренним процессом произошла во мне в тринадцати – четырнадцатилетнем возрасте утрата религиозности. Развивавшиеся во мне влечения чувственности и чрезмерное доверие к уму, гордость рассудочности мертвили мою душу.

И не я один, многие из моих товарищей страдали тем же.

Если бы около нас нашелся наблюдательный и опытный руководитель и заглянул в нашу душу, то, может быть, он нашел бы в ней что-нибудь и хорошее, но главным образом нашел бы в ней леность, лакомство, лживость, скрытность, самонадеянность, чрезмерную уверенность в своих силах и возможностях, критическое и скептическое отношение к чужим мнениям, склонность к поспешным и необдуманным решениям, упрямство и доверчивое отношение ко всяким отрицательным теориям и т. п.

Не нашел бы он только в душе нашей памяти о Боге и рождаемой ею внутренней тишины и смирения.

Такого руководителя у нас не было. Наш законоучитель, очень почтенный протоиерей, едва успевал спрашивать у нас уроки Закона Божия и объяснять дальнейшее. А эти уроки имели для нас такой же внешний и безразличный характер, как и все другие уроки. Вне уроков мы не видели и не могли видеть законоучителя. К исповеди, единственной в году, мы относились малосознательно.

И ничто не мешало нам духовно угасать и мертветь.

В одном американском руководстве для религиозных лидеров молодежи мне пришлось прочитать несколько советов о том, как вести это дело. Я не скажу, чтобы эти советы были вполне удовлетворительными. Говорят – научите детей в обстоятельствах их повседневной жизни, домашней и школьной, замечать присутствие Бога и вы можете сохранить им веру. Это не совсем так. Верующие дети несомненно всегда видят в своей повседневной жизни присутствие Бога, но в том-то и горе, что это не мешает им в старшем возрасте потерять веру, и то, что в детстве они объясняли очевидным воздействием Бога, в юношеском возрасте уже представляется им в другом освещении и свою детскую веру они начинают считать наивным заблуждением. Соображения, кажущиеся в детстве очень основательными и убедительными, взрослого человека перестают удовлетворять. Когда мне было лет одиннадцать – двенадцать, я однажды никак не мог решить заданной нам трудной задачи. Я пробился над ней целый вечер напрасно. Ложась спать я усердно помолился, чтобы Господь помог мне решить задачу. Ночью мне приснилось решение этой задачи и утром, вскочив с постели, я с радостью записал его, и моя душа была полна глубокого, благодарного чувства к Богу, в помощи которого я не сомневался. Когда же мне исполнилось семнадцать лет, этот мой детский опыт ничуть не помешал считать себя неверующим, я объяснял случившееся бессознательной работой отдохнувшего ума.

Этот случай показывает, что наши детские заключения об участии Бога в нашей жизни ничуть не обеспечивают нам сохранение веры в юности. Юности вообще свойственно относиться ко всему скептически, а в особенности к тому, что предлагается старшими, как неоспоримая и обязательная для молодежи истина.

Несомненно, конечно, что слово Божие, слышанное в детстве, оставляет свой след в душе и приносит плод в свое время. Однако и в этом случае имеет значение не убедительность библейских истин для ума, а нечто иное, более глубоко производимое словом Божиим изменение сердца. Если Библия остается только достоянием ума и памяти, она не поможет сохранению веры.

Библейские рассказы, с полным доверием выслушанные и принятые в детстве, в юности, особенно под влиянием отрицательной, научной критики и ходячих в обществе взглядов – уже вызывают недоверие и отрицание. Нужна глубокая и непоколебимая вера в Библию, как в подлинное слово Божие, чтобы не утратить благоговейного отношения к ней, а такой веры, как мы знаем, не имеют иногда и профессиональные богословы.

