Торпедоносцы вов. Торпедоносцы ссср и германии

Лейтенант Артур Лонгмор успешно сбросил с гидросамолёта 356-мм торпеду. Опыт был использован при создании торпедоносца Шорт-184. 12 августа 1915 года этот самолёт лейтенанта Г. К. Эдмонса с гидроавиатранспорта «Бен-Май-Шри» впервые атаковал и потопил реальную цель - турецкий транспорт в заливе Ксерос. Следующая победа была достигнута 17 августа.

Вторая мировая война

Основным тактическим приёмом было низковысотное торпедометание, когда самолёт снижался до высот 30-100 м и сбрасывал торпеду с дистанции в несколько сотен метров или больше. В РККА с весны 1944 года начал практиковаться метод топмачтового бомбометания , при котором бомба, рикошетируя от поверхности воды, поражала цель.
Кроме низковысотного торпедометания, применялось также использование парашютируемых торпед.

Торпедометание с больших дистанций не практиковалось из-за низкой точности наведения. Необходимость подходить к атакуемому кораблю на расстояние менее километра на бреющем полёте и при этом выдерживать более-менее постоянный курс делала торпедоносцы очень уязвимыми для огня противовоздушной артиллерии. Считается, что потери среди торпедоносцев в Великой Отечественной войне были самыми высокими по ВВС РККА (называется цифра в 4 боевых вылета на самолёт, против 11 у штурмовиков , 48 у бомбардировщиков и 62 у истребителей). Экипажи морских ДБ-3Ф и «Бостонов А-20» иногда называли смертниками . Само по себе это утверждение не является верным, потери личного состава вызваны были в основном плохой приспособленностью используемых самолётов для торпедных атак и уровнем подготовки экипажей.

Современность

В настоящее время в Морской авиации применяются торпеды и ракеты (ракето-торпеды) с самолётов и вертолётов противолодочной авиации .

Противолодочная ракета АПР-2 - снаряжена БЧ повышенной мощности, после приводнения ракета «планирует» под водой по спирали с углом −17 градусов до глубины 150 метров, осуществляя поиск цели в пассивном режиме (система самонаведения ракеты - гидроакустическая). Если цель не обнаружена, то запускается двигатель ракеты и продолжается поиск цели в активном режиме, причём система обнаружения и пеленгования нормально работает при запущенном двигателе. Ракета может применяться с любых типов летательных аппаратов противолодочной авиации.

Заканчивая "Большую авиационную неделю" в своем блоге, хочу остановиться на этой нейтральной теме.
Итальянцы использовали торпедоносцы еще во время Первой мировой войны, однако до самого начала Второй мировой войны они не располагали какими-либо специализированными подразделениями торпедоносцев. Однако еще в марте 1937 г. на обычном SM.79 установили специальный прицел, а под фюзеляжем держатель с замками для авиаторпеды. В ноябре были проведены успешные испытания по сбросу габаритно-весовых макетов, а в марте 1938-го был испытан вариант с двумя узлами подвески. В ноябре 1939 года командующий главного штаба ВВС Италии, генерал Приколо заказал партию авиационных торпед. Командование флотом было не в восторге от этой идеи и приложило немало усилий, пытаясь сохранить свое право распоряжаться разработками торпедного центра в Фиуме.

SM.79 283 Squadriglia, 130 Gruppo Aerosiluranti (все рисунки с сайта Палитра Крыла)
«Экспериментальный отряд торпедоносцев» (Reparto Sperimentale Aerosiluranti), призваный выработать методику и тактику применения торпедоносцев против боевых кораблей и транспортных судов, был сформирован в Гориции только 25 июля 1940 г. Он насчитывал 5 самолетов SM.79 Они действовали с баз в Ливии, ночь на 15 августа был назначен первый боевой вылет. 5 SM.79 нанесли торпедный удар по судам в гавани Александрии. Первый блин вышел комом — не было поражено ни одной цели.
9 сентября 1940 года «Экспериментальный отряд торпедоносцев» стал 278. Squadrilia A.S. (A.S. - Aero-Siluranti - торпедоносцы) «Quattro Gaff» («Четыре кота») Существуют разные толкования выражения «Четыре кота»: на итальянском сленге - «избранные люди»; другое - «очень мало людей». Девизом были слова: «Pauci sed semper immites» переводится как «малочисленные, но всегда свирепые»


SM.79 205 Squadriglia, 41 Gruppo Autonomo Aerosiluranti
Вскоре пришли первые успехи. 17 сентября 1940 года экипажи Бускалья и Робоне повредили британский крейсер «Кент», a 10 октября пилот Эрази торпедировал крейсер «Ливерпуль»; оба корабля вышли из строя почти на год. 3 декабря 1940 года, пилоты Эрази и Бускалья атаковали крейсер «Глазго», крейсер находился на якоре, торпеды попали. Но в броневой пояс, повреждения были исправлены за 2 месяца. К концу 1940 года, Squadriglia совершила 238 боевых вылетов, выполнив 113 торпедных атак.
В Гориции тем временем шла подготовка все новых торпедоносных частей В ноябре 1940 года там было сформировано учебное торпедное подразделение, в 1941 и 1942 годах подобные подразделения создали в Неаполе и Пизе. Из этих учебных подразделений организовывались новые боевые торпедные эскадрильи. В январе 1941 года - 279. Squadriglia AS, в феврале - 280. Squadriglia AS, в марте 281. Squadriglia AS. Последней командовал Бускалья, ее перебросили на остров Родос в Эгейском море.
В июле 1941 года была сформирована первая торпедная Gruppo - 130. Gruppo AS из новосформированной 283. Squadriglia AS и 280. Squadriglia AS. Подразделения летавшие на самолетах Savoia Marchetti SM. 84 (41. Gruppo (ранее входившей в 12. Stormo), и 36. Stormo) также ставились задачи по выполнению торпедометания. SM. 84 оказался столь ненадежным, что экипажи называли их "летающими гробами", и эти части были перевооружены старыми S.M.79.


