Бизнес по организации концертов. Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов Налоговый учет

Обзор документа

Разработана концепция развития концертной деятельности в области академической музыки в России на период до 2025 г.

В ней намечены приоритетные направления государственной поддержки такой деятельности, сформулированы ключевые понятия, определены функции ее участников.

Поставлен ряд задач. В частности, необходимо сформировать эффективный менеджмент и обеспечить единое концертное пространство в области академического музыкального искусства в России. Предстоит создать современную материально-техническую и информационную инфраструктуру филармонической концертной деятельности. Важно активизировать любительское музыкальное движение (хоров, оркестров, ансамблей, в т. ч. школьных и студенческих).

Реализация концепции будет проходить в два этапа. На первом (2015-2019 гг.) предусматривается создание правовых, организационных и методических условий. На втором (2020-2025 гг.) планируется формирование федеральной и региональных программ поддержки концертной деятельности в области академической музыки, строительство новых (реконструкция действующих) филармонических концертных залов.

Предполагается, что к 2025 г. общее количество концертов академической музыки увеличится в среднем по России в 2 раза. Число слушателей интернет-трансляций таких концертов должно вырасти в 5 раз. Доля концертных программ, исполняемых молодыми приглашенными солистами и дирижерами в регионах страны, должна повыситься до 25 процентов. Вдвое необходимо увеличить количество выступлений ведущих творческих коллективов в субъектах Федерации.

Все, чем располагает концерт, предназначено для обслуживания аудитории, для удовлетворения ее духовных потребностей. Технология концертных программ выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые духовные потребности, и, прежде всего потребность в творчестве. A.M. Горький отмечал, что «росту человеческих потребностей нет предела. Только благодаря этому и существует непрерывный процесс культуры» Горький А.М. Собр. Сочинений.: в 30 т. - Т. 26. - М. 1985. - с. 19. По этому в основе организации концерта лежат социальные функции концерта и его фундамент – принципы.

Слово «принцип» имеет латинское происхождение, означает "основа", "начало". Принципы и правила существуют объективно, отступать от них нельзя, иначе такая деятельность не будет достигать своего назначения, утеряет смысл и качество. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта.

В исторической ретроспективе основу концерта определял принцип разнообразия, согласно которому номер одного жанра сменялся другим: чтец – жонглером, иллюзионист – баянистом, гитаристом и пр. .

В построении эстрадного концерта основную роль, наряду с принципом разнообразия, играют принципы контрастности и неожиданности. Данные принципы во многом диктуются естественным стремлением зрителя к динамике и сюжетности.

Но контрастное разнообразие влечет за собой и необходимость постоянной перестройки зрительского восприятия. Значит, должны быть найдены так называемые эмоционально-смысловые «формулы перехода» от одного номера к другому, импровизационное в своей основе общение конферансье со зрителями. Для обеспечения единства восприятия, так как аудитория состоит из лиц с самыми разными вкусами, концерту следует иметь объединяющую идею и передавать её зрителю, отсюда и рождается принцип целостности.

Принципу целостности близок принцип системы, понять суть второго можно из цитаты В. Килиша: «Поразительно, что, определив номер, как основную структурную единицу, эстрада познала высокую цену системы номеров. Калейдоскоп, механическое чередование такой системы не создают. Принцип системы – это принцип общего движения, внутренней родственности и эмоциональных связей. Эстрадный номер безупречен сам по себе, обретает динамику в условиях темпераментной, азартной, агрессивно-заразительной переклички с другими номерами». (килиш в. Контакт?есть контакт! // телевизионная эстрада – М 1981) 96

«Перекличка» может основываться на своеобразной передаче настроения, созданного в зале предыдущим исполнителем, и в этом случае конферансье не должен его разбивать своей беседой с залом. Логично обосновывается чередование эстрадных номеров их эмоционально-тематической «перекличкой», следует учитывать внешние признаки, которые заставляют разъединять в программе те или иные концертные произведения, те или иные жанры.

Интересно заметить, что положительное восприятие эстрадных концертных номеров зависит от самых различных причин. В одном случае нам достаточно оригинальности трактовки, в другом – новизны материала, в третьем – встречи с любимым исполнителем, поскольку каждый номер содержит свою «изюминку». А сочетание «неповторимостей» во многом определяет успех эстрадной программы».

