Демократический режим плюсы и минусы. Что такое демократия: полезно знать

Глубокий анализ общественного развития предполагает преодоление стереотипов, когда жизнь человечества рассматривается главным образом сквозь призму социально-экономического развития. Обратим внимание и на некоторые фундаментальные факторы.

Нужно учитывать биологическое взаимодействие человека с природной средой и космосом. Это позволяет рассматривать не только проблемы справедливого распределения ресурсов внутри социума, но и проблемы необходимого обмена ресурсами социума со средой обитания. Биосфера и человечество - это целостная система. Исследователь-социолог зачастую не может выйти за пределы социума, поэтому для социологии характерен "взгляд изнутри", хотя для того, чтобы оценить положение общества, траекторию и цель развития, необходим "взгляд со стороны" с учетом того, что внешней средой для человечества является биосфера. Ноосферный подход позволяет увидеть "надсистему", рассматривать разум как атрибут живой материи. Это дает возможность избегать антропоцентризма и предугадывать будущее человечества в составе биосферы.

Известно, что развитие всегда протекает на фоне случайных событий. Но история имеет закономерности(1 На фоне случайных событий трудно выделить тренды, если интервал наблюдения недостаточно длительный. Для расширения периода наблюдения мы отслеживаем эволюцию не только человечества (30 тыс. лет), но и его животных предков (сотни млн. лет), т. к. законы развития живого вещества инвариантны. См. : Попов В. П. Инварианты нелинейного мира, - Пятигорск. Издательство технологический университет, 2005. (holism. narod.ru); Попов В. П. Организация. Тектология XXI, - Пятигорск: Издательство технологический университет, 2007. (holism. narod.ru); Попов В. П., Крайнюченко И. В. Миражи постсовременности. Пятигорск ИНЭУ. 2009. (holism. narod.ru)), по которым можно прогнозировать будущее, а "прогрессивными" можно считать события, которые соответствуют законам развития. История есть следствие поступков людей, а поступки людей детерминируются их психикой(1 Попов В. П., Крайнюченко И. В. Психосфера, - Пятигорск: Издательство РИА - КМВ. 2008. (holism. narod.ru)). В ходе эволюции психика аккумулировала в виде программ поведения наиболее важные законы природы.

Необходимо отказаться от моделей линейного развития. Это позволит избежать многих ошибок прогнозирования, осознать, что Мир развивается волнообразно, циклически, альтернативно. Каждый объект имеет свой индивидуальный жизненный цикл. Наблюдается периодическое ускорение и замедление развития, возрастание и снижение разнообразия элементов биологических и социальных систем. Нелинейность мира не допускает иллюзий относительно "устойчивого, непрерывного развития" общества.

Концепции демократического устройства общества исходят из презумпции изначальной разумности и конструктивности человека. Люди якобы способны договариваться между собой, им не свойственны разрушительные тенденции, они склонны подчиняться правилам, существующим в обществе, поскольку понимают их разумность и необходимость. С таким взглядом на человека связано и отношение демократических систем к насилию - оно допускается лишь как исключительная мера по отношению к меньшинству населения. В современном обществе возникло нечто похожее на религиозную веру во власть народа. Эта вера поддерживается мощнейшими средствами идеологической обработки общественного сознания.

В реалии люди скорее склонны проявлять свою животную основу, унаследованную от далеких предков. Все прошлые политические системы, следуя генетическим программам, мечтали о светлом (райском) будущем, где можно сладко есть, развлекаться, размножаться, властвовать, достигать популярности, славы. За райскую жизнь конкурировали аристократы и народ. И тоталитарные, и демократические режимы ориентированы на завоевание ресурсов, на повышение уровня потребления, рост ВНП.

Демократию зачастую связывают со стремлением к справедливому распределению ресурсов. Но "справедливость" - понятие субъективное. Справедливость - это когда у людей не возникает желания перераспределять ресурсы. Справедливым может быть минимальное, но равное распределение продуктов, например, во время голода в СССР (карточная система). И несправедливым может считаться очень неравномерное распределение доходов при высоком среднем уровне потребления (западный капитализм). Стремление к справедливости у людей неистребимо (в основе лежит генетическая зависть), но реально невыполнимо. Теория справедливого распределения основана на субъективных оценках трудового вклада в общественный продукт. Важно не лишать человека средств существования и не вызывать острого чувства зависти. В таком социуме будет меньше конфликтов. В некоторых случаях достаточно создать иллюзию справедливого общества.

Таким образом, демократия - это всего лишь попытка концептуального оформления базовой проблемы человеческого общежития (увы, нерешенной). А базовой программой людей остается стремление к гедонизму, а не к разумному устройству своей жизни. Аналогом идеи демократии является идея коммунизма, цель иллюзорная, концептуально не оформленная, но манящая.

"По сути, демократия - это всего лишь более или менее свободное соревнование в той или иной степени авторитарных институциональных и не институциональных форм, между которыми иногда оказывается возможным компромисс"(1 См. выступление В. Третьякова. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта. Материалы совместного круглого стола ИФ РАН, журналов "Полис" и "Политический класс".). В нашу эпоху многие политические устройства претендуют на звание демократий (либеральная, советская, постсоветская, "суверенная", фашистская, ливийская "джамахирия"и др.).

Демократия предполагает участие общества в решении социальных и политических проблем, в управлении общественными делами. Механизмы этого участия могут быть разными (парламентское представительство, самоуправление, советы и т. д.). Но в любых политических моделях, даже самых демократичных, всегда присутствуют авторитарные и традиционные элементы(2 См. выступление Г. Глинчиковой. Там же.).