SM.79 Silurante. 278 Squadriglia, 132 Gruppo A.S., Regia Aeronautica
В течение 1941 года торпедоносцы S. 79 атаковавшие британские корабли добились значительных успехов. 18 апреля лейтенанты Чимиччи и Фумани из 281. Squadriglie потопили танкер «Бритиш Сайенс» (7138 бр.т). 20 августа Грациани и Форцинетти из 281. Squadriglie перехватили и атаковали между Кипром и Порт- Саидом британский танкер «Турбо» (4782 бр.т), британцы дотащили его до гавани, где он и затонул. 23 июля 1941 года, 280. и 283. Squadriglie повредили крейсер «Манчестер» и потопили эсминец «Феарлесс». 27 сентября 1941 года торпедоносцы SM. 84 из 36. Stormo серьезно повредили британский линкор «Нельсон», потери торпедоносцев были в этой атаке значительными. 13 октября группой под командованием Бускалья был безуспешно атакован линкор «Бархэм». Успехом торпедоносцев SM. 84 стало потопление в ночь с 14 на 15 ноября 1941 г. транспортов "Эмпайр Пеликан" (6463 бр. т) и "Эмпайр Дефендер" (5639 бр.т). Отличилась 258. Squadriglie.
1 января 1942 г был получен приказ, согласно которому к 281 - й эскадрильи должна была присоедениться 278-я, после чего они должны были образовать элитную 132-ю авиагруппу торпедоносцев (132" Gruppo A.S.), основным местом базирования которой была выбрана Литториа на Сицилии.
К апрелю 1942 г. в составе итальянских ВВС имелось 12 групп торпедоносцев, насчитывавших примерно 140 боевых самолетов, основная задача которых состояла в уничтожении немногочисленных, но очень хорошо охраняемых конвоев, посылаемых из Гибралтара и Александрии на Мальту.


SM.79. 281 Squadriglia, 132 Gruppo Autonomo Aerosiluranti
Пиком действий торпедоносцев стали конвойные битвы 13 -15 июня 1942 года и 11 по 14 августа 1942 года, когда британский флот проводил конвойные операции «Гарпун» и «Пьедестал», соответственно. В результате атак торпедоносцев SM. 79, было потоплено несколько транспортных судов, снова поврежден несчастливый крейсер «Ливерпуль» и потоплен эсминец. Капитан Бускалья 15 июня обнаружил и потопил уже поврежденный близкими разрывами авиабомб германских пикировщиков транспорт «Бурдуан» (6069 бр.т).
В течение 1942 года 46. Stormo стал торпедоносным подразделением, в то же время были сформированы новые Gruppo Aerosiluranti; 131. Gruppo включавшее 279. и 284. Squadriglie AS в Африке, 133. Gruppo в который вошли разведывательные 174. и 175. Squadriglie, был сформирован непосредственно в Ливии, без предварительного обучения. К концу 1942 года торпедоносная авиация усилена 32. Stormo (Gruppo 38. и 89.), оснащенные SM. 84, и с Gruppo 104 и 105 , 13 и 131, что обладали SM. 79. В начале ноября 1942 года имелось147 самолетов в составе 12 Gruppo, каждый из двух эскадрилий.
В начале ноября 1942 г англо-американские войска высадились в Алжире и Марокко, поставив африканскую группировку стран «оси» в тяжелейшее положение. Торпедоносцы SM. 79 атаковали суда в море и в гавани. Однако, превосходство в воздухе полностью перешло к союзникам, поэтому потери среди торпедоносцев были очень высоки. 12 ноября «Спитфайрами» был сбит самолет Бускалья, сам он выжил.


SM.84bis. 282 Squadriglia Autonoma AS
Следует отметить, что низковысотное торпедометание было наиболее рискованной для экипажей тактикой применения самолетов против кораблей. При выходе на дистанцию сброса необходимо было строго выдерживать скорость и высоту полета. Учитывая, что в этот момент по самолету стреляет вся корабельная артиллерия, иногда заградительный огонь главного калибра, пилотам нужны были стальные нервы. Экипажи итальянских самолетов, согласно расчетам специалистов ВВС Италии, должны осуществлять сброс торпеды не ближе 700 м от цели с высоты 100 м на скорости 300 км/ч. Даже в этих условиях, ожидалось, что каждый экипаж сделает не более пяти боевых вылетов до того, как его собьют. На практике в 1941-1942 годах на каждый потерянный самолет-торпедоносец приходилось в среднем по восемь попаданий торпед, то в 1943 году этот показатель упал до одного попадания на 2,5 потерянных самолетов. Теперь атаки стали проводить ночью, но эффективность радаров союзников сводила на нет преимущества темного времени суток.


