1 послание тимофею 3 16. Библия онлайн

ГОВОРИТ ЛИ О БОЖЕСТВЕННОСТИ ХРИСТА СТИХ 1 ТИМОФЕЮ 3:16?

Что касается того, что «здесь не обойдётся без нового перевода», Вы отчасти правы. Но предварительно мы рассмотрим причину, по которой большинство переводов передают этот стих иначе.

Она состоит в том, что со временем в переписываемые копии библейских рукописей закралась ошибка, изменившая прочтение этого стиха. Известный библеист Брюс Мецгер в своей книге пишет, что данная ошибка возникла из-за неправильного зрительного восприятия. «Писцу, страдавшему астигматизмом, было достаточно трудно различать схожие по написанию греческие буквы, особенно если предыдущий переписчик недостаточно аккуратно выполнил свою работу. Так, в унциальном письме часто смешивались сигма (которая обычно изображалась как сигма-"полумесяц"), эпсилон, тэта и омикрон. [...] В 1 Тим 3:16 ранние рукописи имеют чтение "ος" ("тот кто"), в то время как многие поздние – θς (обычное сокращение для "θεος", "Бог")» (Б. Мецгер. «Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала», третье издание) .

Итак, как отмечает Мецгер, в первоначальном тексте Греческих Писаний (т. е. Нового Завета) этот отрывок звучал не «Бог явился во плоти», а «тот кто явился во плоти». Поэтому современные переводы, основанные на качественных версиях текста Греческих Писаний, переводят этот стих так:

· «Тот, кто был явлен в плоти» (Восстановительный перевод)

· «Во плоти был Он явлен» (перевод Кулакова)

· «Он, Кто явлен был во плоти» (перевод епископа Кассиана)

· «Тот, кого Бог явил в человеческом теле» (перевод Кузнецовой)

· «Он был явлен в плоти» (Перевод нового мира, 2001, 2007)

· «Он был явлен в теле» (Центрально-Азиатское Писание на русском языке)

· «Он был явлен физически» («Еврейский Новый Завет», Д. Стерн)

Конечно, Синодальный перевод пользуется большим признанием в России. Однако следует признать, что людей, искренне исследующих Слово Бога, в конечном счёте должно волновать не то, что записано в каком-либо отдельно взятом переводе, а то, что содержится во вдохновлённых Богом исходных рукописях. Как известно , новозаветная часть Синодального перевода была выполнена с греческого текста, носящего название Textus Receptus. Этот текст, в свою очередь, был основан на нескольких поздних (X век н. э. и позже) рукописях низкого качества, поэтому сохранял в себе тысячи намеренных и ненамеренных изменений библейского текста. Из-за этого Синодальный перевод сильно уступает по качеству многим более современным переводам, одним из примеров чего и является стих 1 Тимофею 3:16.

Ввиду изложенного, становится понятным, что использование стиха 1 Тимофею 3:16 в качестве доказательства божественности Христа является некорректным. Этот стих, наоборот, должен пониматься исходя из общего смысла Священного Писания, которое показывает, что под словом «он» («тот кто») здесь понимается Иисус Христос, а не Бог (Иоанна 1:14; 18:37; Филиппийцам 2:7) .

Все материалы этого раздела могут свободно использоваться, однако при их использовании обязательна активная и индексируемая ссылка на источник.

Материалы сайта по теме «Троица и божественность Христа»:

· Говорит ли о божественности Христа стих 1 Тимофею 3:16? (эта страница)

· (вопросы читателей)

· (вопросы читателей)

· (вопросы читателей)

· (вопросы читателей)

· (вопросы читателей)

    Вы невнимательно читали статью. Эта рукопись приводится не как авторитет, а как показательный пример постепенного проникновения искажения в греческий текст. Примеров без искажения можно привести гораздо больше — достаточно, чтобы убедить верящих в Троицу текстологов.

    Удалить
  1. Лук 1:32,33
    Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
    ____
    У вас странное доверие Библии, вы ей доверяете только там, где вас это - устраивает, да и я так понимаю, что у вас Ангел Бога был совсем не в курсе и искренне заблуждался, не знал, что Иисус и есть сам Бог Всевышний и Господь (Иегова) Бог?

    Удалить
  2. По-моему тут отличные примеры приводились чтобы понять что имеется тут в виду!

    "оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам,"

    А каким образом Ангелы увидели Его? Благодаря тому, что Он стал человеком, или Сыном Бога. Обратите внимание на слова:

    "И еще: Я БУДУ Ему Отцем, и Он БУДЕТ Мне Сыном?"

    Обратите внимание на то, что Он "БУДЕТ" Сыном. Судя по всему тут имеется в виду, что Сыном Он называется благодаря тому, что Он стал человеком. Ведь о Нем так говорилось в будущем времени, а не в настоящем или прошедшем.

    И слова:"Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" - не говорят о появлении Его на свет, или сотворении Его, - как некоторые понимают это. Тут говорится о Его воскресении(Деяния 13:32,33).

    А кем же он был, или есть до Своего прихода на землю?
    По-моему ответ от части кроется тут:(Зах 12:10) - в оригинальных текстах. Можно и в переводе Макария посмотреть.

    Вот вам и ответ на то, кто именно был явлен во плоти!

    Удалить
  3. Вы имеете в виду что Он показал Себя падшим ангелам? Я вас правильно понял?

    4. Но когда пришла ПОЛНОТА времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), КОТОРЫЙ РОДИЛСЯ ОТ ЖЕНЫ...

    Тут имеется в виду, что послан Тот, кто родился от жены. Тут даже и нет намёка на то, что Сын посылается с небес на землю. Ведь нужно сначала кого-то родить, а потом посылать. А иначе некого и посылать. И обратите внимание на то, что тут говорится "но когда пришла полнота времени", - после этого посылается Сын.
    А когда именно эта полнота времени настала?
    Смотрим: (Исаия 61:1). - Иисус прочёл эти слова после Своего крещения в Иордане. А помазание как раз то и связано с посыланием. Бог посылает с Иордана Своего Сына, который родился от жены.

    А вот ещё пример почему Он называется Сыном Божиим: "Ангел сказал Ей(Марии) в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; ПОСЕМУ и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим;..
    Все перечисленные мной и вами места никак не говорят о том, что Он был в качестве Сына до прихода Своего на землю. Все эти места говорят либо о земной жизни Иисуса, либо о воскресшем Иисусе.

    Удалить
  4. Очевидно, что Иисус «показал себя ангелам» после того, как был воскрешен («оправдан в духе»). В другом месте об этом говорится так: «...умерщвлен по плоти, но ожив духом, Которым Он и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Петра 3:18, 19). Следовательно, падшие ангелы увидели его после того, как он стал сыном Бога по воскресению (как Вы правильно применили Деяния 13:32, 33; см. также Римлянам 1:4). Похоже, что в Евреям 1:5 Иисус также называется «сыном» по воскресению, отсюда и будущее время.