Оценивая степень реальности демократии, нужно учитывать влияние имущественного расслоения, жесткость денежного механизма, опосредствующего многие аспекты общественных отношений, относительность толерантности, не являющейся помехой для насилия над обществом со стороны государственного аппарата. Наконец, в условиях самой развитой демократии существует "сверхвласть" - правящая элита. Эти люди имеют настолько высокий социальный статус, что фактически не зависят от государственной власти, а также от политической и экономической конъюнктуры, связаны личными знакомствами или родственными отношениями"(1 Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. Мюнхен. 1991.).

Назовем некоторые элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии.

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти(2 Там же.).

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"(1 Ивин А. А. Философия истории. Учебное пособие, - М. : Гардарики. 2000.).

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Рассмотрим негативные стороны демократии.

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой(1 Чернявская А. Г. Психология господства и подчинения: Хрестоматия, (book. Z.ru collection)).

Трудно представить разум толпы. Даже жестокий диктатор, ведущий общество к спасительной цели, совершает благое деяние. А если демократичное общество, единодушно с воодушевлением движется к ложной цели, то оно совершает самоубийство. Если цель движения выбрана неверно, то все единодушные идеалы и красивые лозунги не дадут положительных результатов.

4. Демократическое общество продолжает выдавать "лицензии" на власть людям, обещающим "райскую жизнь". Однако очевидно, что многие потребительские тенденции создают проблемы и препятствия для развития общества.

5. Прошлая история человечества есть процесс приспособления людей к социальной среде, к самим себе. Отношения с природой всегда отступали на задний план, т. к. проблемы с ресурсами разрешались как бы сами собой. В наш век проблемы взаимодействия с биогеосферой выходят на передний план, что должно отразиться и в политике. Технически это можно осуществить через ограничение потребления природных ресурсов. Чтобы убедить в этом народ, потребуется властное влияние элиты.

6. Любой народ стремится повысить уровень потребления, до уровня элиты или хотя бы до уровня среднего американца. Но при нынешних возможностях производства если половина населения Земли станет потреблять как средний американец, то биосфера потеряет репродуктивные способности, что приведет к экологической катастрофе. Демократически избранная элита не сможет исполнить волю народа, не вызвав экологической катастрофы.

7. Демократия и права человека являются благодатной почвой для расцвета терроризма, т. к. ограничивают возможности борьбы с терроризмом, ограничивают права следственных органов. Забота о правах законопослушных граждан расширяет возможности противоправных элементов.

Мы видим, что демократия, наблюдаемая на сравнительно коротком историческом интервале, представляет собой противоречивый набор фактов, на фоне которых трудно выявить тренд развития. Наблюдаемое состояние общества не является продуктом сознательной деятельности вождей, это результат стохастической самоорганизации, свойственный всем молодым биологическим и социальным системам.

Человеческий социум (система) содержит подсистемы, специализированные на осуществлении разных функций. Народ является исполнительной подсистемой, создающий материальные блага и ресурсы. Управляющая подсистема состоит из элиты и вождя, которые ничего не производят, существуют за счет созданных народом ресурсов. Они профессионально осуществляют управление внутренними и внешними процессами. Управляющая подсистема принимает решения и с помощью властных механизмов мотивирует народ на их исполнение. Власть заинтересована в том, чтобы исполнительная подсистема не потеряла возможность производить общественные блага. Поэтому складываются отношения типа "хозяин - лошадь". Хороший хозяин ухаживает за лошадью часто лучше, чем за людьми. Демократия - это политическое устройство, когда мнение и пожелание исполнительной подсистемы различными способами учитывается при принятии решений. Закон эгоизма подсистем привел к тому, что высшие иерархии заботятся о себе больше, чем о подчиненных, но вынуждены поддерживать баланс интересов между исполнительными подразделениями.

Представление о демократии как власти народа является некорректным. Реальная власть всегда у элиты. Всеобщие выборы элиты не лишают ее права принимать решения даже против воли народа. Кроме того, хорошо отработанные технологии фальсификации выборов превращают выборы в спектакль. Сохраняется проблема создания "справедливой", научно аргументированной власти.

В настоящее время наблюдается активизация самоорганизации в "человейнике". Развивается гражданское общество. Координирование межгосударственных отношений осуществляется посредством разнообразных межправительственных посреднических организаций (МПО). Наблюдаемый процесс напоминает начальную фазу формирования нового социума, характеризуемую высокой стохастической активностью, не имеющей явной целевой направленности. Линейное мышление предсказывает, что этот процесс будет усиливаться, может исчезнуть государственное регулирование, его заменит гражданское общество. Однако следует разочаровать линейных прогностиков. Хотя бы и прежде всего для того, чтобы остановить бесконтрольное разрушение среды обитания следует превратить стохастические социальные процессы в управляемые. Развитие событий, скорее всего, приведет популяцию людей к такой организации, когда подсистемы специализированы и консолидированы в достижении общей цели. Такое состояние не предусматривает конфликтов между органами.

Наблюдаемые сегодня процессы не являются аномальными, идет нормальная эволюция на фоне естественных флуктуации. Поэтому выбор дальнейшего пути развития не будет случайным, он детерминируется накопленной в системе памятью. Это означает, что связи будут продолжать укрепляться и не только внутри государства, но и между государствами. Уже сегодня в результате глобализации и экспансии на планете увеличивается количество крупных экономических субъектов (ТНК), возрастает длина горизонтальных и вертикальных связей, усиливается интеграция мировой экономической системы. Происходит движение к управляемому обществу.

На наш взгляд, основная проблема человеческого социума состоит не в перестройке структуры отношений, а в "переформатировании" существующего мировоззрения. Это, скорее всего, и произойдет под давлением надвигающихся кризисов.

