Где стоит памятник ахматовой. Памятник анне андреевне ахматовой

Зарисовка белой ночи

Про белых ночей лёгкий штрих неспроста
лопочут аллеями Летнего сада
наяды и фавны... Струною моста
подчёркнута суть Петербургского града!

И выключен говор ночных фонарей,
и полнится небо нежнейшею краской,
и абрисом статным встают на заре
дворцы и соборы столицы прекрасной!

Уже обесточен, уже розовел
в той белой ночи Петербург над мостами,
и сфинкс полусонный на воду глядел,
и мраморной лапой ложился на камень...

Мосты сведены. Удаляясь в залив,
плывут по пастели последние баржи.
А Анна, библейские очи открыв,
глядит на Кресты... и не двинется даже*...

*Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма "Кресты", у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме "Реквием" Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: "А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов".
Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.
В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской "образцовой" тюрьме (ныне СИЗО № 3). Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: "Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы". Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.
Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в "Кресты" в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. "Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне", - напишет Ахматова в одной из песен своего "Реквиема". На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина "забирают" в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных.

Красный кирпич Крестов...

Красный кирпич Крестов,
красная пыль репрессий.
Анны триста часов
в давке с другими вместе...

Женский двуликий сфинкс,
полуживой на камне*, -
реку заслужишь Стикс
или Крестов страданье?

Анны библейской стать.
Именем сына, мужа
просит Кресты принять
хлеб в узелке ненужном...

Просит Кресты простить
молодость и беспечность.
Сфинксам на волнах стыть –
имя их стуже - вечность.

В лицах их - смерть и жизнь.
Речка одета в камень.
За парапет держись,
чтобы в Кресты не кануть!

*Двуликие сфинксы с набережной Робеспьера появились на берегах Невы в 1995 году. Творение скульптора М. Шемякина служит зловещим напоминанием о позорных страницах не столь далекой истории великой страны – политических репрессиях, символом которых в тот непростой период была тюрьма "Кресты". Раздвоенные лица возлежащих на постаменте розового гранита сфинксов символизируют сосуществование двух миров – свободы и каземата. На мир людей умиротворенно взирает одухотворенное женское лицо, но к окнам "Крестов" обращены зияющие глазницы оголенного черепа. На табличках, опоясывающих исхудавшие с болезненно выпяченными ребрами изваяния, выгравированы цитаты знаменитых мира сего, воочию узревших звериный оскал политических репрессий.



Особенных претензий не имею Я к этому сиятельному дому, Но так случилось, что почти всю жизнь Я прожила под знаменитой кровлей Фонтанного дворца…Я нищей В него вошла и нищей выхожу… («Особенных претензий не имею…»,1952) («Особенных претензий не имею…»,1952)


Почти всю жизнь прожила Анна Ахматова «под знаменитой кровлей Фонтанного дворца». Фонтанный Дом – многолетнее пристанище Ахматовой. Здесь Анна Андреевна прожила в общей сложности около трёх десятков лет. Во дворце графов Шереметевых она особенно чувствовала свою неразрывную связь с русской историей, с Петербургом. Дом на берегу Фонтанки, ворота с фамильным девизом, старинный сад стали для Ахматовой декорациями, на фоне которых разыгрывалась трагедия её собственной судьбы и судьбы поколения.






Бежецк «Каждое лето я проводила в бывшей Тверской губернии, в пятнадцати верстах от Бежецка. Это неживописное место: распаханные ровными квадратами на холмистой местности поля, мельницы, трясины, осушенные болота, хлеба, хлеба…» Там белые церкви и звонкий, светящийся лёд, Там милого сына цветут васильковые очи. Над городом древним алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мёд… («Бежецк», 26 декабря 1921) («Бежецк», 26 декабря 1921)

Памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера был установлен в 2006 году. Место и время его открытия были выбраны неслучайно: так, место для него (напротив печально известного здания питерской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий находился Лев Гумилев, сын Ахматовой) указала сама поэтесса в поэме «Реквием» - «здесь, где стояла я триста часов, и где для меня не открыли засов», а 18 декабря 2006 года исполнилось ровно 40 лет со дня смерти Анны Андреевны.

