Исследовательская работа по краеведению не названьем славятся деревни. Исследовательская работа — по краеведению: Значение и происхождение названий улиц Научно исследовательская работа учащихся по краеведению

Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

Номинация «Земляки»

Подготовил:

Нецветаев Максим , 347628, ул.Железнодорожная 100, п.Гигант, Сальский район Ростовская область, телефон 89185381897, учащийся 4 класса МБОУ СОШ №2 п.Гигант 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Руководитель:

Олейникова Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Гигант, 347628, ул. Горького, 11, Сальский район Ростовская область.

Телефон:

Содержание

I . Введение.

1. Цель исследования.

2. Задачи исследования.

3. Объект исследования

4. Предмет исследования

5. Гипотеза

6. Методы исследования

II . Основная часть

III . Заключение.

IV . Литература

Введение

О человеке надо говорить,

Когда детей идет учить,

Дома возводит, книги пишет,

О человеке надо говорить,

Пока он слышит.

Время выдвигает своих героев. Это не обязательно герои военных действий. В мирное время героями можно назвать людей, которые оставляют после себя, а может и при жизни, что-то важное, то, благодаря чему их будут помнить потомки. Знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах-долг каждого.

Издревле водится так, что русский человек, русская душа, будучи вдали от

своей Родины, от своего места проживания, нескрываемо радуется при встрече

земляка. Что означает это слово, которое вмиг роднит чужих людей.

Обратимся к словарю Ожегова: «Земляк – уроженец одной с кем-нибудь местности».

«Землячество – принадлежность по рождению к одной местности;

объединение уроженцев одной местности».

Толковый словарь русского языка.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведова дается такое объяснение слова «земляк»:

ЗЕМЛЯ́К, -а, м. Уроженец одной с кем-н. местности. Мы с ним ~и.

В словаре русских синонимов близкими по значению к слову «земляк» являются слова: единоплеменник, товарищ; соземец, соотечественник, своеземец, зема, земеля, единоземец, землячок.

В своей работе я хочу рассказать о своем земляке, о беззаветном труженике, всегда заботящемся о подрастающем поколении, человеке, которым гордится мои поселок.

Актуальность темы исследования. Мотивом выбранной темы послужила любовь и уважение к моему учителю физкультуры, Бурову Анатолию Петровичу, хотелось подробнее узнать историю его жизни, спортивных побед и достижений.

Цель исследования:

Рассказать о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.

Задачи исследования:

    Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.

    Систематизировать и обобщить собранный материал, передать его в школьный музей и школьную библиотеку.

Гипотеза исследования:

Могу предположить, что знание о людях, прославивших мою малую родину, может качественно повысить уровень патриотизма,положительно повлиять на формирование личности.

История жизни нашего земляка может стать образцом для каждого, кто бы хотел добиться успехов в жизни и прожить свою жизнь достойно, может научить высшим жизненным ценностям: духовному родству, доброте, трудолюбию.

Объект исследования : А.П.Буров (земляк), его личный пример, вклад в развитие современного общества.

Предмет исследования : Информация, полученная во время встреч и бесед с А.П.Буровым, людьми, знающими А.П.Бурова; семейный архив А.П.Бурова, архивы газет «Сальская степь», «Гигант».

Методы исследования:

    анализ источников информации;

    личная беседа;

    наблюдение;

    интервью;

    работа с семейными архивными материалами, удостоверениями, справками;

    обработка полученных результатов.

Основная часть

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и ученикам - он совершенный учитель.

Л.Н.Толстой

Анатолий Петрович Буров родился 26 июля 1940 года в селе Жуковском

Песчанокопского района Ростовской области. В Гигант семья Буровых переехала

осенью 1945 года, куда его отца Петра Николаевича, военного водителя, участника

советско – финской и Великой Отечественной войн, дошедшего с Победой до

Берлина, направили восстанавливать хозяйство.

В школе Анатолий особенно ничем не выделялся. Как и все помогал

старшим и родителям в работе, участвовал в спортивных соревнованиях.

После окончания местной школы – интерната №2 стал работать помощником

киномеханика на передвижке.

В 1959 году призвали служить в Черноморский флот , в учебный отряд подводного плавания. Начинал службу в г. Севастополе в учебном отряде.

Служил на подводной лодке 613 – го проекта. Был командиром отделения радиотелеграфистов.

После перенесенного воспаления легких вышел из госпиталя. В то время проходили соревнования по легкой атлетике и он решил участвовать в кроссе между ротами. Выиграл забег на 3 километра. За четыре с половиной года службы на флоте ежегодно становился чемпионом Черноморского флота на стайерских дистанциях на 3, 5 и 10 километров. До конца службы входил в состав сборной команды Черноморского флота, а затем и Крыма по легкой атлетике. Его рекорды в беге на 3, 5 и 10 километров держались 17 лет!В 1963 году в Киеве проводилось первенство Украины по легкой атлетике. А через неделю должен был состояться матч СССР – США. Чемпион Олимпийских игр легендарный Петр Болотников готовился принять участие в том матче. В качестве прикидки решил пробежать стайерскую дистанцию на 10 тысяч метров.

Событие неординарное и знаменательное. И хотя чемпион Олимпиады всех обогнал на целый круг (а это 400 метров) все участники того действа, в том числе и А. Буров, с особым восхищением вспоминают об этой значительной вехе в своей спортивной судьбе.

Анатолий Петрович во время спортивных соревнований в г. Мукачево познакомился с еще одним чемпионом Олимпийских игр, тоже моряком – черноморцем Владимиром Куцем.

Закончив службу на флоте, вернулся Анатолий Буров в Гигант . В 1963г назначили его тренером футбольной команды завода «Сальсксельмаш». Тренировал ребят основательно, да и играл вместе с ними в качестве играющего тренера. Команда в 1968 году сделала победный дубль - стала чемпионом Ростовской области и обладателем кубка газеты «Молот» по футболу. Причем выиграла у всех городских команд. На следующий год сельмашевцы стали вторыми призерами в области. Тренер стал понимать, что ему не хватает теоретических знаний и о поступает учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. Лучшего в стране. Его избирают старостой группы. На курсе вместе с ним учились заслуженные мастера спорта по футболу Владимир Маслаченко и олимпийский чемпион Анатолий Крутиков. В 1970 году закончил Московский государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры.

В 1970 году Бурова назначают директором Гигантовской детско – юношеской спортивной школы. Стал тренировать не только взрослых, но теперь уже и детей. Занялся организаторско – хозяйственной деятельностью. При его активном участии бывший клуб имени Горького был преобразован в Дворец спорта, проведена реконструкция поселкового стадиона, футбольного поля и спортивных площадок «Сальсксельмаша».По – прежнему, играл сам на позиции полузащитника. В 1972 году гигантовцы добились еще одного успеха, став обладателями Кубка Октября.

В 1975 году Анатолия Петровича приняли на работу учителем физкультуры в школу – интернат, которую он когда – то закончил.