Валерий Попов, доктор химических наук, профессор кафедры "Менеджмента" Пятигорского технологического университета; Ирина Крайнюченко, доктор философских наук, профессор кафедры Института экономики и управления (г. Пятигорск)

1.3 О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ДЕМОКРАТИИ

Все положительные и отрицательные черты демократии я бы хотела рассмотреть на примере двух основных её разновидностей: прямой и представительной.

Прямая демократия:

Минусы: сюда необходимо отнести такие вещи как сложность принятия согласованных решений, вследствие большого разброса мнений; недостаточная компетентность; эмоциональная неуравновешенность народа; высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; высокая стоимость и сложность проведения референдумов; низкий уровень гражданской активности; уклонение избирателей от голосования (абсентеизм).

Плюсы: к ним можно отнести истинность и расширение политического кругозора граждан.

Представительная демократия:

Минусы: отрыв депутатов от народа; возможность коррупции; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; ослабление демократического контроля снизу.

Плюсы: некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, к тому же могут использовать экспертов для оценок этих решений; присутствует возможность достичь баланса интересов.

Как мы видим, что в прямой, что в представительной демократии отрицательные черты превосходят положительные, доминируют над ними. Это говорит лишь о том, что в настоящее время нет абсолютно идеальной и до конца продуманной модели, которая устраивала бы всех до едина. Необходимо работать и совершенствовать системы государственного устройства и политические режимы.

Но, на мой взгляд, всё равно демократия это наиболее нужный и необходимый политический режим не только для нашей страны, но и для всего мира.

Благодаря ей обеспечивается свобода слова, свобода выбора, равные права всех кандидатов, стремящихся стать представителями власти, разрешается свободная критика власти, в том числе на центральных телеканалах, закон распространяется на всех, от власти до простых граждан. Самое главное это верно, честно и правильно придерживаться этих критериев и законов. Уметь их соблюдать, контролировать и совершенствовать во благо народа.

Основные модели демократии

Как выразился Бернард Крик, «в лексиконе публичной политики демократия, возможно, является самым надежным словом». Термин, который может обозначать все что угодно, в конце концов не означает ничего. Среди значений...

Основные модели демократии

Различают три главные формы демократии - прямую (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов)...

Основные модели демократии

демократия власть народ Несмотря на многообразие определений понятия «демократия», на самом деле существует несколько конкурирующих моделей (или теорий) демократии, каждая из которых предлагает свою собственную версию народовластия...

Партиципаторная демократия

Термин «демократия» является одним из наиболее распространенных в политологии и юридической литературе в Беларуси и других государствах. Едва ли существует какое-либо другое конституционно-правовое понятие помимо «демократии»...

Политические режимы

Понятие «модель демократии» является более сложным. Широкое признание оно заслужило благодаря работам Дэвида Хэлда. Как отмечает Хэлд, модель демократии - это «теоретическая конструкция...

Политические режимы

Современные теории демократии

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ". В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством. Несмотря на то...

Элементы политических систем, которые принято считать положительными сторонами демократии:

1. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ограничивает произвол власти. При развитости гражданского общества существуют СМИ, имеющие значительное влияние. Но эти положительные черты зачастую сводятся на нет существованием денежной власти.

2. Имеются институты контроля над деятельностью государства. Это прежде всего всеобщая избирательная система, благодаря которой граждане имеют возможность ограниченно корректировать власть. Функцию контроля выполняет и судебная система, которая должна быть независимой, и в развитых странах в значительной мере является таковой.

3. При демократии поддерживается плюрализм мнений. Репрессии против "несогласных" осуждаются. Это вынуждает власть прислушиваться к мнению различных слоев общества и различных политических сил.

4. При демократии можно митинговать, устраивать шествия, демонстрировать свое мнение. Несогласное меньшинство может быть носителем альтернативных целей и способов их достижения, но при этом не может препятствовать большинству. Когда большинство заводит систему в тупик, тогда оно может прислушаться к голосу меньшинства. Однако обычно общество долго не доверяет инакомыслящим.

5. Демократические политические системы резко ограничивают возможность явной власти личности. Укрепляется власть элитарных групп. Когда народ избирает своих депутатов во властные структуры, то фактически он формирует элиту. Но эта элита может превратиться в авторитарную группу, что фактически и происходит. Кроме того, во главе любой элитарной группы обычно стоит лидер, вождь, мнение которого доминирует при принятии решений. Таким образом, роль личности в истории сохраняется, хотя и в другой форме.

6. Демократия создает определенные возможности для того, чтобы выдвинулись во власть такие представители народа, которые способны направить усилия государства на решение проблем общества. По нашему мнению, демократию следует понимать как политическую систему, способную привести к власти элиту, соответствующую ожиданиям большинства. При этом должна осуществляться обратная связь с населением, а пока "демократия - это дни и часы, когда все члены общества становятся равными друг другу"

7. Выборность дает потенциальную возможность приводить к власти людей, отобранных по психологическим тестам. При наследуемой власти или диктатуре страной управляют случайные психотипы. Однако эти достоинства выборности можно легко сфальсифицировать, что реально и происходит.

Перечисленные политические механизмы, по сути, направлены на достижение компромиссов между вершинами элитами и широкими слоями общества.

Негативные стороны демократии:

1. Ни одна модель демократии не создаст механизма народовластия, когда "вся власть принадлежит народу", т. к. это реально неосуществимо. Народ - многолик, состоит из различных социальных групп, имеющих своих свои специфические интересы. Невозможно и нецелесообразно по каждому вопросу опрашивать миллионы людей, чтобы выяснить мнение большинства. Народ не может совмещать функции исполнительной и управляющей системы одновременно т. к. это нарушает принцип специализации и ухудшает качество управления.