Застывшая в бронзе трехметровая фигура поэтессы расположена между домами 14 и 12 на набережной Робеспьера. Одухотворенная, хрупкая, тонкая - в изваянии героини Серебряного века скрыто от посторонних лиц страдание, едва уловимое в повороте ее головы в сторону «Крестов».

Вокруг скульптуры бушевали споры, так как ее установили на крыше подземной парковки, хотя участок под памятник Ахматовой был выделен еще за 9 лет до его открытия, когда ни о какой стоянке на площади Робеспьера и речи не было. Из-за такого расположения для установки изваяния пришлось вбивать сваи.

Первый конкурс проектов памятника великой поэтессе провели еще в октябре 1997-го - тогда участие в нем могли принять все желающие. Тогда же предлагали несколько мест для его установки: на углу Литейного и Шпалерной улицы, неподалеку от здания ФСБ, на Шпалерной улице возле 40 дома. Вопреки воле Анны Андреевны рассматривалось и место около Фонтанного дома.

Через год после завершения первого этапа конкурса провели второй тур, в котором приняли участие лишь профессиональные скульпторы. Именно на этом конкурсе был выбран монумент скульптора Галины Дадоновой и архитектора Владимира Реппо. После объявления победителей понадобилось еще 7 лет, чтобы вышло постановление городского правительства о возведении изваяния, и лишь в 2005 году проект скульптуры окончательно утвердили и нашли спонсора.

Не смотря на то, что это не первый памятник великой поэтессе в Питере, пожалуй, лишь его авторам впервые удалось раскрыть в полной мере весь масштаб личности Ахматовой.

Она стоит напоминаньем
О том, что некогда
Случилось...

И нет, как кажется,
Страшнее
Её кричащей немоты!..

Но, точно так же
Безучастны...

И не дают надежд
На милость...

По сути ставшие
Судьбою
Её трагичные
"Кресты"!..
24.06.2017.

Благодарен за вдохновение Ирине Устиновой

Памятник Анне Ахматовой в Петербурге установлен напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», у стен которой, по признанию поэтессы в поэме «Реквием», она провела 300 часов.

Памятник Анне Ахматовой между улицей Шпалерной и набережной Робеспьера был установлен относительно недавно, в 2006 году. Создали его скульптор Галина Додонова и архитектор Владимир Реппо. Напротив - самая знаменитая в Петербурге тюрьма «Кресты», у ворот которой поэтесса провела много тяжелых дней. Можно сказать, что в поэме «Реквием» Ахматова сама указала на место для будущей скульптуры: «А если когда-нибудь в этой стране // Воздвигнуть задумают памятник мне, // … здесь, где стояла я триста часов // И где для меня не открыли засов».

Засов для Ахматовой в «Крестах» действительно не открыли - она ни разу не была арестована, по чистой, вероятно, случайности. Но ее близких страшный режим не щадил.

В 1921 году был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу - на тот момент уже бывший муж Ахматовой, известный поэт Николай Гумилёв. Своего обвинения Гумилёв ждал тут же неподалеку, в доме предварительного заключения на Шпалерной, 25, в первой российской «образцовой» тюрьме (ныне СИЗО № 3). Примечательно, что на четверть века раньше там сидел и Ленин - «образцовая» тюрьма перевидала сотни революционеров до свержения царя и тысячи их противников после 17-го года. Сохранилась записка Гумилёва жене из его 7-й камеры: «Не беспокойся обо мне, я здоров, пишу стихи, играю в шахматы». Несколько дней спустя он был расстрелян как враг народа.

Сын Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, будущий знаменитый историк Лев Гумилёв попадает в «Кресты» в 1935 году. Ему тогда всего 23 года, он учится на историческом факультете Ленинградского университета. «Муж в могиле, сын в тюрьме // помолитесь обо мне», - напишет Ахматова в одной из песен своего «Реквиема». На момент ареста сына Ахматова вновь замужем, за искусствоведом Николаем Пуниным. Пунина «забирают» в одно время с Львом Гумилёвым. Им обоим носит Ахматова передачки, обивает тюремные пороги, стоит в очередях из сотен таких же несчастных родственников заключенных. В последней надежде пишет письмо Сталину, с просьбой освободить близких. И как ни странно, по личному распоряжению генсека, мужа и сына действительно выпускают. На время. Через пятнадцать лет Пунин будет репрессирован и погибнет в ссылке в Воркуте.