За большой вклад в развитие физкультуры и спорта, подготовку спортсменов массовых разрядов ему было присвоено звание «Отличник физической культуры СССР». Пришлось Анатолию Петровичу и три года поработать там же директором, где ему было присвоено еще одно почетное звание «Отличник народного просвещения СССР». Ему – дипломированному тренеру и спортсмену поступали заманчивые предложения переехать работать в Ростов, другие города области, соседние регионы. Но он остался верен Гиганту. Да и не мог оставить на произвол судьбы своих мальчишек и девчонок.

Спортивная жизнь в школе и в поселке бурлила, благодаря Бурову. В 1980 году класс, с которым работал Анатолий Петрович, стал победителем областных, а затем и российских соревнований по пионерскому четырехборью. Двадцать мальчишек и девчонок с 20 августа по 1 октября жили, учились и соревновались во всесоюзных соревнованиях «Старты надежд» в лагере «Орленок».

Почти два десятилетия А. Буров руководил методическим объединением учителей физической культуры.

Решением Государственного Комитета СССР по физической культуре и спорту от 25 июля 1990 года Анатолию Петровичу присвоено почетное звание «Отличник физической культуры и спорта».

Еще в годы занятий спортом Анатолий Петрович очень высоко поднял планку и неуклонно следует своим жизненным принципам всю жизнь.

Славу учителям и тренерам приносят ученики. Есть такие и у А. П. Бурова. Чемпионом Европы 1976 года по футболу среди молодежи стал его воспитанник, мастер спорта международного класса, игрок национальной сборной СССР В. Гончаров. Валерий родился и жил на 3 отделении совхоза «Гигант». Учился у Бурова. Много сил и внимания ему уделял наставник. Когда юноша лишился родителей, направил учиться в Ростовский спортивный интернат №10.

Владимир Лесовой стал чемпионом Советского Союза по футболу, выступал за «Сальсксельмаш» и сборную области. Абдусалан Магомедов был разносторонним спортсменом, увлеченно занимался борьбой. Завоевал звание чемпиона Европы по классической борьбе, выполнил норматив мастера спорта международного класса. А его брат Ремезен Магомедов был тоже «международником». И чемпионом Европы, но по тяжелой атлетике.Кстати, сам Анатолий Петрович за время выступлений на беговых дорожках стал кандидатом в мастера спорта, а на футбольных полях перворазрядником. В то время нормативы были очень высокими!

Формально 17 лет назад А.Буров ушел на пенсию. Но долго не смог сидеть без

дела, ставшего смыслом жизни. Вновь стал тренировать мальчишек в

Гигантовском филиале ОДЮСШОР № 21, учить их футболу и уму – разуму.

В настоящее время Анатолий Петрович, по-прежнему, работает в школе № 2.Вновь его воспитанники высоко держат марку, выданную Тренером.

Его ученик Алексей Калашников, 1982 года рождения в 2007 году стал мастером спорта, чемпионом России по футболу.

Игорь Гвоздиков и Алексей Алейников играют в футбол. Волгоградскому «Ротору» приглянулся Иван Шапкин, а затем они пригласили к себе и Николая Новикова.

Анатолий Петрович и его супруга Ольга Вадимовна родили и воспитали двух прекрасных сыновей. Старший сын,Вадим , 1970 года рождения, окончил Ростовский спортинтернат №10. Дважды становился чемпионом СССР по зимнему многоборью среди учащихся. После окончания среднего училища гражданской авиации в г. Красный Кут Саратовской области стал служить в спецназе «Разведка» в составе 22 бригады. Полгода был в Чеченской Республике. Имеет два звания «кандидат в мастера спорта» по легкой атлетике и парашютному спорту. Совершил около 200 прыжков с парашютом, в училище был инструктором по парашютному делу.

Младший сын Буровых , Петр на четыре года младше своего брата. Вместе с ним одновременно учился и окончил училище гражданской авиации. Был чемпионом Сальского района по многоборью. Служил в Зеленокумском спецназе, является обладателем крапового берета. Воевал в Чечне в первую и во вторую военные кампании. Дважды был ранен. За мужество и героизм, проявленные при защите конституционного строя в Северо – Кавказском регионе, был награжден правительственными наградами, в том числе Орденом Креста второй степени. По распоряжению губернатора Ростовской области В.Ф. Чуба ветерану боевых действий, спецназовцу Петру Анатольевичу Бурову в городе Ростове – на – Дону выделили квартиру для его семьи.

У Аналолия Петровича есть два внука: Максим, ученик 9 класса, и Алеша, ученик 2 класса школы в г.Ростов на Дону. Они очень гордятся своим замечательным дедом.

В нашей школе не найдется ни одного человека ни среди детей,ни среди учителей, которые бы не любили уважаемого, строгого, но справедливого, доброго, самого спортивного учителя-нашего Анатолия Петровича-Учителя с большой буквы! Его отличает глубокое знание своего предмета, увлеченность своим делом, мастерство. Уроки учителя интересны, их отличает эмоциональность проведения, использование активных форм обучения и воспитания, удивительные интересные открытия для учащихся в мире спорта. Анатолий Петрович особое внимание обращает на развитие и совершенствование двигательных качеств, подбирает наиболее эффективные упражнения, добивается четкого их выполнения.

Учитель на каждом уроке развивает силу, быстроту, ловкость и выносливость, воспитывает смелость, настойчивость, дисциплинированность, добивается, чтобы все дети ушли с урока во всем разобравшись, не потеряв интереса к изучаемому Спортсмены школы принимают активное участие в спортивной жизни, а также участвуют во всех крупных соревнованиях районного масштаба как среди школьников, так и среди взрослого населения. Он является наставником молодых специалистов, охотно делится опытом со своими коллегами. Анатолия Петровича– учителя и педагога высокой культуры, знают не только в поселке, но и в области, как опытного учителя и тренера, как человека большой души, пользующегося заслуженным авторитетом в коллективе учителей, учащихся, родителей и жителей поселка. Он активно пропагандирует здоровый образ жизни.

Заключение

В мире все связано. Изучая историю своего района, мы волей – неволей, знакомимся с людьми, жившими в ту или иную эпоху, людьми, родившимися на этой земле или переехавшими по каким – то причинам.

Работая над проектом, я узнал о жизни человека, живущего со мной рядом, моем земляке, который своим каждодневным трудом приносит пользу многим людям, работает на благо своего края и процветания всей страны. Долг каждого человека уважительно относится к истории родного села, края, России, научиться хранить память о земляках. Мы должны помочь себе найти дорогу к добру, справедливости, милосердию, испытывать чувство гордости и гражданского достоинства.

Завтра мы вступим в жизнь, и судьба России будет в наших руках. Мы должны знать историю нашей страны, ее особенности и понимать, черты национального русского характера. Задача нынешнего молодого поколения - не превращаться в равнодушных, бесчувственных людей. Делать правильные ориентиры в жизни помогают простые люди, мои земляки, которые по- своему делают историю, внося свой посильный труд в наследие моей большой страны».

Описывая жизнь А П, я понял, что она находи т с я в единстве с жизнью страны. Вся его жизнь – СЛУЖЕНИЕ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.

В нашем краю много интересных людей, о судьбах которых можно рассказать, но это мои планы на будущее. В дальнейшем, я планирую продолжить работу в этом направлении. Многое еще мной не открыто, поэтому мне есть над чем работать.