Из всего вышесказанного следует, что процесс создания эстрадного концерта – это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых номеров. Значит, основными принципами эстрадного концерта являются принципы контрастности, сопрягаемости, разнообразия, гармоничности и целостности, учитывая которые можно найти наилучший вариант расположения номеров в концерте.

· Сопряжение номеров предполагает наличие в эстрадном концерте таких жанров, которые не могут соседствовать в программе;

· Контрастность является средством, при помощи которого можно быстро собрать внимание зрительного зала после предыдущего номера;

· Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обуславливается гармоничностью и целостностью концерта.

В нашей работе под «функциями» мы будем понимать определение А.Д. Жаркова: «Основными значениями термина «функция», которые мы будем применять, являются, во-первых, «задача, назначение», а во-вторых, - «отрасль или вид деятельности».

Социальные функции концерта, как мы уже отмечали, включают в себя, прежде всего, культурно-просветительную и образовательно-воспитательную функции. В условиях общекультурного кризиса, воспитание культурной личности, обладающей устойчивой системой ценностных ориентаций, способной сознательно строить свои отношения к природе, обществу, другим людям, самому себе, способной к творческой самореализации во всех сферах деятельности, представляется чрезвычайно важным. И именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию и социализации личности.

Поскольку мы исследуем, более подробно, эстрадный концерт функции организации концерта будем рассматривать опираясь на социальные функции эстрадного искусства, приведенные А.Д. Жарковым.

Функции концерта имеют непосредственное общественное значение, представляющие собой прямой ответ на социальный заказ, конкретизирующие ожидаемый обществом от концертной деятельности социальный, общественно значимый эффект. Это целевые функции. Через них конкретизируется высшие назначение эстрады: обогащение культурной сокровищницы общества путем массового вовлечения граждан в углубленное освоение, а затем – и в созидание культурных ценностей.

Важная функция концерта – формирование эстетического вкуса и эстетических чувств, приобщения к миру прекрасного, развитие творческих способностей личности – гедонистическая функция.

Наконец, удачный концерт, все равно профессиональный он или любительский – это всегда хорошая возможность отдохнуть после трудового дня, снять усталость и напряжение, получить заряд бодрости на рабочую неделю. Следовательно, рекреационная функция так же присуща концерту. По этому есть концертные программы, ставящие своей задачей главной задачей именно отдых, разрядку.

Познавательная функция, которая проявляется в двух ипостасях: усвоении информации и эвристической деятельности – получение нового для себя знания в результате размышления, участия в программах и т.д.

Функция практического преобразования влияет на зрителей, таким образом что концертные программы не просто отражают жизнь, а являются её элементом, звеном, средством эстетического воспитания, по причине того что они чрезвычайно привлекательны для самых широких слоев населения.

Не менее важна функция общения в организации концертной деятельности. «Окружающая нас жизнь настолько динамична и насыщена событиями, что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь людям поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное вне учреждения социально-культурного и культурно-досгового типа, обменяться мнениями и суждениями по этому поводу. И здесь эстрадное искусство способно превратить свободное общение в культурное».

Отслеживая историю концерта, его модификацию в каждом временном отрезке, мы становимся свидетелями разложения данного явления на виды и жанры. Данное разложение является неизбежным процессом, учитывая многогранность данной сценической формы и её способности изменяться согласно социально-культурным потребностям населения.

Впервые определение концерта с указанием видов даётся в третьем издании «Большой советской энциклопедии», в нашей работе мы уже обращались к данному определению:

«Концерт, публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе. Виды концерта - музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (лёгкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)».

Разделение по жанрам зависит от характера репертуара, исполняемого в данном концерте, либо филармонического либо эстрадного. Отнесение жанров к филармоническим либо эстрадным непосредственно связано с исполняемым репертуаром. Отметим тем не менее, что такое деление концертов подчас оказывается весьма условным.