S.M. 84. 258 Squadriglia, 109 Gruppo, 36 Stormo Aereosiluranti
В июне 1943 года большинство уцелевших торпедоносцев SM. 79 было сконцентрировано в в Пизе и Сиене, 130., 132. и 104. Gruppo и 205., 279. Squadriglia остались отдельными подразделениями. К этому времени кол-во торпедоносцев по штату должно было составить 280 машин. Однако 170 должны были переоборудоваться в течении нескольких месяцев из бомбардировщиков, из имевшихся 110 — 30 были в учебных частях. Заключительные действия торпедоносцев имели место во время высадки союзников на Сицилию, в июле 1943 года, тогда британский авианосец "Индомитэбл» получил повреждения. Последняя атака торпедоносцев S. 79 из состава Aerosiluraiiti была проведена ночью 8 сентября 1943 года, после того, как Италия подписала перемирие с союзниками.

Подобьем итоги применения в ходе Второй мировой войны итальянских торпедоносцев. Согласно Francesco Mattesini, “I successi degli Aerosiluranti Italiani e Tedeschi in Mediterraneo nella 2^ Guerra Mondiale”, Bollettino d’Archivio dell’Ufficio Storico della Marina Militare, marzo 2002, ими было потоплено восемь боевых кораблей водоизмещением 15968 тонн, пятнадцать торговых судов тоннажем 77552 тонн. Повреждены четырнадцать кораблей водоизмещением 131,688 тонн и три торговых судна 23627. Эти цифры могут показаться довольно скромными, особенно по сравнению с тем, что было заявлено в ходе войны, количеством приложенных усилий и понесенных потерь. Потери были очень значительны, из 2500 боевых вылетов не вернулись на базу более чем 110 самолетов.
Хотя итальянские торпедоносцы достигли в Средиземном море меньших результатов в тоннаже чем у британских и немецких коллег тем не менее, их достижения весьма достойны. Тем более, если результат торпедоносцев сравнить со скромными достижениями итальянских горизонтальных и пикирующих бомбардировщиков. Повреждены линкор «Нельсон», авианосец «Индомитэбл» и из шести крейсеров («Кент», «Ливерпуль» - торпедированный дважды, «Глазго», «Манчестер» и «Феб». Немцы поразили торпедами один крейсер («Аретьюза»). Хотя в принципе задачи итальянских и немецких торпедоносцев были разными одни против боевых кораблей затачивались, другие на торговый флот.

Книга «Торпедоносцы в бою» посвящена действиям советской торпедной авиации в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, в ней рассказано об операциях германских торпедоносцев против советских кораблей. Борьба германской авиации с английским и американским флотами представляет собой особую большую тему и не затронута мной.

Данная книга - первая попытка рассказать о боевом пути нашей торпедоносной авиации. Возможно, кому-то из читателей, особенно из молодых, эта фраза покажется элементом столь модной сейчас саморекламы. Как это так? Ведь война закончилась 61 год назад, и неужели никто ничего не написал о торпедоносной авиации?

Кто-то из западных журналистов сострил: «В России о Второй мировой войне говорят так много, как будто она закончилась вчера». Это было сказано при Брежневе, но остается актуальным при Ельцине и сейчас, при Путине.

Казалось бы, за 60 лет десятки тысяч историков и журналистов, выпустивших огромные массивы книг и статей о войне, должны были подробно осветить каждый боевой эпизод.

Но, увы, Великая Отечественная война по-прежнему остается для нас неизвестной войной. Не верите? Приведу простой пример. О воздушных сражениях войны написаны тысячи книг и десятки тысяч статей. При советской власти издавалось полдюжины журналов, посвященных военной авиации. С 1989 г. их число как минимум утроилось. Годами идут споры, сколько было заклепок на каждой из модернизаций Me-109 или Ил-2. А есть хоть одна работа на тему: «Результаты германских бомбардировок советских городов и промышленных объектов и эффективность советской ПВО в противодействии этим налетам»? Предлагаю любознательным читателям облазить все библиотеки и справочные системы Интернета и гарантирую, что результат будет нулевой. Так что господа историки авиации за 60 лет не удосужились, занимаясь насекомыми, заметить слона.

Нечто подобное произошло и с торпедоносной авиацией. Я не буду попрекать за дикое вранье наше Совинформбюро и прочие органы пропаганды. Ложь и дезинформация - сильное оружие на войне. В 1939–1945 гг. безбожно врали и Геббельс, и англичане, и американцы.

Сразу же после войны наши военные историки приступили к созданию фундаментальных трудов по различным аспектам боевых действий артиллерии, самоходной артиллерии, реактивной артиллерии, авиации и т. д. В частности, в 1945–1951 гг. было написано три десятка выпусков «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза», в которых содержится подневное описание боевых действий всех наших флотов и флотилий.