Список использованной литературы

1.Материалы из семейного архива Буровых.

2.Трофименко И.С. «Зовет детей на физкультуру.»// Сальская степь. -№18.24.10.2010.

3..Безнощенко Анатолий. «Самородок из гиганта или дети и детища Анатолия Бурова»

//Сальский спорт.15.07.2010.

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Александровка

Исследовательская работа

по теме «Исчезнувшее село Семеновка»

Выполнила:

Афанасьева Ирина Валентиновна- зам. директора по ВР.

2015 г.

Оглавление

Введение стр. 3- 4

1. Географическое положение и особенности природы стр…….. 5

2. История возникновения села………………………………. ….. 6

3. Жизнь колхозников в военное время …………………………..7

4.Распад села……………………………………………………….. 9

5.Заключение ………………………………………………………10

6.Литература ………………………………………………………11

Введение: Однажды, от своих родителей я узнала, что большая часть населения нашего села, а в частности наши предки, имеет мордовские корни (Эрзянские), это жители исчезнувшего села Семеновка некогда переселенные в наше село. Много страданий, много горя и бед выпало на долю Российского народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма. Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. В данной работе поднята проблема, о которой нельзя молчать. Проблема маленькой русской деревни, находящейся тогда еще в Ставропольском уезде Самарской губернии, а позже в Мелекесском районе Ульяновской области. С ее исчезновением ушла в небытие и память о людях, живших когда-то там. Когда-то там кипела жизнь, жили люди, радовались. А сейчас пустота… Цель исследовательской работы – восстановление памяти об исчезнувшем населенном пункте, сбор свидетельств очевидцев о том, как жили их жители.

При подготовке работы были собраны воспоминания и рассказы бывших жителей деревни. Это исследование оказалось увлекательным, но гораздо более объёмным и сложным, чем можно было предположить, начиная его. В данной работе отражены некоторые результаты.

Предмет исследования : исчезнувшие деревни с нашей земли и географических карт.

Объект исследования : деревня Семеновка на разных исторических этапах.

На основе цели, предмета и объекта исследования была сформирована гипотеза:

знание истории своего края, его прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда.

Для достижения цели были поставлены следующие з адачи:

1. Изучить имеющиеся по данной теме материалы в школьном краеведческом музее, сельской библиотеке.

2. Узнать: Где было расположено село Семеновка; Как выглядело; Сколько дворов было в селе; Чем занимались жители села; Когда исчезла деревня.

3. Организовать встречи с бывшими жителями деревни, побеседовать;

4. Оформить материалы встреч и пополнить школьный краеведческий музей.

Актуальность данной исследовательской работы не вызывает сомнения. Каждый гражданин должен знать историю своей малой родины, преумножать её богатства, заботиться о её будущем. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего.
Научная новизна
исследования заключается в том, что работа представляет собой первые попытки обобщения научно- исторического исследования исчезнувших и исчезающих населенных пунктов.

Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы расширяют наши представления о быте, укладе жизни наших предков. Работа может быть использована на уроках истории, уроках краеведения – изучения истории и географии родного края.

Методы: изучение архивных данных, беседы с бывшими жителями, запись воспоминаний, сбор фотографий, интервью, экскурсия на место деревни.

Перспективы: продолжить работу по дальнейшему сбору информации краеведческого материала; дополнить оформленную работу .

Географическое положение и особенности природы

Село Семеновка было расположено на границе Самарской и Ульяновской областей в 5 километрах от с. Александровка. До районного центра г. Димитровграда пятьдесят километров. На юге деревня граничила с Ставропольским уездом Самарской губернии. В прошлом село Семеновка являлось одной сплошной улицей параллельно проходящей по реке Бирле. (см. приложение 2) Рядом с селом находились озера: «Карась-озеро», «Мартышиное», «Емельяново озеро».

Село располагалась в зоне лесостепи, поэтому основные породы деревьев - береза, осина, но есть и сосны. Много кустарников: черемуха, боярышник, шиповник, калина, смородина. В лесах водилось много диких животных: кабаны, лоси, косули, зайцы, лисицы; много птиц, грызунов.

Местность была расположена среди степи, но вблизи находящиеся лесные массивы оказывали влияние на микроклимат. В недрах имеются залежи глины, песка.

Преобладающий тип почв – чернозем. Два озера являлись бессточным, так как в них не впадала река, а «Карась-озеро» возобновлялось весной. Питание озер смешанное с преобладанием дождевого, снегового. Ведется любительский лов рыбы, так как в озере водится рыба – карась, охота на водоплавающую дичь.

История возникновения села

В 1919 году большая группа людей из п. Дубенки Мордовской АССР решила переселиться на более плодородные земли. Во главе небольшой делегации был Косолапов Семен Яковлевич, они пошли к Ленину за разрешением на переселение, но принял их Михаил Иванович Калинин. Разрешение получили на земли возле реки Бирля. При переселении образовалось село из 80 домов. Позже Косолапов Семен Яковлевич был признан «кулаком» и репрессирован. Он умер далеко от дома, только 5 лет назад пришло письмо с информацией о месте его захоронения. Его дети и внуки долго страдали от клейма «сын врага народа».В конце 20 повсеместно по России образовывались колхозы, в Семеновке тоже образовали колхоз «Красная звезда».

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны и Конновой Нины Тимофеевны: «Колхоз имел большое хозяйство: овцы, коровы, лошади, кузница, амбары, поля. Детей было много, в каждой семье по 5-6 детей и всем доставалось работать на родной колхоз. Возили на лошадях с полей корма, рожь, пшеницу сеяли, жали серпами, делали снопы».

Верили колхозники в лучшее будущее, трудились с душой, хотя жизнь была тяжелой, и их труд не ценился. Работали за «палочки», зарплату получали мизерную, по трудодням, да и то только в конце года. Жили за счет собственного небольшого хозяйства, которое тоже было жестоко обложено. Несмотря на все трудности, деревня продолжала жить. Все же жизнь в деревне идет своим чередом. В 1929 – 30х годах была построена первая начальная школа, работала кузница, амбары. А в конце 50-х построили еще одну большую школу. Жизнь колхозников в военное время В 1941 году началась Великая Отечественная война, которая принесла немало горя. Уходили на фронт отцы, братья, дяди. Из села Семеновка ушли на войну 73 человека, вернулось - 40, погибло – 33. В память о погибших на войне земляках в 1993 году поставил памятник Малкин Спиридон Яковлевич.
Родину защищали не только солдаты, большую помощь стране оказывали труженики тыла. Они обрабатывали поля, растили хлеб, развивали животноводство. Работали не только взрослые, но и дети, которым было намного тяжелее. Из воспоминаний Алесовой Надежды Васильевны (см. приложение 5): « Жизнь была очень трудной. Питались, чем придется - мороженой картошкой, гнилой тыквой, свеклой, крапивой, лебедой, собирали колоски. Постоянно бегали босиком и ели «Дикий лук». Мы, дети, как-то мгновенно повзрослели и по-другому стали относиться ко всему. Старались помочь нашей маме, как могли. Я работала вместе со всеми на покосе, заготавливала дрова. Делала все, что было в моих силах…». В то время Надежде Васильевне было всего лет 8-9 лет.