    Но нет причин сомневаться в том, что и во время, и до земной жизни Иисус также был Сыном Бога, иначе в каком смысле Бог «послал своего сына»? (Рм 8:3; Гл 4:4; 1 Ин 4:9—11, 14)

    Пророчество в Захария 12:10 заслуживает отдельного рассмотрения. Действительно, в самых древних и лучших масоретских рукописях Иегова говорит о себе как о пронзенном. Позже еврейские переписчики из почтения заменили «меня» на «него». Немаловажен тот факт, что LXX в данном месте соответствует масоретскому тексту, и тем не менее, в Иоанна 19:37 этот стих цитируется в другом переводе, который соответствует более поздней версии Феодотиона («того, которого пронзили»). Этот выбор был сделан под влиянием святого духа и косвенно доказывает, что Иоанн не считал Иисуса Иеговой. Однако первоначальный еврейский текст, несомненно, также вдохновлен Богом и истинен. Как же его понимать?

    Вторая часть стиха показывает, что над пронзенным будут плакать и рыдать, и здесь дважды используется предлог с местоимением третьего лица в единственном числе — «над ним» (а не «надо мной»). Следовательно, речь идет о ком-то еще, кого буквально пронзили. Следуя выраженному самим Иисусом принципу в Матфея 10:40, пронзив Иисуса, иудеи в переносном смысле «пронзили» Иегову. Или, может быть, Иегова так выразил боль, которую ему принесла смерть Сына (сравни Луки 2:35). Примечательно, что в Захарии 11:12, 13 используется похожий прием — плату дают непосредственно пастырю (Захарии) за его труд, но Иегова принимает ее на свой счет.

    Удалить
  5. Ещё по поводу:"Иоанна 19:37 этот стих цитируется в другом переводе, который соответствует более поздней версии Феодотиона («того, которого пронзили»)"

    Возможно что Иоанн цитирует этот отрывок не дословно. Что-то вроде как в Откровении 1:7.
    И Иоанн же ведь ни о себе эти слова говорил. - может это от части и повлияло на слова Иоанна. Не на меня(Иоанна), а на того, которого пронзили.
    Возможно что слова Иоанна послужили для некоторых переводчиков основанием внести изменение в текст Захарии 12:10. Это что-то вроде как переводчики Синодального вставили в еврейские писания "Деву" вместо "молодой женщины" в еврейском тексте.

    Удалить
  6. Уважаемый Иосифович, хотя многие стихи, где Иисус называется Сыном Бога, можно толковать двояко, все же в Римлянам 8:3 явно говорится о сыновних отношениях Иисуса с Отцом до его рождения на земле: «Бог, чтобы покончить с грехом, послал своего Сына в подобии грешной плоти». Здесь не может подразумеваться крещение или какой-то другой момент земной жизни Иисуса, так как «подобие грешной плоти» он получил в утробе Марии, куда был перенесен уже будучи Сыном Бога.

    Ряд стихов из Иоанна неопровержимо это доказывает. В Иоанна 1:18 сказано, что как «единородный бог» (не человек), Слово находился «у груди Отца», следовательно, приходился ему сыном. В Иоанна 6:46 Иисус подтверждает этот вывод: «Это не значит, что кто-то из людей (в том числе сам Иисус как человек) видел Отца. Только тот, кто от Бога,— он видел Отца (когда находился на небе)». Именно к тому времени относятся слова: «Я говорю о том, что видел у моего Отца» (Иоанна 8:38). И наконец: «Я пришёл в мир от Отца. Теперь же я оставляю мир и иду к Отцу» (Иоанна 16:28). Если уход из мира означает вознесение на небо, то приход в мир — рождение на земле, прежде которого Иегова уже был Отцом Иисуса.

В. Наставления относительно епископов и диаконов (3:1-13)

1-Тим. 3:1 . В продолжение своих наставлений о поведении в церкви Павел обращается к важному вопросу о пригодности к руководству ею. В его намерения входило способствовать уважительному отношению членов церкви к их руководителям; с этой целью он подтверждает в 3:1 известную верующим истину: стремиться к руководству церковью - доброе дело. Термин епископ - лишь одни из нескольких, которыми обозначается в Новом Завете руководящее церковью лицо. Чаще других встречается термин "старейшина" (пресбитерои).

В Рим. 12:8 употреблено слово "начальник" (проистаменои); в Евр. 13:17 - наставники (хегоуменоис). Греческое слово "поймете" в Евр. 4:11 передано как "пастыри", а в Деян. 20:28 - как "блюстители". Каждым из этих терминов подчеркивался тот или иной аспект деятельности руководителя, но все они, по-видимому, употреблялись попеременно для обозначения одного и того же руководящего поста в церкви, который отличался от другого - занимаемого диаконами (толкование на 1-Тим. 3:8).

1-Тим. 3:2 . От "епископа" требовалось более чем только желание служить. В стихах 2-7 Павел выдвигает 13 требований, которым должен был удовлетворять руководитель церкви; он должен был быть:
1) непорочен (греческое слово анепилемптон находим только в этом послании; стих 2; 5:7). То есть ничто в его поведении не должно было давать повода к обвинению его в чем бы то ни было; понятие, выраженное эти словом, несколько отличается от того, что имеется в виду под ним же (в греческом оригинале употреблен синоним его) в стихе 10.
2) Одной жены мужем.

На эту не вполне ясную фразу предлагается несколько толкований. Все зависело от того, насколько строгие правила установил Павел для руководителей церквей. Большинство комментаторов соглашается в том, что "епископам" запрещались как многоженство, так и неразборчивость в интимных связях. Многие богословы понимают слова "одной жены муж" в том смысле, что мужское чувство церковного руководителя должно быть сосредоточено исключительно на его жене. Некоторые понимают эту фразу - как запрещение занимать пост епископа разведенным и вступившим в повторный брак.

Те, кто держатся этой точки зрения, исходят из того, что развод свидетельствует о неспособности человека руководить собственным домом, и даже если грех его может быть ему прощен, для руководства христианской общиной он попросту не подходит (стихи 4-5; 1-Кор. 9:24-27). Самое строгое толкование этого стиха, которое разделялось почти всеми интерпретаторами Священного Писания, жившими во 2-3 веках, включает в себя все вышеперечисленное, но утверждает и большее: запрещение для епископа повторного брака даже в случае вдовства.

Объяснение этому взгляду находим в том, что в первом веке повторная женитьба рассматривалась как знак угождения своим желаниям и слабостям. Хотя апостол Павел и чтил брачные узы, высоко превозносил они духовные преимущества безбрачия (1-Кор. 7:37-38), поощряя соблюдение его в случае потерн супруга или супруги (1-Тим. 5:3-14). Таким образом безбрачие он рассматривал как достойное свидетельство о способности человека обуздывать свои чувства и потребности; столь же строгого принципа держался апостол и при определении "истинных вдовиц" (5:9).

Епископам полагалось быть:
3) трезвыми (это же слово - нефалион - встречаем в 3:11), в значении "умеренных", "воздержанных";
4) целомудренными ("софрона"; это же слово - в Тит. 1:8; 2:5); благочинными или почтенными, и страннолюбивыми (гостеприимными).

Слово учителей подразумевает способность руководителя толковать Священное Писание (иначе говоря, понимать его и уметь донести содержащуюся в нем истину до слушающих), умея в то же время дать отповедь тем, кто толкуют его неверно (Тит. 1:9). Учить - не обязательно лишь публично; это можно делать и в частном, неофициальном порядке.