Справедливо заметить то, что эстрадный концерт посещают представители разных возрастных и социальных групп, он является самым демократически, поэтому в учреждениях культуры чаще всего проводятся разновидности эстрадного концерта, нежели филармонического, хотя и некоторые виды филармонического концерта имеют место в программах учреждении культуры.

К филармоническим концертам относятся:

× Симфонические: концерты симфонических оркестров, исполняющих симфонии, кантаты, оратории, сюиты, увертюры, сцены из музыкальных спектаклей и т.д. Они могут проводиться с учётом солистов-вокалистов, инструменталистов, либо хора;

× Камерные: концерты камерных оркестров или ансамблей, исполняющих музыкальные произведения малых форм – сонаты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. камерные концерты могут также проводиться с участием солистов-вокалистов или инструменталистов;

× Концерты хоровых, танцевальных коллективов: хор, капелла, ансамбль песни и танца, ансамбль танца и т.д.

× Концерты духовых оркестров, оркестров или ансамблей народных инструментов;

× Концерты выступающих с классическим репертуаром сольных исполнителей: чтецов-мастеров художественного слова, артистов-вокалистов (оперных и камерных), солистов-инструменталистов, солистов балета. Они могут проводиться в сопровождении аккомпаниаторов-концертмейстеров, ансамблей и оркестров.

× Музыкально-литературные концерты, в концерты, в которых исполняются музыкальные и литературно-драматические произведения силами инструменталистов, вокалистов, чтецов – мастеров художественного слова, артистов балета;

× Концерты-лекции: тематические лекции о творчестве композиторов, писателей, выдающихся исполнителей, о музыкальных и литературных произведениях, сопровождающихся исполнением соответствующих произведений и отрывков из них.

К эстрадным концертам относятся:

× Концерты эстрадно симфонических и эстрадных оркестров, джаз-оркестров и ансамблей, эстрадно-инструментальных ансамблей, исполняющих лёгкую инструментальную музыку;

× Концерты вокальных, вокально-инструментальных и вокально-танцевальных ансамблей. Ансамблей оперетты, исполняющих лёгкие вокальные музыкальные произведения;

× Концерты артистов-вокалистов музыкальной комедии, эстрады и исполнителей народных песен;

× Концерты артистов разговорного жанра (артисты драмы, театров кукол, эстрады, фельетонисты, куплетисты и др.);

× Театрализованные эстрадные представления, а также концерты эстрадных коллективов с театрализованной программой (театры миниатюр, мюзик-холлы, ансамбли эстрадного танца, пантомимы, балета на льду);

× Концерты коллективов эстрадно-народного плана, исполняющих лёгкий, развлекательный репертуар;

× Концерты артистов спортивно-цирковых, или эстрадно цирковых жанров.

А.Д. Жарков в своей книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология» говорит о выделении эстрадного концерта в самостоятельный вид концерта и даёт развёрнутое понятие и свою классификацию, считая классификацию А.А. Клитина несовершенной, данному виду концерта по способу построения программ.

Эстрадный концерт - своеобразный итог и качественный показатель деятельности огромного коллектива специалистов в сложном процессе создания эстрадного концерта синтезируются самые разнообразные виды искусства, существенно различающиеся своим художественным языком, средствами выражения. Поэтому эстрадный концерт – важное событие в творческой жизни многих исполнителей, действия которых полностью подчиняются одним и тем же специфическим законам и закономерностям .

В зависимости от содержания, структуры и характера эстрадные концерты можно различать по следующим видам: дивертисментные, тематические, театрализованные и отчётные.

Дивертисментные (сборные) концерты составляются из эстрадных номеров различных жанров. Они, как правило, не имеют сюжетного построения, их характерные черты – действенность, разнообразный состав участников. Составление дивертисментных эстрадных концертных программ, где один номер не связан с другим непосредственно, является чередованием жанров, стилей, масштабов номеров, обусловливается гармоничностью и целостностью концерта.

Тематические концерты строятся на единой сюжетной основе, приурочены к праздничным, юбилейным датам. Ведущий таких концертов является связующим звеном, он через все номера проводит основную мысль, нанизывая на неё каждое исполняемое произведение. В тематическом концерте все номера подбираются в соответствии с темой. Программа составляется из имеющихся в репертуаре коллективов, произведений или готовятся новые. Между номерами в таком концерте должны быть тематические связки ведущего. Характерные черты: целостность, завершённость, синтетичность, образность.