2. Недостатком демократии является то, что мнение большинства не способно выражать и поддерживать нестандартные решения. Гениальная мысль появляется в одной голове. Чтобы ее поддержать, большинство должно, как минимум, понять ее. Чаще всего непонятые гении остаются в гордом одиночестве. Большинство поддерживает банальные, инстинктивные решения, почерпнутые из прошлого опыта.

3. Демократия, по сути, является властью инстинктов. Народные массы в ходе самоорганизации не могут подавить генетически детерминированные инстинкты, например, добровольно создать общество ограниченного потребления. Требование хлеба и зрелищ не обеспечит поступательного движения к ноосфере, сфере разумного, ограниченного потребления. История свидетельствует, что цивилизации часто разрушались бессознательной и грубой толпой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

демократия политический режим

Важной составной частью формы любого государства является государственный режим. Наряду с формами правления и государственного устройства, а также принадлежностью к тому или иному типу он позволяет провести четкую грань между различными государствами.

Государственный режим представляет собой совокупность используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества методов и способов осуществления государственной власти.

Развитие процесса демократизации в XIX и особенно в XX в., повышение влияния демократии на все стороны жизни общества привели к тому, что в наше время содержание термина "демократия" значительно усложнилось. В современной науке существуют различные трактовки демократии, что обусловлено отсутствием единства подходов и критериев к ее анализу. Наиболее распространенными являются нормативный и эмпирический подходы.

1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ДЕМОКРАТИИ

В более узком значении под демократией понимается:

1) принцип устройства любых негосударственных (в том числе международных) организаций; в этом смысле можно говорить о демократии партийной, профсоюзной, производственной, спортивной и т.п.;

2) демократический мировоззренческий идеал и деятельность различных демократических организаций (политических партий, социальных движений), добивающихся его осуществления;

3) как политическая форма организации общества, основу которой составляет определенная система институтов, способов формирования и методов осуществления власти.

В последнем значении демократию обычно называют политической, и именно она является основным предметом политологического анализа.

В зависимости от того, как понимается воля народа, в политологии различают идентитарные и конкурентные теории демократии.

Идентитарные теории демократии (от лат. identitas - тождество, идентичность) исходят из того, что существует народ как некое целостное образование с единой волей, которая должна быть выражена без опосредующих звеньев. Основной акцент переносится на прямую демократию, а принцип представительства ограничивается либо отрицается вообще. Суверенитет понимается как осуществление общей воли, при этом сам индивид отчуждает свои права в пользу общего. Подобная трактовка демократии берет начало в теории Ж.-Ж. Руссо, нашла продолжение в марксизме и реализована в социалистической практике. Отрицательными сторонами практического воплощения этой модели демократии стали следующие: диктатура большинства над меньшинством, запрет на право иметь другое мнение, подавление оппозиции, отрицание автономии личности и рассмотрение индивида как части целого (класса, нации), сведение свободы личности к принятию того, что хорошо для всех.

Конкурентная теория демократии исходит из признания возможного несовпадения интересов различных групп и права выражать собственное мнение. Признается законность существования в обществе противоречий и конфликтов, благодаря чему и складывается политическая воля. Основой для соглашения считается принцип большинства, но признается, что меньшинство имеет право быть услышанным. Идеи конкурентной демократии конкретизируются в либеральных и плюралистических теориях демократии.

Мажоритарная теория исходит из классического представления о демократии. Правление народа понимается как правление большинства народа. В этой интерпретации демократия должна быть максимально приближена к прямым формам, а правительство обязано реагировать на мнение народа. В свою очередь, граждане имеют возможность контролировать своих представителей в органах власти, избирать мудрых и компетентных, вновь переизбирая их или отказывая им в доверии.

Слабым моментом этой теории является изначальное предположение, что все граждане хорошо осведомлены о политической жизни, желают участвовать в политическом процессе и руководствуются рациональными мотивами при голосовании.

Теория партисипаторной демократии (демократии участия). Подобные представления о демократии нашли продолжение и конкретизацию в теории партисипаторной демократии, или демократии участия. Сама теория, разработанная в 60-х гг. была очень популярна среди идеологов левых партий и движений. Остановимся на основных положениях теории:

1) вовлечение всех слоев общества в политический процесс от выработки решений до их осуществления;

2) распространение принципа участия на неполитические сферы, например в образовании (доступность получения образования), в экономике (самоуправление и рабочий контроль на производстве);

3) децентрализация принятия решений, означающая, что по менее сложным вопросам решения принимаются через процедуры прямой демократии;

4) упрощение процедуры выборов. Так, применительно к США идеологи левых настаивают на отмене института выборщиков и на переходе к прямым выборам, на отмене системы регистрации избирателей.

Не отрицая необходимости в современных условиях представительной демократии, сторонники этой модели настаивают на смешанной форме политической организации, на своеобразной пирамидальной системе, с прямой демократией у основания и демократией представителей на каждом уровне выше основания. Утверждается, что депутат обязан выражать волю конкретных избирателей, которые имеют право "отозвать" депутата.