Эти монографии составлены поданным большого массива оперативной документации Красной армии и Военно-морского флота. С точки зрения фактического материала они очень информативны. Однако выводы, как правило, достаточно примитивны, а авторская оценка тех или иных событий вообще отсутствует.

По непонятным причинам авторы-составители «Хроники…» почти не пользовались трофейными германскими документами. И это при том, что военные документы германского, румынского и иных флотов были тщательно собраны в 1944–1946 гг. и аккуратно хранились в соответствующих организациях.

Наши военные историки также проигнорировали данные, полученные советскими и иностранными спасательными службами, поднявшими в 1944–1951 гг. сотни потопленных судов. А тут нужно было, не мудрствуя лукаво, хотя бы узнать название судна, тоннаж, координаты точки подъема и характер повреждений, показывающий причины гибели судна - артогонь, бомба, торпеда и т. д.

Еще худшим недостатком «Хроники…» была короткая надпись в верхнем правом углу каждого выпуска: «секретно» или «сов. секретно». Почему на первых трех выпусках «Хроники Великой Отечественной войны Советского Союза на Северном театре» стояли «две сережки», а начиная с 4-го выпуска - «одна сережка», понять мудрено. Как раз с 4-го выпуска «Хроника…» становится, на мой взгляд, более информативной.

В результате до середины 90-х годов «Хроника…» и десятки других информативных изданий, посвященных Великой Отечественной войне, были доступны крайне узкому кругу людей, буквально нескольким десяткам.

А вот для остальных советских граждан у нас сотнями выпускались книги военных историков и ветеранов. Причем в 99% книги ветеранов писали «черные перья» - литобработчики. Это были люди малосведущие в военном деле, но хорошо владевшие «совковым» сленгом.

Они одинаково славословили военные и трудовые подвиги коммунистов и комсомольцев на тракторах, подводных лодках, в шахтах, на заводах и торпедоносцах и т. д. Помните в небезызвестном «Золотом теленке» поэму Ляписа-Трубецкого: «Служил Гаврила почтальоном…»? После 1945 г. для «ляписов-трубецких» настал золотой век. Тысячи «Гаврил» сели в танки и самолеты… и пошло-поехало.

Естественно, что «Гаврилы» оказались и за штурвалами торпедоносцев. Преувеличенные во много раз в донесениях летчиков вражеские потери были еще «раздуты» литобработчиками. То же произошло и с зенитным огнем противника. Появились литературные штампы: «море огня», «шквал огня «Эрликонов», благо других германских автоматов литобработчики не знали, да и название звучное. В каждом полете «Гаврила» топил если не крейсер, то по крайней мере большой транспорт. В ходе каждой атаки неизменно погибали ведомые машины, а ведущая, как говорится, «на одном крыле» кое-как садилась на аэродром. Так был создан миф о торпедоносной авиации, который сейчас, увы, воспринимается как реальность.

Но вот наступила гласность. Архивы понемногу приоткрыли, а затем вновь потихоньку стали закрывать. Наши военные историки, всякие там Волкогоновы, повыбрасывали партбилеты, записались в демократы и приступили к переписыванию истории войны. Стало модным афишировать поражения и большие потери наших войск. Но, увы, демократические историки не дали, а точнее, не захотели дать подлинной истории войны.

При этом брежневская идея «массового героизма» не была отвергнута, а лишь скорректирована. Теперь наверху остались лишь «Бармалеи», мешавшие героическим массам одолеть супостата. Стало аксиомой утверждение, что Сталин, Берия, Каганович, Жданов и прочие партийные руководители приносили исключительно вред армии и народу. Споры вызывает лишь оценка деятельности нескольких наших маршалов.

Несколько упрощая ситуацию, можно сказать, что лейтмотив современных официальных историков - виноваты во всем Сталин и Берия, было бы у нас демократическое правительство, мы бы немцев побили еще в 1941 г. При этом почему-то забывается, как «демократическая» Польша была в 1939 г. вдребезги разбита вермахтом за две недели, демократические Франция, Англия, а также разные там Бельгии и Голландии - через четыре недели боев, летом 1940 г., или лапки кверху подняли, или драпанули через Ла-Манш в Дюнкерке, пардон, в одних подштанниках.

Признать, что в 1941 г. Германия располагала не только самой лучшей в мире армией, но и лучшими в мире военными, от простого солдата, прошедшего школу гитлерюгенда, до генерала Генштаба, у нас до сих пор не могут. Равно не могут признать, что поражения в войне - это прежде всего плод безграмотности военных от маршалов до лейтенантов, а ошибки политического руководства - уже производная от бездарности военных и их вранья.

Приступая к работе над книгой, я поставил себе цель - на основании известных мне документов показать читателю настоящую войну. Сразу скажу - настоящая война куда скучней киношки о войне и трудов литобработчиков. Но выбирать и оценивать - дело читателя.

Рассказывая о деятельности торпедоносцев, я в большинстве случаев начинал с донесений самих летчиков. Ведь именно по этим донесениям командование флотов составляло сводки для Ставки. А там «виртуальные» потери противника уже рассматривались как реальность, на основе которой принимались те или иные стратегические решения. За «виртуальные» потери давали ордена, очередные звания и «призовые» деньги.

Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками». Широкорад Александр Борисович

Глава 4. БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ И НИ ОДНОЙ ПОБЕДЫ

Глава 4.