Театрализованные – разновидность тематического концерта со своими специфическими выразительными средствами. Номера концерта соединяются в единое целое на основе единого сюжета. Театрализованные эстрадные концерты есть синтез различных жанров. Эти концерты готовятся и посвящаются крупным событиям, знаменательным датам, являются частью торжественного заседания, итогом смотров любительских коллективов, праздников музыки, фестивалей эстрадного искусства. Театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, театрализованная часть программы, имеющая сценарий, состоящий из эпизодов, и финал.

Для лучшего понимания театрализованного концерта, следует понимать и значение понятия «театрализация». Театрализация – это прием, в основе которого лежит использование тех или других (или всех вместе) характерных для театра выразительных средств для создания неповторимого, яркого, присущего только данному концерту художественного сценического образа.

Концерт-митинг – это публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Цель концерта-митинга - оказать мобилизующие воздействие на слушателей, эмоционально зажечь их, призвать активно действовать. Специфика данного концерта – сочетание выступлений мастеров профессионального искусства и очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни протеста, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды. К этому роду концертов можно отнести концерты политической песни (зонг-митинги).

Концерт-интервью – представляет собой диалог с одним или несколькими участниками эстрадного концерта. Специфика данного концерта заключается прежде всего в живом общении ведущего с исполнителем или автором, которые активизирует интерес слушателей, позволяет сделать их участниками концерта. Подготовка концерта-интервью имеет определённую сложность. Ведущему надо обладать качествами интервьюера: уметь составить вопросы и задать их, направить беседу в нужное русло, постоянно корректировать её в зависимости от реакции зрителей.

Моноконцерт – предполагает исполнение эстрадных произведений одним исполнителем или коллективом в сочетании с устными выступлениями, он имеет много общего с сольным концертом. Специфика его состоит в том, что его участники не только исполняют, но сами рассказывают о своём исполнительском мастерстве, гастрольных поездках, о впечатлениях от встреч с авторами, режиссёрами, исполнителями, от программы концерта, которая может составляться во время выступления с учётом просьб и интересов зрителей.

Концерт-реквием носит торжественно-траурный характер и состоит из эстрадных номеров, выстроенных сюжетно в программу, которая включает церемонию, шествия, выступление участников (например Великой Отечественной войны). Специфика данного концерта - наличие определённого ритуала, активизация зрителя: минута молчания, возложение венков и цветов к памятникам павших воинов. Концерт-реквием требует элементов театрализации, органического соединения «фактов» жизни и «фактов» искусства.

К театрализованным концертам можно отнести также следующие исторически сложившиеся формы эстрадных представлений.

Ревю (фр. revue) – панорама, обозрение, слово образовано от глагола «revoir» - снова увидеть. В ревю широко используется театрализация в подаче и чередовании номеров разных жанров. Основой представления является театрализованный концерт с устремлением к сюжетности, к некоему единству, которое объединяло бы отдельные номера. Концертная программа, по сути превращается в спектакль. На первом плане в ревю – яркость внешней формы, демонстрация мастерства исполнительского изыска, помпезность. Представлением руководят ведущие, которые одновременно комментируют спектакль и исполняют роль конферансье . Программа ревю строится на сочетании трех основных элементов: эстрадно-цирковых номеров, развернутого парного или тройного конферанса, хореографических композиций.

Концерты в учреждениях культуры классифицируют, так же по следующим признакам:

По целевому назначению: текущие; отчетные (например, творческий коллектив отчитывается перед городом за прошедший творческий год или за свою поездку куда-нибудь); смотровые (участие в смотре художественной самодеятельности); праздничные (выступление в честь праздника, и в программе всего праздника); юбилейные (юбилей ДК, юбилей коллектива самодеятельности и т.п.).

По месту проведения: стационарные; выездные; гастрольные.

По составу участников: любительские; профессиональные; смешанные. В программе могут быть задействованы и взрослые, и дети, и даже профессиональные исполнители вместе с исполнителями-любителями.