1-Тим. 3:3 . Далее в отношении епископа следовало несколько определений с отрицанием "не":
8) не пьяница (сравните Тит. 1:7) и
9) не бийца (не драчун, не сварлив). Да сказываются и в этом его способность контролировать себя, его "непорочность" (3:2). Напротив, он должен быть
10) тих, миролюбив (переведенное таким образом греческое слово "епиейке" находим в тех или иных вариантах в Фил. 4:3; Тит. 3:2; Иак. 3:17; 1-Пет. 2:18). В отличие от лжеучителей, достойному руководителю церкви нельзя быть
11) ни корыстолюбивым,
12) ни сребролюбивым (сравните 6:5; Тит. 1:11). Истинный епископ не получает удовольствия от свар с окружающими и служит не корысти ради (сравните 1-Пет. 5:2).

1-Тим. 3:4 . Он обязан:
13) хорошо управлять домом своим. И здесь Павел как бы подчеркивает, что в первую очередь - своими детьми. (Поведение детей более всего, пожалуй, свидетельствует, хотя и тут не исключена "осечка", о способности их отца быть руководителем.) Настолько ли они уважают его, чтобы не выходить из послушания ему? Выражение со всякой честностью буквально читается как "со всею строгостью".

1-Тим. 3:5 . Стих 5 образован риторическим вопросом, подчеркивающим сказанное выше. Апостол проводит аналогию между управлением собственным домом и домом Божиим (3:15). Ибо немало одних и тех же свойств характера и способностей требуется от человека в обоих случаях.

1-Тим. 3:6 . Епископа
14) не следует назначать из новообращенных, чтобы быстрое продвижение к руководству (к власти) не исполнило его гордости и самомнения - ведь повинный в них подпадает под то же осуждение, что и диавол, ибо грех гордыни им вошел в мир.

1-Тим. 3:7 . Епископу надлежит также
15) иметь доброе свидетельство (т. е. хорошую репутацию) от внешних (сравните Кол. 4:5; 1-Фес. 4:12). Павел, по-видимому, думал тут о том, что руководители церквей, как представители Церкви в целом, более других рискуют попасть в сети диавола (сравните 2-Тим. 2:26).

Становясь же объектами нарекания, они доставляют огромное удовольствие сатане; ведь когда на глазах у "мира" они попадают в его ловушку, то ставится под сомнение дело Божие, и пятно ложится на весь Божий народ. Поэтому так важно руководителям церквей добиваться доброй репутации среди неверующих и уметь хранить ее.

1-Тим. 3:8 . Подобно епископам, и диаконы (сравните Фил. 1:1) должны быть достойными людьми, хотя функции их в общине - совершенно иные. Слово, переводимое как "диакон" (диаконос) буквально означает "смиренный слуга". Диаконы, подчинявшиеся епископам, обязаны были выполнять некоторые менее значительные задачи, связанные с церковной жизнью, включая бытовые, чтобы дать возможность епископам заниматься делами более важными. (В Деян. 6:1-6 имеем своего рода "прообраз" того, что позднее определило характер служения диакона в церкви.) Однако диаконы тоже были "на виду", в частности и поэтому предъявлялись к ним требования почти такие же строгие, как к епископам. Зрелыми и благочестивыми должны были быть они; честными (здесь в значении "достойными уважения"; то же греческое слово употреблено в отношении женщин в 1-Тим. 3:11); не двуязычными, т. е. искренними, нелицемерными. И как епископы (стих 3) - не пристрастными к вину, не корыстолюбивыми.

1-Тим. 3:9 . И самое главное - диаконы должны быть людьми глубоко духовными (сравните Деян. 6:3), разумеющими и кренящими чудную тайну веры (ее глубинные истины), непостижимую для нехристианского сознания, - хранящими ее в частой совести (сравните с "доброй совестью" в 1-Тим. 1:5). Это последнее (что следует и из сказанного в 8 стих) означало: в поведении диаконов ничто не должно было противоречить их вере; иными словами, то, что они исповедовали, должно было соответствовать их повседневной житейской практике.

1-Тим. 3:10 . Более того, подобно епископам, которые, прежде чем занять этот ответственный пост должны были явить свою зрелость (стих 6), диаконы тоже подлежали предварительному испытанию. Не формальному, конечно. Но всем своим поведением и служением на протяжении времени следовало им доказать "свою пригодность". Лишь явив "беспорочность" свою, могли они быть допущены к диаконскому служению.

Здесь словом беспорочны (в отличие от "непорочен" в 3:2) переданы два греческих слова - аненкаетои онтес, буквально - "не подлежащие никакому обвинению". Аненклетос (1-Кор. 1:3; Кол. 1:22 1 Там. 3:10; Тит. 1:6-7), как и синоним его - анепилемптон в 1-Тим. 3:2, встречаются в Новом Завете только в посланиях Павла.

1-Тим. 3:11 . Равно жены (слова "их" в греческом оригинале нет) должны быть честны, т. е. достойны уважения (то же слово - семнас - употреблено по отношению к диаконам в стихе 8), не клеветницы (по гречески диаболоус, от диабояло - клеветать; именно этому глаголу обязано своим происхождением слово диавол, означающее главного клеветника).

Упомянутым женам следовало быть трезвыми, т. е. умеренными, воздержанными (сравните стих 2) и верными (достойными доверия во всем). Однако кто были эти жены, которых имел в виду Павел? Скорее всего, не все те, кто входили в общину. Поскольку слова "их" в греческом тексте нет, можно только догадываться, что речь шла о женах диаконов, либо о диаконисах (как Фива; Рим. 16:1), самостоятельно занимавших соответствующий пост

1-Тим. 3:12 . Подобно епископам, и диаконам следовало быть тем, что определяется как муж одной жены (сравните стих 2), способными управлять собственным домом - по той же причине, которая сформулирована апостолом в стихе 5.

1-Тим. 3:13 . Этот стих неодинаково читается в русском и английском переводах Библии. В русской - "высшая (судя по греческому оригиналу, - скорее "добрая") степень", в английской - "доброе стояние". И толкования имеются на 3:13 различные. Русскому тексту более соответствует то, что мужи, хорошо проявившие себя как диаконы, достигают высшей - епископской - "степени" (поста); и соответственно испытывают большое удовлетворение от сознания верного исполнения служения (приготовляют себе… великое дерзновение в вере, возложенного на них Христом.

Иначе толкуется этот стих в том виде, как передан он по-английски: хотя пост диакона менее заметен и привлекателен, чем пост епископа (с мирской точки зрения), последователи Христа иначе воспринимают это, исходя из сказанного Самим Господом (Иоан. 13:11-17; Мар. 10:42-45). Те, кто верно и смиренно исполняют свою подсобную роль (диакона), обретают 1) добрую репутацию в глазах своих собратьев и 2) великую уверенность ("дерзновение") в вере своей, потому что, не имея земных наград за свою службу, обнаруживают бескорыстность и искренность своих мотивов в служении (сравните Еф. 3:12; Евр. 10:19).