БОЛЬШИЕ ПОТЕРИ И НИ ОДНОЙ ПОБЕДЫ

К началу войны минно-торпедная авиация Черноморского флота была представлена 2-м минно-торпедным авиаполком, входившим в состав 63-й бомбардировочной бригады. Причем из 62-х экипажей торпедоносцев ДБ-3 полностью готовыми к использованию торпедного оружия были только двенадцать. Замечу, что одна (1-я) эскадрилья 2-го мтап Черноморского флота была к 22 июня переведена на машины ДБ-3Ф. Эскадрильи торпедоносцев, полностью боеготовые, базировались в Карогозе (Крым), а занимавшиеся боевой подготовкой - в Сарабузе.

С первого же дня войны торпедоносцы ДБ-3 участвовали в налетах на Констанцу и другие румынские города. 30 июня 1941 г. четыре самолета ДБ-3Ф впервые поставили мины в устье Дуная.

В ночь на 8 сентября ДБ-3 сбросили на столицу Румынии Бухарест три бомбы ФАБ-1000 и восемь ФАБ-500, а в ночь на 13 сентября - три ФАБ-1000 и ФАБ-250.

Торпедоносец ДБ-3Ф 62

С августа 1941 г. флотские ДБ-3 стали широко привлекаться для бомбардировки наступавших германских войск в районе нижнего течения Днепра.

Описание стратегических бомбардировок, постановок мин и бомбардировок сухопутных войск выходят за рамки монографии. Стоит лишь сказать, что с 22 июня по 25 сентября было потеряно 37 флотских Д Б-3, из которых два сбиты в воздушных боях, 10 сбиты зенитной артиллерией, 6 машин относятся к небоевым потерям, а судьба 19 самолетов осталась неизвестной.

К 20 сентября 1941 г. во 2-м мтап осталось всего 24 самолета ДБ-3, из которых исправными было только восемь. 30 октября в связи с угрозой вторжения германских войск в Крым самолеты полка перелетели на аэродромы Анапы и Краснодара.

Здекабря 1941 г. звено (3 машины) ДБ-3 было переброшено на Херсонесский аэродром под Севастополем. Там торпедоносцы находились в капонирах, вырубленных в скальном грунте. 19 декабря туда перелетали еще два ДБ-3, а 8 февраля 1942 г. - еще 9 машин, поскольку аэродром был расширен.

Приказом наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова от 2 апреля 1942 г. 2-й мтап был преобразован в 5-й гвардейский минно-торпедный авиаполк.

Первое применение торпед самолетами ДБ-3 {14} состоялось лишь 21 мая 1942 г. Рано утром разведчик Ил-4 обнаружил одиночный транспорт, шедший из Сулины в Одессу. На перехват транспорта вылетели четыре торпедоносца ДБ-3. Транспорт водоизмещением около 3000 т был обнаружен ими в 15 милях восточнее Килийского гирла Дуная. Согласно донесению летчиков, с дистанции 1200–1400 м было сброшено три торпеды, одна из которых попала в корму транспорта. На нем возник пожар, и транспорт уменьшил ход.

На самом деле транспортом в 3 тысячи тонн оказалась плавбаза германской Дунайской флотилии «Ута», водоизмещение которой составляло всего 535 т. Причем ни одна торпеда в «Угу» не попала, зато судно по вине командира село на мель. В журнале «История авиации» № 1/2003 утверждается, что «Угу» атаковали какие-то безвестные бомбардировщики, но ни в «Хронике…», ни в «Справочнике потерь…» их нет.

Как уже говорилось, самолеты ДБ-3 постоянно привлекали к бомбардировкам, минным постановкам и т. д. Но 16 июня 1942 г. командование Черноморского флота впервые использовало их в качестве истребителей. Четверка ДБ-3 прикрывала переход морем поврежденного крейсера «Молотов».

22 июля 1942 г. 63-я авиабригада в составе 5-го гвардейского и 40-го авиационного полков имела на вооружении 12(1) ДБ-3, 9(3) Пе-2 и 9(2) СБ. Бригада базировалась на аэродромы Майкоп, Гудаута и Елизаветинская.

4 марта 1943 г. началось формирование еще одного торпедного соединения на Черном море - 36-го минно-торпедного авиаполка. Первый боевой вылет самолетов этого полка состоялся 28 июня 1942 г. (бомбардировка Ялты). Замечу, что до этого в ходе боевой подготовки полк потерял четыре Ил-4.

Следующее применение торпед состоялось в ночь на 26 июля 1942 г. С 19 ч. 35 м. 25 июля четыре Ил-4 производили поиск неприятельских транспортов в море, но не обнаружили их и сбросили торпеды по запасной цели - порту Феодосия. Все четыре торпеды взорвались в порту около элеватора.

26 июля с 17 ч. 15 м. до 0 ч. 33 м. 27 июля два Ил-4 вели поиск на вражеских коммуникациях между портом Констанца и о. Фидониси, чтобы атаковать транспорты, обнаруженные нашей военной разведкой в 14 ч. 30 м. 26 июля. Но транспортов самолеты не нашли и сбросили торпеды по запасной цели - порту Ялта.