Лев Гумилев за свою долгую жизнь арестован три раза. В 38 году семнадцать месяцев подряд приходила Ахматова к стенам «Крестов», прежде чем сына отправили в заключение в норильскую колонию. «Семнадцать месяцев кричу // Зову тебя домой. // Кидалась в ноги палачу - // Ты сын и ужас мой». Потрясение от этого ареста - наряду с другими страшными жизненными событиями - и повлекло за собой возникновение поэмы «Реквием». В предисловии Ахматова расскажет, что в годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях. Как-то стоявшая за ней женщина спросила - может ли она об этом написать. Ахматова ответила - да, и «что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом».

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Что касается тюрьмы, то летом 2006 года было принято решение о переносе ее на новое место. Старое здание, возможно, будет перепрофилировано в развлекательный комплекс или отель. Если это действительно произойдет, то задуманный авторами памятника ансамбль будет разрушен.
Пока же "Кресты" функционируют, увы...

Монумент в честь Анны Андреевны Ахматовой располагается в маленьком скверике между Шпалерной улицей и Воскресенской набережной (ранее она называлась набережной Робеспьера). Открытие состоялось 18-го декабря 2006-го года – на сорокалетие ухода из жизни поэтессы.

Трехметровая бронзовая скульптура стоит прямо напротив известной на всю Россию тюрьмы “Кресты”. Часть набережной выбрана не случайно, Анна Андреевна сама указала на нее в поэме “Реквием”.

С этим местом связаны судьбы многих представителей интеллигенции, в том числе и самых близких для поэтессы людей: мужа Николая Пунина и сына Льва Гумилева. Впервые они попали в “Кресты” в 1935 году.

Анна Ахматова регулярно навещала их, вместе с другими женами и матерями заключенных стояла в длинных очередях, чтобы передать продукты и вещи своим родным. Отчаявшись, Ахматова написала письмо Иосифу Сталину с просьбой об их освобождении, и действительно добилась этого.

В 1938 Льва Гумилева снова арестовали, почти полтора года ему пришлось провести в тюрьме до того, как его этапировали в колонию. И снова кабинеты тюремных начальников, бесконечные очереди и смиренная тоска…

И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной,
Под красною ослепшею стеною.

Именно эти слова можно прочесть на постаменте установленного в честь Ахматовой памятника. Примечательно, что, хотя место для памятника сомнений, казалось бы, не может вызывать – они все же были. Звучали предложения установить монумент у здания Федеральной службы безопасности на углу Шпалерной улицы и Литейного проспекта, либо возле сорокового дома все по той же Шпалерной, и даже у Фонтанного дома, в котором Ахматова прожила более 30 лет.

Однако решено было все же последовать воле Анны Андреевны, хоть это и было сопряжено с некоторыми трудностями: дело в том, что к 2006-му году напротив “Крестов” были построены новые дома с подземными парковками. Памятник пришлось устанавливать на крышу такой парковки c помощью свай.

Проект скульптуры тоже выбирали с трудом, провели два конкурса. В первом могли поучаствовать все желающие, но по итогам этого соревнования решение так и не было принято. Во втором же свои предложения вносили только профессионалы и предпочтение было отдано проекту Галины Дадоновой и Владимира Реппо, который и был реализован спустя 8 лет на средства одного из жителей Санкт-Петербурга.

Однако для жителей города это – важное напоминание не только о замечательной поэтессе, но и о судьбе целого поколения. А также прекрасный повод вспомнить проникновенные стихи и задуматься о силе человеческого духа.

Скульптор Галина Додонова о памятнике:

"Я многое взяла из мифологии и поэзии. В фигуре Ахматовой заключены и жена Лота, оглянувшаяся и застывшая, как соляной столп, и Изида, идущая по Нилу в поисках тел мужа и сына. Застывшая в бронзе Ахматова - узнаваемая фигура: хрупкая, тонкая, одухотворенная, но в ней скрыто от посторонних глаз страдание, едва заметное в напряженном повороте головы, на расположенные через него "Кресты".