IV. Наставления относительно соблюдения истины в церкви (3:14 - 4:16)

А. Церковь и ее истина (3:14-16)

1-Тим. 3:14 . Если Павел оставил Тимофея в Ефесе в качестве пастора местной церкви, то надеялся вскоре вновь прийти туда. А на время своего отсутствия хотел, чтобы сие, т. е. все написанное им, было у Тимофея и его паствы "под рукой".

1-Тим. 3:15 . Дабы знали они, как должно поступать в доме Божием. Мысль о Церкви как о доме или некоем сооружении, принадлежащем Богу, характерна для Павла (сравните 1-Кор. 3:16-17; 2-Кор. 6:16, Еф. 2:20-22). Отсюда этот почти архитектурный образ - столп и утверждение (в значении "основания") истины. Некоторые учат, отталкиваясь от этого образа, что Церковь есть "источник" Божией истины, что никто не может познать ее вне того или иного церковного объединения. Однако мысль, выраженная здесь Павлом, лишь в том, что вселенская Церковь служит опорой Божией истине, оплотом ее (а не источником).

1-Тим. 3:16 . Понимание этого стиха может показаться затруднительным лишь благодаря "насыщенности" его содержания. Мысль апостола, в сущности, проста: безусловно (по-русски: беспрекословно)… благочестия тайна (т. е. тайна любви к Богу и благочестивой на этом основании жизни христиан) заключается или находит объяснение в воплощения Бога и в совершении Им спасения людей. (Самый этот акт тоже в свою очередь "тайна" - в том смысле, что прежде Свое решение совершить его Бог от людей скрывал, но теперь - открыл.) "Тайна благочестия" - великая (мега - "огромная"), в смысле масштабов ее значения, ее возвышенности (сравните Еф. 5:32). Павел как бы цитирует отрывок из древнего гимна, прославляющего Христа, Который есть "средоточие" тайны (Кол. 1:27).

На шесть торжественных заявлений распадается этот "гимн": 1) Бог явился во плоти (о Христе); оправдал Себя в Духе (т. е. доказал через воскресение Христа (сравните Деян. 2:24-36) Святым Духом (сравните Рим. 8:11), что распятый Иисус есть Господь и Мессия); показал Себя Ангелам (имеется в виду превознесение Сына в небесных сферах - сравните Фил. 2:9-11; Евр. 1:6); 4) проповедан в народах (сравните Кол. 1:23) и 5) привит верою в мире (подразумевается последовательное осуществление Божьего искупительного плана предопределенными Им средствами - сравните 1-Кор. 1:18 - 2:5); 6) вознесся в славе (речь идет о вознесении Христа - Еф. 4:10).

3:1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
Словом "епископ" обозначается служитель, которому доверено общее руководство церковью (ст. 5; Флп. 1,1). Это слово употребляется наравне со словами "пресвитер", "блюститель" (Деян. 20,17.28; Тит. 1,5-7) (Женевская)
В Ветхозаветные времена руководителя поместных религиозных общин называли также словом «старейшина» (Лк.22:52, например).

Апостол Павел, желая укрепить авторитет мужчин собрания, готовых взять на себя ответственность по организации деятельности собрания, показывает, что стремление стать руководителем и организатором в собрании – явление правильное, одобряемое Богом. Оно и понятно: хаотическое служение и разобщённость в делах не могли бы способствовать исполнению намерения Бога о всемирной проповеднической деятельности. Благовествование нужно было организовывать повсеместно. К тому же, кто-то должен был бы взять на себя ответственность помогать собранию духовно возрастать в вере и познании истины, помогать решать проблемы разного рода, возникающие у соверующих - на основании Божьих принципов.

Тимофей должен был знать следующее: роль старшего мужчины в собрании (старейшины) сводилась к тому, чтобы способствовать духовному росту собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности, а также - побуждать собрание исполнять волю Бога в отношении благовествования. Такие братья, которые не боялись брать на себя эту ответственность, заслуживали похвалы от Бога и соверующих.

Однако одного лишь желания быть старейшиной - было мало.
К руководителю собрания предъявлялись некоторые требования: именно об этом Павел сообщил в следующих текстах своего послания. Если христианин соответствовал этим требованиям, то не было причин отказать ему в его желании стать старейшиной собрания.

3:2 Но епископ должен быть непорочен ,
Портрет кандидата в старейшины начинается с определения самого трудного качества: с непорочности.
Здесь не имеется ввиду «безгрешен», ибо в этом мире нет ни одного безгрешного человека, который бы не грешил хотя бы иногда в мыслях, чувствах, делах или поведении (1Иоан 1:8). Здесь речь идёт о внутренней порядочности христианина. Как определить его наличие в кандидате?
Только по репутации этого человека.

А кто из людей мог бы засвидетельствовать это качество у брата, желающего стать руководителем собрания? Те, кто знали его на протяжении длительного времени. Далее апостол Павел показывает Тимофею, как узнать, порочен или непорочен кандидат в старейшины: он приводит качества непорочного христианина:

одной жены муж, этот брат на момент выдвижения своей кандидатуры должен был иметь одну жену, не замечен в спонтанных интимных связях или многожёнстве (что было весьма распространено в Ефесе, как и по всей Малой Азии). То есть, позиция христианства в отношении брака однозначно показывает нравственный эталон, к которому надо стремиться: один муж - одна жена. И многожёнцы должны были бы приводить свою жизнь в соответствие этому эталону.
Однако некоторые исследователи этого вопроса считают, что Павел запрещал занимать пост епископа разведенным и вступившим в повторный брак, например, мнение учёных Даллаской духовной семинарии :
***
Объяснение этому взгляду находим в том, что в первом веке повторная женитьба рассматривалась как знак угождения своим желаниям и слабостям. Хотя апостол Павел и чтил брачные узы, тем не менее, он высоко превозносил духовные преимущества безбрачия (1-Кор. 7:37-38), поощряя соблюдение его в случае потери супруга или супруги (1-Тим. 5:3-14).
Таким образом безбрачие он рассматривал как достойное свидетельство о способности человека обуздывать свои чувства и потребности; столь же строгого принципа держался апостол и при определении "истинных вдовиц" (5:9).

***
В связи с этим рассмотрим, влияет ли второй брак или развод на возможность стать старейшиной. Если брат развёлся не по вине прелюбодеяния (не имея законного разрешения от Бога на повторный брак, Мтф.19 :9) и вступил во второй брак до того , как ему стать христианином, а первая жена остаётся одинокой (не вышла замуж, не имела сожителей) - то пред Богом он хотя и оправдан кровью Христовой за незаконный второй брак (1Кор.6: 10,11), но всё равно остаётся с первой женой в союзе одной плоти (Мтф.19 :5,6). Поэтому, пред Богом он является мужем двух жён (хотя в государстве зарегистрирован с одной) - и не пригоден для служения старейшиной.
Но если его первая жена вышла замуж, то этим она разорвала союз одной плоти с этим братом, - и с этого момента он является мужем одной жены .

То же - с многожёнцами: если многожёнец остался с одной женой (с первой), а остальные - остаются одинокими, то он не может служить старейшиной до тех пор, пока все его остальные жёны не выйдут замуж или не найдут сожителей. Только после этого он станет мужем одной жены.