То же самое нужно сказать и о чтении житий святых. Жития святых, конечно, могут воодушевлять подвигом христианской жизни, но для этого нужно, чтобы мы видели в святых не только героев давно минувших времен и исключительных обстоятельств, а наших вечных спутников, наставников и помощников в христианском подвиге, живых членов Святой Христовой Церкви, с которыми мы можем быть в постоянном общении и к которым можем обращаться с молитвами о помощи. Другими словами, память о святых только тогда приносит нам настоящую помощь, когда мы живем полной христианской жизнью, живем в Церкви в нераздельном единении со святыми и когда святые не являются для нас только далеким историческим воспоминанием.

Все указанные способы религиозного влияния на молодежь страдают тем коренным недостатком, что они скользят по поверхности, обращаются преимущественно к рассудку и не сообразуются с внутренним состоянием детской души, уже начавшей разлагаться под влиянием греха.

Чтобы оказать действительную, реальную помощь в религиозной жизни, необходимо вникнуть в этот внутренний, духовный процесс, происходящий в молодой душе и приводящий ее к религиозному опустошению. Только ясно представляя себе этот процесс, в каждом индивидуальном случае, можно увидеть выход из этого состояния.

Главное же в этом процессе – развитие греховного, замкнутого в себе расположения.

С этим-то и надо бороться, а не обращаться к одному только уму с рассуждениями общего характера.

Как утрата веры, так и возвращение к ней никогда не совершаются путем спокойного, теоретического исключительно умственного процесса. И утрата веры и возвращение к ней являются обычно тяжелой, внутренней драмой, чрезвычайно мучительной, доводящей иногда до отчаяния, до желания смерти и эта драма тянется иногда многие годы.

Излечить такое внутреннее состояние одними только разговорами и благочестивыми наставлениями или учеными лекциями невозможно.

Необходимо болезненному процессу внутреннего разложения противопоставить иной, творческий процесс внутреннего оздоровления через воздействие на душу некоторой здоровой, положительной, творческой силы.

Главнейшая забота религиозного воспитания должна заключаться в том, чтобы не в сознании только ребенка, не в памяти его и не в привычках, а в самой глубине духа его сохранилась его связь с Богом. Эта внутренняя связь с Богом должна быть той твердыней, о которую должны разбиваться все соблазны чувственности и горделивого самообольщения.

Помочь ребенку в этом деле может, прежде всего, благотворная среда живой религиозной веры и любви к Богу. Как свеча загорается от горящей свечи, так и в детской душе разгорается огонь веры и любви не от наставлений и не от правил, а от окружающего его духа веры и любви.

Первоначальное и самое важное значение в правильном ходе религиозной жизни детей имеет, конечно, семья. Но для этого сама семья должна быть, по словам апостола Павла, малой, домашней церковью, то есть не формально только числиться православной, не ограничиваться только внешним исполнением церковных правил, а действительно иметь средоточием своей жизни Господа Иисуса Христа.

Только при этом условии вся домашняя обстановка православного дома и весь уклад семейной жизни будут глубоко проникать в детскую душу.

И материнская или отцовская молитва и образок или крестик над колыбелью и кроватью, и причащение Святых Таин, и окропление святой водой и лампада перед святой иконой – все это не будет тогда одной пустой, внешней формой, но будет выражением подлинного религиозного духа семьи и не будет вызывать противоречий и сомнений в душе ребенка.

При условии полного единства духа и формы религиозной жизни в семье, как губка впитывает в себя воду, так и душа ребенка впитывает в себя впечатления православного домашнего быта.

Религиозные обычаи семьи, встреча , или , праздник или – все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накопляется в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот детский религиозный опыт всплывает в душе и является источником спасения и возрождения.

Благотворное влияние религиозной православной семьи ничем не заменимо – незаметно, органически, легко и свободно она закладывает в детской душе основы здоровой религиозной жизни.

Второй средой, еще более необходимой для правильного религиозного развития, включающей в себя и саму православную семью – является православная церковность, средоточием которой является Господь Иисус Христос. Нужно, чтобы в душе православного ребенка укреплялось чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть православной Церкви, с которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной питательницей и воспитательницей.