По числу участников: сольные (бенифисы); групповые (полубенифисы); коллективные (одного кружка или коллектива); сводный.

По составу аудитории, для которой они проводятся: для детей; для взрослых; для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют.

Исторически сложилось так, что концерт видоизменялся и трансформировался. Сегодня он обретает новое звучание, определяемое происходящими переменами в жизни общества. Многообразие видов и жанров концертных программ является неопровержимым доказательством многогранности данной формы культурно-досуговой деятельности.

Из данного параграфа, посвященного принципам и функциям организации концерта, а так же видам концертов в учреждениях культуры можно сделать следующие выводы :

1. Принципы организации концерта – это наиболее общие положения, которые отражают психологическое и педагогическое регулирование процесса организации концерта;

2. Основными принципами организации концерта являются: принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

3. Функции концерта – это его назначение, объективно присущие ему свойства, что бы воздействовать на зрителя, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества;

4. Функции концерта включают в себя: культурно-просветительную функцию, образовательно-воспитательную функцию, гедонистическую функцию, функции формирование вкуса и эстетических чувств, развитие творческих способностей и приобщения к прекрасному, рекреативную функцию, познавательную, функцию практического преобразования, коммуникативную функцию;

5. Для удовлетворения самых разных потребностей зрителя концерт, за период своего исторического становления, трансформировался во множество видов и жанров;

6. Жанры концертов относят к двум видам: филармонический и эстрадный. Такое деление концертов можно считать весьма условным;

7. В учреждениях культуры различного типа, могут быть проведены различные виды концертов, в большинстве своем это концерты эстрадного жанра. Среди них стоит выделить наиболее часто проводимые такие, как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана. Реже в учреждениях культуры можно такие концерты, как концерт-интевью; моноконцерт; концерты артистов спортивно-цирковых жанров, так же редко встречаются с учреждениях культуры концерты филармонического жанра, например концерты-лекции; концерты хоровых, танцевальных коллективов; камерные концерты;

8. Концерты в учреждениях культуры можно разделить, так же по следующим признаками: по целевому назначению; по месту проведения; по составу участников; по числу участников; по составу аудитории.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Понятие «концерт» прошло долгий путь развития, преобразовавший его от музыкального термина до организационно-художественной формы;

2. Свои корни концерт берет еще в античности – в разного рода состязаниях той эпохи, но первые концерты появились лишь в XVII веке в Италии и были исключительно музыкальными, так же существенные преобразования концерт приобрел в Англии, Франции и в России;

3. За время своего становления концерт стал невероятно многоликим и разнообразным явлением искусства. Большинство определений данного явления можно свести к тому, что концерт есть публичное выступление артистов разных жанров по заранее определенной программе;

4. Самым демократичным видом концерта жанром концерта является эстрадный концерт. Среди его характерных черт и особенностей наиболее яркими являются: простота и доступность, непосредственное и тесное общение участников со зрителями, многожанровость, праздничность атмосферы, легкость и лаконичность восприятия, высокая степень социальной направленности и большое число участников;

5. Фундаментом концерта являются принципы его организации среди которых стоит выделить такие принципы, как принцип разнообразия, принципы контрастности и неожиданности, принцип целостности и гармоничности, принцип сопрягаемости, принцип системы;

6. Концерт наделен важными социальными функциями среди которых наибольшее значение играют: культурно-просветительная, образовательно-воспитательная, гедонистическая, рекреативная, познавательная, функция практического преобразования и коммуникативная функция.

7. Концерт разделяется на различные жанры и виды. Среди жанров концерта выделяют два: то филармонический и эстрадный. В учреждениях культуры проводятся в основном концерты эстрадного жанра, такие как дивертисментные (сборные); тематические концерты; театрализованные; концерт-реквием; ревю; концерты коллективов эстрадно-народного плана.