Конечно же, при наличии не разведённых братьев - преимущество получают не разведённые: количество браков не столько мешает служить старейшиной (если все они законные - после смерти или вины прелюбодеяния спутника), - сколько оно говорит о неспособности мужчины строить, сохранять и созидать семью: если разведён, значит, не способен оказался сохранить семью и организовать её так, чтобы она стала крепкой. Сможет ли такой сделать крепким собрание? Большой вопрос. Поэтому к разведённым братьям настороженное отношение.

Возможно ли неженатому брату стать старейшиной собрания? Возможно, например, таким братьям, как апостол Павел: он обладал даром безбрачия свыше, был помазан святым духом и смог приобрести ум Христов, что гарантировало ему умение успешно руководить собранием - по примеру главы собрания, Иисуса Христа - не имея опыта главы семьи (1Кор.2:16).

Во всех остальных случаях преимущество отдаётся женатым братьям. Почему? Как показывают дальнейшие тексты (4) - семейному человеку, имеющему опыт умелого руководства в христианской семье - гораздо проще руководить и всем собранием, бОльшей семьёй христиан. Достойный глава своей семьи способен переложить свой семейный опыт успешного главенства - и на других. Неженатый и неопытный в вопросах управления семьёй - имеет меньше шансов успешно руководить собранием (если, конечно, он не подобен Павлу).

трезв ,  nhfale/ov, nhfa/liov
Это слово имеет несколько значений: трезвый, непьющий; переносный смысл: здравый, рассудительный, бодрствующий, сдержанный, умеренный.
И все они подходят к описанию человека, внутренне порядочного, непорочного. Слово «непьющий» не следует рассматривать как абсолютный трезвенник, ибо самому Тимофею, старейшине над многими собраниями, Павел советовал ради поддержания слабого здоровья употреблять немного вина (1Тим.5:23). Скорее, здесь речь идёт об отсутствии пристрастия к выпивке, к алкоголю и - стремлении в любой ситуации сохранять здравомыслие.

целомудрен ,
 sw/frwn
Это слово также имеет несколько значений: благоразумный, сдержанный, здравый, целомудренный, рассудительный.
Другими словами, старейшина обязан сохранять мудрость, приобретённую от Бога благодаря познанию истины - «целой», неповреждённой, не подверженной влиянию эмоциям или чувствам. В любых ситуациях он должен опираться на Божьи принципы и решать всё, с чем ему придётся столкнуться - на их основании. Кто обладает целомудрием, тот способен сохранить верность Богу до конца.

благочинен ,  ko/smiov
Это слово имеет несколько значений: скромный, умеренный, приличный, порядочный. Если брать русский вариант образования этого слова, то оно звучит так: «чинит (делает) благо». Благочинный старейшина способен созидать духовность всего собрания в целом и каждого соверующего - в отдельности.

честен , не уличён во лжи, говорящий правду и поступающий по правде

страннолюбив , гостеприимный, радушный, доброжелательный

учителен , обладающий способностью наставлять в слове Божьем так умело, чтобы слушающий правильно понимал слово наставления. Близко к этому значению употребляется также и слово пророчествующий: способный назидать собрание, понятно истолковывать истину Божью доступным для слушателя языком (1Кор.14:3,4,12)

3:3 не пьяница, не бийца, кандидат в старейшины не должен быть пристрастен к вину и буянить, проявляя агрессию или драчливость в состоянии аффекта. Порядочный старейшина и до состояния аффекта не должен себя доводить, не то, что хулиганить в таком состоянии.

не сварлив , он также не должен своими действиями или словами провоцировать или поощрять раздор в собрании

не корыстолюбив , он должен быть бескорыстным и искренним, не воспринимать служение как возможность обогатиться от него (1Тим.6:5)

но тих, миролюбив, он должен быть миролюбивым, спокойным, не раздражительным, не склонным к повышению голоса и переходу на крик: выражение «тихий» может означать человека с большим самообладанием.

не сребролюбив,
кандидат в старейшины должен уравновешенно относиться к материальному благополучию: желающий обогащаться и иметь больше того, чем обладает на момент призыва к служению, и действующий целенаправленно в сторону обогащения - в принципе не подходит в качестве кандидатуры для старейшины (1Тим.6:6-9).

3:4 хорошо управляющий домом своим, если христианин смог стать для своей семьи достойным главой маленького христианского собрания, послушного главе и живущего по принципам Бога, то у такого брата больше шансов стать достойным главой - и большого христианского собрания.
В хорошее управление домом своим входит, прежде всего, мудрое руководство всеми членами семьи - женой и детьми - в духовном отношении.

детей содержащий в послушании со всякою честностью;
дети, уважающие своего отца и послушные ему, являются основным показателем способности главы семьи хорошо управлять домашними своими: мудрый христианин способен сам воспитывать своих детей в Господе и руководить женой так, чтобы и она способствовала духовному росту детей. Послушные дети, ходящие в Господе - это плод совместных усилий в воспитании детей.

со всякою честностью  semno/thv
Это слово означает уважение, почет, достоинство, серьезность . Отец должен воспитывать детей так, чтобы не ронять их достоинство, уважать их право на свою точку зрения и поощрять высказывать её. Но в то же время, отец обязан научиться применять в воспитании убеждение и строгость, чтобы с их помощью побуждать детей принимать правильные решения, приходить к правильным выводам и делать правильный выбор. Только при таком воспитании дети могут вырастать в наставлении Господнем и укореняться в истине Божьей.

3:5
Если глава семьи не способен организовать свою жену и детей для того, чтобы они вели праведный образ жизни и на первое место в своей жизни ставили стремление исполнять волю Бога, то стать духовным наставником и воспитателем в вере большого собрания христиан - ему будет трудно.

3:6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
Любым новичкам в любом деле свойственно особое рвение, и это похвально: благодаря рвению в освоении нового дела, новичок способен на многое. Есть только один вид деятельности, который не приносит новичкам пользы: обладание властью.
Для руководства собранием новичок в христианстве - кандидатура неподходящая: стремительное продвижение по «службе» и обретение некоторых полномочий может вскружить неопытному христианину голову, сформировать в нём неумеренное самомнение, высокомерие и довольство собою. В результате - он рискует попасть под влияние дьявола, поощряющего развивать и укоренять в себе эти негативные качества, всегда расцветающие на ниве власти у неопытных руководителей.
К тому же брат, сам не имеющий опыта христианского пути - не сможет поставить твёрдо на этот путь и растущее собрание.

Павел не указал временной интервал служения братьев, которых можно было бы перевести из категории новичков - в категорию зрелых. Духовный возраст, к сожалению, не измеряется временем служения: иные молодые в собрании христиане способны поступать мудро, а иные братья с многолетним стажем могут быть носимыми ветром, подобно морской волне (Иак.1:6). Поэтому Тимофей должен был научить собрания основным принципам, по которым можно было бы ориентировочно определять пригодность братьев для служения старейшинами.