Из воспоминаний Конновой Нины Тимофеевны: «Моя бабушка Малкина Анастасия Павловна во время войны спасала своих троих детей от голода тем, что отваривала шкуру дохших коров, прежде наматывая на палку полоски из нее и опаливала над огнем. Мыла лебеду на речке до тех пор, пока она не станет белой, потом просушивала и перемалывала, пекла из неё хлеб ». Важнейшее значение в организации с/х производства имели принятые в начале 1942 года решения Совнаркома СССР и ЦК ВКП/б/ о повышении для колхозников обязательного минимума выработки трудодней, о материальном поощрении передовиков с/х, введение премий для рабочих, о порядке мобилизации на с/х работы трудоспособного населения городов и сёл, о мерах по сохранению молодняка и увеличению поголовья скота в колхозах и совхозах. Эти мероприятия содействовали укреплению трудовой дисциплины, росту производительности труда работников, резкому возрастанию выработки трудодней.

Одним словом, несмотря на страшные испытания, выпавшие на долю советского народа, трудности, колхозники увеличивали хозяйства, строили новые объекты, поднимали сельское хозяйство, обеспечивая Родину необходимыми продуктами питания.

Из воспоминаний Лисиной Татьяны Сергеевны: «У нас был деревянный маленький дом в середине села. Жили «хорошо»: ели лебеду, картошку свеклу. Еще имелась у нас корова, 5 овец, куры. Сами шили себе платья, ходили в фуфайках. Нянчили братьев, учились в школе. Я закончила 7 классов и решила пойти на учительницу. Сдала 3 предмета, а 4 не сдала, пошла работать в колхоз».

Афанасьев Дмитрий: «Моя бабушка- Коннова Нина Тимофеевна всегда вспоминает свою «Малую Родину» с такой гордостью и восторгом. Когда моему прадедушке, Вельдяксову Тимофею Трофимовичу, было 4 года (1927 год), его семья переехала из Мордовской АССР в село Семеновка. Детство его прошло в селе, оттуда призвали его на войну, вернувшись после ранения в руку, он женился на прабабушке Малкиной Татьяне Сергеевне. Первые школы «кочевали по домам», но чаще всего дети учились в доме Сайгушевой Марии Петровны (бабы Марфы) и в доме Смирнова Федора Федоровича. Все жители были мордовской национальности (Эрзя) и лишь одна семья была русская – Смирновых».


Распад села Война осталась позади, но жить легче не стало. Восстановление хозяйства вновь, как и до войны, проходило за счёт сельского сектора экономики, за счёт деревни. Все средства направлялись на восстановление электростанций, шахт и заводов. В интересах города проводилось снижение цен на продукты питания – в результате закупочные цены не могли оправдать даже затраты труда колхозников.

Из воспоминаний Паркаева Александра Ивановича: «Наш отец Паркаев Иван Павлович переехал в село Семеновка из села Дубенки Мордовской АССР в 1955, после смерти жены с тремя детьми, жили в бане. Построили дом, когда приехал родной брат Яков Павлович. Держали кур, гусей, овец (строго 5 голов), корову. Одежда была самошивная: шаровары, рубахи. После школы мы бегали, играли, но в определенное время шли поить скот, носить воду в баню. Функционировала конюшня в которой было 40 лошадей, фермы, овчарня . Работой были заняты все, работали дружно, сообща. Но и отдыхать умели. Собирались в клубе, ставили спектакли, сочиняли частушки, танцевали под гармошку, так как не было света в деревне. Ездили выступать в соседние деревни. В 1965 году село стало разваливаться , связи с решением партии правительства малые села были переселены в крупные села. Нет работы, колхоз объединяют с соседним «Маяк революции», люди уезжают кто куда: в Самару, в Мелекесс (ныне Димитровград), в соседнее село Александровку. Последним это село покинули Косолапов Александр Яковлевич (внук Косолапова Семена) и жена его Зинаида ».

Заключение

Работая над исследовательской работой, собирая материал по крупицам, я пришла к выводу, что знание истории своей Родины, её прошлого помогает лучше оценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Вырастет бурьян, как памятник на забытых могилах деревень. Наше поколение и знать не будет о том, что в таких глухих местах, когда-то жили, работали, веселились люди. Хотим выразить слова благодарности всем людям, кто помог нам при написании исследовательской работы. Много страданий в XX веке выпало на долю села. Это и раскулачивание, тяжкий труд в годы Великой Отечественной войны, и бесперспективность. Нам как жителям сельской местности очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении их малой Родины. И мы не хотим, чтобы такое произошло с нашим родным селом Александровка. Пока живет деревня, значит, живет Россия!

Литература:

1. Г.А. Герасименко, Д.С. Точеный «Советы Поволжья в 1917 году» издательство Саратовского университета 1977, с 23.

2. Данные Самарского государственного архива. Список населенных мест Самарской губернии, 1929, с. 129.

3. Край Ильича: Памятные места [Ульяновска и области] к 78/ Редкол.:Н.А. Кузминский (отв.редактор и сост.) М.Х. Валкин, Г.Н. Федоров-2-е издательство- Саратов: Приволжское Книжное издательство (Ульяновское отделение), 1985,360 с.

4.Районная организация общества охраны памятников истории культуры. Мелекесский райком КПСС. «Край наш Мелекесский» (Материал из истории родного края).Город Димитровград, 1991 год.

5. http://lib2.podelise.ru/

6.Из воспоминаний:

Алесовой Н.В;

Лисиной Т.С.;

Конновой Н.Т;

Паркаева А.И.

Отечество – 2016

Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся

«Отечество»

Номинация «Историческое краеведение»

Исследовательская краеведческая работа

«Мой хуторок – ты капелька России»

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Строительная, 18

Тел.: 8 928 608 49 79

Руководитель:

учитель биологии

Муниципальное бюджетное учреждение культуры:

Морозовская основная общеобразовательная школа

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 24

347332, Ростовская область, Волгодонской район,

хутор Морозов, улица Школьная, 14

Тел.: 8 928 160 06 99

Ростов-на-Дону

Введение............................................................................................................... 3

1. Мой хуторок – ты капелька России............................................................... 5

1.1. Физико-географическое описание района исследования …………… 5

1.2. История образования района исследования …………………………. 5

· развивать инициативу и творчество ребят в процессе коллективных дел;

· быть полезными окружающим людям.

Высшим органом управления организацией является республиканский совет, в который входят: атаман , первые помощники атамана и учителя, курирующие республиканские отряды: Знание, Задор, Забота, Чемпион, Эколог, Патриот. Он наделен полномочиями избирать и утверждать общим голосованием помощников атамана и состав республиканских отрядов.

Атаман собирает раз в месяц на школьный казачий круг первых помощников атамана, которые возглавляют отряды, контролирует и координирует работу всех отрядов. Раз в три месяца собирается хуторской круг, на котором атаман детской организации Республика «Казачья» и первые помощники атамана отчитываются о проделанной работе атаману хутора.