28 июля пара Ил-4 в режиме «свободной охоты» обнаружила в районе Констанцы несколько самоходных барж. Обе сброшенные торпеды в цель не попали.

В связи с наступлением немцев на Кавказе нашим торпедоносцам 4–5 августа 1942 г. пришлось перебазироваться с аэродромов Майкоп и Белореченская в Гудауту и Алахадзи на территории Аджарии. Из-за больших потерь в ходе вылетов в качестве обычных бомбардировщиков число торпедоносцев Ил-4 резко сократилось. Так, к 24 сентября 1942 г. 5-й гмтап, базировавшийся на аэродроме Гудаута, располагал семью машинами, из которых исправных было пять, а 36-й мтап - 11 (7) машинами на аэродромах Алахадзи и Бабушеры.

В конце сентября - октябре было потеряно еще два Ил-4. В результате этого командующий ВВС Черноморского флота приказал передать оставшиеся одиннадцать Ил-4 из 36-го мтап в состав 5-го гмтап.

В середине декабря 1942 г. началось перевооружение 36-го мтап на самолеты А-20Ж «Бостон».

Последняя торпедная атака ВВС Черноморского флота в 1942 г. состоялась 25 ноября. Три торпедоносца Ил-4 вылетели для атаки транспорта «Ташкент» (5552 брт), стоявшего в Феодосийском порту. История этого судна достаточно любопытна. 30 декабря 1941 г. транспорт «Ташкент» в момент отхода от причала феодосийского порта был атакован германским самолетом и затонул от попадания бомбы. А в начале ноября 1942 г. наша разведка донесла, что немцы его пытаются поднять и ввести встрой. Командование флота приказало окончательно уничтожить «Ташкент».

В 13 ч. 55 м. на судно, стоявшее у южной стенки дамбы, были сброшены три торпеды. Согласно донесению летчиков, одна торпеда попала в «Ташкент», и он окутался дымом. По германским же данным, одна торпеда попала в южную стенку недалеко от судна и проделала в дамбе дыру диаметром 4 м, вторая торпеда попала в северную дамбу и нанесла ей повреждения, а третья торпеда вызвала оползень причальной стенки. Самое же забавное, что немцы и не собирались поднимать «Ташкент». Это сделала аварийно-спасательная служба Черноморского флота в 1945 г.

Из книги Тени над Заполярьем [Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев] автора Зефиров Михаил Вадимович

Глава 5 Большие проблемы маленького полуострова Неудавшийся десант Одной из главных проблем, вставших перед командующим Северным флотом 35-летним вице-адмиралом Арсением Григорьевичем Головко еще осенью 1941 г., стала организация снабжения частей, отрезанных на

Из книги Вёшенское восстание автора Венков Андрей Вадимович

Глава 1 «Мы все как один готовы в любой момент…» (Из резолюции одной станицы) Весна 1918 года. Калединщина, которую Ленин считал одной из главных опасностей для революции, разгромлена. Часть казаков-фронтовиков, уверенных, что дело сделано, мир с Советской властью

Из книги Боевое применение МиГ-21 во Вьетнаме автора Иванов С. В.

Победы и потери Новый 1967 г. начался для северовьетнамских ВВС неудачно - 2 января в течение нескольких минут над Нойбаем было потеряно не менее пяти истребителей МиГ-21. Все эти самолеты сбили экипажи F-4C из 8-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. «Фантомы»

Из книги Закат владыки морей автора Смит Питер

Глава 9. Большие Корабли уходят На Средиземном море шла подготовка к новой крупной десантной операции союзников - высадке в Южной Франции, получившей кодовое название «Драгун». Хотя уже в то время можно было сомневаться в полезности такой операции, а в перспективе она

Из книги Что искал Третий рейх в Советской Арктике. Секреты «полярных волков» автора Ковалев Сергей Алексеевич

Глава 7 СОВЕТСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОБЕДЫ И ПОТЕРИ В ЗАПОЛЯРЬЕ О чем рассказала гибель субмарин? К сожалению, за четыре года подводной войны в Карском море корабли Северного флота одержали только две победы над «арктическими волками» адмирала Дёница.Конечно же, уничтожение всего

Из книги Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР автора Жирохов Михаил Александрович

Глава 7 Грузия: три войны в одной стране Грузия - наиболее близкий к России народ в Закавказье в силу общей православной веры. На гербе Грузии изображен ее покровитель - святой Георгий Победоносец, поражающий копьем змия. Кстати, отсюда происходит и название Грузии на

Из книги Партизанская война в 1812 г. автора Курбанов Сайидгюсин

ГЛАВА 2. Малые победы В начале Отечественной войны, во время отступления наших армий от границы, атаман донских казаков генерал от кавалерии Платов прикрывал своими казаками 2-ю армию (Багратиона). К 19 июня 1-я армия М.Б. Барклая де Толли сосредоточилась в Свенцянах, П.И.