Плюралистическая теория демократии переносит акцент с общей массы избирателей на организованные группы интересов. Демократия, в этой трактовке, - это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы. Эта теория включает в себя следующие положения:

1) общество состоит из многочисленных групп, которые объединяются особыми экономическими, религиозными, этническими или культурными интересами;

2) группы являются главным субъектами политики, пытаются повлиять на власть;

3) признается конкуренция между группами за влияние на принятие правительственных решений;

4) в обществе существуют разнообразные, независимые от правительства центры власти - фирмы, университеты, партии и др.;

5) политическая воля народа, выраженная в решениях власти, представляет собой компромисс между различными групповыми интересами;

6) государство выступает как нейтральный арбитр между соперничающими группами интересов, а сами государственные структуры децентрализованы таким образом, чтобы обеспечить группам интересов открытый доступ к чиновникам.

Теория полиархии. Одной из наиболее известных теорий плюралистической демократии является теория полиархии, разработанная Р. Далем. По мнению ученого, то, что называют демократическими режимами, - полиархии (с греч. arhe - суверенитет, начало, poly - много), где власть осуществляется не всем народом, а многими. Демократия - это идеал, к которому следует стремиться, но которого полностью нельзя достичь, поскольку весь народ не может управлять. Полиархия, как политический режим, включает в себя:

1) политическую конкуренцию и участие;

2) политический плюрализм;

3) право граждан создавать независимые организации, в том числе политические партии и группы по интересам;

4) политические свободы, среди которых - право граждан получать информацию из альтернативных источников;

5) право оппозиции оспаривать решения правительства;

6) свободные и честные выборы, открытый характер конфликтов между политическими лидерами.

Теория консенсуальной демократии. Сущность демократии раскрывается в процедурных механизмах принятия решения, позволяющих учесть интересы различных меньшинств. Подобная модель может быть эффективна в многосоставных обществах, т.е. в обществах с выраженными сегментными противоречиями религиозного, культурного, регионального, расового и этнического характера. Так же как и в других плюралистических теориях, политический процесс рассматривается через взаимодействие сегментов, на основе которых возникают партии, группы интересов. Ключевыми моментами данной модели демократии являются четыре принципа:

1) максимальная автономность каждой группы в решении своих внутренних вопросов;

2) пропорциональное представительство в органах власти и в распределении ресурсов;

3) коалиционное правительство;

4) принцип взаимного вето, гарантирующий меньшинствам дополнительные механизмы защиты собственных интересов.

Теория элитарной демократии. Спорным является и вопрос о масштабе политических атрибутов представительной демократии. Родоначальниками минималистских трактовок демократии, развиваемых в рамках элитарных теорий, были М. Вебер и Й. Шумпетер. М. Вебер предложил модель плебисцитарной демократии, в которой демократия выступает способом избрания лидеров и способом придания их власти легитимного характера. Однако классическую формулу элитарных теорий демократии определил Й. Шумпетер: демократия - это соперничество элит за голоса избирателей. Таким образом, в элитарных теориях демократия выступает не как правление народа, а правление элит (правления меньшинства) с согласия народа. Идея Шумпетера получила дальнейшее развитие и была дополнена критериями либерализма.

Основу демократии как политического режима, отличающего ее от других режимов, составляют семь реально функционирующих институтов:

1) Выборные должностные лица. Контроль за решениями правительства относительно политического курса конституционально закреплен за избираемыми должностными лицами.

2) Свободные и честные выборы, исключающие применение методов принуждения.

4) Право претендовать на выборные должности в правительстве всего взрослого населения.

5) Свобода слова. Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства.

6) Существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

7) Свобода самоорганизации, т.е. право граждан создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

2. «ПЛЮСЫ» И«МИНУСЫ» ДЕМОКРАТИИ

Демократия - это политический режим, который во многом считается режимом будущего, он обеспечивает гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально экономическую основу их осуществления всеми гражданами.

Ученые спорят о плюсах и минусах каждой формы демократии. Оппоненты прямой демократии приводят аргумент ее неэффективности, указывая:

1) на сложность принятия согласованных решений;

2) на недостаточную компетентность и эмоциональную неуравновешенность народа;

3) на высокую степень манипулируемости общественным мнением со стороны профессиональных политиков, что позволяет победить на выборах не мудрым лидерам, а демагогам;

4) на большой разброс мнений, что мешает выработке решений.

Кроме того, проведение референдумов сложно и дорого стоит. Важнейшей проблемой является низкий уровень гражданской активности, выражающийся в уклонении избирателей от голосования.

Сторонники прямой демократии, наоборот, указывают на ее истинность, на то, что она способствует расширению политического кругозора граждан, и критикуют представительную демократию за возможность появления ряда негативных моментов:

1) отрыв депутатов от народа и их обюрокрачивание;

2) приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления;

3) отстраненность рядовых депутатов от принятия решений;

возрастание влияния специализированных органов (комитетов и комиссий), которые превращаются в центры принятия решений;

4) на ослабление демократического контроля снизу.

Однако у представительной демократии есть свои значительные плюсы. Некомпетентность рядового избирателя заменяется профессионализмом депутатов, которые имеют возможность подготовительной работы и могут привлекать экспертов для оценок этих решений. Наконец, если при прямой демократии решения принимаются простым большинством, при обсуждении того же вопроса в парламенте появляется возможность достичь баланса интересов.

Развитие современных компьютерных технологий приносит новые моменты в развитие современной демократии. Сторонники прямой демократии связывают решение проблемы абсентеизма с развитием "компьютерной демократии" или "телематической демократии". Под телематикой понимают соединение в единую сеть компьютера, телевизора и телефона. Речь идет о возможности для гражданина кнопочного или телефонного голосования по различным вопросам, включая выборы депутатов из дома. Компьютерная демократия технически возможна, но и у нее могут быть свои минусы. Наряду с общими недостатками прямой демократии (например, "тиранией некомпетентности"), может возникнуть проблема с анонимностью голосования. Если урна для голосования является анонимным методом регистрации предпочтений, то электронные технологии позволяют накапливать сведения о голосовавших.

Современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной формы демократии. Демократия представляет собой постоянный процесс совершенствования, т.к. ее современные формы не являются идеальными. Крылатой стала фраза У. Черчилля о том, что демократия является наихудшей формой правления за исключением всех других форм, которые время от времени испытывались. Преимущества демократии заключаются в том, что она позволяет сохранить политическую стабильность, предполагает низкий уровень имеющего место или потенциального насилия. В условиях демократии между решениями власти и реакцией общества существует обратная связь. Ответные сигналы общества могут выражаться в виде поддержки или критики, что является возможным благодаря независимой прессе.

Выделим плюсы демократии:

1 признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности;

2 равноправие граждан

3 поощрение активного участия народа в политической жизни

4 формирование механизмов общественного контроля

5 ограничение всевластия государства

6 существование условий для постоянного обновления властных структур

7 стимулирование многообразия общественной жизни

8 отказ от диктатуры

9 отказ от насилия

10 отказ от применения всевозможных видов силы как способов решения вопросов

11 четкое распределение функций.

Минусы демократии:

1 отсутствие реального равенства между возможностями политических партий и граждан, хотя это и оформлено юридически;

2 зависимость политиков от финансово- промышленных групп;

3 слабы механизмы контроля общества за выдвижением кандидатов в представительные и исполнительные органы власти;

4 возможность коррупции;

5 возможность дезорганизации всей общественной жизни.

3. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Различают две формы демократии. Ровная демократия предполагает, что все граждане конкретно участвуют в принятии и выполнении решений. В публичных организациях и остальных коллективах ровная (непосредственная) демократия реализуется на общих собраниях их членов. В современных государствах активно работают два института непосредственной демократии: референдум и выборы.

Референдум - это всенародное голосование по какому-или вопросу. Посредством референдума могут приниматься конституции, законы, а также выявляться мировоззрение народа (к примеру, выхода той либо другой местности из состава страны). Референдумы проводятся по инициативе главы страны, парламента, правительства, а также людей, если в поддержку данного предложения будет собрано нужное (установленное законом) количество подписей. Поэтому конкретно референдум дозволяет каждому гражданину выразить свое отношение к определенной проблеме.

Выборы - форма прямого волеизъявления людей, осуществляемого в согласовании законами, в целях формировании органа гос власти, органа местного самоуправлении либо наделения возможностями должностного лица. Граждане участвуют в выборах на базе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом роль является свободным и добровольным. Выборы обязаны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

Непосредственная демократия постоянно дополняется представительной, при которой граждане перепоручают принятие и реализацию решений своим избранным представителям.

Как разновидности демократического режима можно выделить президентский и парламентский, гуманистический и либерально-демократический режимы. Из них более современный - либерально-демократический режим. Он отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни. В экономической сфере человек владеет собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен. Либеральный режим обусловливается, до этого всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Правительство провозглашает формальное равенство всех людей, свободу слова, мнений, форм принадлежности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не лишь закрепляются в конституции, но и стают осуществимыми на практике.

Таковым образом, экономическую базу либерализма составляет частная собственность. Правительство высвобождает производителей от собственной опеки и не вмешивается в экономическую жизнь людей, а лишь устанавливает общие рамки свободной конкуренции меж производителями. Оно же выступает и в качестве арбитра при разрешении меж ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции, более того, в условиях либерализма правительство воспринимает все меры к существованию оппозиции, представляющей интересы меньшинства, беря во внимание эти интересы, создает особые процедуры учета этих интересов. Не считая того, при либеральном политическом режиме существует множество ассоциаций, компаний, публичных организаций, секций, клубов, объединяющих людей по интересам. Появляются организации, позволяющие гражданам выразить свои политические, профессиональные, религиозные, социальные, бытовые, местные, национальные интересы и потребности.

При либерализме государственная власть формируется методом выборов, исход которых зависит не лишь от представления, народа, но и от денежных возможностей тех либо других партий, нужных для проведения избирательных компаний. Воплощение государственного управления делается на базе принципа разделения властей. Система «сдержек и противовесов» способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются, как правило, в правовой форме, а в государственном управлении употребляется децентрализация: центральная власть берет на себя решение лишь тех вопросов, которые не может решить местная власть.

Очевидно, либеральный режим имеет свои трудности, главные посреди них - социальная защита неких категорий людей, расслоение общества, фактическое неравенство возможностей. Внедрение этого режима более эффективно становиться вероятным лишь в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и общественного развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если оценивать политические режимы по соотношению работающих сил, разных по основным принципам собственного существования, то, естественно, хорошим является демократический режим. Потому что в условиях этого режима люд, будучи источником власти, прямо и конкретно сформировывает представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Правительство не лишь провозглашает, но и практически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус разных форм принадлежности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.

При тоталитарном же режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Стираются различия меж личным и публичным, личным и общественным, так как тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на контроле всех сфер жизни, включая образование, здравоохранение, средства массовой информации.

В демократическом государстве люд является источником власти, в то время как в тоталитарном власть принадлежит одной правящей партии либо политическому фавориту, в большинстве случаев харизматическому. При демократии есть разные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения. Народные инициативы, обсуждения, демонстрации стают необходимыми атрибутами публичной жизни. Тоталитарный режим допускает только лишь одну правящую партию, остальные же стремиться запретить, используя в собственных целях полицейский сыск.

Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий выход энергии и социальному творчеству личности, чем остальные типы политических режимов. Она выступает массивным средством преодоления разных видов диктатуры и деспотических правлений. Обстановка в мировом обществе свидетельствует, что тоталитарный режим исторически и политически изжил себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии. Таковым образом, демократическая политическая система - это организация легальной, опирающейся на законы и подконтрольной обществу власти. Она работает на базе понятных и принятых обществом принципов, имеет главные цели и способна содействовать реализации общих интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Политология: Учебник для студентов ВУЗов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2001.-288с.

2. Политология: Учебник - 2-е издание, испр. и доп.- М.: Дело,2003.-424с.

3. Политология: Учебник / под ред. С.Г. Киселева.- М.: ТК Велби, издательство Проспект,2008-480с.

4. Политология: учебник для студентов ВУЗов/ под ред.В.Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 591с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы и перспективы демократического развития России. Демократия как одна из форм государственной власти (типов политического режима) и ее основные признаки. Национальная политическая модель демократии. Ближайшие перспективы российской демократии.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2010

    Основные типы политический режимов. Характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов. Основные теории и модели демократии. Сравнительная характеристика политической системы и политического режима.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    В настоящее время демократию рассматривают как форму устройства любой организации, как идеал общественного устройства и как тип политического режима. Сущность демократического политического режима. Основные формы демократии и ее теоретические модели.

    реферат , добавлен 19.02.2008

    Возможные модели и основные формы перехода к демократии. Первые однолинейные теории модернизации и их приверженцы. Необходимые предпосылки и факторы утверждения демократии. Этапы демократического процесса, возможные уровни политического консенсуса.

    реферат , добавлен 22.05.2012

    Понятие, определение, принципы и основные черты демократии - такой формы государства, его политического режима, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти. Классическая, протективная, народная демократия.

    контрольная работа , добавлен 15.04.2011

    Изучение признаков политического режима как способа общественной власти, системы методов и средств осуществления политической власти. Анализ теории плюралистической и плебисцитарной демократии, проблем перехода от одного политического режима к другому.

    реферат , добавлен 04.03.2012

    Эволюция значения и термина "демократия". Основные трактовки демократии. Современные теории демократии. Теория рыночной демократии. Теория социалистической демократии. Теория прямой (или идентитарной) демократии.

    реферат , добавлен 28.06.2007

    Понятие, истоки и содержание демократии. Описание ее современных моделей - коллективистской (идентарной) и представительской (либеральная, элитарная, партиципаторная концепции). История становления демократического правового режима в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 13.12.2010

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

В современном языке слово «демократия» имеет огромное количество значений. Одно из них связано с происхождением этого термина. Демократия происходит от греческого слова «demokratia», состоящего в свою очередь из двух слов «demos» -- народ и «kratos» -- власть, правление. Всё вместе - «народовластие».

Рассмотрим ещё два варианта трактовки этого понятия:

1) Демократия - форма политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав.

2) Демократия - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством напрямую или через свободно избранных представителей, обеспечиваются личные, политические и гражданские права граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.

Демократия абсолютно противоположна автократии, аристократии и олигархии.

Сущность демократии заключается в следующих, основополагающих чертах:

1) В демократии присутствует политическая свобода, то есть свобода выбора народом общественного строя и формы правления, право граждан определять и изменять конституционный строй.

2) Гарантировано обеспечение защиты прав человека.

3) Одной из главных черт демократии является равноправие граждан -- равенство всех перед законом, все несут равную ответственность за совершенное правонарушение, женщины, мужчины, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений.

4) В демократии избираемые должностные лица соблюдают контроль за решением государственных проблем и задач, направленных на улучшении жизни народа, каждого гражданина страны. Здесь предполагается формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления. Демократия строится на свободных и честных выборах, исключающих применение методов принуждения.

5) Наличие разделения властей -- законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства.

6) Соблюдается правило принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства.

7) Граждане имеют право создавать относительно независимые от государства ассоциаций или организаций, в том числе оппозиционные партии, группы по интересам. Все эти права и институты, составляющие реальную основу режима демократии, не просто декларируются, а являются реально действующими.

8) Граждане имеют право выражать свое мнение, не опасаясь наказания по самому широкому кругу политических вопросов, включая критику должностных лиц, социально-экономического строя и идеологии правительства. То есть в демократии приветствуется свобода слова.

9) Признается существование альтернативных источников информации, которые охраняются законом.

Теперь разберемся в функциях демократии, узнаем какие же цели и задачи, она ставит перед собой. Итак, функции демократии:

Организационно-политическая (она заключается самоорганизации народа в качестве источника государственной власти, а так же в наличии организационных связей между субъектами демократии).

Регулятивно-компромиссная (заключается в обеспечение сотрудничества и компромиссов между субъектами демократии).

Общественно-стимулирующая (заключается в обеспечении оптимального служения государства обществу, стимулировании, учете и использовании общественного мнения и активности граждан).

Учредительная (в неё входит формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем).

Контрольная (то есть контроль за всеми звеньями государственного аппарата).

Охранительная (обеспечение государством безопасности каждого человека, охрана и защита его прав и свобод).

Далее нам необходимо рассмотреть разновидности демократии, её деление в зависимости от ряда факторов. Исторически в представлениях о данном политическом режиме преобладали две базовые формы. В зависимости от способа осуществления государственной власти, от ее носителей демократия делится на представительную и непосредственную (прямую).

Прямая демократия представляет собой право граждан самим, непосредственно (лично) осуществлять государственную власть: избирать депутатов в представительные органы, принимать наиболее важные решения путем прямого волеизъявления. Напомню, что такая форма участия доминировала в античных демократиях. В современном мире прямая демократия встречается главным образом на уровне местного самоуправления.