3:7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних,
Поведение христианина с внешними (с представителями мира не верующих в истинного Бога), когда он находится вне собрания - наиболее показательно: в собрании каждый старается учиться вести себя праведно и развивать христианские качества – отчасти потому, что в обществе собрания это легче делать, а отчасти - потому, что плохим поведением можно лишить себя общения с соверующими, что ценно для христианина. А с внешними, мнением которых можно не дорожить - некоторые не совсем окрепшие в вере христиане иногда могут себе позволить и свободное обращение, не заботясь о соблюдении Библейских принципов.

Хорошая репутация соверующего от внешних - это показатель духовной зрелости христианина: христианин осознающий в полной мере, что за ним наблюдает Бог всегда и всюду – никогда не позволит себе разделяться поведением и делами в зависимости от того, на территории собрания он находится или за его пределами.

чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
Если старейшина собрания станет объектом нарекания, он доставит радость сатане: если на глазах у "мира" старейшина попадает в его ловушку, то ставится под сомнение дело Божие, и пятно порока ложится на весь Божий народ. Поэтому руководителям собраний очень важно вести себя с внешними так, чтобы не дать повода злословить дело Божие и Бога - ищущим повод. Те братья, кто имеет плохую репутацию от нескольких внешних (замечены в делах беззаконных, а не просто не нравятся как Божьи служители) - не могут быть допущены на служение старейшинами.

Следует понимать, что все принципы и критерии «отбора» кандидатур на служение старейшины, изложенные Павлом в текстах 3:1-7, могли быть защитной гарантией лишь в какой-то мере, но не во всей полноте, естественно:
ясно, что при таком подходе в старейшины могли попасть и те, кто позже, по отшествии апостолов, мог бы преобразиться и в «волков в овечьей шкуре» (Деян.20:29,30). А Диотреф, например, - и при жизни апостолов умудрялся творить бесчинства, изгоняя из собрания тех, кто желал гостеприимно встретить христиан из язычников (2Иоан.8-10)

Дальнейшие указания Павла Тимофею даны в отношении диаконов, первейших помощников епископов (старейшин).

3:8 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
К диаконам, по сути, выдвигались те же самые требования. Слово
 dia/konov , которым переведёно слово «диакон», обозначает слуга, служитель ; некоторые переводят его как смиренный слуга .
Помощники в собрании должны тоже быть достойными и порядочными людьми во всём, перечисленном для старейшин – несмотря на то, что их функции в собрании - немного иные: диаконы не руководили собранием, а помогали старейшине успешно справляться с делами и проблемами собрания; они должны были быть хорошими и надёжными исполнителями, ведомыми, а не ведущими.

Смирение и честность диаконов помогает им в служении Богу - сотрудничать со старейшинами без раздоров. Диаконы - тоже были на виду у всего собрания и мира, поэтому хорошая репутация служила и для диаконов хорошей защитой в благовествовании.

не двоязычны
- не лицемерны

Мысли из комментариев учёных Даллаской духовной семинарии:
В Деян. 6:1-6 показан своего рода "прообраз" того, что позднее определило характер служения диакона в церкви. Диаконы обязаны были выполнять некоторые менее значительные задачи, связанные с церковной жизнью, включая бытовые, чтобы дать возможность епископам (старейшинам) заниматься делами более важными («пещись о слове», о духовности)

3:9 хранящие таинство веры в чистой совести.
Диаконы должны были хорошо ориентироваться в духовном учении, служившему опорой в христианстве. Они должны были разуметь, какие намерения имеют Бог и Христос Его в отношении спасения человечества: те тайны, которые Бог открывал христианам, диаконы, как и старейшины, обязаны были сохранять в неизменном виде, служа Господу с чистой совестью. В поведении диаконов ничто не должно было противоречить их вере: всё, что они исповедовали благовествованием, должно было соответствовать их повседневному образу жизни.

3:10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
Как и старейшина, диакон должен был быть проверен на «прочность» в вере и надёжность в доверии - прежде, чем ему приступить к служению диаконом (см.3:6). Какое-то время кандидату в дьяконы нужно было проходить испытательный срок для определения его духовности. Все требования к старейшине, выдвигаемые с 1 по 7 тексты данной главы, помогали собрать достаточную информацию о претенденте на диаконовское служение и выяснить, насколько он порядочен и высокодуховен. Если его репутация была безупречной как от внутренних (соверующих), так и от внешних (мирских), если он не был замечен ни в каком порочном деянии с тех пор, как стал христианином, то такого верующего могли назначить на служение диаконом.

Кто должен был заниматься «проверкой» соверующего по вопросу пригодности или непригодности брата в качестве диакона? Кто утверждал кандидатуру в диаконы?
Павел не указывает здесь конкретно, кто именно должен был нести ответственность за подобные назначения. Однако, поскольку он даёт эти наставления Тимофею, уполномоченному назначать в собраниях старейшин (Титу1:5), можно прийти к заключению, что в подборе и утверждении кандидатур диаконов могли принимать участие либо несколько местных старейшин по совместному решению, либо такие служители, как Павел с Тимофеем.

Напомним: Павел с Тимофеем были больше, чем старейшины собраний. Они координировали деятельность нескольких собраний, а их наставления должны были принимать все старейшины собраний, поставленные ими на служение.
Одним словом, если выражаться современным языком, Апостол Павел и его сотрудник в Господе Тимофей были своего рода «директорами заводов» (пасторами), а старейшины собраний - «начальниками цехов». В назначении диаконами скорее всего, принималось совместное решение.

3:11,12 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены
(см.3:2), хорошо управляющий детьми и домом своим.
По жене и по всей семье, включая детей, кандидата в диаконы можно было судить о духовности кандидата так же, как и в случае с назначением в старейшины. Для диаконов также действовал и действует до сих пор принцип из 1Тим 3:4,5:
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (см. разбор выше)
Если диакон не в состоянии созидать духовность своей семьи, то диакон церкви из него выйдет плохой.

3:13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
Павел предупреждает о том, что если уж становиться старейшиной или диаконом, то имеет смысл служить собранию в этих назначениях хорошо и правильно, без нареканий со стороны Бога и Христа Его. Ибо только в этом случае они удостоятся вышей похвалы Бога, гарантирующей достижение ими спасения и жизни вечной (высшую степень и великое дерзновение в вере )
Плохо и недобросовестно служить в этих назначениях - не имеет смысла.

3:14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
Павел оставлял Тимофея в Ефесе в качестве пастора, наставника в слове и разъяснении Божьих требований собраниям - на время своего отсутствия. Поэтому написал ему своего рода «памятку», по которой Тимофей имел возможность точнее ориентироваться в Божьих принципах и укрепляться в желании нести ответственность за каждое своё наставление и решение, принятое для того или иного собрания.

3:15
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
Тимофей был молод и нуждался в помощи зрелого пастора: на случай, если бы не было возможности самому Павлу личным своим присутствием помогать и направлять действия Тимофея, апостол оставил для него наиболее важные наставления с учётом личного опыта в решении возникающих проблем, характерных для всех собраний. С этой «памяткой» Тимофей имел возможность чувствовать себя гораздо увереннее в принятии решений, касающихся избрания и назначения старейшин или диаконов собраний.
Павел беспокоится о том, чтобы в новом Доме Бога (в христианских собраниях) вся совместная деятельность зрелых соверующих способствовала назиданию в вере и утверждению новообращённых в истине.

Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины собрание истинных христиан должно было быть основанием или фундаментом, на котором бы воздвигалась истина Бога, «возвышающаяся» для всего мира: именно христианские собрания должны отвечать за распространение правильных духовных учений по всему миру.

3:16 И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
К истине Бога относится одна из самых восхитительных и великих тайн, открытых Богом своим служителям:

Бог явился во плоти
Вседержитель, Бог и Отец Иисуса Христа (Иоан 20:17), представил себя миру через явление на Земле Иисуса Христа, сына Своего, (Иоан1:18), послав его в мир во плоти человеческой (Иоан1:1,14)

оправдал Себя в Духе

оправдан праведным в духе, Заокский;

был явлен evn в sarki , плоти evdikaiw ,qh был признан правым evn в pneu ,mati Духе Интерлинеарный греческо-русский НЗ.

Иисус Христос, явивший собою Всевышнего Бога на Земле и сохранив Ему верность даже пред лицом смерти, достиг, тем самым, духовного совершенства (Евр.5:8,9). Чрез духовное совершенство сына - оправдан и Отец (Бог через Христа оправдал Себя в духе ): Иисус доказал собою, что истинные дети Бога даже в человеческом теле способны отражать духовное совершенство и непорочность своего небесного Отца.
(в отличие от первого Адама, оказавшегося порочным в духе, что отразилось и на репутации самого Бога, создавшего его на глазах у всего остального своего творения, Быт.1:26; Иов 38:4-7)

показал Себя Ангелам, таким образом, Иисус Христос, явивший Бога на Земле, представил себя - и взору ангелов, наблюдавшим за ним с небес (Евр.1:6, Лк2:10,11). До того, как Иисус пришёл на Землю, ангелы видели его в виде духа. А в виде человека, идущего на жертвенную смерть ради любви к Богу и людям - не видели. Иисус же, став человеком, показал им, что сын Бога и во плоти может остаться верным Ему, даже перед лицом смерти он способен хранить преданность Всевышнему. Так, через Иисуса Христа, ангелы увидели славу Бога в качестве Творца духовного совершенства, которым обладают и Его плотские дети, несмотря на то, что тела их не так прочны, как тела духов: их можно умертвить.

проповедан в народах, благодаря Иисусу, о Всевышнем, как об Отце Иисуса, пославшего в мир спасителя человечества, проповедано в народах (Деян.1:8; 1Тим.4:10; 1Иоан4:9)

принят верою в мире, через Иисуса, которого приняли многие (благодаря чему, и язычники стали народом Всевышнего) - многие узнали и о Его Отце.

вознесся во славе.
Иисус Христос, исполнив свою миссию на Земле по явлению Бога миру - вознёсся на небеса после воскресения. Или, как сообщает Римл.1:3,4: открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых .
Так, благодаря Своему сыну, Всевышний прославился в качестве Бога и Отца человечества: Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему

О церковном устройстве: качества епископов (1–7), диаконов и диаконисс (8–13). Понятие о Церкви, как начале, каким должны руководствоваться в своей деятельности пастыри (14–16).

. Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

"Верно слово «, т. е. справедливо говорится. Апостол, вероятно, приводит поговорку, образовавшуюся в его время среди христиан. »Епископства " – (επισκοπές ). Апостол называет так служение предстоятеля церкви. Слово это происходит от слова «епископ» (επίσκοπος ), которое в пастырских посланиях попадается два раза – в следующем, втором стихе рассматриваемой главы и в послании к Титу (). По буквальному переводу слово «епископ» значит надзиратель и этим именем у греков назывались разного рода видные государственные чиновники. И в христианской Церкви, как видно из рассматриваемой главы, а также из послания к Титу, этим именем обозначались лица, наблюдающие за порядками в Церкви, лица важнейшие в Церкви, продолжающие дело Великого Епископа душ () – Христа. По толкованию святых отцов, такое служение появилось одновременно с началом христианства и есть божественное установление. Но те же св. отцы признают, что в первенствующей церкви и простые пресвитеры назывались иногда епископами, как тоже наблюдавшие за порядками церковными в своих приходах (как и епископы иногда именовались пресвитерами, например, ), хотя, несомненно, по представлению св. отцов, епископство было и в апостольские времена высшею иерархическою степенью, а пресвитерство было подчинено епископству. В рассматриваемом месте название «епископств о» обнимает собою оба служения – и собственно епископское, и пресвитерское; если бы было иначе, т. е. если бы апостол имел в виду указать только качества одних епископов, то непонятно, почему он пропустил без внимания обязанности пресвитеров. Ведь даже о диаконах он говорит здесь с достаточною обстоятельностью… «Доброго дела желает » – т. е. к хорошему, с нравственной стороны, служению стремится (ср. ).

. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

"Но « – правильнее: итак (ούν ). "Непорочен ». По высоте своих нравственных качеств епископ должен быть таким человеком, которого враги христианства – иудеи и язычники – не могли бы ни в чем упрекнуть. «Одной жены муж ». Здесь имеется в виду не полигамия, которая в те времена не была в обычае даже среди язычников Греции и Рима, не говоря уже об иудействе, а вступление во второй брак по смерти первой супруги. От кандидата в епископы (и пресвитеры), таким образом, требовалось как необходимое условие, чтобы он был женат только одним браком – второбрачие мыслится у апостола уже как нечто унижающее человека, который претендует быть учителем нравственности для верующих. И впоследствии держалась такого же воззрения. Если некоторые отцы Церкви (например, Феодорит) и допускали рукоположение второбрачных в епископы, то это было исключением из общего правила.

"Трезвый « – не только в отношение к вину, но и ко всякому опьянению страстью. »Целомудрен « – т. е. умеющий владеть своими умственными силами (σώφρονα ). "Благочинен " – (κόσμιον ) – соблюдающий меру и достоинство во всем своем обращении с людьми (честен – это другой перевод того же выражения κόσμιον , которое переведено словом: благочинен). »Страннолюбив «. В апостольское время многие христиане, изгнанные из своих городов, должны были искать себе убежища в других, и поэтому епископам приходилось заботиться о странниках. »Учителен «. Дело учительства требует немалых трудов и достаточной нравственной высоты. Поэтому в понятии »учител ьности» заключено указание и на умственные, и на нравственные высокие свойства епископа.

. не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

"Бийца « – человек, который в гневе склонен давать волю своим рукам.

. хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

. ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

Церковь, по апостолу, есть как бы большая семья, в которой отцом и правителем является епископ. В большой семье труднее управляться, чем в маленькой, и кто не умеет как должно поставить свою семью, тот будет и плохим епископом. »Со всякою честностью «. От отца семьи требуется честность (σεμνότης ), т. е. соблюдение своего достоинства.

. Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

Новообращенный христианин, сразу же возведенный в сан епископа, легко может высоко возомнить о себе, впасть в гордость – и вместе с тем подвергнуться от Бога наказанию, какому подвергся некогда возгордившийся сатана (κρίμα – осуждение, приговор судебный). По мнению Воленберга, родит. падеж, τ . διαβόλου (по-русски: »с диаволом «) нужно понимать как родительный субъекта и все выражение: »и не подпал « нужно передать так: «и чтобы не подпал суду Божию», который повелевает совершить над человеком диаволу, который (суд) похож на те испытания, какие, например, Бог позволил низвести сатане на Иова (). И епископ, новообращенный и неопытный, легко может подвергнуться искушению и даже преследованию со стороны врага Христовой Церкви – диавола.

. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

Не только христиане должны видеть в своем епископе безупречного человека, но и язычники («внешн ее»). Иначе епископ подвергнется нареканию со стороны неверующих, а это поставит его в тяжелое положение, лишит его необходимого самообладания и опять даст возможность диаволу уловить его в свои сети, т. е. побудить к каким-нибудь неправильным действиям, в результате чего явится его полное падение.

. Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,

После епископов апостол переходит к диаконам (о них см. Деян 6и сл.; ). Как лица, имеющие иерархическую степень, диаконы должны вести себя достойно своего сана. Они должны остерегаться того же, чего остерегаются и епископы, – апостол не считает нужным снова говорить об этом – но, кроме этого, они должны иметь непременно особые свойства, необходимые в их служении. «Честны " – (σεμνούς ), т. е. должны держать себя с достоинством. «Не двоязычны» , т. е. не должны говорить то так, то иначе об одном и том же деле, к чему они легко могли побуждаться необходимостью входить в постоянные сношения с нуждающимися в помощи от Церкви. «Не пристрастны к вину ». Диаконам приходилось постоянно иметь в своих руках запасы вина для вечерей любви. «Некорыстолюбивы ». Диаконы имели в своем заведовании денежные суммы.

. хранящие таинство веры в чистой совести.

Совесть диаконов должна быть чистою – это вывод из сказанного в 8-м стихе, – чтобы ее состояние было соответственно истинной вере, которая по существу своему есть тайна, т. е. нечто чудесное, не понятное для простого ума, чуждого христианству. Апостол хочет сказать, что только чистая совесть человека и сообразная с нею жизнь дают посторонним некоторое представление о том великом неоцененном сокровище – вере, которое таится в глубине христианской души.

. И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

По-видимому, в апостольское время производилось церковною общиною и ее представителями-епископами тщательное исследование относительно лиц, предназначаемых на диаконское служение.

. Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

"Равно и жены « (прибавление «их» – лишнее против текста). Здесь естественнее всего видеть диаконисс, а не жен диаконов, потому что было бы странно, если бы апостол выставлял известные требования только относительно жен диаконов и умолчал о требованиях, каким должны удовлетворять супруги епископов и пресвитеров. Степень диакониссы – не иерархическая. Диаконисса просто являлась помощницей пресвитера или епископа, хотя, правда, получала особое торжественное посвящение на это служение. Первое упоминание о диакониссе находим в Рим (), 1), но там ей дано название диакон (διάκονον ) термин «диаконисса» стал употребляться в позднейшее время – примерно около 4-го века. «Не клеветницы ». Женщинам по преимуществу свойственна страсть к пересудам и сплетням. Диакониссы должны воздерживаться от этого.

. Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

См. 1Тим.3и .

. Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

Некоторые под словом «степень " (βαθμόν ) понимают положение человека в обществе и переводят: «диакон, хорошо отправляя свою должность, достигает всеобщего уважения». Но такое толкование слишком далеко от прямого смысла выражения «степень добр ая». Естественнее толкование некоторых св. отцов, которые выражение «степень добр ая» считают техническим термином для обозначения степени епископства. И в самом деле, это выражение напоминает собою выражение первого стиха: «если кто епископства желает, доброго дела желает ". "И великое дерзновение в вере во Христа Иисуса », т. е. и внутренне они становятся удовлетворенными, чувствуют особую духовную радость, какую дает сознание верного исполнения возложенного на них Христом служения.

. Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

Мысль вставочная. Апостол, опасаясь, чтобы Тимофей не подумал, что апостол пишет ему ввиду того, что сам уже не надеется увидаться с ним в Ефесе, говорит, что он придет к Тимофею и даже может быть скорее, чем тот ожидает (τάχιον – по-русски неточно: «вскоре ").

. чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Бога живаго, столп и утверждение истины.

Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви. »Который есть « – правильнее: община или общество (εκκλησία θ .), принадлежащее живому Богу. назван здесь »жив ым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения. «Столп и утверждение истины ». Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что , как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь – исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, , никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви.

. И беспрекословно – великая благочестия тайна: явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

Чтобы еще более внедрить в душу своего ученика благоговейную заботливость о поддержании в порядке всего церковного строя, апостол напоминает Тимофею о той важнейшей истине, которая сохраняется в Церкви: о воплощении Бога и совершении воплотившимся Сыном Божиим спасения людей. В этой истине – говорит апостол – несомненно заключается великая тайна христианского благочестия, таинственная и высочайшая основа всей благочестивой христианской жизни (ср. ). «Как самое сильное свидетельство любви Божией к человеку, она возбуждает в нас любовь к Богу, а любовь есть основание всякого благочестия» (Полянский с. 414).

Далее апостол изображает все главные события в историческом проявлении этой тайны: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе …». Прежде всего нужно установить правильное чтение этого места. Во многих древних рукописях и у некоторых святых отцов и учителей Церкви вместо выражения Θεός (Бог ) стоит выражение ός ­ который, а в иных даже ό – средний род от местоимения ός . Поэтому новейшие толкователи в большинстве стоят за чтение: «который явился во плоти » и ставят это предложение в отношение или к выражению «тайна », или к выражению «дом Божи й» (последнее защищает Полянский). Но мы держимся чтения таких уважаемых отцов, каковы Златоуст, Феодорит, Иоанн Дамаскин и др., которые все здесь читают: «Бог явился …». Притом, если даже мы согласимся и с чтением древних рукописей, читающих: «Который явился…», то все же должны, по необходимости, выражение «который» относить к подразумеваемому существительному, потому что все попытки отнести это местоимение к другим предыдущим выражениям представляются крайне неудачными (это нужно сказать и о чрезвычайно неестественном толковании, какое предлагает Полянский). Итак, здесь речь идет о Боговоплощении. явился во плоти, т. е. принял человеческое естество.

"Оправдал Себя в Духе « , т. е. подтвердил то, что Он есть истинный Бог, – хотя и принявший человеческое естество, – посредством Духа Святого, Которого Он послал верующим и Которым Он и Сам в течение Своей земной жизни совершал различные чудеса (). »Показал Себя Ангелам « – по Своем вознесении на небо, когда Его встретили Ангелы и покорились Ему (; ). »Проповедан в народах « – конечно, после вознесения и сошествия на верующих Духа Святого. »Принят верою в мире « – апостол пророчески созерцает, что будет еще со временем. »Вознесся во славе «. О вознесении Христа, этом последнем славном событии из земной жизни Христа, апостол говорит в самом конце своего гимна (весь стих представляет собою, действительно, христианский гимн во славу Христа) потому, что славное вознесение было наглядным доказательством совершившегося искупления людей. Достаточно было свидетелям этого события напомнить о нем, чтобы в их сердцах пробудилась радостная уверенность в том, что Христос есть воистину Спаситель мира и что на Нем можно основать всю свою жизнь.