Отряд Патриот

Направление деятельности: Культура, краеведение, милосердие

Проект: «Отечество»

Традиционные ежегодные мероприятия: смотр строя и песни; хоккейный турнир; военно-спортивная игра «Зарница; вахта памяти посвященная, Дню Победы, акции милосердия.

Выводы

На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Правительством Ростовской области разработана и утверждена Концепция патриотического воспитания молодежи в Ростовской области на период до 2020 года, которая представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов государственной молодежной политики по воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи. От того, что будет помнить и ценить подрастающее поколение, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Таким образом, основным результатом исследовательской работы является достижение поставленной заранее цели, которая заключалась в том, чтобы помочь новому поколению получить и сохранить бесценное наследие своего героического народа.

Заключение

Не стоит ругать молодое поколение за отсутствие патриотизма, черствость, равнодушие и безнравственность. Некоторые из них уже доказали, что мужество, героизм, бесстрашие не ушли в прошлое.

Время идет, неторопливо и размеренно, и, кажется, никакие потрясения не ускорят его размеренный и ритмичный ход. Не стоит на месте Тихий дон. Степенно и величаво несет он свои воды, также неторопливо, как и много веков назад. По-прежнему живописны и плодородны его берега, вольные, смелые и трудолюбивые потомки казаков живут здесь.

Жизнь не стоит на месте: XXI век не замедлил прийти на наши древние донские земли. Растет и развивается наш хуторок. Проведена телефонизация и газификация, налажено водоснабжение , строятся дороги, реконструирована школа. Те, у кого есть желание работать, добиваются значительных результатов.

Шагая в ногу со временем, не нужно забывать своей истории, традиций, а самое главное – людей, которые смогли создать, сохранить и преумножить все, чем мы богаты.

Не все страницы истории нашего края ещё изучены.

Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее.

Список использованных источников

1. , Шендерук район: история и современность, 2005

2. Астапенко, обычаи, обряды и праздники донских казаков, 1998

3. Гордеев казачества Ч. 1-4. М., 1995

4. Козлов казачества. Ростов-на-Дону, 1997

5. Казачий словарь-справочник. - Сан. Ансельмо, Калифорния, С. словаря, редактор 1966-1970

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

Приложение

(Презентация расположена на сайте http://morozshool. ucoz. ru)

Управление образования администрации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Методика написания,

правила оформления

и порядок защиты

исследовательской работы

по краеведению

(методическое пособие)

Старый Оскол

Методическое пособие рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета управления образования администрации Старооскольского городского округа и рекомендовано к использованию в практической деятельности образовательных учреждений округа.

Кандидат исторических наук, доцент Старооскольского филиала Белгородского государственного университета, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Заместитель директора, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Рецензенты:

4. Обязательность использования материалов исследования на практике (проведение классных часов , выступлений с докладами на конференциях, публикации в СМИ, открытие мемориальной доски, открытие имени без вести пропавшего в годы ВОВ, реабилитация людей и т. д.).

1.3. Основные этапы работы.

Работа над исследованием по краеведению слагается из следующих основных этапов:

I. Вводный этап

Прежде чем приступить к выполнению работы , следует:

· выбрать интересующую тему исследования;

· составить план работы;

· подобрать необходимую и достаточную литературу;

· определить круг лиц, которые могут сообщить информацию по выбранной теме;

· усвоить основные понятия по анализируемой проблематике;

II. Основной этап предполагает собственно работу по выполнению исследования и включает в себя:

· изучение источников и литературы;

· составление и группировка выписок;

· фотосъемка необходимых по теме объектов, людей, предметов; снятие копий с документов;

· интревьюирование очевидцев событий (старожилы, ветераны , мастера и т. д.) и лиц, чьи комментарии помогут раскрытию темы;

· запросы в архивы (при возможности и необходимости).

· написание чернового варианта работы;

· проверка черновика научным руководителем;

· доработка и написание окончательного варианта работы;

· проверка работы научным руководителем и ее предварительная оценка.

III. Заключительный этап.

· подготовка краткого выступления и презентации для защиты работы;

· публичная защита;

· оценка исследовательской работы членами жюри (научные сотрудники Старооскольского краеведческого музея (СОКМ), преподаватели, кандидаты исторических наук СОФ НИУ БелГУ, СТИ НИТУ МИСиС, педагогические работники МБОУ ДОД «ЦДЮТиЭ»).

Как правило, наиболее удачными, качественными по своему содержанию и исполнению являются исследования, над которыми обучающиеся начи­нают работать задолго до их защиты.

Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:

1. Обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор методов (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6. Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ над КРАЕВЕДЧЕСКИМ исследованием

2.1. Тема, план, литература.

Начинать подготовку к написанию работы сле­дует с выбора темы.

Выбор темы определяется:

1) интересами обучающегося и его руководителя;

2) актуальностью проблемы;

3) наличием в распоряжении обучающегося соответствующих источников и литературы, методик.

Что же можно исследовать? Внимание юного исследователя может привлечь родословная своей семьи, улицы, памятники, здания, биографии учителей, истории предприятий, школ, литература, ремесла, игры и т. д. Тема, основанная на местном материале, узкая по кругу изучаемых вопросов прорабатывается более глубоко и детально. Практика подготовки работ показывает, что процессу выбора темы во многих случаях предшествует изучение специальной литературы.

Для формулировки темы необходимо определить проблему, т. е. найти вопрос, который нуждается в решении, изучении, что было не изучено или по поводу чего появились новые данные. Выбрав тему, автор должен постараться сузить её хронологически, тематически, по количеству действующих лиц и событий. Это даст возможность сделать работу исследовательской и определить перспективы работы по данной теме в течение 2-3 лет при условии ежегодного дополнения новыми источниками, оценками.

Приведем примеры тем исследовательских работ, представленных на олимпиаду:

Недостатки

Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)

Октябрьская социалис-тическая революция в Старооскольском крае

Широкая тема хронологически и территориально, невозможность найти очевидцев, недостаток литературы

Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)

Похозяйственные книги гг. О чем они могут рассказать?

Гори, гори, моя звезда…

Поэтическое название не дает возможности представить содержание работы

Характеристика фашистского оккупационного периода

Нет территориального ориентира, не указаны хронологические рамки

Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки

Основные ошибки в выборе темы:

1. стремление к выбору широких тем (например, «Культурное наследие Старооскольского края», «История Старого Оскола в годы ВОВ»);

2. тема в виде цитаты (например, «Никто не забыт, ничто не забыто);

3. отсутствие пояснения о фамилиях и именах (в скобках) в темах, посвященных отдельным личностям (например, «Учитель – это звучит гордо»).

Таким образом, залогом успеха является правильный и обоснованный выбор актуальной темы исследовательской работы.

Исследовательская работа по своей сути – небольшая научная работа. Личная заинтересованность школьника в исследовании избранной проблематики, желании углубить свои знания по ней, использовании результатов работы в его будущей профессиональной деятельности имеют решающее значение. Работа над исследованием доставляет удовольствие, если она интересна обучающемуся. Интерес к проблеме - предпосылка для развития творческого начала, очень важного в любой научной работе.