Из книги Гитлеровская машина шпионажа. Военная и политическая разведка Третьего рейха. 1933–1945 автора Йоргенсен Кристер

Глава 4. Легкие победы Я приготовлю им блюдо, которым они подавятся! Адольф Гитлер (31 марта 1939 г.) по поводу гарантий Чемберлена Польше и Румынии При рассмотрении скоротечных кампаний Германии 1939 и 1940 гг. обычно остается в тени роль абвера и СД, выразившаяся в их помощи

Из книги Записки военного альпиниста [От ленинградских шпилей до вершин Кавказа, 1941–1945] автора Бобров Михаил Михайлович

Глава 8 После Победы Улицы, ограды, парапеты, Толпы, толпы… Шпиль над головой. Северным сиянием Победы Озарилось небо над Невой. Гром орудий, но не грохот боя. Лица… Лица… Выраженье глаз. Счастье… Радость… Пережить такое Сердце в состоянье только раз. Слава всем, которые

Из книги Защита Сталина [Кто пытается опорочить страну и победу?] автора Козинкин Олег Юрьевич

Что всегда скрывал о предвоенном планировании маршал победы. (Как Жуков стал «маршалом Победы» задолго до мая 45-го и что отрабатывалось на практически никому сегодня не известных КШИ мая 41-го.) Говоря о предвоенном планировании, надо подробно остановиться

Из книги Тайна брига «Меркурий». Неизвестная история Черноморского флота автора Шигин Владимир Виленович

Глава четвертая. ОТЗВУКИ ПОБЕДЫ Уже через день после знаменитого боя в донесении на имя командующего Черноморским флотом командир «Меркурия» написал: «Имея честь донести Вашему Превосходительству о деяниях вверенного мне брига, я не имею ни слов, ни возможности описать

Из книги Маршал Ней автора Перрен Эрик

ГЛАВА СЕДЬМАЯ. От одной распри к другой Глупая гордость титулом герцога, князя, званием маршала Империи делала их настолько тщеславными и ревнивыми по отношению друг к другу, что они приносили интересы армии и страны в жертву своему мелочному

Из книги Миссия выполнима [Удары израильского спецназа] автора Брасс Александр

Из книги СМЕРШ без грифа «Секретно» автора Ленчевский Юрий

Предисловие от Якова Кедми (В недавнем прошлом глава одной из наиболее закрытых израильских спецслужб) Эта книга отличается от множества подобных ей по тематике и назначению одним основополагающим фактором: авторской «замешанностью» в сути описываемой тематики. Он не

Из книги автора

Глава девятая. Провал одной операции абвера C созданием ГУКР СМЕРШ в апреле 1943 года эффективность нашей борьбы с вражеской агентурой усилилась. Возглавлявший СМЕРШ Наркомата обороны СССР генерал-полковник Абакумов Виктор Семенович, по отзывам сотрудников, был знающим,

Из книги автора

Глава четырнадцатая. После победы После Победы деятельность СМЕРШа не ослабевала. Одной из первостепенных задач стала борьба с диверсионным подпольем нацистов. Контрразведчики к этому готовились заранее. 23 июля 1944 года начальник 1-го (разведывательного) управления НКГБ

В 1983 году на киностудии «Ленфильм» сняли военную драму «Торпедоносцы». Фильм посвящен летчикам Северного флота. Кинолента рассказывает о событиях 1944 года, когда война была в самом разгаре. Каждый боевой вылет в полку морской авиации, который базировался в Заполярье, мог оказаться последним…

«Торпедоносцы» — это история о советских камикадзе...» — так однажды охарактеризовал свою картину режиссер Семён Аранович в интервью японской газете.


Четвертый год Великой Отечественной войны. Это время действия картины. Место действия — Заполярье. Там доблестно сражались летчики нашей морской авиации, точнее, Гвардейский минно-торпедный авиационный полк Краснознаменного Северного флота. Будни торпедоносцев — так можно вкратце обозначить содержание фильма.

Семен Аранович мечтал снять картину о морской авиации, потому что для него она — часть собственной биографии. Правда, воевать ему не довелось, но в течение пяти лет после окончания Высшего военно-морского минно-торпедного училища он летал штурманом в Заполярье, узнал людей, работавших там, познакомился с традициями, бережно сохраняемыми морскими летчиками.

Торпедоносцы летали на машинах «Ил-4». А такой самолет в единственном экземпляре был только на пьедестале перед Музеем авиации Северного флота в Мурманске. Самолет, который «занят» в картине, энтузиасты и сотрудники музея отыскали в тундре, он был подбит в результате прямого попадания в кабину. Машину отремонтировали в краткие сроки, поставили двигатель, остальное оборудование, — словом, возродили к жизни «ветерана» боев.

Торпедные атаки снимались в натуре. Причем делали это «под хронику», чтобы создавалось ощущение документальности происходившего. При монтаже в фильм вошли и подлинные кадры, снятые в годы войны. Первую атаку оператор показал намеренно очень длительной (она идет на экране почти семь минут), чтобы зрители четче «ощутили» героев, поняли, что есть «быт войны». Очень важно было воссоздать время и атмосферу, в которой жили и работали торпедоносцы. Большое значение отводилось музыкальному строю фильма, в него включены мелодии, популярные в сороковые годы. Они ненавязчиво присутствуют в киноленте постоянно.