Такое чувство в душе ребенка легко возникает, если сама окружающая его семья живет этим чувством. Чувство принадлежности к Церкви важнее чувства принадлежности к семье. Семья может разрушиться – Церковь никогда. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, бесприютным: он чувствует себя в крепкой руке Христовой, в руке Божией. Он чувствует под собой несокрушимую твердыню. Он живет в постоянном общении со Христом, со святыми и умершими.

Укрепить в ребенке это сознание является очень важной задачей религиозного воспитания.

Как ребенок должен узнавать Христа

Я сказал, что средоточием церковности является Господь Иисус Христос. Он же должен быть сосредоточием и семейной жизни.

Ребенок должен узнавать Христа не из книжки с картинками, а из настроения, из образа мыслей, из образа жизни, из взаимных отношений членов семьи.

Если он таким образом узнает Христа, Христос станет близким и родным его душе на всю жизнь.

Так именно и воспитывались древние христиане, мученики, мученицы и отцы церкви в своих родных христианских семьях. Достаточно вспомнить воспитание сестер – , или святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста их матерями.

Таким образом, основанием правильного религиозного воспитания является то, чтобы с самых ранних лет вложить в душу ребенка положительное христианское содержание, вложить не как нечто внешнее и временное, а как ответ на собственные глубочайшие запросы его духа. С этим положительным содержанием в душе ребенку легче будет преодолевать возникающие в нем темные, греховные влечения и соблазны.

Как происходит у молодежи отход от Христа

И все же мы должны признать, что лишь немногие счастливые и крепкие духом натуры успевают устоять на положительном христианском основании своего духа, большинство же молодежи переживает тяжелый и мучительный процесс отхода от Бога и последующего к Нему возвращения.

В кратких словах я постараюсь изобразить этот процесс.

Возникающие в молодой душе и постепенно развивающиеся влечения чувственности и горделивого самообольщения – в конце концов становятся господствующими элементами души. Молодая душа становится их послушным орудием. В этом послушном служении своим желаниям и страстям молодежь полагает даже свою свободу и горячо протестует против всякой попытки ограничения этой ее мнимой свободы.

Нельзя сказать, чтобы эти воздвигнувшиеся в молодых душах кумиры доставляли им действительное удовлетворение. Они носятся с ними, но покоя себе не находят. Страдают и тоскуют, ищут чего-то лучшего, более правдивого, чистого и прекрасного, – откуда и возникает та жажда найти смысл и цель жизни, которая так присуща молодости.

Отсюда вытекает страсть к посещению великих людей или к писанию им писем, в надежде услышать от них спасающее, руководящее слово или готовый рецепт истинной жизни.

Отсюда увлечение всевозможными учениями и теориями, обещающими всеобщее счастье и блаженство.

Потеряв под собой религиозную почву раннего детства, молодежь употребляет все усилия утвердиться на какой-нибудь иной почве.

Однако все эти прекрасные порывы и стремления большей частью не выходят из пределов мечтаний.

Не хватает воли к реальному деланию добра, к преодолению чувственности, к отрешению от бесплодных умствований.

В конце концов, создается тяжелая внутренняя драма, неудовлетворенность, тоска, недовольство собой, желание смерти. Охваченные этим настроением, молодые люди погружаются в самих себя, забывают самых близких и родных людей, чувствуют глубокое одиночество. И в этом одиночестве они создают себе самые фантастические, нездоровые планы. Ни усиленная работа, ни шумное веселье не могут разогнать этого тяжелого состояния духа.

Как происходит перелом в религиозной жизни

В этот период может последовать перелом в религиозной жизни. По прежнему пути идти уже некуда. Собственное внутреннее состояние представляется отвратительным, хотя юноша или девушка, может быть, еще и не умеет назвать его греховным. Является желание найти под-

линный, высокий, прекрасный и не умирающий смысл жизни, ибо жить, не найдя такой смысл, значит влачить жалкое, бесцветное, бесцельное, скучное существование.

В этот роковой момент перелома молодой жизни в душе вдруг, каким-то загадочным и таинственным путем, загорается некоторый свет, возникает некоторое свежее и радостное чувство, появляется некоторая надежда: жизнь не бессмыслица.