Существенным при выборе темы краеведческой работы является мера доступности специальной литературы, архивных материалов, нормативных источников.

Выбор темы работы необходимо согласовать с педагогом-руководителем, рекомендовавшим данную тему. Это позволит определить действительно актуальную проблему.

После выбора темы исследовательской работы обучающийся совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изу­чению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, определяет необходимую литературу.

Следующим этапом работы является составление плана работы (содержания). План исследовательской работы должен быть четким, логичным и конкретным. План составляется совместно с научным руководителем до начала написания самой работы. Школьник может внести в него свои коррективы, изменить порядок изложения основных вопросов, добавить дополнительные вопросы и т. д. Основные вопросы плана в работе следует выделить в само­стоятельные разделы и озаглавить.

Следующим шагом должен стать поиск и подбор литературы по теме работы.

Написанию исследовательской работы предшествует глубокое изучение источников по теме работы. При написании краеведческой работы следует обратиться к известной, опубликованной литературе по краеведению (, сборники научных трудов СТИ НИТУ МИСиС, Белгородского государственного историко-краеведческого музея и т. д.). Сейчас в Интернете можно найти любую информацию, но, с исследованиями по истории и культуре нашего края лучше знакомиться в школьных и городских библиотеках (особенно в краеведческом отделе библиотеки имени (микрорайон Жукова ), а также в библиотеке Старооскольского краеведческого музея (для справки : телефон музея: ; библиотека музея работает по четвергам в режиме читального зала с 10.00 до 17.30; если требуется подборка материала по определенной теме из разных источников с привлечением архивного материала, то необходимо письмо-отношение, заверенное директором школы (приложение 2), а также оплата стоимости входного билета (для учащихся – 8 рублей, для педагогов – 14 рублей (стоимость указана на момент написания пособия). Этим билетом можно воспользоваться при повторном обращении в библиотеку музея. Для большинства специальных и ведомственных библиотек, а также для архивов, также необходимо отношение со школы. Методика работы в архиве требует отдельного рассмотрения и представлена в приложении 3.

Книги и статьи следует подбирать с использованием систематических указателей литературы в библиотеках школы и города. При изучении периодических изданий лучше всего использовать последние номера журналов, где помещается указатель статей, опубликованных за год. Обращение к статьям в периодической печати в средствах массовой информации для школьных исследовательских работ допустимо, но требует корректировки, сопоставления информации, и не может являться основным источником в работе.

Практика показывает, что большинство обучающихся, имея хорошие начальные навыки работы с первоисточниками, все же не умеют в короткий срок извлечь требуемую информацию из большого объема. Можно рекомендовать следующую последовательность действий, помогающую почерпнуть главное в любом издании, не читая его целиком. Информация анализируется в следующем порядке: заглавие, фамилия автора, наименование издательства (или учреждения, выпустившего книгу), время издания, количество изданий (первое, второе и т. д.), аннотация, оглавление, введение или предисловие, справочно-библиографический аппарат (список литературы, указатели и т. д.), иллюстративный материал и первые предложения абзацев в представляющих интерес главах.

При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий, которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати (приложение 6).

Первоначальное ознакомление с подобранной литературой дает возможность разобраться в важнейших вопросах темы и приступить к планированию своей деятельности по написанию работы.

Каталог – это перечень документальных источников информации (книг), имеющихся в научных фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения об одной книге: автор (фамилия, инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.

Если обучающемуся точно известны названия нужных книг или хотя бы фамилии авторов, необходимо воспользоваться алфавитным каталогом.

Если необходимо выяснить, какие книги по конкретному вопросу (теме) имеются в данной библиотеке, необходимо обратиться к систематическому каталогу.

В некоторых библиотеках ведется предметный каталог. Он значительно отличается от других каталогов по своей структуре и раскрывает фонд библиотеки в предметно-тематическом плане. В отличие от систематического каталога за основу наименования разделов берется не отрасль знания, а название предметов, вопросов, не связанных между собой отраслевым признаком. Каждый вопрос, выделенный в виде рубрики в этом каталоге, получает словесную фор­мулировку, составленную таким образом, чтобы основное понятие определя­лось первым словом. Рубрики предметного каталога расставлены в порядке алфавита первых слов, поэтому в одном алфавитном ряду оказываются предметы, логически между собой не связанные.

В вузовской библиотеке студенты активно работают с систематической картотекой статей, которая включает карточки на статьи из журналов, получаемых библиотекой, статьи из сборников, отражающих важнейшие про­блемы науки, техники, культуры, образования. Материал группируется по раз­делам в соответствии с систематическим каталогом.

Тематические картотеки включают по отдельным темам разные книги, статьи и другие произведения печати, где освещаются наиболее важные вопросы проблемы (темы), которой посвящена та или иная картотека. Выбор тематики подобных картотек определяется задачами и профилем обучения в вузе.

В связи с активным внедрением компьютерных технологий в библиотечные процессы в библиотеке СОФ БелГУ карточные каталоги переведены в машиночитаемую форму и создан единый электронный каталог (ЭК). Он частично снимает неудобства в общении читателя с поисковой системой библиотеки и сокращает время поиска литературы.

Приводим адреса электронных каталогов библиотек высших учебных заведений региона, библиотек РФ:

1. Адрес электронного каталога ВГУ в интернете: www. lib. *****

2. Адрес электронного каталога БелГУ в интернете: www. *****

3. Адрес электронного каталога МГУ в интернете: www. *****

4. Адрес электронного каталога РГБ в интернете: www. *****

5. Адрес электронного каталога Государственной публичной исторической библиотеки в интернете: www. *****

6. Адрес электронного каталога Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в интернете: www. *****

7. Адрес электронного каталога Научной педагогической библиотеки им. в интернете: www. *****

8. Адрес электронного каталога Воронежской библиотеки им. Никитина в интернете: www. *****

9. Адрес электронного каталога Белгородской областной научной библиотеки в интернете: www. *****

После того, как определена тема и составлен план работы, необходимо выявить и усвоить основные понятия по избранной проблематике. Для выяснения и уточнения различных вопросов, фактов, понятий, терминов широко используется справочная литература , которая является составной частью справочно-поискового аппарата любой библиотеки. К справочной литературе относятся различные энциклопедии, словари, справочники, статистические сборники и т. д.

Изучение литературы – серьезная работа. Поэтому статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки с указанием страницы (это пригодится для правильного оформления сносок в тексте работы). Если имеется собственный экземпляр журнала или книги, то можно делать пометки на полях. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

Беглый просмотр всего содержания;

Чтение в порядке последовательности расположения материала;

Выборочное чтение какой-либо части произведения;

Выписка представляющих интерес материалов;

Критическая оценка записанного, его редактирование и «чистовая» запись как фрагмент текста будущей работы.

2.2. Структура исследовательской работы.

Исследовательская работа имеет определенную структуру:

1. Титульный лист.

3. Введение.

4. Основная часть (главы).

5. Заключение (выводы и предложения).

6. Список использованных источников и литературы.