Итогом учебно-воспитательной работы в самодеятельных эстрадных оркестрах и ансамблях является концертное выступление. Это важное событие в духовной жизни коллектива. Концертное выступление доставляет радость, переживание, гордость, позволяет увидеть значимость своих занятий музыкальным творчеством, еще более укрепляет и расширяет кругозор, способствует формированию общественной активности. Концерт, как и репетиционный процесс, оказывает большое воспитательное воздействие. Целевая установка репетиций на концертное выступление изменяет сам характер музыкально-познавательной деятельности оркестрантов: вызывает положительное отношение к занятиям в оркестре или в ансамбле, пробуждает интерес, изменяет мотивы обучения музыкально-исполнительскому искусству.

Основу концерта составляют номера. В зависимости от их содержания, структуры и характера различают следующие виды концертов - дивертисментные, тематические, театрализованные и отчетные.
Дивертисментные концерты составляются из музыкальных номеров различных жанров. Они, как правило, бессюжетного построения.
Тематические концерты проводятся в клубах в связи с праздниками, юбилейными датами.
В последнее время широкую популярность приобрели театрализованные концерты - разновидность тематического концерта, в котором номера соединяются в единое целое. Театрализованный концерт представляет собой синтез различных музыкальных жанров. Театрализованные тематические концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера, знаменательными датами. Они являются частью торжественного заседания, завершением смотров художественной самодеятельности, праздников музыки, музыкальных фестивалей. В отличие от тематического концерта, театрализованный концерт помимо темы имеет свою четкую сюжетную линию. Как правило, театрализованный концерт структурно выглядит так: пролог, основная часть программы, состоящая из эпизодов и театрализованных номеров, и финал.
В качестве примера приведем фрагменты программы театрализованного концерта самодеятельного эстрадного ансамбля «Атлантика» из Мурманска. Пролог концерта построен как вокально-инструментальная композиция «Мы с песней росли и мужали». В него вошли фрагменты песен и инструментальных мелодий, характеризующих основные этапы развития нашей страны: революционных песен, песен гражданской войны, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, послевоенного периода.
Каждый фрагмент пролога имел свою четкую режиссерскую разработку: мизансцену, свет, характер исполнения, логический переход от одной эпохи к другой. Заключительный фрагмент пролога подводил к основным событиям современности и служил своеобразной связкой к первому эпизоду программы - «Край морошковый», в который вошли песни: «Край морошковый», «Уходят парни в море», «Моряцкие мили», «Я живу у моря». С помощью театрализации четыре номера с музыкальными переходами слились в единый эпизод с четкой идейной направленностью и художественной образностью, рассказывающий о городе Мурманске, о трудовом подвиге моряков и рыбаков.

В настоящее время стали популярны концерты политической песни, зонг-митинги.
Концерт-митинг - публичное исполнение музыкальных произведений, содержание которых отличается не только общественной значимостью, но и определенной политической злободневностью. Специфика данного концертного жанра заключается в своеобразии содержания номеров и организационно-методическом построении программы. Таким концертам присуща особая действенность, опирающаяся на активность зрителя, открытая агитационность, которая проявляется в репертуаре и оформлении мероприятия. Основная задача концерта-митинга - оказать немедленное мобилизующее влияние на слушателей, эмоционально зажечь, заставить активно действовать. Особенностью данного жанра является то, что он сочетает музыку и выступление участников самодеятельности и мастеров профессионального искусства, очевидцев волнующих событий: артистов, поэтов, композиторов, общественных деятелей. В концерте-митинге широко используются песни-протесты, политические песни, стихи, кинодокументы, слайды и т. д.
В настоящее время получают широкое распространение самодеятельные мюзик-холльные программы, объединяющие различные жанры эстрадного искусства. Составление такой программы- один из самых ответственных и сложных моментов организации концертной деятельности. Нередко руководители ограничиваются только установлением порядка имеющихся номеров вместо того, чтобы выстроить концерт, придать ему динамическую и законченную форму. При составлении программы руководителю эстрадного коллектива следует обратиться за консультацией к режиссеру, а если есть возможность, привлечь его еще раньше, в период подготовки номера. Режиссер поможет драматургически выстроить номер, определить необходимые мизансцены, поставить смысловые акценты в тексте песен, разработать характер сценического поведения музыкантов при исполнении инструментальных пьес, вместе с художником продумать детали оформления номера, костюма исполнителя. Если в клубе нет режиссера, руководитель должен познакомиться с принципами построения программы.