Откуда берется эта уверенность, что жизнь не бессмыслица? Что такое жизнь? До сих пор молодая мысль склонялась к механическому миросозерцанию – жизнь есть совокупность атомов и сил и их непрерывное движение и взаимодействие; жизнь есть причинная цепь явлений,

из совокупности которых составляется вся картина мирового, земного и человеческого существования. И вдруг в этом огромном, безграничном и бездушном механизме молодая душа начинает чувствовать присутствие чего-то живого, великого, разумного и прекрасного – присутствие Бога.

Откуда это чувство?

Многие обстоятельства могут этому содействовать; главное то, что надломилась вера в свою молодую непогрешимость, глубоко почувствовалась своя внутренняя несостоятельность. Не стало опоры в самом себе. Явилась потребность в иной, более сильной опоре.

Душа стоит на некотором распутье. Она находится в состоянии неустойчивого равновесия. Прежние влияния и влечения потеряли над ней свою власть. Новые силы в ней еще не определились. Каждый, самый незначительный толчок может иметь в этот момент чрезвычайное, решающее значение для всей жизни.

Всплывшие из подсознательной области души сладостные, религиозные переживания детства, неожиданно услышанный церковный звон, случайно попавшая в руки книга, встреча и разговор с глубоко и искренне верующим человеком, посещение монастыря, таинственная и молчаливая красота природы, яркий художественный образ и многое другое может содействовать тому, что подготовленный уже в душе перелом вдруг найдет свой исход. Проснется детская вера, ярко и сладостно путеводной звездой загоревшись в душе. Жизнь получает вдруг смысл, является желание жить, работать во имя вспыхнувшего в душе идеала. Старое материалистическое мировоззрение оказалось несостоятельным. Новое религиозное мировоззрение согрело душу и осмыслило жизнь.

Вспоминая свою собственную молодость, я нахожу в ней подтверждение, что таким именно путем, путем многолетней внутренней драмы происходило и в нас возвращение к утраченному религиозному мировоззрению и идеалу. Пробудившееся в душе религиозное чувство сразу же по иному осветило мир и жизнь. Молодая душа начинает видеть красоту и величие мира, появляется вера в высший смысл и значение жизни, открывается сердце к принятию Евангелия.

Начинает тянуть в церковь, к богослужению, к исповеди, к причастию, хотя мысли нередко остаются еще еретическими.

И когда в молодой душе, после пережитого раньше хаоса, начинают говорить эти иные чувства и потребности, тогда смело можно сказать, что душа уже спасена. Здесь начинается новый период духовной жизни, когда утвердившись на камне горьким опытом приобретенной, а не рассудочно усвоенной веры, – человек начинает сознательно строить на этом основании свою жизнь.

Вместо заключения

Все изложенное можно формулировать в следующих положениях:

  1. Каждый человек, будучи образом и подобием Божиим, по природе своей способен к внутреннему, опытному, непосредственному познанию Бога, то есть к вере в Бога. Религиозно неспособных людей, атеистов по природе, не существует.
  2. Познание о Боге, о Его свойствах и действиях, о Его отношении к миру и об отношении людей к нему должно быть неразрывно связано с познанием Бога, то есть с живой верой в Него, В противном случае оно становится внешним, мертвенным знанием, достоянием только ума и памяти и имеет мало значения для подлинной религиозной жизни.
  3. Познание Бога сохраняется и возрастает в человеке при условии правильного отношения к Богу, чистоты сердца и смирения, в благоприятной духовной среде, семейной и церковной.
  4. главной причиной утраты веры является нездоровое, греховное направление жизни, когда собственная личность с ее эгоистическими стремлениями выдвигается на первое место и заслоняет правильное отношение к Богу и людям. Это есть то именно, что случилось с первозданными людьми.
  5. начавшийся процесс греховной жизни и отчуждения от Бога не может быть остановлен никакими рассудочными способами, пока не дойдет до своего предела, пока молодому сознанию путем горького опыта не откроется ясно бессмысленность и невозможность жизни без Бога. Так было и с дохристианским человечеством.
  6. Греховный процесс преодолевается в молодой душе ее духовным воскресением, возникновением в ней захватывающего душу религиозного, святого идеала, влекущего и дающего силу к новому направлению жизни во имя Бога. Так возникла и христианская культура.
  7. Благоприятными моментами, возвращающими юную душу к религиозной жизни, являются: религиозные воспоминания детства, влияние природы, влияние художественной литературы, встречи с действительно религиозными людьми, посещение центров религиозной жизни (монастырей, старцев, святых мест) и чтение религиозной литературы.

Протоиерей Сергий Четвериков. Как воспитать и сохранить веру в Бога у детей.

М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 1999 32 с.

Чем детская вера отличается от взрослой?

Существует такое выражение: сознательная вера в Бога. Обычно так говорят об отношении к Творцу взрослых зрелых людей. Но ведь какое-то представление о Боге есть и у детей, особенно из религиозных семей. Так что же такое детская вера? Чем отличается она от взрослой? Об этом мы решили спросить у православных родителей. Для многих участников нашего интернет-опроса -- особенно для тех, кто сам не так давно пришел в Церковь, -- воспитание детей в вере -- задача со многими неизвестными.

«Для меня это очень больной вопрос. Моей дочери скоро тринадцать. В последнее время она реже ходит в храм, реже причащается, меньше молится. И я не знаю, делает ли она это искренне или только потому, что “надо”, потому, что разговора о вере она категорически избегает. Вернее, с ней можно поговорить о чем-то таком... фактологическом, но только не о том, что касается ее личного отношения к вере и Богу. А когда ей было шесть лет, я обнаружила на полях детской Библии корявую карандашную надпись: “R лублю Бога” -- вот это точно было искренне».

«Я вот в книжках все читаю, какие благочестивые детки бывают. Молитовку прочесть при затруднениях могут, напомнить о Боге родителям, маслицем больное место помазать... Вот все жду чего-то спонтанного у своих детей... Нет, они любят иногда порассуждать -- о сотворении мира, о загробной жизни, о судьбе и случае. Любят маслом святым мазаться и просфоры есть. Но вот насколько это их собственная вера? Пока склоняюсь, что это привычка, обычай, перенятый у родителей».

«Любой самый верующий с младенчества ребенок около подросткового возраста переживает кризис, после которого в состоянии снова выбрать веру -- или отвергнуть. Часто кризис невидим, но если поговорить с человеком откровенно -- обычно его находишь. Чтобы ребенок счастливо остался в Церкви -- крайне важна детская верующая компания сверстников».

«Духовник сказал мне: “Нужно как можно чаще водить ребенка в храм и причащать. И если наступит время и он уйдет из Церкви, ему будет легче вернуться обратно”».

«Мой сын пяти лет воспринимает Бога как абсолютно реальную личность, если можно так выразиться. Ну как бабушку свою, например. Так же и ангелов и Богородицу. Как-то застала его с молитвословом в руках -- а читать он еще не умеет. Он стоял в комнате один перед иконами и говорил, глядя на образа: “Богородица, ты хорошая”».

«Детская вера вся в чувствах и глубоком внутреннем знании. Так получилось, что на моем пути к вере решительные шаги, уверенные повороты я совершала ради детей и благодаря детям. Искренне радуюсь за наших прадедов, в которых вера сидела глубоко и основательно. Так глубоко, что и вопросов и сомнений у них не возникало. И к детям, вероятно, она переходила также естественно. Их и “обучать” этому не надо было.
У меня же такого наследства нет. Поэтому, двигаясь пока ощупью, я очень боюсь на детей надавить. Но стала замечать, что им самим стала необходима молитва перед сном и даже перед тренировкой. Увидела, какое облегчение дочка испытала, когда на первые вопросы о смерти получила христианские ответы. Как мир святых и ангелов входит в ее мировоззрение и становится частью ее надежд, фантазий, устремлений...
Две молитвы она выучила сама. Одну из вечернего правила, самую короткую, и теперь всегда сама ее проговаривает. Вторую -- пели в воскресной школе. Она никак не могла конец запомнить. Так она в садике целый день ее повторяла про себя, а вечером перед сном радостно пропела ее всю. А я боялась даже предложить ей учить молитвы!
О ее восприятии Бога ничего не скажу. Я стараюсь не задавать ей прямых вопросов на эту тему. Слишком тонкая материя! И, опять повторюсь, я не уверена в своих силах. Не уверена, что все сомнения ее правильно разрешу. Но если она задает вопрос или начинает беседу, я, конечно, поддерживаю (часто -- отложив все дела) и с Божьей помощью пытаюсь ответить».

«Мне все вспоминается тронувший меня случай. Машке тогда было около четырех лет. Я усадила ее обедать, поставила перед ней тарелку с супом. Она произнесла свое обычное: “Господи, благослови еду”, перекрестила суп, взялась за ложку и... Ай! Суп оказался горячим. Я ей -- подуй, мол. А она, не глядя на меня, все с той же серьезностью: “Господи, благослови, чтоб не горячий!” Осталось ли в ней такое же доверие сейчас? Не знаю».

«Я бы не сказала, что детская вера так уж сильно отличается от взрослой. Дети, конечно, более доверчивы, просты, открыты, у них все нерассудочно, основано на чувствах -- но они такие во всем, не только в вере. Дети могут легко молиться о “каждодневном”: чтобы снег выпал, чтобы коленка прошла и прочее; в храме себя чувствуют свободнее, даже если редко там бывают, больше “как дома”, мне кажется».

«Дети знают, что есть взрослый и есть Бог, которые о них заботятся, и жизни самостоятельной они не хотят, потому как знают, что погибнут.
Не так взрослые, не так... Они думают, что могут устроить эту жизнь сами, своими силами. Именно про это свойство детей говорит Христос».

«Я бы сказала, что основная черта детской веры -- это полное доверие к Богу, отсутствие сомнения. Для детей существование Бога -- это абсолютная реальность, а их вера построена на опыте, а не на убеждениях. Поэтому она очень живая».

Детская вера неодинакова в разном возрасте. Периоды взросления, у каждого из которых свой тип религиозности, описывает известный русский философ и богослов прот. В. В. Зеньковский в книге «Психология детства».

Первое детство: от рождения до 5-7 лет
Ребенок не имеет еще собственного интеллекта и опыта. В своем развитии он опирается на интуицию и чувства. Эту фазу еще называют фазой наивного эгоцентризма. Ребенок воспринимает мир только в связи с самим собой: моя мама, мой дом, моя игрушка. Он может быть уверен, что отец ездит в командировки, чтобы привозить подарки, а месяц восходит, чтобы светить ему в окошко. Осознание себя и оценка своих действий еще очень слабы. Мораль и понимание греха воспринимаются на веру, перенятую от родителей. Зачатки греховных наклонностей есть, но не имеют сознательной силы. Восприятие Бога и духовной жизни очень живо, образно, непосредственно. С исполнением религиозных правил нет никаких сложностей: дети охотно воспроизводят формы родительского благочестия.

Второе детство: от 5,5-7 до 11,5-13 лет (у девочек несколько раньше, чем у мальчиков)
Цель, к которой ребенок стремится на этом этапе, -- выйти в практическую сферу, отделить реальность от воображения, изучить механизмы окружающей жизни и занять место в ее порядке. Это время торжества «разума», заимствования опыта и взглядов старших, оформления моральных идей и правил, таких понятий, как «норма, «долг». Этот этап похож на Ветхий Завет -- восприятие Бога и нравственности здесь весьма сходно с законничеством. Хорошим, заслуживающим одобрение считается все, что справедливо, логично, целесообразно. Грех уже сознается и переживается детской душой как отступление от закона, даже предательство.
Чрезвычайно просто и естественно дети в это время переходят к религиозной активности: посещение храма, особенно прислуживание в нем, соблюдение церковных обрядов и требований естественно и приятно. Христианство, раскрывающее жизнь Спасителя и Божией Матери, жизнь святых и их подвиги становятся нужны именно в своей земной стороне. Второе детство -- это время интенсивной учебы, именно здесь интеллект усваивает основной объем катехизических знаний.
Очень легко впасть в иллюзию, думать, что у ребенка все благополучно. Между тем именно в это время наступают «засухи» в душе, когда под покровом молитвенных действий (молитва, крестное знамение) идет отделение их от духовного ядра личности.
Задача родителей здесь -- сохранить в детях стремление к горнему, не дать им увлечься внешними формами, а тем более усвоить приспособленческое, лицемерное позирование напоказ. Это будет возможно, если взрослые сами сохраняют искренность и глубину веры и чувств. Вторая задача: сделать религиозный взгляд на вещи основой мировоззрения.

Отрочество: от 11,5-13 до 15-16,5
«Мечтательность» -- ключ к этому периоду. Но лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, интерес к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний. Отрочество томительно для самого подростка и для окружающих. Упрямство, недоверие к чужому опыту, неудовлетворенность собой, приближение через авантюру к границам морали, иногда одержимость преступными мыслями -- все это совмещается с болезненными ощущениями одиночества, непонятости, ненужности, страстной мечтой о дружбе. Мышление здесь алогично, иррационально, критично уже не в смысле сравнения и анализа, но в смысле отвержения всякого правила и авторитета.
Одно из самых мучительных переживаний в это время -- переживание свободы. Что делать со свободой, в чем ее смысл и «тайна», существуют ли для нее границы или нет -- все это остается неясным.
Религиозность, и особенно внешние ее формы, почти полностью отвергается. Грех хотя и может переживаться остро, но выражается это в весьма мрачных, отчаянных формах. Это стадия «блудного сына», и семья больше всего должна думать о том, чтобы подростку было свободно в ней, чтобы ничто его не гнало из нее. Ценимое подростком бережное отношение к нему, без малейшего намека на принуждение или выговор могут создать в семье светлую духовную атмосферу, в которую «блудному сыну» захочется вернуться. Сознание, что семья пребывает в верности Богу, помогает подростку в дни его духовных авантюр и блужданий, и если он свободно вернется в свой час к этому теплу и свету -- это будет уже не временной вспышкой прежних чувств, а началом ровного светлого духовного роста.

В помощь родителям и православным педагогам мы предлагаем список некоторых книг, изданных в последние десять-пятнадцать лет, в которых можно найти ответы на вопросы о христианском воспитании детей:

Софья Куломзина. «Наша Церковь и наши дети» . -- М.: Паломник, 2002. Несмотря на то, что книга писалась несколько десятилетий назад и касалась православных в Америке, она актуальна и для сегодняшней России. Автор родилась в самом начале 20-го века, после революции эмигрировала за границу. Церковный педагог и мама четверых детей, она всю жизнь посвятила работе с детьми -- руководила летними лагерями и воскресными школами при Русском Студенческом Христианском Движении во Франции, организовывала приходские школы и семинары для учителей воскресных школ в Америке. В книге приведено много конкретных советов -- например, как объяснить детям Таинство Святого Причащения, о чем в церковном образовании можно и нужно говорить с маленькими детьми, а чего они не поймут, как помочь подростку пережить «переходный возраст»и т.п.

Протоиерей Глеб Каледа. «Домашняя церковь» . -- М.: Зачатьевский монастырь, 1997. Книга очерков известного московского священника и профессора, отца шестерых детей, в которых он излагает понимание семьи как домашней церкви, как школы любви, школы жизненного опыта и духовного возрастания, основываясь на Писании и творениях Отцов и учителей Церкви.

Наталья Шаховская-Шик. «Рассказы о детях». Опубликовано в журнале "Альфа и Омега" №3 (14) за 1997 г. Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик была матерью пятерых детей, женой священника о. Михаила Шика, расстрелянного в 1937 году. Ее наблюдения о детях, позднее оформившиеся в маленькие рассказы, которые писались «в стол», отличает искренность и отсутствие морализаторских ноток.
С.С. Самуилова, Н.С. Самуилова. «Отцовский крест». -- СПб.: Сатис, 1996. Это трехтомная документальная повесть, написанная по ярким детским воспоминаниям двух сестер, дочерей о. Сергия Самуилова, настоятеля храма в селе Острая Лука, а затем священника Воскресенского собора г. Пугачева Самарской губернии. Отец Сергий (впоследствии репрессированный) после смерти жены в 1920 году один воспитывал четверых детей.

Митр. Антоний Сурожский. «Брак и семья». – Киев: Пролог, 2004. Митрополит Антоний рассматривает самые острые проблемы взаимоотношений мужа и жены и воспитания детей в условиях современного мира. Книга состоит из трех разделов: «Катехизис для родителей», «Беседы с родителями», «Воспитание детей в вере». Взвешенные и конкретные советы митр. Антония помогут многим родителям в непростых ситуациях.

Митр. Антоний Сурожский. «О встрече». -- Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. В этом сборнике текстов о встрече человека с Богом приводятся воспоминания митрополита Антония о своем детстве и юности «Без записок». В частности, очень яркий рассказ о том, как он, будучи неверующим подростком, решил прочитать Евангелие только для того, чтобы «прочитать и покончить с ним», больше никогда к нему не возвращаться, и читая, пережил живую встречу с Христом, перевернувшую всю его жизнь.

Протоиерей Максим Козлов. «Детский катехизис -- 200 детских вопросов и недетских ответов». -- М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2001. Книга написана в форме вопросов и ответов. Самые неожиданные вопросы о современном мире, о Боге, Церкви, вере задавали ученики воскресных школ и православных гимназий. Отвечает протоиерей Максим Козлов, кандидат богословия, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском университете. Также в форме вопросов и ответов построена и другая книга протоиерея Максима Козлова «Последняя крепость. Беседы о семейной жизни» . Здесь приводятся ответы о. Максима на вопросы взрослых о семейной жизни и воспитании детей. -- М.: Храм святой мученицы Татианы при МГУ, 2005.

Александра Соколова. «Две моих свечи. Дочь Иерусалима». -- Издательство Макариев-Решемского мужского монастыря, 1997, 2000 г. Две повести нашей современницы, в которых она рассказывает о жизни своей семьи, воспитании двух сыновей, вхождении с ними в Церковь, о своих ошибках и вопросах на этом пути.

Сборник «Что из детства помогло мне стать верующим?». -- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001. В сборнике собраны воспоминания о детстве митрополита Вениамина (Федченкова), митрополита Антония (Блума), архиепископа Иоанна (Шаховского), князя С.Е. Трубецкого, наших современников -- Владимира Солоухина, Валентина Распутина.

В сборники «Подвиг семейного воспитания» (М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2000) и «В начале пути» (М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2002) вошли беседы московских пастырей -- прот. Валериана Кречетова, прот. Константина Островского, прот. Артемия Владимирова, прот. Владислава Свешникова, прот. Бориса Ничипорова, прозвучавшие в храме Трех Святителей на Кулишках в рамках занятий «Школы Православной семьи», на которых поднимались вопросы современного христианского воспитания детей.

«В доме Отца Моего» . -- М.: Храм Трех Святителей на Кулишках, 2001. Сборник статей, посвященных христианской семье и религиозному воспитанию ребенка, написанных русскими религиозными мыслителями XX-го века: И.А. Ильиным, прот. В. Зеньковским, прот. А. Ельчаниновым. В сборник помещена глава «О семье» из книги «Путь духовного обновления» Ивана Александровича Ильина, в которой он формулирует основные задачи воспитания. Протоиерей и профессор Василий Зеньковский говорит в своих статьях о своеобразии духовной жизни детства. Фрагменты из духовного дневника отца Александра Ельчанинова, касающиеся темы семьи и воспитания, содержат практический опыт проницательного и сочувствующего людям священника. Труды этих авторов Русского Зарубежья сегодня можно назвать классикой православной педагогики.