(Примечание: полноценная исследовательская работа должна базироваться не менее чем на 10 источниках и исследованиях).

Все разделы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Во введении обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость, говорится о состоянии разработки соответствующей проблемы (т. е. краткий историографический обзор), дается характеристика источниковой базы (т. е. на основе каких источников пишется работа, дается их краткая характеристика), определяются предмет и объект исследования и основная цель работы, формулируются задачи для раскрытия темы, перечисляются методы исследования, описывается структура работы. (Например: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена.... Во второй главе речь идет о.... и т. д.).

Введение не должно превышать 15 % общего объема работы (обычно оно занимает 1-2 страницы).

Обоснование актуальности выбранной темы – начальный этап любого исследования. Освещение актуальности должно быть не многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в двух трех предложениях показать главное – суть проблемной ситуации, из чего будет видна актуальность темы. Принято считать, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно о предмете исследования.

Во введении формулируются объект и предмет исследования. Эти понятия соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта, является его стороной, аспектом или точкой зрения. Предмет исследования определяет тему исследовательской работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. (Например, в работе по теме «Кулачные бои (вид досуга молодежи в селах у истока р. Потудань в нач. 40- годов ХХ века)» объект – народные традиции в организации досуга молодежи в селах Николаевка и Знаменка, предмет – кулачные бои в нач. 40-х годов; в работе по теме «Долина смерти, долина мужества (боевой путь 267-й стрелковой дивизии)» объект – события ВОВ, предмет – 267-я СД первого формирования).

Цель работы должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа и нахождении новых закономерностей между изучаемыми явлениями. Следует помнить, что цель – это конечный результат работы, то, к чему в итоге следует прийти. (Например: в работе по теме «Хозяйственная и ремесленная деятельность древнерусского населения городища Холки» цель - выявить особенности хозяйственного развития пограничного района на примере деятельности городища Холки). Исходя из обозначенной цели работы определяются задачи , которые конкретизируют цель. Как правило это делается в форме перечисления (проанализировать…, разработать…, обобщить…, выявить…, обосновать…, доказать…, внедрить…, показать…, выработать…, изыскать…, найти…, изучить…, определить…, описать…, установить…, выяснить…, дать рекомендацию…, сделать прогноз… и т. п.). В формулировке задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание основных частей работы. (Например: для вышеуказанной работы поставлены следующие задачи: 1) установить характер хозяйственного использования прилегающей территории; 2) определить виды и уровень развития ремесла; 3) атрибутировать археологические находки с городища Холки; 4) определить место хозяйственной и ремесленной деятельности в общеисторической картине древнерусских княжеств). Довольно часто заголовки глав рождаются из формулировок задач работы. В последующем, при написании заключения целесообразно сделать выводы, отражающие достижение цели и выполнение поставленных задач.

Как показывает практика, в представленных на муниципальном уровне исследовательских работах часто отсутствует характеристика используемых автором методов исследования. Методы – это способы и приемы, при помощи которых осуществляется исследование. Существуют следующие виды методов: 1. Накопление научного материала : изучение литературы и источников; ознакомление с историей и теорией вопроса, достижениями в смежных областях; консультация; наблюдение.

2. Осмысление собранного материала : сравнение, измерение, анализ и синтез, обобщение, аналогия, моделирование.

3. Проверка и уточнение фактов : критика; уточнение сделанных выводов, корректировка, обсуждение результатов, эксперимент, проверка на практике.

Новизна работы характеризует вклад автора в развитие исследуемой проблематики. Для школьных исследовательских работ часто сложно определить новизну, но обращение к краеведческой тематике, истории отдельных уголков города, биографиям земляков и родословным позволяет выделить такой аспект в исследовании.

Новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы. Новыми могут быть только те положения исследования, которые способствуют развитию темы.

Практическая значимость должна заключаться в выработке конкретных мероприятий, связанных с изучаемыми вопросами.

Основная часть – общий объем примерно 10-12 страниц - со­стоит из глав. Учитывая объем исследовательской работы по положениям региональных и российских конкурсов и олимпиад по краеведению (10-15 страниц без учета титульного листа, оглавления, списка литературы и приложений), не следует злоупотреблять большим количест­вом глав. Оптимальный вариант – две главы. Возможен вариант только из 1 главы. Чтобы не повторять тему работы, можно назвать её основной частью. Каждая глава должна иметь номер и название (приложение 4).

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Поворино

Ойконимы города Поворино и Поворинского района

Выполнила: ученица 8 «б» класса Налетова А.

Научный руководитель: учитель истории Суязова А.Ю.

Поворино 2016 г.

железнодорожная станция

Из истории наименований поселений Поворинского района

Поворинский район - самая восточная окраина Воронежской области, расположен на Окско-Донской равнине. На востоке район граничит с Саратовской областью, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Располагаясь в лесостепной зоне, Поворинский район обладает умеренно-континентальным климатом.

Площадь района - 1090 км.

Основные реки - Кардаил, Хопёр, Свинцовка.

Село Байчурово. С ело было основано, как узловая железнодорожная станция, в начале 1895 года во время строительства железнодорожного перегона Харьков-Балашов. У ближайшего к месту строительства хутора было два названия – Байчуровка и Марьевка, первое из которых, более приглянувшись строителям, и было избрано, как название железнодорожной станции.

Село Вихляевка . Село располагается в 18 км от станции Байчурово и в 73 км от районного центра. Происхождение названия села, вероятнее всего, идет от старинного названия оврага с крутыми поворотами и краями – вихляйка. После крестьянской реформы 1861 года на богатые черноземные земли, на которых ныне располагается село, переехала группа зажиточных крестьян, пожелавших жить обособленно, из находившегося тогда по соседству села Тюковка, образовав хутор под названием Тюковский. При советской власти, окончательно утвердившейся в селе в начале февраля 1920 года, название Вихляевка было на постоянной основе закреплено за селом.

Село Мазурка . Располагается в 38 км от районного центра. В сельское поселение помимо административного центра также входят село Ильмень и село Кардаиловка. Основано село было в 1790 году крестьянами-однодворцами, которые переселились сюда из трех уездов Тамбовской губернии (Либедянского, Тамбовского и Кирсановского), а также из Пронского уезда Рязанской губернии. Селение было названо Мазуркой. Вероятных причин для такого названия две:

1) самая благозвучная, предполагает, что названо село было, как и знаменитый польский танец «мазурка».

2) более реалистичная, основана на том, что во время распутицы через село фактически невозможно пробраться. Мазуркой в те времена называлась очень липкая грязь, которой в этих местах очень много. Жители других районов и мест называли местное население мазунами, мазилами и мазурами. Вероятно, что именно от этих обидных прозвищ и произошло название села.

Село Октяборьское. Находится в 30км от районного центра. Возникло примерно в 1730 году на берегу небольшой реки Калмык. В разное время имело название: Верховой Калмык, Верховое, Верхний Калмык, Калмык. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23.06.1948 года село было переименовано в Октябрьское, а Калмыкский сельсовет – в Октябрьский.

Село было основано крестьянами-однодворцами, позднее переведенными в разряд государственных.