Один из важных принципов составления эстрадной программы - от серьезного к развлекательному. Начинать концерт целесообразно с номеров гражданского содержания, а ближе к концу дать более популярные.
Следующий важный момент составления программы: концерт должен идти по нарастающей линии так, чтобы восприятие зрителей поддерживалось усиливающейся «ударностью» номеров, то есть номера, вызывающие наиболее бурную реакцию зрителей, исполнять ближе к концу программы. Самое же завершение концерта требует наиболее эффектной и впечатляющей точки.
В методической литературе указывается еще одно важное условие построения программы - принцип контраста. Поэтому руководитель должен заботиться о контрастности номеров. Стыки между номерами разных жанров должны подбираться с большой осторожностью, чтобы помочь оттенить контрастом номера. Рецептов сочетания номеров дать невозможно. Каждая программа, каждое выступление имеют свою специфику, и руководителю приходится все время заново продумывать варианты исполнения в зависимости от содержания, места выступления, зрителей.
Следует также учесть, что расположение наиболее веселых, зрелищных номеров ближе к концу программы вовсе не означает, что первая часть концерта (независимо - дивертисментного или-тематического характера) должна быть очень серьезной, а вторая- сплошным развлечением. Соотношение контрастов и пиков, разрядок и переключений заставляет перемешивать номера, придерживаясь тенденции облегчения программы по мере приближения к финалу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и особенные черты концертной деятельности, ее назначение и порядок реализации. Требования к участникам концертных программ: режиссеру, ведущему, исполнителям, музыкантам. Структура и характеристика основных элементов концертной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 25.06.2010

    Рассмотрение проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры. Изучение специфики функционирования системы методического обеспечения социально-культурной деятельности на примере мурманского областного Дома народного творчества.

    курсовая работа , добавлен 04.01.2013

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

    Основные направления организации досуга сельского жителя в современных условиях. Диагностика уровня удовлетворенности жителей д. 2-я Пристань качеством организации социально-культурной деятельности, рекомендации и методы по ее усовершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2015

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Режим функционирования, финансовая и хозяйственная деятельность, образовательный процесс, задачи, направления деятельности и функции Дворца детского и юношеского творчества. Направления учебной и методической деятельности в социально-культурной сфере.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2012

Сфера концертного менеджмента включает в себя множество самых разнообразных форм. Концертный менеджмент может осуществляться как в организациях, так и в обслуживании отдельного исполнителя.

Есть концертные организации в строгом смысле слова: это филармонии, объединения, концертные компании, концертные центры, дирекции, концертные залы и самостоятельные художественные коллективы. Подготовка и организация концертов является их основной деятельностью. Они могут принадлежать как государственной, так и частной сфере, быть некоммерческими учреждениями и коммерческими предприятиями.

Музыкальные и драматические театры хотя и не являются в строгом смысле слова концертными организациями, чаще всего включают организацию и проведение концертов в свою основную уставную деятельность.

Концертами занимаются и другие организации, для которых это не является их основной деятельностью. К ним относятся:

культурно-досуговые учреждения: дворцы культуры, клубы, парки, музеи, библиотеки;

культурно-спортивные комплексы: дворцы спорта и стадионы;

фирмы, банки, производственные объединения: концерты становятся частью корпоративных мероприятий, устраиваемых для своих сотрудников;

общественные организации: музыкальные общества, союз концертных исполнителей, союз деятелей эстрадного искусства и др.

Концертные организации в строгом смысле слова можно разделить на три группы в зависимости от их специализации. Первая группа реализует собственные творческие силы, вторая предоставляет собственные концертные площадки, третья занимается посреднической деятельностью. Возможно сочетание этих специализаций в различных вариантах.

К первой группе, предоставляющей только собственные творческие силы, относятся, как правило, самостоятельные творческие коллективы (например, Государственный академический Русский хор им. А. В. Свешникова, Государственный академический ансамбль народного танца им. И. А. Моисеева и др.).