Представительная демократия представляет собой право народа выражать свою волю не прямо, а через институт посредников, поэтому ее еще называют делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив признание и доверие от народа через процедуру голосования, должны воплотить эту волю в принимаемых законах и решениях. Во всем мире представительная демократия остается главной формой осуществления государственной власти.

В зависимости от равенства прав граждан на участие в управлении государством, от характера этого равенства, демократия делится на:

Политическую (предполагает лишь формальное равенство)

Социальную (основывается на равенстве фактических возможностей участия граждан в управлении государством).

В зависимости от подчинения меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений демократия делится на деспотическую (представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства), тоталитарную (где власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля) и конституционную (ставит власть большинства в определенные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помощью конституции и разделения властей, обеспечивает автономию и свободу меньшинства).

Необходимо также отметить существование элитарной демократии, где власть осуществляется правящей элитой. Её формируют и её же передают властные полномочия.

Что касается моделей демократии, то в настоящее время существует огромное количество её разновидностей. Я бы хотела рассказать лишь про основные, главные на мой взгляд.

Итак, рассмотрим модели демократии, основывающиеся на идеологии:

1. Социалистическая демократия (Для неё характерно классовое господство, ярко выражённый социальный аспект. Она исходит из однородности воли рабочего класса. Власть народа реализуется через советы, которые обладают полной властью над всеми сферами хозяйственной, политической, общественной. Основной особенностью социалистической демократии является полное отрицание частной собственности и всякой автономий личности. Поскольку социалистическая демократия отрицает само понятие оппозиции, то, вполне естественно, система предусматривает однопартийность).

2. Либеральная демократия (Её сущность заключается в приоритете интересов личности и отделении их от государственных интересов. Источником власти признается отдельная личность, права которой защищены и закреплены в конституции. Народ выражает свою волю не прямо, а посредством своих представителей, которым он делегирует на определенный срок полномочия. Власть конструируется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, которые противопоставлены друг другу).

3. Партиципаторная демократия (Для неё характерно возвращение к классическим идеалам демократии, предполагающим активное участие граждан в обсуждении и принятии решений по главным вопросам общественной жизни. Идеальное партиципаторное общество характеризуется прямым вовлечением граждан в управление без посредников).

4. Репрезентативная демократия (Здесь воля народа исполняется далеко не по всем вопросам и выражается гражданами как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам и депутатам, которые формируют общую волю народа, а иногда поступают и вопреки ей. Репрезентативная демократия обычно воплощается в парламентаризме -- системе правления, основанной на разделении властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах).

5. Плюралистическая демократия (Здесь демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распределения между различными силами. Не личность, не народ, а группа является главной движущей силой политики в современном демократическом государств).

6. Консоциальная демократия (Такая модель предполагает, прежде всего, создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества).

7. Экономическая демократия (Заключается в открытых и состязательных выборах, где политиков можно представить как предпринимателей, стремящихся получить власть, а избирателей - как потребителей, голосующих за ту партию, политическая линия которой лучше всего отражает их предпочтения).

8. Рыночная демократия (Главная задача демократии состоит в применении избирательных стратегий, которые должны связывать кандидата во власть с позициями избирателей. Акт подачи голоса трактуется как своего рода «покупка» или «инвестиция», а избиратели в основном рассматриваются как пассивные «потребители»).

9. Интегральная демократия (Считается, что этот строй должен быть основан на науке)

10. Делиберативная демократия (Модель основывается на убежденности в том, что человек способен перейти от роли клиента к роли гражданина государства, что он склонен к беспартийности, готов к компромиссу и даже к отказу от своих предпочтений, если они компромиссу мешают).

О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ ДЕМОКРАТИИ

Все положительные и отрицательные черты демократии я бы хотела рассмотреть на примере двух основных её разновидностей: прямой и представительной.

Прямая демократия:

Минусы: сюда необходимо отнести такие вещи как сложность принятия согласованных решений, вследствие большого разброса мнений; недостаточная компетентность; эмоциональная неуравновешенность народа; высокая степень манипулируемости общественным мнением в ходе публичных дебатов со стороны профессиональных политиков; высокая стоимость и сложность проведения референдумов; низкий уровень гражданской активности; уклонение избирателей от голосования (абсентеизм).

Плюсы: к ним можно отнести истинность и расширение политического кругозора граждан.

Представительная демократия:

Минусы: отрыв депутатов от народа; возможность коррупции; приоритетное влияние на принятие решений мощных групп давления; отстраненность рядовых депутатов от принятия решений; ослабление демократического контроля снизу.

Плюсы: некомпетентность обывателя заменяется профессионализмом депутатов, к тому же могут использовать экспертов для оценок этих решений; присутствует возможность достичь баланса интересов.

Как мы видим, что в прямой, что в представительной демократии отрицательные черты превосходят положительные, доминируют над ними. Это говорит лишь о том, что в настоящее время нет абсолютно идеальной и до конца продуманной модели, которая устраивала бы всех до едина. Необходимо работать и совершенствовать системы государственного устройства и политические режимы.

Но, на мой взгляд, всё равно демократия это наиболее нужный и необходимый политический режим не только для нашей страны, но и для всего мира.

Благодаря ей обеспечивается свобода слова, свобода выбора, равные права всех кандидатов, стремящихся стать представителями власти, разрешается свободная критика власти, в том числе на центральных телеканалах, закон распространяется на всех, от власти до простых граждан. Самое главное это верно, честно и правильно придерживаться этих критериев и законов. Уметь их соблюдать, контролировать и совершенствовать во благо народа.