Посёлок Октябрьский . Находится в одном километре от станции Макашевка и в 67 км от г. Поворино. В состав сельского поселения помимо его административного центра также входят поселки Калмычек (2 км до административного центра), Красное Знамя (4 км) и Кривченково (3 км), а также железнодорожный разъезд Макашевка. История создания рабочего поселка Октябрьский берет начало в 1930 году, когда на месте его нынешнего расположения создавался зерноводческий совхоз. Первоначально поселок входил в состав Полынковского сельского совета. По мере развития совхоза развивался и его административный центр.

Село Пески . Находится примерно в 30 км от районного центра. В составе сельского поселения помимо этого населенного пункта других нет. Существует легенда, согласно которой название селу дал Петр I . Проезжая место, где сейчас располагается село, он попал на песчаное место, где на несколько сотен метров вокруг не было видно ни единой травинки. Выглянув из окна застрявшей в песках кибитки, самодержец изумленно сказал: «Какие чудесные пески!». По легенде именно с этой фразы и берет название местность, а затем и расположенное на ней поселение. Село начала активно отстраиваться в первой четверти XVIII века. Названия частям села были даны по тем местам, из которых приезжали переселенцы.

Село Рождественское . Первые поселенцы на этих землях появились в период с1720 по1730 гг. Изначально село называлось Поворино, название его пошло с слова«Поворина»,что в словаре Даля обозначено, как«поперечная либо косая связь между двух досок или брусьев».Село, выстроенное на пересечении крупных торговых трактов, служило перемычкой между ними, отчего, скорее всего, и получило такое название. При постройке в 1870 году новой Рождественской церкви у села появилось новое название, которое вскоре за ней и закрепилось. В том же году по факту постройки новой железнодорожной станции название Поворино отошло к ней.

Село Самодуровка . Село было основано во второй половине XIX века солдатами из села Рождественское, закончившими военную службу и не пожелавшими оставаться в родном селе на постоянное жительство ввиду различных причин. Основной из них являлось то, что крестьянская реформа 1861 года не принесла местному населению желаемого заметного облегчения. Многим не хватало земли, чтобы прокормить постоянно растущие семьи, поэтому некоторые переехали жить на левый берег реки Свинцовка, образовав поселение, называемое местными, как Солдатские Выселки. Позже его прозвали Самодуровкой, вследствие того, что те, кто остался жить на обжитых местах, считали ушедших именно такими.

Город Поворино - центр Поворинского городского поселения и Поворинского муниципального района, находится в восточной части Воронежской области и граничит с Саратовской и Волгоградской областями, Новохоперским, Грибановскими Борисоглебским районами Воронежской области.

Возник как посёлок при станции Поворино (открыта в ); название дано по соседнему селу Поворино (оно же Рождественское).

Старое название села, давшее имя городу, могло произойти от слов, приведённых в «Толковом словаре» В.И. Даля: « Поворы, поворцы - переметины, ветреницы, хворостины на стогах, соломенных крышах, притужины от ветру». И ещё: « Поворина - поперечная либо косая деревянная связь, укрепа между двух досок или брусьев». Правда, трудно представить, как эти слова могли стать основой названия.

Предположительно от русского «повора», что означает «изгородь, прясельная городьба». Возможно, прозвищное имя Поворок позволяет реконструировать антропоним Повор, от которого можно предполагать образование Поворино.

Есть ещё одна версия названия города. По преданию Пётр I проезжал по Хопру и ему там понравились местные повара. Поэтому деревню так и назвали.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Заключение

Поставленные цели и задачи исследования были достигнуты. В ходе проделанной работы по изучению ойконимов города Поворино и Поворинского мы узнали много интересных фактов из истории нашей малой родины. Гипотеза подтвердилась. Действительно, названия населённых пунктов сформировались в результате географического расположения населённых пунктов и в связи с историей и событиями в жизни местного населения.

В ходе проделанной работы, мы расширили исторические знания о нашем городе и районе, познакомилась с его историей, с разнообразными названиями населённых пунктов и историей происхождения некоторых из этих наименований.

Мы в ходе исследования также установили, что наш район расположен на востоке Воронежской области, на Окско-Донской равнине, и граничит с Саратовской областью на востоке, на юге - с Волгоградской областью, на севере - с Борисоглебским районом, на западе - с Грибановским и Новохопёрским районами Воронежской области.

Топонимика – увлекательная наука, она может заинтересовать и краеведов, и всех, кто любит свой родной край и его историю. Региональная топонимия является уникальным историко-культурным памятником территории, которая соединяет историческую память и духовное наследие населяющих её народов.

Таким образом, нами были сделаны следующие выводы:

    поселения Поляна, Моховое, Пески - названы по природному признаку;

    Рождественское - в честь церкви;

    Макашевка, Чибизовка - в честь фамилии владельца;

    Октябрьское, Октябрьский - в честь происходивших событий.

Историю своей родины, как и историю своей семьи, должен знать каждый человек.

Материалы данной работы будут использованы для проведения экскурсий в школьном краеведческом музее, а так же на занятиях по истории, краеведению, географии на факультативных занятиях.

Список литературы

    Загоровский В.П. Историческая топонимика Воронежского края. – Воронеж, 1973.

    Загоровский В.П., Олейник Ф.С., Шуляковский Е.Г. История нашего края. – Воронеж, 1968.

    Загоровский В.П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области / В.П.Загоровский. Воронеж, 1966.

    Зюбин М. Вся Лискинская земля. (Опыт историко-топонимического обзора). – Воронеж, 1998.

    Ковалёв В. Поворино, моё Поворино. – Борисоглебск, 1991.

    Прохоров В.А. Надпись на карте. – Воронеж, 1977.

    Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. – Воронеж, 1973.

    Топонимические предания Воронежской области / Сост. Е.А. Орлова. Под ред. Т.Ф. Пуховой. – Воронеж, 2001

Интернет-источники

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

    Вантит. Воронежский эколого-исторический сайт. Научное толкование названий населенных пунктов, упоминаемых в преданиях. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region /80- nauchnoe - tolkovanie - nazvanij - naselennyh - punktov - upominaemyh - v - predanijah . html .

    http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    http :// slovardalja . net .

    Структурное подразделение юных туристов МБОУДОД Борисоглебского центра внешкольной работы БГО // http :// borisoglebskaya - spyutur . webnode . ru / kraevedenie - i - muzeevedenie / issledovatelskie - raboty /.

    Край воронежский. Топонимика // http ://край36.рф/ index . php / toponimika .

    Поворино. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворино.

    Поворинский район. // http :// ru . wikipedia . org / wiki /Поворинский район.

    Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // .

    Топонимические предания Воронежской области. // http :// www . vantit . ru / toponymic - legends - of - the - voronezh - region . html .

Приложение

Состав Поворинского района (карта)

В состав района входит 9 поселений: городское поселение - город Поворино (обозначено на рисунке цифрой 1), а также Байчуровское (2), Вихляевское (3), Добровольское (4), Мазурское (5), Октябрьское (6), Песковское (7), Рождественское (8) и Самодуровское сельские поселения (9).

Поворино на карте Воронежской области