Ко второй группе, предоставляющей только собственные площадки, относятся самостоятельные концертные залы (например, Государственный центральный концертный зал "Россия" в Москве, Большой концертный зал "Октябрьский" в Санкт-Петербурге и др.).

К третьей группе, занимающейся исключительно посреднической деятельностью, относятся организации, не имеющие ни собственных площадок, ни собственных творческих коллективов (например, Российская государственная концертная компания "Содружество", основанная на базе советского "Союзконцерта").

Филармонии являются организациями, сочетающими, как правило, все три функции: они имеют собственные творческие коллективы, собственные залы и организуют на своих площадках концерты приглашенных исполнителей. В силу своей многофункциональности концертный менеджмент филармонии имеет многоуровневую и разветвленную структуру (рис. 23.1).

Специфическая черта концертного менеджмента заключается в том, что он может осуществляться и в отношении одного, отдельно взятого артиста. Музыкант-исполнитель отличается от артиста драматического театра гораздо большей автономностью. Он может ни от кого не зависеть ни в выборе репертуара, ни в его интерпретации, ни в выборе сценической площадки. Его неповторимая индивидуальность самоценна. Недаром замечено, что для публики важен не репертуар, а имя исполнителя. Но так как творческой личности непременно нужен помощник, который взял бы на себя организацию его выступлений и заботился бы о его материальном благополучии, рядом с артистом всегда существовали импресарио, антрепренер. В последнее время появилась еще одна фигура - продюсер.

Эти три фигуры олицетворяют собой различные формы концертного менеджмента. Известно, что термин "менеджер" имеет два значения: наемный управляющий и предприниматель. Если директор филармонии (т.е. учреждения культуры) является прежде всего наемным управляющим, то продюсер, антрепренер, импресарио - лица, соответствующие более всего второму значению - предприниматель. А. С. Лурье, доцент ГИТИСа, специалист по концертному делу, дает точное определение термина "продюсер":

"Привычный для нас перевод английского слова producer - режиссер - пришел из кино. Однако в данном случае более близким по смыслу представляется его буквальное значение - производитель, человек, который производит. Именно он складывает дело, формирует всю технологическую цепочку, под него дают инвестиции, он принимает основной риск, своим именем и авторитетом продвигая проекты. Продюсер - творец, который обеспечивает необходимое качество продукта, являющегося результатом творчества других" . Александр Станиславович обращает внимание па разницу между продюсером и другими известными истории концертного дела предпринимателями - антрепренером и импресарио: "Продюсер в основном работает с проектами, такими как поиск новых талантов, создание новых коллективов, новых “звездных” имен, подготовка оригинальных

Рис. 23.1.

программ, проведение фестивалей и т.д. Антрепренер (от фр. entrepreneur - предприниматель) - это владелец, арендатор или содержатель частного зрелищного предприятия. В отличие от продюсера антрепренер в основном занимается эксплуатацией этого предприятия - антрепризой. Тем не менее антрепренер, работающий с проектами, может быть продюсером, так же как и продюсер - антрепренером. Импресарио (от итал. impresario , от imprendere - предпринимать, затевать) - это профессиональный устроитель концертов, представлений. Организатор зрелищных предприятий или агент какого-либо артиста, действующий о его имени, заключающий для него контракты. Его специализация - посредническая деятельность, хотя он также может выступать в роли и продюсера, и антрепренера".

Важно запомнить!

Организатор концертного дела может иметь или не иметь музыкального образования, но трудно представить на этом посту человека, который ничего не понимает в музыке, не любит ее. Современный концертный менеджер, особенно если он - руководитель концертной организации, должен быть широко образованным человеком, обладать художественной интуицией и предпринимательским талантом.

Управление концертным делом означает организацию творческо-производственного процесса. При всей сложности этого процесса можно выделить сто основные задачи :

создание условий для предконцертного периода (для репетиций отдельных номеров, сводных репетиций и генеральной репетиции);

обеспечение качества инструментов;

обеспечение акустики, освещения и обстановки концертного зала;

построение программы концерта;

обеспечение посещаемости концертов.

  • Лурье А. С . Управление концертным делом // Управляемость культуры и управление культурными процессами / сост. Г. М. Галуцкий. М., 1998. С. 445.