Герои фильма «Торпедоносцы» ни разу не сказали слов «сражение», «бой». Они говорят: «работа». И черта в их жизни пролегла совсем иначе, чем там, на Большой земле. Потому что нет для них разделения на тыл и фронт: всё — тыл, и всё — фронт. И перемен в жизни почти не произошло: как жили, так и живут. Кроме одной: поднимаясь в воздух, как обычно, они не знают, вернутся ли назад. А в остальном всё по-прежнему. Даже лексикон вполне мирный, не переменился. И, узнав о гибели экипажа Плотникова, строгий бритоголовый генерал (А. Филиппенко) скажет фразу совсем обыденную, но оттого ещё более горькую: «Баня есть. Парикмахерскую открыли. Театр какой отгрохали. Кажется, живи и радуйся. А счастья — нет».

Белобров возвращается из госпиталя в надежде на счастье, на встречу с любимой — Настей, но Настя изменила ему, вышла замуж за другого — майора Плотникова. Настя хотела счастья, но майор Плотников погибает. Кругом — «но», расставленные войной.

Родион Нахапетов играет, будто гася таящуюся где-то в глубине души его героя стихию отчаяния. Белобров, прекрасно понимающий, что его чувство к Насте обречено на несвободу, всё-таки пытается внести в своё смятение какой-то лад, он пробует как-то объясниться с Настей, заведомо зная бессмысленность каких-либо объяснений…

С таким же сложным, хотя и качественно другим чувством нежности, изнутри подтачиваемой тревогой и сомнением, рассказана авторами история инженера Гаврилова. К нему из детского дома возвращается сын. Раз десять белоголовый малыш, картавя, но не без гордости, произнесёт своё имя «Игорь Гаврилов», с достоинством принимая в дар плитки шоколада. Но и здесь автор вовремя предостерегает нас от умиления, уничтожая какую бы то ни было сентиментальность жестковатыми нотами: ребёнок по ночам ворует тушёнку, он не помнит никого из гавриловской родни, и Гаврилов-старший, боясь сам себе в этом признаться, уже начинает сомневаться: а он, этот пацан, его ли сын?

Но вот драматическая сдержанность сменяется простодушной иронией: на экране ведут задушевную беседу старшина- орденоносец Черепец (А. Жарков) и Маруся-повариха (Т. Кравченко). Он: Если вслушаться в сухой язык цифр, то становится наглядно ясно, кто летает, а кто так, по аэродромам треплется… Она: Вам эта стрижка не идёт, вы в ней на арбуз похожи. Несмелое чувство бьётся за этими нескладными словами, не умея себя выразить: лишь позже, в сцене прощания, незадолго до того, как одному из них — Черепцу — суждено будет сгореть в воздухе, а другой — Марусе — погибнуть вместе с потопленным фашистской подводной лодкой транспортным судном, лишь в эту минуту мы услышим резкое, сбивающееся на кашель Марусино рыдание.

«Будем карать гадов. Всех на дно. Всех на дно. Атака! Атака! Атака!»

Режиссер Семен Аранович привнес в игровое кино из документального внимание к детали, точность и цепкость взгляда, чисто документалистскую любовь к подробности. И здесь не упускает ничего. Гибель Белоброва и его экипажа снята с жестоким реализмом, разрастающимся до символа. Точное попадание снаряда — и в окровавленную маску превратилось лицо наводчика. Спокойное, чуть удивленное лицо мёртвого Саши Белоброва, руки, продолжающие держать штурвал. Горит самолет. Горит Саша. Разверзшаяся холодная пучина моря — серого, пустынного, жуткого. Летят в эту пучину обломки сгоревшего самолёта, и, живым факелом, — Черепец на парашюте…

А потом — долго-долго много-много фотографий… На молчащем экране, не спеша, сменяют друг друга лица людей в форме морской авиации. Суровые и смеющиеся, совсем юные и постарше. Нет ни закадрового текста, ни комментирующей надписи, ни музыки. Мы даже не знаем, все ли это погибшие, или кто-то из них уцелел. Потому что здесь они равны — живые и мертвые…

В главных ролях:

Белобров — Родион Нахапетов
Дмитренко — Станислав Садальский
Черепец — Алексей Жарков
Гаврилов — Андрей Болтнев
Маруся — Татьяна Кравченко
Шура — Вера Глаголева
Настя — Надежда Лукашевич

1984г. — Серебряная медаль им. А. Довженко.
1984г. — Приз и диплом за лучший фильм на ВКФ.
1986г. — Государственная премия СССР.

Посвящается летчикам Краснознаменного Северного флота…

P.S. Баштырков, Андрей Андреевич (1914 — 14.01.1943) — летчик-разведчик и торпедоносец, Герой Советского Союза (1943, посмертно), капитан. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. С 1942 г. воевал в составе 24 мтап ВВС СФ. Совершил 107 боевых вылетов (66 ночью). 14 января 1943 г. при атаке немецкого конвоя его «Хемпден» был подбит, но Баштырков не свернул с курса и торпедировал транспорт. После этого самолет упал в море. Навечно зачислен в списки воинской части. А. А. Баштырков послужил прообразом одного из главных героев к/ф «Торпедоносцы». Вместе с ним погибли штурман сержант В. Н. Гаврилов, стрелок-радист старшина М. В. Кузьмин и стрелок краснофлотец Н. А. Шпунтов.
См.также: